Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков) в составе: Председателя Комиссии - заместителя руководителя управления М.А. Дударевой, членов Комиссии - начальника отдела М.А. Грицай, главного специалиста-эксперта А.Н. Пшенниковой (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика - Департамента градостроительства Администрации города Красноярска (далее - заказчик) с просьбой о внесении сведений об Хрушковой Галине Валерьевны (ИНН 246104557398) (далее - поставщик) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на приобретение жилого помещения - квартиры в рамках реализации муниципальной программы "Обеспечение граждан города Красноярска жилыми помещениями и объектами инженерно-транспортной и коммунальной инфраструктуры", извещение N0119300019824000234, (далее - контракт) установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение заказчика с просьбой о включении сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта.
Обращение подано в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовало требованиям раздела II Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Постановление Правительства РФ N 1078), в связи с чем подлежало принятию к рассмотрению.
На основании статьи 104 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства РФ N 1078 Красноярским УФАС России было принято решение о проведении проверки факта ненадлежащего исполнения поставщиком условий контракта, заключенного с заказчиком по
результатам проведения электронного аукциона.
Красноярским УФАС России по адресам электронной почты заказчика и поставщика, указанным в контракте, размещенным в ЕИС, было направлено уведомление о проведении внеплановой проверки, в котором содержалось требование о представлении необходимых документов и сведений для рассмотрения обращения по существу, а также сообщалось о месте и времени проведения заседания Комиссии по рассмотрению вышеуказанного обращения. Кроме того, указанное уведомление, в силу требований пункта 9 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1078 (далее - Правила), было размещено в ЕИС. Таким образом, заказчик и поставщик считаются надлежащим образом уведомленными о месте и времени проведения заседания Комиссии по рассмотрению обращения заказчика по существу.
В заседании Комиссии по рассмотрению обращения по существу приняли участие представители Хрушковой Г.В., заказчика.
Также к моменту проведения указанного заседания Комиссии Хрушковой Г.В. в адрес Красноярского УФАС России были представлены документы и информация в соответствии с уведомлением о проведении проверки, при том обстоятельстве, что лица, привлеченные к рассмотрению обращения по существу, заблаговременно были уведомлены о необходимости предоставления документов и информации в соответствии с уведомлением о проведении проверки.
Из обращения заказчика следует, что между заказчиком и Хрушковой Г.В. был заключен контракт, по условиям которого Хрушкова Г.В. приняла на себя обязательства по предоставлению жилого помещения - квартиры в рамках реализации муниципальной программы "Обеспечение граждан города Красноярска жилыми помещениями и объектами инженерно-транспортной и коммунальной инфраструктуры", а заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные контрактом, принять и оплатить поставленное помещение (пункты 1.1, 1.2, 1.3 контракта).
Поскольку Хрушковой Г.В. было допущено нарушение существенного условия исполнения контракта, а именно: Хрушковой Г.В. не было предоставлено жилое помещение, заказчиком было принято решение об одностороннем расторжении контракта.
В течение 10 (десяти) дней с момента надлежащего уведомления Хрушковой Г.В. нарушение, послужившее основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе, не устранило, что послужило основанием для подачи обращения в адрес Красноярского УФАС России в порядке, предусмотренном статьей 104 Закона о контрактной системе.
Со стороны Хрушковой Г.В. Комиссии были представлены в письменной форме пояснения о причинах, препятствовавших Хрушковой Г.В. в исполнении надлежащим образом условий контракта, с приложением документов, подтверждающих, по мнению Хрушковой Г.В., отсутствие фактов ее недобросовестности при исполнении контракта.
Рассмотрев обращение заказчика, документы и сведения, представленные заказчиком и поставщиком к моменту проведения заседания Комиссии по рассмотрению обращения по существу, а также размещенные в единой информационной системе при проведении электронного аукциона, заключении, исполнении и расторжении контракта, проведя внеплановую проверку, Комиссия по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках установила следующее.
В связи с возникшей потребностью у заказчика уполномоченным органом были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) посредством проведения электронного аукциона на приобретение жилого помещения - квартиры в рамках реализации муниципальной программы "Обеспечение граждан города Красноярска жилыми помещениями и объектами инженерно-транспортной и коммунальной инфраструктуры" с установлением начальной (максимальной) цены контракта 5 196 450,00 рублей.
На основании протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 15.03.2024 N ИЭА1 с Хрушковой Г.В. был заключен контракт от 01.04.2024 N85-2024 на сумму 4 910 645,25 рублей.
В соответствии с разделом 1 контракта: "Наименование объекта закупки: приобретение жилого помещения - квартиры в рамках реализации муниципальной программы "Обеспечение граждан города Красноярска жилыми помещениями и объектами инженерно-транспортной и коммунальной инфраструктуры".
1.2. "Поставщик (Продавец)" принимает на себя обязательства поставить жилое помещение - квартиру (далее также - Имущество, Квартира) в соответствии с требованиями настоящего контракта, Спецификации, которая является неотъемлемой частью настоящего контракта (Приложение N 2 к контракту), в обусловленный пунктом 3.1. настоящего контракта срок, а "Заказчик (Покупатель)" - принять недвижимое имущество по акту приема-передачи жилого помещения - квартиры (по форме согласно Приложению N 1 к контракту, которое является его неотъемлемой частью) и произвести оплату в соответствии с условиями настоящего контракта в количестве и по ценам, указанным в Спецификации, которая является неотъемлемой частью контракта (Приложение N 2 к контракту).
1.3. Функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки установлены в Спецификации, которая является неотъемлемой частью контракта (Приложение N 2 к контракту)".
Согласно разделу 3 контракта: "Срок поставки товара: Имущество передается "Поставщиком (Продавцом)" "Заказчику (Покупателю)" по документу о приемке, а также акта приема-передачи жилого помещения -квартиры в течение 7 (семи) рабочих дней после подписания Сторонами муниципального контракта".
Разделом 5 контракта предусмотрена приемка помещения согласно которой: ""Заказчик (Покупатель)" принимает в муниципальную собственность города Красноярска жилое помещение - квартиру в срок, указанный в п. 3.1. контракта.
5.2.2. Датой приемки Имущества считается дата размещения в ЕИС документа о приемке, подписанного "Заказчиком (Покупателем)".
5.2.4. Приемка жилого помещения - квартиры осуществляется с участием уполномоченного представителя "Поставщика (Продавца)".
5.2.5. "Заказчик (Покупатель)" осуществляет приемку передаваемого Имущества в срок, установленный для подписания и размещения "Заказчиком (Покупателем)" документа о приемке в ЕИС (п. 5.2.6. настоящего контракта)".
Заказчик и поставщик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств. Односторонний отказ от исполнения Контракта осуществляется в порядке, установленном статьей 95 Закона о контрактной системе (пункт 9.2.1 контракта).
Проанализировав совокупность документов и сведений, представленных заказчиком и Хрушковой Г.В. в материалы проверки, а также размещенной в единой информационной системе Комиссия установила, что контракт был заключен 01.04.2024. По условиям контракта имущество передается в течение 7 рабочих дней после подписания контракта, то есть в срок до 10.04.2024.
Заказчиком в соответствии с условиями контракта была проведена экспертиза передаваемого помещения, согласно заключению экспертизы заказчиком было установлено, что передаваемое помещение не соответствует условиям контракта, а именно площадь в соответствии с условиями контракта должна составлять 40,5 кв.м., вместе с тем площадь предоставляемого помещения Хрушковой Г.В. составляла 34,71 кв.м.
Согласно представленным пояснениям Хрушковой Г.В., Хрушкова Г.В. была приобретена квартира для исполнения условий контракта, согласно выписки ЕГРН, а также техническому плану помещений площадь помещения составляет 40,5 кв.м. Хрушковой Г.В. было установлено, что подрядчики, выполнявшие возведение перегородок, отступили от проектной документации и возвели перегородку в комнате 4 (перегородку между будущими квартирами 45 и 45/1) со смещением на 30 см. В результате, фактическая площадь квартиры N45/1 стала меньше площади, указанной в ЕГРН.
С учетом выявленного несоответствия Хрушкова Г.В. направила в адрес заказчика предложение о готовности предоставить квартиру с улучшенными характеристика, а именно площадью 42 кв.м., заказчиком на указанное предложение был дан отказ.
Вместе с тем Комиссия отмечает, что Хрушкова Г.В. не могла знать о том, что площадь помещения указанная в ЕГРН, а также в техническом паспорте составляет 34,71 кв.м., вместо 40,5 кв.м. Таким образом, имело место добросовестное заблуждение лица о действительной площади имущества.
Согласно статье 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В силу статьи 309 Гражданского Кодекса РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, в том числе с учетом государственного/муниципального контракта. Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, данное обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода (пункт 1 статьи 314 ГК РФ).
Согласно статьи 401 ГК РФ:
1. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
2. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
3. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
В соответствии с пунктом 2 статьи 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Учитывая не предоставления помещения согласно условиям контракта, заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения контракта, предусмотренное пунктом 9.2.1 контракта, частями 8, 9, 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, принял 11.04.2024 решение о расторжении контракта в одностороннем порядке.
Процедура одностороннего отказа от исполнения контракта урегулирована частями 12.1, 13, 14, 14.1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
На основании сведений ЕИС Комиссией установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в ЕИС 11.04.2024, что соответствует условиям, определенным частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе. Следовательно, с 11.04.2024 поставщик в соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим образом уведомленным об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В случае, если поставщик не устраняет в течение 10 дней с момента надлежащего уведомления, нарушения, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, то контракт по истечению указанного срока считается расторгнутым.
Поскольку, по мнению заказчика, поставщик в срок до 22.04.2024 не устранил нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия решения о расторжении контракта в одностороннем порядке, контракт, в силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, считается расторгнутым.
Таким образом, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу и контракт считается расторгнутым 23.04.2024.
Комиссия отмечает, что вышеуказанная совокупность сведений относительно проведения процедуры расторжения контракта в одностороннем порядке по инициативе заказчика свидетельствует о том, что заказчиком была соблюдена такая процедура, предусмотренная статьей 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Изучив представленные документы и информацию, Комиссия приходит к выводу о том, что Хрушкова Г.В. при исполнении условий контракта приняла все зависящие от нее меры для надлежащего исполнения условий контракта, а именно: была приобретена квартира, а также Хрушковой Г.В. было предложено заменить уже приобретенную квартиру на квартиру с улучшенными характеристиками, которая была также приобретена с целью исправить сложившуюся ситуацию.
Кроме того, Хрушкова Г.В. в ходе исполнения контракта предпринимала действия по предоставлению помещению, его замене, а также давала ответы на письма заказчика, что не свидетельствует о наличии в действиях исполнителя умысла в недобросовестном уклонении от исполнения условий контракта. Также на рассмотрении обращения представитель Хрушковой Г.В. было указано, что изменить площадь недвижимости с 34,71 кв.м. до 40,5 кв.м. не представляется возможным.
Комиссия обращает внимание на то, что не приходит к выводу о неправомерности принятого заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, а приходит лишь к выводу о том, что не имеет достаточных доказательств, свидетельствующих о необходимости применения к исполнителю такой санкции, как включение в реестр недобросовестных поставщиков. При этом за просрочку исполнения обязательств, за неисполнение обязательств в строгом соответствии с контрактом предусмотрена специальная мера ответственности, имеющая гражданско-правой характер (взыскание пеней, штрафов, убытков и пр.). Такая мера ответственности, как включение в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотрена только за недобросовестность поведения, чего Комиссией установлено не было.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение участника закупки, которое предполагает его недобросовестное поведение, противоречащее законодательству Российской Федерации о контрактной системе и выражающееся в непринятии им всех мер для надлежащего исполнения обязательства, которые требовались от него по характеру обязательства и условиям оборота при надлежащей степени заботливости и осмотрительности, совершенное им при наличии с его стороны умысла или неосторожности.
К моменту проведения заседания по рассмотрению обращения по существу Комиссия не располагала бесспорными доказательствами, свидетельствующими об умышленном и намеренном уклонении исполнителя от исполнения контракта заключенного по результатам электронного аукциона.
При этом включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой специальную меру ответственности, установленную в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств, о чем указано, в том числе в Определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2012 N ВАС-11617/12 и от 12.07.2013 N ВАС-8371/13.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и при рассмотрении обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, учитывая, что последствия по применению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более негативный экономический характер, чем наложение штрафа (судебные акты по делам NN ВАС-11617/12, А21-4381/2012, А70-11549/2015, А73-2000/2018).
Также Комиссией принято во внимание то обстоятельство, что любые неустранимые сомнения в виновности лица должны толковаться в пользу такого лица.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ N 1078, Комиссия Красноярского УФАС России
РЕШИЛА:
Отказать заказчику во включении сведений в отношении Хрушковой Г.В. (ИНН 246104557398) в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня принятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии |
М.А. Дударева |
Члены Комиссии |
М.А. Грицай
|
|
А.Н. Пшенникова |
Исп.Пшенникова А.Н.
тел.(391) 211-01-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 2 мая 2024 г. N 024/10/104-1232/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.05.2024