Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего Комиссии Управления: А.С. Алексеевой - главного специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок; Членов Комиссии Управления: С.Р. Гаришина - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок, Н.А. Гришиной - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок, при проведении проверки посредством видеоконференцсвязи в присутствии уполномоченного представителя ГКУ АЗ (КС) ДЗМ: А.Б. Лукьянов (доверенность N12 от 12.01.2024), а также в присутствии уполномоченных представителей ООО "Империя Качества": М.Я. Сивакова (доверенность б/н от 06.05.2024), Т.П. Соколова (доверенность б/н от 06.05.2024), рассмотрев обращение ГКУ АЗ (КС) ДЗМ о включении сведений об ООО "Империя Качества" в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступило обращение государственного заказчика - ГКУ АЗ (КС) ДЗМ (далее - Заказчик) о включении сведений об 2024-20738 2 ООО "Империя Качества" (далее - Исполнитель, Поставщик, Общество) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним расторжением Заказчиком государственного контракта, заключенного по результатам электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (для урологических больных) для обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в городе Москве (ИМН 108583) (реестровый N 0873200009821003039). 29.04.2021 между Заказчиком и Исполнителем заключен государственный контракт N 791/2021-ДЛО (реестровый N2771433860921003268) на поставку изделий медицинского назначения (для урологических больных) для обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в городе Москве (далее - Контракт). В ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе 17.04.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение) по причине неисполнения ООО "Империя Качества" существенных условий Контракта. В ч. 12.1 ст. 95 Закон о контрактной системе установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. 2024-20738 3 В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе 17.04.2024 Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком в единой информационной системе.
Таким образом, датой надлежащего уведомления признается дата размещения Решения Заказчиком в единой информационной системе.
На основании ч.13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Исходя из вышеизложенного, на момент проведения заседания Комиссии Управления Решение Заказчика вступило в законную силу и Контракт считается расторгнутым в соответствии с требованиями ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 5.1 Контракта Поставка Оборудования осуществляется Поставщиком в Место доставки в соответствии с Планом распределения (приложение N 3 к Контракту) на условиях, предусмотренных пунктом 1.3 Контракта, в срок - в соответствии с Графиком поставки товаров (Приложение N 9 к Контракту) (Заказчик вправе предусмотреть этапы поставки Оборудования). Поставщик за 5 рабочих дней до осуществления поставки Оборудования в соответствии с Планом распределения (приложение N 3 к Контракту) направляет в адрес Получателей уведомление о времени доставки Оборудования в Место доставки.
Согласно приложение N2 Технического задания к Контракту установлены технические требования, а именно: 3.1 Срок поставки: поставка изделий медицинского назначения осуществляется партиями: Количе- ство Срок поставки Количество, шт партий в течение 10 рабочих дней с даты заключения 1 29 000 Контракта 2 в период с 01.06.2021 по 30.06.2021 31 156 Представитель Заказчика на заседании Комиссии Управления пояснил, что Заказчик неоднократно направлял письма в адрес Поставщика с требованием о поставке и об уплате неустойки за нарушение обязательств, предусмотренных Контрактом. Указанная позиция была продиктована защитой прав и законных интересов граждан (урологических больных), имеющих право на получение государственной социальной помощи в городе Москве (ИМН 108583), а также необходимостью достижения цели закупки (письма от 25.10.2021 N 04-10-11006/21 АЗ(КС); 01.02.2024 N 04-02-1142/24 АЗ(КС).
Представитель Исполнителя на заседании Комиссии Управления пояснил, что 01.04.2021 ООО "Империя Качества" заключило с тем же Заказчиком аналогичный контракт N510/2021-ДЛО (реестровый N2771433860921002204) общей стоимостью 2024-20738 4 5 101 438, 98 руб. на поставку аналогичного товара, который 21.05.2021 расторгнут по соглашению сторон. В целях надлежащего исполнения обоих государственных контрактов сотрудники ООО "Империя Качества" неоднократно вели переговоры с компетентными сотрудниками Заказчика, а также сотрудник Общества приезжали в мае 2021 года по указанному Заказчиком адресу с образцами катетеров по обоим Контрактам. Данная поездка менеджера Соколовой Т.П. состоялась во исполнение электронного письма представителя Заказчика Щеневой Натальи Васильевны от 23.04.2021.
Однако, в результате непосредственного тестирования сотрудниками Заказчика катетеров, которые предполагались к поставке по государственным контрактам от 01.04.2021 N510/2021-ДЛО и от 29.04.2021 N791/2021-ДЛО, Заказчик пришел к выводу о том, что имеющийся у Поставщика товар не соответствует Заказчику. По итогам переговоров принято решение о расторжении обоих контрактов. В отношении документального оформления письменного расторжения контракта путем подписания соответствующего соглашения между Заказчиком и Поставщиком имеется электронное письмо ООО "Империя Качества" от 28.05.2021.
Однако данное письмо Поставщика оставлено без ответа. Комиссия Управления отмечает, что на протяжении 2022 и 2023 г. Заказчиком не направлялись претензии и требования о необходимости поставки товара по Контракту.
Также необходимо принять во внимание цену контракта - 5 921 769, 76 рублей, которая очевидно свидетельствует о незначительном объеме поставок с учетом всего объема исполненных контрактов, что также подтверждает об отсутствии намерений уклоняться от исполнения обязательств по Контракту. Кроме того, сумма контракта свидетельствует о явно несопоставимом наказании для ООО "Империя Качества" с учетом правовых последствий для Заказчика, вызванных неисполнением Поставщиков обязательств по Контракту. Комиссия Управления отмечает, что согласно сведениям из единой информационной системы и портала поставщиков Исполнителем заключено и исполнено более 3 100 государственных контрактов.
Таким образом, заключение аналогичных контрактов в предшествующие периоды и их надлежащее исполнение свидетельствует об отсутствии оснований для включения информации об участнике в реестр недобросовестных поставщиков. Общество ранее выполняло аналогичные контракты (предмет поставки), то есть имеет необходимый опыт. При этом исполненные контракты свидетельствуют о систематической направленности на надлежащее исполнение контракта, данная позиция поддержана определением Верховного Суда Российской Федерации от 16.10.2023 по делу А40-47485/2022.
По мнению Комиссии Управления, Подрядчиком были совершены все необходимые действия, направленные на исполнение контракта, на достижение тех целей и результатов, которые установлены в контракте. При принятии решения о включении либо не включении сведений об организации в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не вправе ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения участником закупки тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. 2024-20738 5 Подрядчиком совершались активные действия, направленные на соблюдение требований Закона о контрактной системе, тем самым явно выражая намерение к исполнению контракта. Следует отметить, что при рассмотрении вопроса о наличии у Заказчика оснований для включения хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, антимонопольный орган обязан не только убедиться в наличии оснований для расторжения контракта и соблюдении порядка его расторжения заказчиком, но и установить недобросовестный характер действий поставщика (подрядчика, исполнителя), что предполагает отсутствие у последнего реального намерения исполнить контракт надлежащим образом и в установленные сроки.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр включается, в том числе информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов. По общему правилу, при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 года N 13-П, от 21.11.2002 года N 15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более, что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более тяжкий экономический характер, чем наложение штрафа. Признаки недобросовестности (такие как злоупотребление и умышленность) в поведении Исполнителя отсутствуют, а потому включение его в реестр недобросовестных поставщиков не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, а в данном случае, будет является несоответствующим фактическим обстоятельствам и нормам действующего законодательства РФ. С учетом вышеизложенного считаем, что Общество не допустило нарушений норм действующего законодательства РФ и существенного нарушения положений Контракта (с позиции умышленности, халатности), и соответственно не является недобросовестным поставщиком по смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в намеренном ненадлежащем исполнении контракта. Обстоятельств, подтверждающих намеренное ненадлежащее исполнение Поставщиком условий Контракта, Комиссией Управления не установлены. Руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Московского УФАС России 2024-20738 6
Р Е Ш И Л А
: Отказать ГКУ АЗ (КС) ДЗМ во включении сведений в отношении ООО "Империя Качества" в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев с даты его принятия в порядке, установленном главой 24 АПК Российской Федерации. Председательствующий Комиссии Управления: А.С. Алексеева Члены Комиссии Управления: С.Р. Гаришин Н.А. Гришина Исп.Алексеева А.С. 2024-20738
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 7 мая 2024 г. N 077/10/104-5882/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.05.2024