Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
Председатель Комиссии: |
|
|
Члены Комиссии: |
|
|
|
|
|
в отсутствии представителей от:
- заказчика - Краевого государственного бюджетного профессионального учреждения "Ванинский межотраслевой колледж (Центр подготовки кадров)" -представитель не явился (о дате, месте, времени рассмотрения уведомлены надлежащим образом),
- уполномоченного учреждения - Краевого государственного казенного учреждения "Центр бухгалтерского учета и ресурсно-правового обеспечения образования" - представитель не явился (о дате, месте, времени рассмотрения уведомлены надлежащим образом),
- участника закупки - ООО "Спецстройпроект Восток" - представитель не явился (о дате, месте, времени рассмотрения уведомлены надлежащим образом),
рассмотрев материалы дела N 7-3/266 по обращению заказчика - Краевого государственного бюджетного профессионального учреждения "Ванинский межотраслевой колледж (Центр подготовки кадров)" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об участнике закупки - Обществе с ограниченной ответственностью "Спецстройпроект Восток" (ИНН 3811462040) (далее также - ООО "Спецстройпроект Восток", Подрядчик), директоре и учредителе Общества Митенковой Л.А. (ИНН 430702829381) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 01.03.2024 N 42/24-ВР (реестровый номер контракта 22709016452 24 000009) на выполнение работ по проведению инженерно-технического обследования внешних тепловых систем, наружных тепловых сетей здания, расположенного по адресу: п. Ванино, ул. Киевская, д. 2, заключенного по результатам запроса котировок в электронной форме (извещение N 0322200027424000021 от 19.02.2024) и факта ненадлежащего исполнения условий контракта участником осуществления закупки ООО "Спецстройпроект Восток",
УСТАНОВИЛА:
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила Постановления N1078) Хабаровским УФАС России проведена внеплановая проверка, в ходе которой установлено следующее.
В ходе внеплановой проверки установлено, что уполномоченным учреждением для заказчика проведен запрос котировок на выполнение работ по проведению инженерно-технического обследования внешних тепловых систем, наружных тепловых сетей здания, расположенного по адресу: п. Ванино, ул. Киевская, д. 2.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет - 430 972, 95 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0322200027424000021 от 27.02.2024 заявка участника ООО "Спецстройпроект Восток" (N115980446) признана соответствующей.
Контракт N42/24-ВР (далее - Контракт) между Краевым государственным бюджетным профессиональным учреждением "Ванинский межотраслевой колледж (Центр подготовки кадров)" (далее - Заказчик) и ООО "Спецстройпроект Восток" (далее - Подрядчик) заключен 01.03.2024 по результатам проведения электронного запроса котировок N0322200027424000021.
Согласно п. 1.1 контракта предметом контракта является: Выполнение работ по проведению инженерно-технического обследования внешних тепловых систем, наружных тепловых сетей здания, расположенного по адресу: п. Ванино, ул. Киевская, д.2 (далее - работы, объект). Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы в соответствии с Технической частью (Приложение 1), являющейся неотъемлемой частью контракта, в сроки, установленные в контракте, а Заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.
Объем выполняемых Работ: в соответствии с Технической частью (п. 1.2 контракта).
Согласно п. 1.3 контракта при исполнении контракта по согласованию Заказчика с Подрядчиком допускается выполнение работы, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте.
Согласно п. 2.1 Контракта цена контракта является твердой, определена на весь срок исполнения контракта и включает в себя прибыль Подрядчика, уплату налогов, сборов, других обязательных платежей и иных расходов Подрядчика, связанных с выполнением обязательств по контракту, при котором цена контракта (цена работ) составляет: 418 043 рубля 76 копеек, в том числе налог на добавленную стоимость (далее - НДС) по налоговой ставке 20% в сумме 69 673,95 рублей.
Согласно п. 4.1.1 контракта Заказчик вправе требовать от Подрядчика надлежащего и своевременного выполнения обязательств, предусмотренных контрактом.
Также Заказчик вправе запрашивать у Подрядчика информацию о ходе и состоянии исполнения обязательств по контракту (п. 4.1.3 контракта).
В соответствии с п. 4.2 Заказчик обязан:
- рассмотреть вопрос о целесообразности и порядке продолжения выполнения Работ, при получении от Подрядчика уведомления о приостановлении выполнения Работ в случае обнаружения независящих от Подрядчика обстоятельств, которые могут оказать негативное влияние на результаты выполняемых Работ или создать невозможность их завершения в установленный настоящим контрактом срок (п. 4.2.3);
- своевременно предоставлять разъяснения и уточнения по запросам Подрядчика в части выполнения Работ в соответствии с условиями настоящего контракта (п. 4.2.4);
- в случае необходимости, предоставить Подрядчику данные, предусмотренные ч.6 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (п. 4.2.5);
- В случае просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийных обязательств, если таковые установлены), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, направлять Подрядчику требование об уплате в добровольном порядке сумм неустойки, предусмотренных контрактом, за неисполнение (ненадлежащее исполнение) Подрядчиком своих обязательств (в том числе гарантийных обязательств, если таковые установлены) по настоящему контракту (за исключением неустойки, подлежащей списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации) (п. 4.2.6).
В соответствии с 4.3.1 Подрядчик вправе потребовать указаний и разъяснений по любому вопросу, связанному с выполнением Работ по контракту. Требования Подрядчика представляются в письменном виде, должны регистрироваться и храниться Заказчиком на протяжении срока действия контракта. Копии требований хранятся у Подрядчика.
Обязанности Подрядчика установлены в п. 4.4 контракта:
- 4.4.1. Принять на себя обязательства в соответствии с заданием Заказчика и в сроки, установленные контрактом, осуществить инженерно-техническое обследование внешних тепловых систем, наружных тепловых сетей здания Объекта.
- 4.4.2. В течение 10 дней после заключения контракта письменно проинформировать Заказчика о начале выполнения Работ.
- 4.4.3. Предоставлять Заказчику по его требованию информацию о ходе выполнения работ по контракту по форме, в объеме и в сроки, содержащиеся в требовании Заказчика.
- 4.4.4. Выполнить Работы в соответствии с Технической частью, а также в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации и нормативными актами Хабаровского края в части состава, содержания и оформления результатов Работы.
- 4.4.5. Осуществлять организацию и координацию Работ, предусмотренных Технической частью, и нести ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных Работ.
- 4.4.6. Согласовать основные технические решения и результаты инженерно-технического обследования по Объекту с Заказчиком.
- 4.4.7. Передать Заказчику отчетную документацию по Объекту в сроки, установленные в разделе 5 "Сроки, место и условия выполнения работ" настоящего контракта.
В соответствии с п. 5.1 контракта срок выполнения работ: начало выполнения Работ: с даты заключения контракта. Окончание Работ: не позднее "31" марта 2024 года.
Согласно п. 5.1.1 контракта дата начала исполнения контракта: с даты заключения контракта. Дата окончания исполнения контракта: 31.05.2024.
Из п. 5.2 контракта следует, что место выполнения работ: Российская Федерация, по месту нахождения Подрядчика, с выездом на объект, расположенный по адресу: Хабаровский край, п. Ванино, ул. Киевская д. 2.
Условия выполнения работ: В соответствии с Технической частью (п. 5.3 контракта).
Порядок сдачи и приемки работ установлен в разделе 6 контракта.
Согласно п. 6.1 контракта результатом выполненных по настоящему контракту Работ являются отчетная документация. Приемка выполненных Работ по настоящему контракту на соответствие их требованиям, установленным в настоящем контракте, осуществляется на основании документа о приемке.
Заказчик и Подрядчик несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом (п. 9.1 контракта).
В случае просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, Заказчик направляет Подрядчику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней) (п. 9.3 контракта).
Контракт вступает в силу со дня его заключения Сторонами и действует до полного исполнения Сторонами своих обязательств по контракту (п. 11.1 контракта).
Согласно п. 13.1 контракта расторжение контракта допускается по соглашению Сторон, на основании решения суда, в случае одностороннего отказа одной из сторон от исполнения контракта в случаях, когда такой отказ допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями контракта.
Порядок принятия Сторонами решения об одностороннем отказе от исполнения контракта устанавливается Федеральным законом N 44-ФЗ.
Согласно п. 13.2 контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в следующих случаях:
- 13.2.1. В случае просрочки выполнения Работ более чем на 10 дней.
- 13.2.2. В иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.
В соответствии с п. 13.4 контракта расторжение контракта в связи с односторонним отказом Заказчика/Подрядчика от исполнения контракта осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
Проанализировав представленные Заказчиком и Поставщиком документы, а также информацию, размещенную в ЕИС, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с абз. 1 ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из п. 1 ст. 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 ст. 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Пунктом 1 ст. 450.1 ГК РФ установлено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (ст. 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В соответствии с ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу требований ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Как следует из материалов дела, согласно п. 5.1 контракта срок выполнения работ с 01.03.2024, срок окончания работ не позднее 31.03.2024.
11.04.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, данное решение размещено Заказчиком в ЕИС 11.04.2024. Из решения об одностороннем отказе следует, что с учетом условий контракта, работы выполняются до 31.03.2024 (п. 5.1 контракта). До настоящего времени работы не выполнены. Отчет по инженерно-техническому обследованию внешних тепловых систем, наружных тепловых сетей здания, расположенного по адресу: п. Ванино, ул. Киевкая, д. 2 не предоставлен. Таким образом, Подрядчик не выполнил работы в полном объеме.
Контракт расторгнут 23.04.2024 по информации ЕИС.
При определении даты вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, Заказчик исходил с даты надлежащего уведомления Поставщика (11.04.2024).
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика, об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии со ст. 193 ГК РФ, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
С даты надлежащего уведомления Подрядчика о принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, Заказчиком определена и рассчитана дата расторжения контракта (23.04.2024).
По состоянию на 11.04.2024, 23.04.2024 работы по контракту не завершены.
В десятидневный срок с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе исполнения контракта не устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
Также в ходе проведения проверки Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
01.03.2024 между Заказчиком и Подрядчиком заключен контракт.
Согласно п. 5.1 контракта срок выполнения работ 31.03.2024.
02.04.2024 Заказчиком направлено Подрядчику письмо с требованием о предоставлении информации о ходе и состоянии исполнения обязательств, предусмотренных контрактом.
02.04.2024 Подрядчиком направлено Заказчику письмо N 74, согласно которому в настоящий момент выполнены в полном объеме инженерно-геодезические изыскания, проведено обследование, составлен тех. отчет, который проходит проверку ГИПа и нормоконтроль. Для завершения оформления отчетных материалов, уточнения материалов обследования просим предоставить четкое начало и конец трассы, эксплуатационные документы или исполнительную документацию на существующую теплосеть с указанием материала и диаметров перехода, год ввода ее в эксплуатацию. В соответствии с условиями закупки, эксплуатационные характеристики существующей теплосети должны были представлены Заказчиком до момента написания отчета. Поскольку 30-31 марта выпали на выходные дни, сроки сдачи переносятся на 1-2 апреля.
03.04.2024 Заказчиком направлено Подрядчику письмо N 01-03/244, согласно которому представить "четкое начало и конец трассы" не представляется возможным, поскольку не возможно определить о какой трассе идет речь. Представляем акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между колледжем и поставщиком ТВС - ООО "ИКС-Ванино". Эксплуатационная или исполнительная документация на существующие сети тепловых систем, наружные тепловые сети здания в распоряжении колледжа отсутствует. Также в распоряжении колледжа отсутствуют сведения о материалах, диаметрах перехода и года ввода в эксплуатацию существующих внешних сетей тепловых систем, наружных тепловых сетей здания. Также сообщает, что внешние сети колледжу не принадлежат и колледжем не эксплуатируются. По указанным причинам, предоставить документацию и сведения не предоставляется возможным.
04.04.2024 Подрядчиком направлено Заказчику письмо N 76, согласно которому Заказчиком не предоставлены:
1. правоустанавливающие документы на объект закупки;
2. исполнительная документация или рабочий проект, на основании которого построена теплосеть. В рамках контракта работы были выполнены по обследованию, уточнению узлов, описания. Рабаты по вычерчиванию всей теплосети с оформлением исполнительных чертежей не предусмотрено данным контрактом. Локальная выработка шурфов и топографическая съемка не может отразить все проектные решения по данной сети (переходы диаметров, соединения, четкие углы поворотов и прочее), как наружных сетей, так и здания ИТП.
3. ситуационный план с четким пониманием начала и конца трассы. В ТЗ указана сеть протяженностью 465 м. (п. 12 ТЗ), по факту сеть около 150 м. от ближайшей тепловой камеры и около 110 м. по фасаду здания. В случае не предоставления или неполного предоставления исходных данных, Подрядчиком предложено расторгнуть контракт по соглашению сторон.
08.04.2024 Заказчиком направлено Подрядчику письмо N01-03/258 с требованием о надлежащем и своевременном выполнении обязательств, предусмотренных контрактом. Колледж не усматривает возможность расторжения контракта по соглашению сторон, поскольку обязательства должны быть выполнены в полном объеме. В настоящее время кроме писем, ни чего не представлено.
10.04.2024 Подрядчиком направлено Заказчику письмо N 80 с предложением расторгнуть контракт по соглашению сторон.
12.04.2024 Подрядчиком направлено ООО "ИКС-Ванино" письмо с запросом о предоставлении информации по внешним тепловым сетям.
17.04.2024 Подрядчиком направлено Заказчику письмо N 87, согласно которому подготовить отчетную документацию о проведении инженерно- технического обследования тепловых сетей не представляется возможным, полагает, что дальнейшее выполнение работ является неправомерным и противоречащим законодательству РФ. Подрядчиком предложено расторгнуть контракт по соглашению сторон.
17.04.2024 ООО "ИКС-Ванино" направлено ООО "Спецстройпроект Восток" письмо N24-622, согласно которому внешние тепловые сети до ввода в здание, находятся в собственности Правительства Хабаровского края и переданы ООО "ИКС-Ванино" по концессионному соглашению, в связи с чем находятся в распоряжении КГБ ПОУ "ВМК (ЦПК)".
22.04.2024 Заказчиком направлено Подрядчику письмо N 01-03/281 об отказе расторжения контракта по соглашению сторон, а также колледж считает, что представил все документы согласно контракту. Колледж не несет обязанности предоставлять правоустанавливающие документы на тепловые сети, данные документы у него отсутствуют.
Из пояснений ООО "Спецстройпроект Восток" следует, что Общество не согласно с решением Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, вины в просрочке выполнения работ не признает. Так после заключения контракта Подрядчиком был осуществлен выезд на объект. Проведено предварительное обследование объекта в примерных его границах, выполнены инженерно-геодезические изыскания, а также топографическая съемка участка. Однако, из-за отсутствия четких границ объекта исследования, исходных данных (правоустанавливающие документы), информации относительно принадлежности имеющееся внешней тепловой системы здания, невозможно было завершить работы.
В результате изучения материалов дела N7-3/266, исходя из конкретных обстоятельств осуществления закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с пп. "а" п. 13 раздела 3 Правил Постановления N1078 не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных пп. "е" п. 9 и пп. "г" п. 10) осуществляет следующую проверку совокупность действий, в том числе рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя обязательств в рамках процедуры осуществления закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) является ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Только по результатам рассмотрения всех требующих подтверждения/опровержения вопросов, антимонопольный орган принимает решение, учитывая, что включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является для последних мерой ответственности (санкцией), влекущей длительные негативные последствия.
Как мера публичной ответственности такое включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Недобросовестное поведение поставщика заключается в неоднократном нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.
При этом само по себе обстоятельство нарушение исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, в соответствии с пунктом 9.3 контракта может являться основанием для начисления Заказчиком неустойки (штрафов, пеней), однако без наличия доказательств, подтверждающих наличие умышленных действий (бездействия) Подрядчика (Поставщика, Исполнителя) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, не является самостоятельным и достаточным основанием для включения сведений об ООО "Спецстройпроект Восток" в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем, п. 15 правил Постановления N1078 установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Законодательство о регулируемых закупках не содержит безусловной обязанности контролирующего органа (ФАС России) включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 19.02.2015 N 301-КГ15-632 по делу N А29-3152/2014, при рассмотрении вопроса о законности решения антимонопольного органа о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Антимонопольный орган, рассматривающий вопрос о внесении данных о хозяйствующем субъекте в реестр недобросовестных поставщиков, должен не только разрешить вопрос о наличии формальных оснований для включения в реестр, но и установить причины и иные обстоятельства, послужившие основанием для такого недобросовестного поведения, а не ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
По общему правилу, при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более тяжкий экономический характер, чем наложение штрафа.
Кроме того, согласно п. 3 статьи 715 ГК РФ установлено, что если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
Кроме того, Подрядчиком осуществлялось исполнение обязательств по контракту, работы велись, также Подрядчик уведомлял Заказчика о всех сложностях возникающих в ходе выполнения работ. Также исполнение контракта в установленные сроки, оказалось невозможным, в том числе по причине отсутствия четких границ объекта исследования, исходных данных (правоустанавливающих документов), информации относительно принадлежности имеющееся внешней тепловой системы здания .
В ходе рассмотрения дела Комиссией Хабаровского УФАС России в действиях Подрядчика установлены обстоятельства, указанные в пп. "а" п. 15 Правил Постановления N1078, выразившиеся в принятии им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
На основании предоставленных документов и сведений Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу, что ООО "Спецстройпроект Восток" представлены информация и документы, подтверждающие принятие Подрядчиком мер для надлежащего исполнения условий Контракта, в связи с чем информация об ООО "Спецстройпроект Восток" (ИНН 3811462040), директоре и учредителе Общества Митенковой Л.А. (ИНН 430702829381) не подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Комиссия Хабаровского УФАС России,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные государственным заказчиком - Краевым государственным бюджетным профессиональным учреждением "Ванинский межотраслевой колледж (Центр подготовки кадров)", в отношении ООО "Спецстройпроект Восток" (ИНН 3811462040) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Хабаровского края.
Председатель Комиссии: |
|
Члены Комиссии: |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 2 мая 2024 г. N РНП-27-196
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.05.2024