Резолютивная часть решения объявлена 03.05.2024 года.
Решение в полном объеме изготовлено 07.05.2024 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: * А.А. - заместитель руководителя - начальник отдела по борьбе с картелями Иркутского УФАС России;
Члены Комиссии: * Я.К. - заместитель начальника отдела контроля закупок Иркутского УФАС России; * О.В. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Иркутского УФАС России;
в отсутствии представителей надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения обращения Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Зиминская городская больница" (далее - Заказчик);
в отсутствии надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения обращения Индивидуального предпринимателя *Нелли Викторовна (далее - ИП * Н.В., Индивидуальный предприниматель, Участник закупки);
рассмотрев обращение Заказчика о включении информации в отношении Индивидуального предпринимателя *Нелли Викторовна в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр в связи с принятием решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона "Поставка продуктов питания (крупа гречневая, овсяные хлопья, крупа манная, пшено)", извещение N 0334300056423000132, в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закона N 44-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 31 июня 2021 года N1078), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 24 апреля 2024 года поступило обращение Заказчика о включении информации в отношении ИП *Н.В. в Реестр.
В своем обращении Заказчик указывает, что ИП *Н.В. допущены существенные нарушения условий по государственному контракту N 014-ЭА/24 на поставку продуктов питания (крупа гречневая, овсяные хлопья, крупа манная, пшено) от 24 ноября 2023 года, в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлено рассматриваемое обращение о включении информации об Индивидуальном предпринимателе в Реестр.
ИП *Н.В. не представлены письменные пояснения о причинах уклонения от заключения контракта по результатам электронного аукциона.
В ходе рассмотрения обращения Комиссия установила, что Заказчиком 01 ноября 2023 года на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг размещено Извещение о проведении электронного аукциона "Поставка продуктов питания (крупа гречневая, овсяные хлопья, крупа манная, пшено)", извещение N 0334300056423000132 (далее - извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 149 500 рублей.
13.11.2023 в Единой информационной системе размещен Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 13.11.2023 NИЭА1, согласно которому единственная заявка - ИП *Н.В. признана соответствующей требованиям извещения и победителем электронного аукциона.
Государственный контракт N 014-ЭА/24 на поставку продуктов питания (крупа гречневая, овсяные хлопья, крупа манная, пшено)) по результатам электронного аукциона был заключен между заказчиком и ИП *Н.В. 24 ноября 2023 года (далее - Контракт).
Согласно пункту 1.1. Контракта Поставщик обязуется передать в собственность продукты питания (далее - Товар) крупа гречневая, овсяные хлопья, крупа манная, пшено) Заказчику в обусловленный настоящим Контрактом срок, согласно Техническое задание (Приложение N 1 к настоящему Контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
В соответствии с Техническим заданием (Приложение N1 к Контракту) к поставке требуется:
N п/п |
Наименование товара, товарный знак (при наличии) |
Технические, качественные, функциональные характеристики (потребительские свойства), эксплуатационные характеристики товара и иные характеристики и показатели товара1 |
Код по справочнику (ОКПД2/КТРУ/ЕСКЛП) |
Единица измерения |
Количество |
Цена за единицу в руб. |
Страна происхождения производитель |
Стоимость (руб.) |
1 |
2 |
3 |
|
4 |
5 |
6 |
7 |
9 |
1 |
Хлопья овсяные |
Дополнительные характеристики: Из овсяной крупы высшего сорта. Чистая, сухая. Без посторонних включений, плесени. Запах: свойственный овсяной крупе без плесневого, затхлого и других посторонних запахов. Вкус: Свойственный овсяной крупе без привкуса горечи и посторонних привкусов. Не допускается зараженность и загрязненность вредителями. ; Влажность: 12,00 Процент; Фасовка: 50,00 Килограмм; Вид: Геркулес |
10.61.33.111-00000003 |
кг |
600 |
30,93 |
Российская Федерация |
18 558,00 |
2 |
Крупа манная |
Влажность: 15,50 Процент; Дополнительные характеристики: Без посторонних включений, плесени, без комочков. Запах: без запахов плесени, затхлости и других посторонних запахов. Вкус: без кисловатого, горьковатого и других посторонних привкусов. Не допускается зараженность вредителями (насекомыми и клещами) или наличие следов заражения. ; Фасовка: 50,00 Килограмм; Марка крупы: М |
10.61.31.111-00000004 |
кг |
600 |
29,11 |
Российская Федерация |
17 466,00 |
3 |
Пшено |
Дополнительные характеристики: Шлифованное. Запах: Свойственный пшену, без посторонних запахов, не затхлый, не плесневый. Вкус: Свойственный пшену, без посторонних привкусов, не кислый, не горький. Не допускается: зараженность вредителями хлебных запасов. ; Влажность: 14,00 Процент; Фасовка : 50,00 Килограмм; Сорт: Первый |
10.61.32.114-00000003 |
кг |
1000 |
34,81 |
Российская Федерация |
34810,00 |
4 |
Крупа гречневая |
Массовая доля влаги: 15,00 Процент; Дополнительные характеристики: Вид: цельное не колотое ядро гречихи, без сорной примеси. Не допускается зараженность и загрязненность вредителями. Вкус: без посторонних привкусов, не кислый, не горький. Запах: без затхлого, плесневелого или иного постороннего запаха. ; Фасовка: 50,00 Килограмм; Вид крупы: Ядрица быстроразваривающаяся |
10.61.32.113-00000003 |
кг |
1400 |
56,19 |
Российская Федерация |
78 666,00 |
Итого |
|
|
|
х |
х |
149 500,00 |
В пункте 3.1, 3.2 Контракта установлено следующее: Товар Заказчику поставляется партиями в соответствии с условиями настоящего Контракта. Количество Товара в каждой партии определяется на основании Заявки Заказчика на поставку Товара. Заказчик направляет Заявки в пределах срока, установленного настоящим пунктом. При этом направление Заявок за пределами срока, установленного настоящим пунктом, не допускается. Поставка Товара на основании не подписанной Заказчиком Заявки не допускается.
Порядок определения количества поставляемого Товара на основании Заявок Заказчика включает в себя учет объемов поставляемых по Заявкам Товаров (позиций Товаров) исходя из определения такого объема как частное от деления максимальной цены Контракта (максимальной цены позиции Товара, указанной в Приложении N 1 к настоящему Контракту), к цене единицы такого Товара (позиции Товара). Объем поставляемых по Заявкам Товаров (позиций Товаров) учитывается с нарастающим итогом и не должен превышать максимальную цену Контракта с учетом распределения по позициям Товара (при их наличии), указанного в Приложении N 1 к настоящему Контракту.
Заявка направляется Заказчиком не позднее чем за 2 (два) рабочих дня до предполагаемой поставки Товара в пределах срока.
Поставка Товара по Заявкам осуществляется в течение 2 (двух) рабочих дней со дня отправки Заявки Заказчиком.
Поставка Товара по Заявке осуществляется Поставщиком по адресу: Иркутская область, г. Зима, ул. Куйбышева 98, в будние дни с 8:00 до 12:00 и 13:00 до 16:00 здание пищеблока ОГБУЗ "Зиминская городская больница", с 01.01.2024 г. по 10.12.2024 г. 1 раз в две недели.
Заявка может быть передана Заказчиком как в устной форме (по телефону +79500747574), так и в письменной (нарочным, по электронной почте Chernykh-nelli@mail.ru).
Из пояснений заказчика, и материалов обращения установлено следующее:
13.03.2024 в адрес Участника закупки направлена заявка на поставку товара. Поставка осуществлена не была. О чем *Н.В. направлена претензия N870 от 27.03.2024.
25.03.2024 в адрес Участника закупки направлена заявка на поставку товара. Поставка осуществлена не была. О чем *Н.В. направлена претензия N907 от 01.04.2024.
27.03.2024 в адрес Участника закупки направлена заявка на поставку товара. Поставка осуществлена не была. О чем *Н.В. направлена претензия N962 от 05.04.2024.
Пунктом 11.8 Контракта предусмотрено, что Стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
В соответствии с частью 16 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был, расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Исходя из положений части 9 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона N 44-ФЗ, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Пунктом 1 статьи 523 ГК РФ предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (абзац 4 пункта 2 статьи 450 ГК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
11 апреля 2024 года Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неоднократным нарушением сроков поставки товаров, не поставки товаров ИП *Н.В.
Порядок расторжения контракта в одностороннем порядке урегулирован частью 12.1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
Так, согласно части 12.1 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что решение о расторжении контракта размещено Заказчиком в ЕИС 11 апреля 2024 года, что считается надлежащим уведомлением ИП *Н.В. о расторжении с ней Контракта в одностороннем порядке.
Согласно части 13 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (часть 14 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ).
ИП *Н.В. в установленный частью 13 статьи 95 Федеральным законом N44-ФЗ 10-дневный срок не предприняла действий по устранению ненадлежащего исполнения контракта.
При таких обстоятельствах, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу и контракт считается расторгнутым с 22 апреля 2024 года.
Согласно нормам законодательства о контрактной системе по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр (часть 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ, пп. "б" п. 13 Постановления Правительствам РФ N 1078).
Как следует из определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12 и от 12 июля 2013 года N ВАС-8371/13, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Данная мера связана с возложением на нарушителя негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (подрядчике, исполнителе), ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Комиссия, исследовав фактические обстоятельства дела, приходит к выводу, что при исполнении Контракта ИП *Н.В. проявило недобросовестное поведение по отношению к Заказчику, не исполнило в установленные сроки свои обязательства по Контракту.
Так, принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, ИП *Н.В. несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Федеральным законом N 44-ФЗ, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона N 44-ФЗ.
Действуя в рамках заключения и исполнения Контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически-значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
В силу статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
При этом, участие лиц в государственных и муниципальных закупках, проводимых в рамках Федерального закона N 44-ФЗ, является добровольным, следовательно, прежде чем подать заявку на участие в такой закупке и принять участие в ее проведении, лицо должно оценить свои возможности по исполнению контракта, а также проанализировать наличие у него необходимых ресурсов для исполнения контракта, в случае, если данное лицо будет признано победителем закупки.
Комиссия, исследовав обстоятельства дела, доводы Заказчика, приходит к выводу о виновности участника закупки в ненадлежащем исполнении своих обязательств, предусмотренных Контрактом, о недобросовестном характере его поведения.
Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Указанная позиция изложена в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств".
Также по мнению Верховного суда РФ под чрезвычайностью понимается исключительность, выход за пределы "нормального", обыденного, необычайность для тех или иных жизненных условий, что не относится к жизненному риску и не может быть учтено ни при каких обстоятельствах. Чрезвычайный характер непреодолимой силы не допускает квалификации в качестве таковой любого жизненного факта, ее отличие от случая в том, что она имеет в основе объективную, а не субъективную непредотвратимость (определение Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2015 года N 306-ЭС14-7853 по делу N А65-29455/2013).
Доказательства, свидетельствующие о невозможности Участником закупки выполнить работы в соответствии с условиями Контракта либо доказательства того, что невозможность исполнения Контракта стала следствием непреодолимой силы, противоправных действий третьих лиц, ИП *Н.В. не представлены, Комиссией самостоятельно не добыто.
Наличие иных не зависящих от ИП *Н.В. причин, препятствовавших ему надлежащим образом исполнить свои обязательства по Контракту, в ходе рассмотрения обращения не установлено.
Кроме того, ИП *Н.В., при подаче заявки на участие в электронном аукционе, согласилось на участие в данном аукционе со всеми условиями, указанными Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что ИП *Н.В. не исполнены надлежащим образом обязанности, предусмотренные Контрактом в отсутствие обстоятельств непреодолимой силы и объективно препятствующих причин, что однозначно свидетельствует о наличии в действиях ИП *Н.В. как лица, профессионально занимающегося предпринимательской деятельностью, поведения виновного и недобросовестного характера, о не проявлении надлежащей осмотрительности и заботливости относительно прав и законных интересов Заказчика, об отсутствии действий по принятию всех необходимых мер для исполнения предусмотренных контрактом обязанностей.
Учитывая соблюдение Заказчиком процедуры расторжения Контракта, а также принимая во внимание поведение ИП *Н.В., выразившееся в ненадлежащем исполнении принятых на себя обязательств, что привело к неисполнению в установленный срок Контракта, и, как следствие, к неэффективному использованию бюджетных средств, у Комиссии Иркутского УФАС имеются все основания для включения сведений об ИП *Н.В. в реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Принимая указанное решение, Комиссия учитывала тот факт, что Индивидуальный предприниматель ранее уже неоднократно включен в реестр недобросовестных поставщиков, на момент рассмотрения данного обращения находится в реестре недобросовестных поставщиков, а также от ИП *Н.В. не поступило никаких письменных пояснений о причинах нарушения обязательств по контракту.
Проанализировав представленные доказательства, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком обоснованно принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и принятии решения о направлении обращения в Иркутское УФАС России о включении сведений в отношении ИП *Н.В. в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия Иркутского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком в отношении Индивидуального предпринимателя **** (665841, Иркутская область, Ангарск, 18 микрорайон, 2, 37, ИНН: 381806776505) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включить сроком на 2 года;
2. Копии решения направить сторонам по делу.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 7 мая 2024 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.05.2024