Резолютивная часть решения объявлена 08.05.2024 года.
Решение в полном объеме изготовлено 08.05.2024 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: * А.А. - заместитель руководителя - начальник отдела по борьбе с картелями Иркутского УФАС России;
Члены Комиссии: * О.В. - ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок Иркутского УФАС России; * А.Н. - ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок Иркутского УФАС России;
в отсутствии представителей надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы Общества с ограниченной ответственностью "Южно-уральский центр снабжения" (далее - Заявитель, Общество);
в отсутствии представителей надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Иркутский областной психоневрологический диспансер" (далее - Заказчик);
рассмотрев жалобу Заявителя на действия комиссии при проведении электронного аукциона "Поставка медицинского изделия - Электрокардиограф, ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие", извещение N 0334200010924000026, в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 03 мая 2024 года поступила жалоба Заявителя на действия комиссии при проведении электронного аукциона.
Заявитель указывает следующее:
1. У комиссии Заказчика отсутствовали достаточные основания для принятия решения об отказе Заявителю в допуске к участию в закупке. Комиссия нарушила положения ст. 48 Федерального закона N 44-ФЗ.
Заявка победителя содержит недостоверную информацию о характеристиках предлагаемого к поставке товара, а именно ("Количество синхронно регистрируемых каналов"), что подтверждается информацией, размещенной на сайте Росздравнадзора.
2. в связи с чем заказчик неправомерно признал заявку победителя соответствующей требованиям закупочной документации.
Заказчиком представлены возражения на жалобу Заявителя. Из указанных возражений следует, что Заказчик считает доводы жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что Заказчиком 18 апреля 2024 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона "Поставка медицинского изделия - Электрокардиограф, ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие", извещение N 0334200010924000026,
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 264 646,66 руб.
Дата и время окончания срока подачи заявок 26.04.2024 14:00 (МСК+5).
Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 02.05.2024 NИЭА1 на участие в закупке подано 7 заявок, 5 из них отклонены как не соответствующие требованиям извещения. По результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) Победителем аукциона признается участник закупки идентификационный N 116437975, с ценовым предложением 248000,00 руб., снижение НМЦК составило 6,29 %.
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Федерального закона N 44-ФЗ не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 12 статьи 48 Федерального закона N 44-ФЗ при рассмотрении заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в том числе в случае непредставления (за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона N 44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка РФ, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства РФ устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок, а именно:
Приказ Минфина России от 4 июня 2018 г. N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ Минфина 126н).
Постановление Правительства РФ от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее 0 Постановление Правительства N 878).
Таким образом, в силу части 3 Постановление Правительства N 878, при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрена документация о закупке) заявка, содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, страной происхождения которой являются только государства - члены Евразийского экономического союза.
Подтверждением страны происхождения радиоэлектронной продукции является одно из следующих условий:
а) наличие сведений о такой продукции в реестре и соответствие информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации требованиям, установленным для целей осуществления закупок постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) соответствующих операций (условий);
б) наличие сведений о такой продукции в евразийском реестре промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, правила формирования и ведения которого устанавливаются правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров), и соответствие информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории государства - члена Евразийского экономического союза требованиям, установленным решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 "Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) соответствующих операций (условий);
в) наличие сертификата о происхождении товара, выдаваемого уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами (далее - сертификат по форме СТ-1), - для целей осуществления закупок радиоэлектронной продукции, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок.
Пунктом 5 части 1 статьи 43 Федерального закона N 44-ФЗ заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона о контрактной системе (в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены предусмотренные статьей 14 Закона о контрактной системе запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Согласно протоколу подведения итогов, заявки N116470300 (ООО М ПЛЮС), 116442849 (ООО ВСК "Сибмедсервис"), 11646621 (ООО "Индустрия"), 116411192 (ООО "ЮУЦС" - Заявитель), 116463739 (ООО "Промедфарм") были отклонены по причине непредставления информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, на основании п. 1 ч. 12 ст. 48 Федерального закона N 44-ФЗ.
Комиссией Иркутского УФАС России проанализированные заявки участников настоящей закупки.
Во всех указанных заявках продекларирована страна происхождения товара Россия, однако в указанных заявках отсутствуют сведения о продукции из реестра российской радиоэлектронной продукции или евразийского реестра промышленных товаров государств.
Учитывая, что участниками, с идентификационными номерами 116437975 (ИП Морозов М.А.) и 116467255 (ИП Тюриков А.С.) в своей заявке предложено оборудование, со страной происхождения товара - Российская Федерация, приложены соответственно выписка из реестра российской промышленной продукции 31.10.2023 Реестровая запись N 651\1\2023 Дата внесения в реестр: 14.06.2023 и Выписка из реестра российской промышленной продукции 25.04.2024 Реестровый номер N 10441662 Исторический реестровый номер N 651\1\2023 Дата внесения в реестр (выдачи заключения): 14.06.2023.
Таким образом данные две заявки соответствуют всем требованиям Федерального закона N 44-ФЗ, Постановления Правительства N 878, Приказу Минфина 126н, в связи с чем комиссией по осуществлению закупок Заказчика было принято решение, что заявки с идентификационными номерами 116437975 и 116467255 полностью удовлетворяет требованиям извещения об осуществлении закупки.
На основании этого, комиссия по осуществлению закупок Заказчика правомерно отклонила все заявки, не содержащие информацию и документы, указанные в части 3 Постановление Правительства N 878, в том числе заявку заявителя, как приравненные к заявкам, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства.
Часть 12 статьи 48 Федерального закона N 44-ФЗ гласит, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов
Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В составе заявки победителя с идентификационным номером 116437975 имеется согласие на поставку товара, соответствующего требованиям извещения Аукциона.
Исходя из норм Федерального закона N 44-ФЗ, комиссия по осуществлению закупок при рассмотрении заявок на участие в закупке должна проверить заявки на формальное соответствие требованиям извещения о проведении закупки, при этом комиссия не вправе толковать заявки участников по своему усмотрению. В случае несоответствия информации, указанной в заявке участника закупки требованиям извещения о проведении закупки, такая заявка подлежит отклонению.
По мнению ФАС России, изложенному в письме от 20 августа 2021 г. N ПИ/69938/21, для отстранения участника закупки на основании положений Федерального закона N 44-ФЗ недостоверность соответствующей информации должна быть подтверждена надлежащим образом. При этом положениями Федерального закона N 44-ФЗ не предусмотрена обязанность комиссии по осуществлению закупок осуществлять действия по проверке, содержащейся в заявках участников закупки информации.
Комиссия приходит к выводу, что при рассмотрении заявок комиссии Заказчика надлежало лишь установить, указан ли в заявке номер реестровой записи, а также соответствуют ли характеристики товара, предлагаемые потенциальным участником аукциона в поданной им заявке, требованиям, изложенным в Извещении.
Кроме того, согласно позиции Минпромторга, изложенной в письме N 106238/12 от 04.10.2023 г., информация из каталога ГИСП может содержать отличную информацию от той, которая была внесена в реестр, и носить ознакомительный характер.
Учитывая изложенное, комиссии по осуществлению закупок не следует отклонять заявку участника закупки на основании характеристик товара, указанных в каталоге ГИСП, поскольку в нем не содержится исчерпывающей информации, требуемой для установления соответствия предлагаемого к поставке товара требованиям извещения о проведении закупки.
Цель представления выписки из реестра российской промышленной продукции на этапе подачи заявок - это идентификация товара, а не проверка параметров и характеристик предложенного товара всем указанным в извещении характеристикам.
Таким образом, у комиссии по осуществлению закупки Заказчика отсутствовали правовые основания для признания заявки N116437975 (победитель) несоответствующей требованиям Извещения.
При этом необходимо отметить, что вопрос соответствия поставленного товара требованиям Извещения может быть разрешен только при приемке товара Заказчиком в ходе исполнения Контракта, на данном этапе определения поставщика достоверно установить соответствие предложенного победителем закупки товара условиям Извещения невозможно.
В ранее указанном письме ФАС России от 20.08.2021 N ПИ/69938/21 отмечается, что недостоверность сведений, содержащихся в заявках, должна подтверждаться объективными данными, которые не подлежат сомнению.
Однако даже в своей жалобе заявитель указывает на противоречивость значения характеристики "Количество синхронно регистрируемых каналов" в различных источниках: а именно цитируется жалоба
"Вместе с тем, согласно руководству по эксплуатации, размещенному на сайте Росздравнадзора версия ЮМГИ.941311.019 РЭ количество отведений - 3, 6.
"При этом, на сайте государственной информационной системы промышленности (ГИСП) в Едином реестре радиоэлектронной продукции по медицинскому изделию предлагаемому к поставке в разделе технические характеристики указано, что данный электрокардиограф является 12 канальным"
Также у комиссии по осуществлению закупок отсутствовала обязанность проверки приложенных к заявкам участников дополнительных документов, не подлежащих в рассматриваемом случае обязательному представлению.
Данная правовая позиция выражена в определении Верховного суда РФ от 16 декабря 2016 года N 306-КГ16-17571 по делу N А57-21662/2015.
Таким образом, комиссия по осуществлению закупок Заказчика не обладала неопровержимой информацией о недостоверности сведений, указанных в заявке Победителя Аукциона. Информация о возможном несоответствии товара может быть получена только в момент приемки товара приемочной комиссией.
Заявитель в своей жалобе в качестве подтверждения своего довода ссылается на характеристики электрокардиографа указанные в эксплуатационной документации, опубликованной на сайте Росздравнадзора, между тем, в соответствии с п. 7 - 8 постановления Правительства РФ от 30.09.2021 N 1650 "Об утверждении Правил ведения государственного реестра медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, о внесении изменения в перечень нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" установлено, что внесение в реестр сведений осуществляется в течение одного рабочего дня со дня принятия решения о государственной регистрации медицинского изделия, или об отмене государственной регистрации медицинского изделия, или о внесении изменений в документы, содержащиеся в регистрационном досье на медицинское изделие.
При внесении изменений в документы, содержащиеся в регистрационном досье на медицинское изделие, или при принятии решения об отмене государственной регистрации медицинского изделия должны быть сохранены уникальный номер реестровой записи и история внесения изменений.
В случае изменения вида медицинского изделия в рамках работы по формированию и ведению номенклатурной классификации медицинских изделий внесение сведений в реестр осуществляется в срок не позднее 30 рабочих дней со дня внесения в номенклатурную классификацию медицинских изделий соответствующих изменений.
Исходя из вышеизложенного, законодательно закреплена возможность производителей медицинских изделий вносить изменения в документы, содержащиеся в регистрационном досье на медицинское изделие, на что отведено время.
Также Комиссия сообщает, что Федеральным законом N 44-ФЗ установлено, что после принятия решения Аукционной комиссией о допуске участника закупки его отстранение до заключения контракта возможно только Заказчиком и только в случае участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям. Отстранение такого участника в случае выявления несоответствия представленных сведений о предлагаемом товаре после признания такой заявки участника соответствующей и до заключения контракта, Федеральным законом N 44-ФЗ не предусмотрено, при этом как установлено в ходе рассмотрения жалобы, Аукционная комиссия до рассмотрения заявок не обладала какой-либо информацией о несоответствии предлагаемого товара участником требованиям извещения об осуществлении закупки.
В ходе проведения комиссия по рассмотрению жалобы, Заявителем не доказана безусловность несоответствия товара, предлагаемого участником закупки требованиям извещения о проведении закупки.
В дополнение Комиссия обращает внимание, что довод Заявителя об отсутствии возможности победителем аукциона поставки товара в полном соответствии с требованиями извещения об осуществлении закупки, по своей сути направлен на условия приемки товара по результатам исполнения контракта и для этих целей, а также с целью защиты прав и законных интересов добросовестных участников конкурентных закупок от недобросовестного поведения других участников, законодательно закреплена норма предусмотренная пп. "б" п. 1 ч. 15 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ, согласно которой при приемке товара (исполнения контракта) Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае если при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) поставщик (подрядчик, исполнитель) представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара требованиям, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу, что в соответствии с положениями статей 48 и 49 Федерального закона N44-ФЗ комиссия Заказчика правомерно признала заявки NN 116437975 (победитель), 116467255 соответствующими требованиям Извещения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Южно-уральский центр снабжения" необоснованной.
2. Направить копии решения сторонам по жалобе;
3. Отменить процедуру приостановления определения поставщика в части подписания контракта.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 8 мая 2024 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.05.2024