Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе: Председателя Ливончик В.А.
- заместителя руководителя управления - Комиссии: начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; Членов Черенковой Е.Б.
- главного специалиста-эксперта отдела Комиссии: контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; Гареевой Д.Ф.
- главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, рассмотрев обращение Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ООО "СДС", о его директоре, участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения запроса котировок в электронной форме на выполнение работ по восстановлению знаков индивидуального проектирования на 2 автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения Челябинской области. Автомобильная дорога Кулуево - Яраткулова, участок км 0+000 - км 5+000.
Автомобильная дорога Чебаркуль - Верхние Караси, участок км 0+000 - км 17+425.
Автомобильная дорога Верхние Караси - Яраткулова, участок км 4+000 - км 10+582. (извещение N 0869200000224003624), при участии в заседании Комиссии:
- представителя Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области (далее - заказчик) Куликова С.А., действующего на основании доверенности от 29.12.2023 N 71-Д;
- представителя ООО "СДС" (далее - общество, участник закупки) Шелудякова А.В., действующего на основании доверенности от 02.05.2024,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России, антимонопольный орган) поступило обращение заказчика о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ООО "СДС", о его директоре, участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения запроса котировок в электронной форме на выполнение работ по восстановлению знаков индивидуального проектирования на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения Челябинской области. Автомобильная дорога Кулуево - Яраткулова, участок км 0+000 - км 5+000.
Автомобильная дорога Чебаркуль - Верхние Караси, участок км 0+000 - км 17+425.
Автомобильная дорога Верхние Караси - Яраткулова, участок км 4+000 - км 10+582. (извещение N 0869200000224003624) (далее - запрос котировок, закупка).
Согласно материалам дела 15.04.2024 объявлено о проведении запроса котировок путем размещения в единой информационной системе в сфере закупок извещения N 0869200000224003624.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 928 363,42 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.04.2024 NИЗК1 единственным участником закупки признан участник с идентификационным номером заявки 1 (ООО "СДС").
Согласно пояснениям представителя заказчика участник закупки в сроки, предусмотренные законодательством о контрактной системе, проект контракта не подписал, обеспечение исполнения контракта не представил. Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта размещен в единой информационной системе в сфере закупок 24.04.2024.
Представитель общества на заседании Комиссии пояснил, что участник не имел намерений уклониться от заключения контракта, при участии в закупке действовал добросовестно, принял все необходимые и достаточные меры для подписания контракта по результатам запроса котировок. Сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) об ООО "СДС" направлены заказчиком в антимонопольный орган 24.04.2024.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, Комиссия, 3 руководствуясь статьями 104, 99 Закона о контрактной системе, пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В силу части 2 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить в извещении об осуществлении закупки, проекте контракта требование обеспечения исполнения контракта при осуществлении закупок путем проведения электронного запроса котировок (за исключением случая, предусмотренного подпунктом "б" пункта 2 части 10 статьи 24 настоящего Федерального закона), а также закупок, предусмотренных пунктами 1, 2 (если правовыми актами, предусмотренными указанным пунктом, не предусмотрена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта), 3 - 11, 13 - 15, 17, 20 - 23, 26, 28 - 34, 40 - 42, 44, 45, 46, 47 - 48 (если контрактами, заключаемыми в соответствии с пунктами 47 - 48, не предусмотрена выплата аванса), 51 - 53, 55 - 59, 61 и 62 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона. Как следует из части 4 статьи 96 Закона о контрактной системе, контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом в случае заключения контракта жизненного цикла контракт заключается после предоставления таким участником закупки обеспечения исполнения контракта в части, предусмотренной пунктом 1 части 1.1 настоящей статьи.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта).
В соответствии с частью 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи такой участник закупки считается уклонившимся от 4 заключения контракта.
В соответствии с частью 5 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта. Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта. Основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем аукциона, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях. По итогам закупки заказчиком 22.04.2024 направлен единственному участнику закупки проект контракта для подписания. Участник закупки в регламентированные сроки проект контракта не подписал, обеспечение исполнения контракта не представил. От электронной площадки получен документ "Уведомление об уклонении победителя от заключения контракта" от 24.04.20243.
Участник закупки 24.04.2024 признан заказчиком уклонившимся от заключения контракта путем принятия и опубликования в единой информационной системе протокола признания участника уклонившимся от заключения контракта от 24.04.2024 NППУ20 1.
На заседании Комиссии представитель общества пояснил, что участник закупки не имел намерений уклониться от заключения контракта, в соответствии с условиями запроса котировок ООО "СДС" обратилось в ООО КБ "Кетовский" за выдачей независимой гарантии для обеспечения исполнения государственного контракта, заключаемого по результатам запроса котировок, в размере обеспечения исполнения государственного контракта 574 500,00 рублей (30% от цены, по которой заключается контракт). ООО КБ "Кетовский" 23.04.2024 выпущена независимая гарантия N28/г24 от 23.04.2024 на сумму 574 500,00 рублей (копия независимой гарантии представлена в материалы дела). Информация и документы о выданной независимой гарантии N28/г24 от 23.04.2024 включены ООО КБ "Кетовский" в реестр независимых гарантий 24.04.2024, тогда как срок для подписания ООО "СДС" проекта контракта по результатам запроса котировок был установлен до 23.04.2024 21:59:00 час.
Таким образом, гарант (ООО КБ "Кетовский"), выдавший независимую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта по результатам запроса котировок, внес в реестр независимых гарантий информацию и документы о выданной гарантии в установленный законом срок (24.03.2024), однако за пределами регламентированного срока (до 23.04.2024 21:59:00 час.) для подписания проекта контракта, что не позволило участнику своевременно подписать проект контракта. Представитель общества отметил, что наличие своевременно выданной независимой гарантии не вызывало у ООО "СДС" сомнений в несвоевременном размещении гарантом информации и документов о выданной гарантии в реестре независимых гарантий, в связи с 5 чем общество не воспользовалось альтернативным способом обеспечения исполнения контракта путем внесением денежных средств. К тому же сокращенный срок для подписания контракта, обусловленный способом закупки, с учетом обнаружения отсутствия в реестре независимых гарантий информации и документов о выданной независимой гарантии уже после окончания рабочего банковского дня, не позволил ООО "СДС" своевременно внести денежные средства в качестве обеспечения исполнения контракта. Представитель общества обратил внимание Комиссии, что ООО "СДС" имеет намерение заключить и в полном объеме выполнить свои обязательства по контракту, для чего предприняло все необходимые и достаточные меры для подписания государственного контракта по результатам запроса котировок. Рассматриваемый запрос котировок является первым опытом прямого участия ООО "СДС" в закупках для государственных и муниципальных нужд, однако не свидетельствует об отсутствии у общества соответствующей квалификации.
Так, в 2022-2023 годах ООО "СДС" в качестве субподрядчика реализовано 3 государственных контракта на выполнение работ, аналогичных предмету запроса котировок, на общую сумму 7 840 603,26 рублей, также ООО "СДС" активно реализуются субподрядные работы для государственных и муниципальных нужд по нанесению горизонтальной дорожной разметки и работы по устройству иных технических средств организации дорожного движения. Представитель заказчика отметил, что заказчик не настаивает на включении сведений об ООО "СДС" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и подтвердил, что сведения о независимой гарантии включены в Реестр независимых гарантий. Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки, принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств. Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках. Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов. Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, с учетом того, что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) могут иметь тяжкий экономический характер.
В силу подпункта "б" пункта 14 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является 6 уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта. В данном случае, действия ООО "СДС" подтверждают намерение участника закупки заключить контракт с заказчиком, в связи с чем Челябинское УФАС России не имеет достаточных оснований для включения общественной организации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Министерством дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области в отношении ООО "СДС" (ИНН 7448232342), его директора, участника, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения запроса котировок в электронной форме на выполнение работ по восстановлению знаков индивидуального проектирования на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения Челябинской области. Автомобильная дорога Кулуево - Яраткулова, участок км 0+000 - км 5+000.
Автомобильная дорога Чебаркуль - Верхние Караси, участок км 0+000 - км 17+425. Автомобильная дорога Верхние Караси - Яраткулова, участок км 4+000 - км 10+582. (извещение N 0869200000224003624), не включать. Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии В.А. Ливончик Члены комиссии: Е.Б. Черенкова Д.Ф. Гареева Исп.Гареева Д.Ф. тел.8(351) 264-50-43
2024-7345
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 8 мая 2024 г. N РНП-74-134/2024 (ключевые темы: участники закупок - реестр недобросовестных поставщиков - независимая гарантия - обеспечение исполнения контракта - запрос котировок)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.05.2024