В соответствии с п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), п. "б" ч.13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее по тексту - Правила) и на основании Приказа Оренбургского УФАС России N 241/24 от 03.05.2024 г., Комиссией Оренбургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок в составе:
Председателя Комиссией:, Членов Инспекции:;
в присутствии посредством видеоконференцсвязи:
ИП Карчукова С.А.;
представителя Администрации Северного округа г. Оренбурга -;
рассмотрев обращение Администрации Северного округа г. Оренбурга о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении ИП Карчукова С.А. (ИНН: 631926627780, ОГРНИП: 315631300068663), в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на оказание услуг по дезинфекции, дезинсекции контейнеров и бункеров-накопителей для сбора твердых коммунальных отходов, дератизации контейнеров и специальных площадок для накопления твердых коммунальных и крупногабаритных отходов (номер извещения N 0153300066923000866, реестровый номер контракта N 3560902617023000057),
УСТАНОВИЛА:
27 апреля 2024 года в Оренбургское УФАС России посредством единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг поступило обращение Администрации Северного округа г. Оренбурга (далее по тексту - Заказчик) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее по тексту - РНП) сведений в отношении ИП Карчукова С.А. (ИНН: 631926627780, ОГРНИП: 315631300068663) (далее по тексту - Исполнитель), в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на оказание услуг по дезинфекции, дезинсекции контейнеров и бункеров-накопителей для сбора твердых коммунальных отходов, дератизации контейнеров и специальных площадок для накопления твердых коммунальных и крупногабаритных отходов (номер извещения N 0153300066923000866, реестровый номер контракта N 3560902617023000057).
Представитель Заказчика пояснил, что 28 декабря 2023 г. между Заказчиком и Исполнителем заключен муниципальный контракт N 0153300066923000866-0069490-01. Сроки оказания услуг - с момента заключения контракта с периодичностью, определенной приложением N 1 к Санитарным Правилам CaнlПиH 2.1.3684-21 до 30.07.2024 г.
Поскольку по состоянию на 19.02.2024 и 22.03.2024 г. ИП Карчуковым не были выполнены работы по контракту, Заказчиком в его адрес были направлены посредством ЕИС требования об уплате неустойки (пени) в связи с просрочкой исполнения обязательств, предусмотренных муниципапьным контрактом. Также, кроме требований об уплате неустойки (пени) в связи с просрочкой исполнения обязательств, предусмотренных муниципальным контрактом неоднократно представлялись поадресные списки контейнерных площадок. Исполнитель был уведомлен о факте расторжения контракта в случае его неисполнения и внесения его в реестр недобросовестных поставщиков.
Между тем, Исполнителем работы так и не были выполнены, в связи с чем, 16.04.2024 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
ИП Карчуков С.А. просил сведения в отношении Исполнителя в РНП не включать, пояснил, что не имел умысла уклоняться от исполнения контракта. Выполнение муниципального контракта N 0153300066923000866-0069490-01 от 28.12.2023 г. не представляется возможным, по причине отсутствия корректного технического задания.
На этапе формирования предложения по запросу котировок с нашей стороны были предприняты попытки получить информацию по количеству и разбросу объектов выполнения работ. От Заказчика был получен ответ о невозможности подсчёта контейнерных площадок и бункеров накопителей. В течение 10 лет ИП Карчуковым С.А. выполнялись подобные контракты, на основании которых была взята средняя стоимость выполнения работ для подачи коммерческого предложения.
После заключения контракта, Заказчиком 17.01.2024 г. по электронной почте в адрес Исполнителя направлен список контейнеров, содержащий 468 адресов в двух районах города Оренбурга - примерно 1200 контейнеров. 24.01.2024 г. Исполнителем в адрес Заказчика было направлено письмо о невозможности выполнить такой большой объем работ, и просьбой расторгнуть контракт по обоюдному согласию, так как со стороны Заказчика не было предоставлено корректное техническое задание.
После отказа о расторжении контракта по соглашению сторон, Исполнитель выехал на место для выполнения работ. После посещения нескольких адресов стало понятно, что данные работы выполнить невозможно в связи с тем, что на месте выяснилось полное несоответствие присланного списка с реальностью по виду и количеству контейнеров, указанных в контракте.
ИП Карчуков С.А. пояснил, что в приложении к контракту прописано два вида: контейнерные баки и бункеры накопители. В реальности их оказалось порядка 5 видов, некоторые заглубленные в землю, на обработку которых нужно совсем другое (большее) количество препарата и другое оборудование (опрыскиватели с удлиненными штангами), количество контейнеров также не соответствует списку. На месте отсутствуют контейнерные площадки (обрабатывать землю нельзя) вместо них контейнеры стоят на картонках или просто на земле. Отсутствует информация о расстоянии от контейнерных площадок (в некоторых местах их и вовсе нет) до объектов нормирования (жилые дома детские площадки). Согласно приложению 1 к СП 2.1.3684-21 в зависимости от расстояний до объектов нормирования кратность проведения работ колеблется от 1 раза в 3 месяца до еженедельной.
ИП Карчуков С.А. указал, что неоднократные письменные запросы с просьбой прислать техническое задание, со всей необходимой информацией, а именно: с расстояниями до объектов нормирования от контейнерных площадок и количеством площадок проигнорированы Заказчиком. В ответах Заказчика указывалось, что ИП Карчуков С.А. не собирается выполнять контракт и прилагалась все та же таблица, без количества площадок, со списком адресов и количеством контейнеров.
Также, Исполнитель обратил внимание Комиссии Оренбургского УФАС Росси на то, что в устной беседе с Заказчиком, на вопрос как ранее выполнялись данные работы, был получен ответ, что их никто не выполнял, а конкурс был инициирован по суду. Кроме того, Заказчик предложил начать выполнения работ без технического задания, и на месте своими силами произвести замеры расстояний до объектов нормирования и подсчитать количество контейнеров. Это огромный объем работ, с большим количеством затрат как материальных, так и временных, которые не были учтены в стоимости контракта. Также, было озвучено требование о видео фиксации этапов работ и составлении отчета на диске, т.е. на каждом выезде должен присутствовать дополнительный сотрудник для съемки, что противоречит контракту, в котором прописана фото-фиксация, не требующая затрат на дополнительных сотрудников и покупку и запись дисков.
Комиссия Оренбургского УФАС России, рассмотрев материалы внеплановой проверки, заслушав приведенные доводы, установила следующее:
18.12.2023 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке было размещено извещение о проведении запроса котировок на Оказание услуг по дезинфекции, дезинсекции контейнеров и бункеров-накопителей для сбора твердых коммунальных отходов, дератизации контейнеров и специальных площадок для накопления твердых коммунальных и крупногабаритных отходов (номер извещения N 0153300066923000866).
Начальная (максимальная) цена контракта/Максимальное значение цены контракта: 460 000,00 рублей.
Начальная сумма цен единиц товара, работы, услуги: 286,09 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 25.12.2023 г. N ИЗК1, ИП Карчуков С.А. (заявка N 71) был признан Победителем запрос котировок в электронной форме с предложением по цене единиц товара, работы, услуги - 135,00 рублей.
28.12.2023 г. между Заказчиком и ИП Карчуковым С.А. заключен муниципальный контракт N 0153300066923000866-0069490-01 на оказание услуг по дезинфекции, дезинсекции контейнеров и бункеров-накопителей для сбора твердых коммунальных отходов, дератизации контейнеров и специальных площадок для накопления твердых коммунальных и крупногабаритных отходов (далее - Контракт). Максимальное значение цены Контракта составляет 460 000 (четыреста шестьдесят тысяч) рублей 00 копеек.
В соответствии с п. 1.1 Контракта, в соответствии с настоящим Контрактом Исполнитель обязуется по заданию Заказчика оказать услуги по дезинфекции, дезинсекции контейнеров и бункеров-накопителей для сбора твердых коммунальных отходов, дератизации контейнеров и специальных площадок для накопления твердых коммунальных и крупногабаритных отходов (далее - услуги), а Заказчик обязуется принять услуги и оплатить их в соответствии с условиями настоящего Контракта.
В соответствии с п. 1.3 срок оказания услуг: с момента заключения контракта по 30.07.2024 г.
В соответствии с п. 3 Приложения N 1 к Контракту, Сроки оказания услуг - с момента заключения контракта с периодичностью, определенной приложением N 1 к Санитарным Правилам СанПиН 2.1.3684-21 до 30.07.2024 г.
В соответствии с п. 3.1.3 Контракта, Исполнитель имеет право запрашивать у Заказчика разъяснения и уточнения относительно оказания услуг по настоящему Контракту.
В соответствии с п. 3.1.4 Контракта, Исполнитель имеет право получать от Заказчика содействие при оказании услуг в соответствии с условиями настоящего Контракта.
В соответствии с п. 3.2.2 Исполнитель обязан в течение 5 (пяти) рабочих дней после оказания услуг представлять Заказчику документы о приемке оказанных услуг.
В Приложении N 1 к Контракту установлено следующее:
2. Объем оказания услуг: контейнерные и (или) специальные площадки для сбора твердых коммунальных и крупногабаритных отходов, контейнеры для ТКО и РСО.
N п/п |
Наименование услуг |
Объекты |
1 |
Дезинфекция контейнерных баков |
территория Северного округа |
2 |
Дезинфекция бункеров-накопителей для крупногабаритных отходов |
территория Северного округа |
3 |
Дератизация контейнерных площадок |
территория Северного округа |
4 |
Дератизация бункеров-накопителей для крупногабаритных отходов |
территория Северного округа |
5 |
Дезинсекция контейнерных баков |
территория Северного округа |
6 |
Дезинсекция бункеров-накопителей для крупногабаритных отходов |
территория Северного округа |
7 |
Дезинсекция контейнерных площадок |
территория Северного округа |
В Приложении N 2 к Контракту установлено следующее:
Наименование услуги |
ед. изм |
Средняя цена за ед.изм., руб. |
Дезинфекция контейнерных баков |
шт |
4,68 |
Дезинфекция бункеров-накопителей для крупногабаритных отходов |
шт |
44,89 |
Дератизация контейнерных площадок |
шт |
10,95 |
Дератизация бункеров-накопителей для крупногабаритных отходов |
шт |
15,83 |
Дезинсекция контейнерных баков |
шт |
9,50 |
Дезинсекция бункеров-накопителей для крупногабаритных отходов |
шт |
23,00 |
Дезинсекция контейнерных площадок |
шт |
26,15 |
ИТОГО, сумма цен единиц услуги, рублей |
|
135,00 |
Максимальное значение цены контракта, рублей: |
|
460 000,00 |
Согласно материалам дела, 17.01.2024 г. Заказчиком в адрес Исполнителя направлен список адресов площадок (в формате Excel), содержащий 468 адресов с указанием вида и количества контейнеров, подлежащих обработке.
24.01.2024 г. Заказчиком в адрес ИП Карчукова С.А. направлено письмо исх. N 01-09/97 с указанием Исполнителю на необходимость приступить к выполнению работ по Контракту.
24.01.2024 г. Исполнителем в адрес Заказчика направлено письмо исх. N 2401-01 о невозможности исполнения контракта, в связи с фактически большим объемом работ, которые невозможно было определить на этапе проведения закупки, ввиду отсутствия корректного технического задания.
08.02.2024 г Исполнителем в адрес Заказчика направлено письмо исх. N 0802-01 с просьбой о предоставлении информации по техническому заданию к контракту.
19.02.2024 г. Заказчиком в адрес Исполнителя направлено требование об уплате неустойки (пени) в связи с просрочкой исполнения обязательств, предусмотренных муниципальным контрактом.
19.02.2024 г. Исполнителем в адрес Заказчика направлено письмо исх. N 1902-01, в котором повторно сообщает о невозможности исполнения работ по Контракту, в связи с отсутствием в штате ИП Карчуков С.А. достаточного для выполнения выше указанного контракта персонала и техники (Ориентировочно необходимо 3-4 бригады по два человека и 3-4 единицы транспорта постоянно задействованных на объектах). Также, в письме Исполнитель указывает, что точное количество можно просчитать только после получения от Заказчика информации по техническому заданию к контракту, запрошенной письмом Исполнителя исх. N 0802-01 от 08.02.2024 г.
12.03.2024 г. Заказчиком в адрес ИП Карчукова С.А. направлено письмо исх. N 01-09/543 о том, что Заказчиком 7.01.2024 г. уже направлялась информация о количестве контейнеров на каждой площадке.
20.03.2024 г. Исполнителем в адрес Заказчика направлено письмо исх. N 2003-01 о том, что присланный Заказчиком 17.01.2024 г. список не дает возможности произвести расчёт объёма работ, без выше указанной информации невозможно начать работу даже при наличии персонала.
Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
С учетом требований ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В соответствии с п. 8.2 Контракта, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном ч.8-26 ст.95 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
16.04.2024 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
16.04.2024 09:31 (МСК) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено Заказчиком в Единой информационной системе.
Исполнителем данное решение получено 16.04.2024 09:32 (МСК).
16.04.2024 г. Исполнителем в адрес Заказчика направлено письмо исх. N 1604-01 с повторным указанием на невозможность исполнения Контракта.
Учитывая положения ч. 12.1 Закона о контрактной системе, односторонний отказ Заказчика от исполнения Контракта вступил в силу 27.04.2024 г.
При расторжении контракта заказчиком соблюдена процедура, предусмотренная положениями ст. 95 Закона о контрактной системе.
Следовательно, на дату заседания Комиссии Оренбургского УФАС России решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта считается вступившим в силу.
Согласно ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе, информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Порядок рассмотрения обращения о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков и ведения реестра такого реестра определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Постановление N 1078).
Согласно ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе, а также п.13 Постановления N 1078, уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6 - 8 настоящих Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), не позднее 5 рабочих дней с даты их поступления.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие лица, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, сформированной Определением от 19.02.2015 N 301-КГ15-632 по делу N А29-3152/2014, при рассмотрении вопроса о законности решения о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться формальной позицией, поэтому по делу подлежат установлению обстоятельства недобросовестного поведения поставщика.
Включение лица в реестр невозможно без установления его вины, выраженной в сознательном уклонении от исполнения контракта.
Комиссией Оренбургского УФАС России приняты во внимание следующие обстоятельства.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
При рассмотрении вопроса о наличии оснований для включения ИП Карчукова С.А. в реестр недобросовестных поставщиков, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, антимонопольный орган обязан не только убедиться в наличии оснований для расторжения контракта и соблюдении порядка его расторжения заказчиком, но и установить недобросовестный характер действий поставщика (подрядчика, исполнителя), что предполагает отсутствие у последнего реального намерения заключить и исполнить контракт надлежащим образом и в согласованные сроки.
Отказ заказчика от договора, в том числе по мотиву существенного нарушения подрядчиком условия договора, может являться как следствием недобросовестного поведения поставщика, принимавшего участие в торгах номинально и не имеющего намерения реально выполнять работы по контракту, так и не являться таковым (в том случае, если нарушение условий договора не вызвано злонамеренными действиями поставщика, а связано с обстоятельствами, находящимися вне его сферы контроля).
На основании исследования имеющихся в материалах дела доказательств, Комиссия Оренбургского УФАС России обстоятельств, объективно свидетельствующих о наличии недобросовестных действий Исполнителя не выявила, в связи с чем, сведения в отношении ИП Карчукова С.А. не подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, Комиссия Оренбургского УФАС России, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
В удовлетворении требований Администрации Северного округа г. Оренбурга о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении ИП Карчукова С.А. (ИНН: 631926627780, ОГРНИП: 315631300068663), в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на оказание услуг по дезинфекции, дезинсекции контейнеров и бункеров-накопителей для сбора твердых коммунальных отходов, дератизации контейнеров и специальных площадок для накопления твердых коммунальных и крупногабаритных отходов (номер извещения N 0153300066923000866, реестровый номер контракта N 3560902617023000057), отказать.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 7 мая 2024 г. N 056/10/104-550/2024 (ключевые темы: реестр недобросовестных поставщиков - решение об одностороннем отказе от исполнения контракта - дезинфекция - контейнерная площадка - исполнитель)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.05.2024