В соответствии с п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), п. "б" ч.13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее по тексту - Правила) и
на основании Приказа Оренбургского УФАС России N 238/24 от 03.05.2024 г., Комиссией Оренбургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок в составе:
Председателя Комиссией:, Членов Инспекции:
в присутствии посредством видеоконференцсвязи:
представителя Министерства образования Оренбургской области -
представителя ООО "Проект эксперт" -
рассмотрев обращение Министерства образования Оренбургской области о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении ООО "Проект эксперт" (ИНН: 7720855933, ОГРН: 1217700508552), в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на обновление материально-технической базы образовательных организаций для внедрения цифровой образовательной среды и развития цифровых навыков обучающихся при создании центра цифрового образования детей "IT-куб" в рамках федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" (номер извещения N 0853500000324001037, реестровый номер контракта N 2561204495924000016),
УСТАНОВИЛА:
27 апреля 2024 года в Оренбургское УФАС России посредством единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг поступило обращение Министерства образования Оренбургской области (далее по тексту - Заказчик) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее по тексту - РНП) сведений в отношении ООО "Проект эксперт" (ИНН: 7720855933, ОГРН: 1217700508552) (далее по тексту - Общество, Поставщик), в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на обновление материально-технической базы образовательных организаций для внедрения цифровой образовательной среды и развития цифровых навыков обучающихся при создании центра цифрового образования детей "IT-куб" в рамках федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" (номер извещения N 0853500000324001037, реестровый номер контракта N 2561204495924000016).
Представитель Заказчика пояснил, что 06.03.2024 г. между Заказчиком и Обществом заключен государственный контракт N 0853500000324001037. В ходе приемки поставленного ООО "Проект эксперт" товара было выявлено несоответствие по позиции N 2 многофункциональное устройство (МФУ), а именно: характеристика "Скорость черно-белого копирования в формате А4, стр/мин 11,5" не является улучшенной по отношению "Скорость черно-белого копирования в формате А4, стр/мин 38", "Скорость черно-белой печати в формате А4 по ISO/IEC 24734, стр/мин 17" не является улучшенной по отношению "Скорость черно-белой печати в формате А4 по ISO/IEC 24734, стр/мин 38", не позволяющее осуществить приемку данных МФУ.
Представитель ООО "Проект эксперт" просил сведения в отношении Поставщика в РНП не включать, пояснил, что не имел умысла уклоняться от исполнения контракта, характеристики "Скорость черно-белой печати в формате А4 по ISO/IEC 24734 .стр/мин 38" и "Скорость черно-белого копирования в формате А4, стр/мин 38" являются максимальными и указаны в заявке ошибочно. Фактически поставить оборудование с такими характеристиками Общество не имеет возможности.
Представитель Общества обратил внимание Комиссии Оренбургского УФАС России, что по контракту был поставлен и принято Заказчиком товар на сумму 152 037,44 рублей.
Комиссия Оренбургского УФАС России, рассмотрев материалы внеплановой проверки, заслушав приведенные доводы, установила следующее:
20.02.2024 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке было размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на обновление материально-технической базы образовательных организаций для внедрения цифровой образовательной среды и развития цифровых навыков обучающихся при создании центра цифрового образования детей "IT-куб" в рамках федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" (номер извещения N 0853500000324001037).
Начальная (максимальная) цена контракта: 429 013,34 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 01.03.2024 г. N ИЗК1, ООО "Проект эксперт" (заявка N 122) был признан Победителем запроса котировок в электронной форме с предложением по цене контракта - 326 000,00 рублей.
06.03.2024 г. между Заказчиком и ООО "Проект эксперт" заключен государственный контракт N 0853500000324001037 (далее - Контракт), согласно которому, Поставщик принял на себя обязательства поставить товар на общую сумму 326 000,00 рублей, Заказчик в свою очередь принял на себя обязательства по оплате поставленного товара.
В соответствии со Спецификацией к Контракту, к поставке требовалось:
1) Многофункциональное устройство (МФУ): 4 шт.
2) Многофункциональное устройство (МФУ): 2 штю.
По п. 2 Спецификации помимо прочего Обществом заявлены следующие характеристики: "Скорость черно-белого копирования в формате А4, стр/мин 38", "Скорость черно-белой печати в формате А4 по ISO/IEC 24734, стр/мин 38".
Из материалов дела следует, что 20.03.2024 г. Обществом поставлен товар по Контракту. В ходе приемки товара Заказчиком было установлено, что по п. 2 Спецификации поставлен несоответствующий заявленным характеристикам товар, а именно:
- "Скорость черно-белого копирования в формате А4, стр/мин 38" (по факту поставки - Скорость черно-белого копирования в формате А4, стр/мин 11,5);
- "Максимальное разрешение черно-белой печати по горизонтали, dpi 120" (по факту поставки - Максимальное разрешение черно-белой печати по горизонтали, dpi 4800);
- "Максимальное разрешение сканирования по вертикали, dpi 1200" (по факту поставки - Максимальное разрешение сканирования по вертикали, dpi 2400);
- "Скорость черно-белой печати в формате А4 по ISO/IEC 24734, стр/мин 38 (по факту - поставки Скорость черно-белой печати в формате А4 по ISO/IEC 24734, стр/мин17).
29.03.2024 г. Заказчиком в адрес Поставщика направлен мотивированный отказ от приемки товара исх. N 01-23/2048, срок устранения несоответствий - до 05.04.2024 г.
02.04.2024 г. Поставщиком в адрес Заказчика направлено письмо исх. N 360, в котором Общество указывает на то, что характеристики "Скорость черно-белой печати в формате А4 по ISO/IEC 24734, стр/мин 38" и "Скорость черно-белого копирования в формате А4, стр/мин 38" являются максимальными.
По состоянию на 05.04.2024 г. Обществом несоответствия поставленного товара по позиции N 2 Спецификации по Контракту не устранены.
16.04.2024 г. Заказчиком в Единой информационной системе подписан акт с частичной приемкой товара на сумму 152 037,44 рублей.
Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
С учетом требований ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В соответствии с п. 8.2 Контракта, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном ч.8-26 ст.95 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
16.04.2024 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на сумму 152 037,44 рублей.
16.04.2024 12:39 (МСК) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено Заказчиком в Единой информационной системе.
Обществом решение об одностороннем отказе Заказчика получено 16.04.2024 12:39 (МСК).
Учитывая положения ч. 12.1 Закона о контрактной системе, односторонний отказ Заказчика от исполнения Контракта вступил в силу 27.04.2024 г.
При расторжении контракта заказчиком соблюдена процедура, предусмотренная положениями ст. 95 Закона о контрактной системе.
Следовательно, на дату заседания Комиссии Оренбургского УФАС России решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта считается вступившим в силу.
Согласно ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе, информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Порядок рассмотрения обращения о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков и ведения реестра такого реестра определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Постановление N 1078).
Согласно ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе, а также п.13 Постановления N 1078, уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6 - 8 настоящих Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), не позднее 5 рабочих дней с даты их поступления.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие лица, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, сформированной Определением от 19.02.2015 N 301-КГ15-632 по делу N А29-3152/2014, при рассмотрении вопроса о законности решения о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться формальной позицией, поэтому по делу подлежат установлению обстоятельства недобросовестного поведения поставщика.
Включение лица в реестр невозможно без установления его вины, выраженной в сознательном уклонении от исполнения контракта.
Комиссией Оренбургского УФАС России принят во внимание факт поставки товара на сумму 152 037,44 рублей, а также следующие обстоятельства.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
При рассмотрении вопроса о наличии оснований для включения ООО "Проект эксперт" в реестр недобросовестных поставщиков, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, антимонопольный орган обязан не только убедиться в наличии оснований для расторжения контракта и соблюдении порядка его расторжения заказчиком, но и установить недобросовестный характер действий поставщика (подрядчика, исполнителя), что предполагает отсутствие у последнего реального намерения заключить и исполнить контракт надлежащим образом и в согласованные сроки.
Отказ заказчика от договора, в том числе по мотиву существенного нарушения подрядчиком условия договора, может являться как следствием недобросовестного поведения поставщика, принимавшего участие в торгах номинально и не имеющего намерения реально выполнять работы по контракту, так и не являться таковым (в том случае, если нарушение условий договора не вызвано злонамеренными действиями поставщика, а связано с обстоятельствами, находящимися вне его сферы контроля).
На основании исследования имеющихся в материалах дела доказательств, Комиссия Оренбургского УФАС России обстоятельств, объективно свидетельствующих о наличии недобросовестных действий Исполнителя не выявила, в связи с чем, сведения в отношении ООО "Проект эксперт" не подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, Комиссия Оренбургского УФАС России, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
В удовлетворении требований Министерства образования Оренбургской области о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении ООО "Проект эксперт" (ИНН: 7720855933, ОГРН: 1217700508552), в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на обновление материально-технической базы образовательных организаций для внедрения цифровой образовательной среды и развития цифровых навыков обучающихся при создании центра цифрового образования детей "IT-куб" в рамках федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" (номер извещения N 0853500000324001037, реестровый номер контракта N 2561204495924000016), отказать.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 8 мая 2024 г. N 056/10/104-542/2024 (ключевые темы: реестр недобросовестных поставщиков - односторонний отказ - исполнение контракта - характеристика - национальный проект образование)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.05.2024