Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Студеникин Д.Е. |
- заместитель начальника отдела контроля закупок, заместитель председателя Комиссии; |
Новосельцева А.В. |
- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Дадажанова Е.Е. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
в присутствии представителя подателя жалобы - ИП: (по доверенности),
в отсутствие представителей заказчика - ГБУЗ НСО "Купинская ЦРБ", уведомлено надлежащим образом,
рассмотрев в дистанционном режиме жалобу ИП Гумерова Р.Ф. на действия заказчика - ГБУЗ НСО "Купинская ЦРБ" при проведении электронного аукциона N 0351300154024000133 на поставку медицинских изделий - бестеневая лампа, начальная (максимальная) цена контракта 751 000,00 руб.,
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России обратился ИП Гумеров Р.Ф. с жалобой на действия заказчика - ГБУЗ НСО "Купинская ЦРБ" при проведении электронного аукциона N 0351300154024000133 на поставку медицинских изделий - бестеневая лампа.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, протоколами, составленными при проведении закупки:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в ЕИС 24.04.2024;
2) дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке - 02.05.2024;
3) на участие в электронном аукционе подана 1 заявка;
4) дата рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе - 03.05.2024;
5) в результате рассмотрения заявка 1 участника признана соответствующей требованиям извещения о проведении закупки.
Суть жалобы ИП Гумерова Р.Ф. заключается в следующем.
Закупаемый в рамках данной закупки товар отнесен заказчиком к коду ОКПД 2 32.50.50.190 "Изделия медицинские, в том числе, хирургические, прочие, не включенные в другие группировки", соответствующему коду 129360 вида медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации", который, в свою очередь, входит в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства РФ N 878) и соответствует позиции КТРУ 32.50.50.190-00002658 (обязательное применение с 11.04.2024).
По мнению подателя жалобы, неприменение позиции КТРУ позволило заказчику в нарушение требований Постановления Правительства РФ N 878 и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила), указать дополнительные характеристики оборудования, не предусмотренные КТРУ, что, в свою очередь, создает преимущества для товаров иностранного производства.
ГБУЗ НСО "Купинская ЦРБ" в возражениях на жалобу ИП Гумерова Р.Ф. пояснило следующее.
Заказчиком сформировано описание объекта закупки в соответствии с требованиями ст.33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а также указаны характеристики, соответствующие потребности заказчика.
По заявлению заказчика, имеющиеся позиции КТРУ не позволяют с достаточной и необходимой степенью детализации описать медицинское оборудование, соответствующее потребностям заказчика с учетом специфики оказываемых медицинских услуг и стандартам оснащения. При выборе светильника медицинский персонал опирался на ГОСТ Р 56128-2014 "Изделия медицинские электрические. Светильники операционные. Технические требования для государственных закупок".
Указанная подателем жалобы позиция КТРУ содержит характеристику "Регулировка цветовой температуры", при этом, диапазон возможных значений цветовой температуры отсутствует. Между тем, цветовая температура имеет существенное значение для осуществления проводимых в организации хирургических манипуляций. Обеспечение правильного восприятия и способность идентифицировать органические ткани в ходе вмешательства достигается использованием различных диапазонов цветовой температуры: цветовые температуры 5000 К и выше относятся к "холодным цветам" (голубоватый оттенок), в то время как более низкие цветовые температуры (2700-3700 К) называются "теплыми цветами" (желтоватый оттенок). Отсутствие возможности регулировки цветовой температуры в необходимом диапазоне значительно ухудшит качество проводимых манипуляций, где нужна высокая точность идентификации оперируемых тканей, их структуры и контуров, кровеносных сосудов, под индивидуальные особенности цветовосприятия хирургов.
При проведении хирургических манипуляций, хирург должен получать не только яркое освещение операционного поля, но и корректную передачу цветов. При низком индексе цветопередачи (количественная мера способности источника света, должна верно отображать цвета освещаемых объектов в сравнении с идеальным или естественным), цвета искажаются, что влечет за собой возрастание вероятности ошибки врача или медицинского персонала при визуальной оценке хирургического поля.
В условиях хирургических кабинетов необходима диодная система для освещения с возможностью изменять световое поле от узкого до широкого, достаточное количество светодиодов в осветительном блоке, для достижения лучшего бестеневого эффекта и более точного воспроизведения цветовой температуры, что обеспечивает комфортную работу для операционной бригады во время проведения хирургических манипуляций. За счет расположения светодиодов по всему периметру осветительного блока, способствует оптимальному распределению тепла по корпусу и равномерному тепловому режиму светодиодов, тем самым обеспечивает более долгий срок эксплуатации светильника.
Необходимо иметь наименьший показатель теневого разбавления светильника, чтобы свести к минимуму воздействие теней в рабочей площади, вследствие частичной блокировки медицинским персоналом испускаемого света во время проведения хирургических манипуляций.
Также указанная подателем жалобы позиция КТРУ не содержит такой характеристики как "наличие режима эндоскопической подсветки (режим ENDO)". Наличие данной характеристики дает возможность проводить одновременно эндоскопические и полостные операции.
Все указанные характеристики приобретаемого товара имеют существенное значение и напрямую влияют на функциональность поставляемого оборудования. Показатели установлены заказчиком для максимально эффективной и безопасной эксплуатации оборудования, достижения поставленных перед учреждением задач, и соответствуют характеристикам товара нескольких производителей, присутствующих на рынке.
Так, совокупности характеристик, указанных в описании объекта закупки, соответствуют товары следующих производителей: завод ЭМА (ФСР 2009/05897 от 22.06.2020), "Паналед" (РЗН 2016/4555 от 11.03.2019), "Конвелар" (ФСР 2008/03737 от 01.10.2019), "Mindray" (РЗН 2021/16155 от 28.12.2021).
Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, должно содержать, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик при формировании описания объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Пунктом 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145, предусмотрено, что случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
По мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, необходимость применения позиции КТРУ должна зависеть не только от наименования позиции, кода вида медицинского изделия, указанного в позиции КТРУ, но и от достаточности и полноты описания товаров, работ, услуг в ней.
Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что объектом закупки является светильник передвижного одноблочный со светодиодными элементами. Позицией КТРУ 32.50.50.190-00002658 "Светильник операционный" предусмотрены следующие характеристики:
Наименование характеристики |
Значение характеристики |
Бестеневой эффект (характеристика является обязательной для применения) |
Да |
Нет | |
Диаметр светового поля (на расстоянии 1 м, d10), мм (характеристика является обязательной для применения) |
Не менее 100 |
Не менее 120 | |
Не менее 130 | |
Не менее 150 | |
Не менее 160 | |
Не менее 200 | |
Исполнение (характеристика является обязательной для применения) |
Мобильный |
Настенный | |
Потолочный | |
Источник света (характеристика является обязательной для применения) |
Светодиод |
Количество световых блоков (характеристика является обязательной для применения) |
1 |
2 | |
3 | |
Максимальная интенсивность освещенности светового блока, клк (характеристика является обязательной для применения) |
|
Наличие аварийного источника питания (характеристика является обязательной для применения) |
Да |
Нет | |
Регулировка цветовой температуры (характеристика не является обязательной для применения) |
Да |
Нет | |
Режим ENDO (характеристика является обязательной для применения) |
Нет |
Цветовая температура (характеристика является обязательной для применения) |
|
При этом, заказчиком в адрес Новосибирского УФАС России представлено обоснование потребности в иных характеристиках описания объекта закупки. Исходя из пояснений заказчика на заказчика, представленных в антимонопольный орган, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к выводу, что предусмотренное позицией КТРУ 32.50.50.190-00002658 медицинское изделие в полной мере не отвечает реальной потребностям заказчика.
Таким образом, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что заказчиком правомерно при формировании описания объекта закупки не применена позиция КТРУ 32.50.50.190-00002658. На заседании Комиссии Новосибирского УФАС России представителем подателя жалобы не представлено доказательств об избыточности установленных в описании объекта закупки требований к закупаемому оборудованию, о соответствии совокупности требований описания объекта закупки товаров одного производителя. Вместе с тем, заказчиком представлены информация о соответствии описанию объекта закупки товаров нескольких производителей.
На основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России не усматривает в действиях заказчика нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий аукционной комиссии при рассмотрении заявок, выявлено следующее нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
В силу ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с данной частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.15 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 данного Федерального закона.
Так, Постановлением Правительства РФ N 878 установлены ограничения допуска радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно описанию объекта закупки заказчику требуются к поставке светильник передвижной одноблочный со светодиодными элементами (код ОКПД 2 - 32.50.50.190 "Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки").
Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что указанный код ОКПД 2 включен в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением Правительства РФ N 878 (позиция 129 "Светильники медицинские, соответствующие кодам 129360, 187160 вида медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации").
Вместе с тем, извещением о закупке не установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств, предусмотренные Постановлением Правительства РФ N 878, что является нарушением положений ч.3 ст.14, п.15 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ N 878.
Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15, п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Гумерова Р.Ф. на действия заказчика - ГБУЗ НСО "Купинская ЦРБ" при проведении электронного аукциона N 0351300154024000133 на поставку медицинских изделий - бестеневая лампа необоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования ч.3 ст.14, п.15 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ N 878.
3. Выдать заказчику и комиссии по осуществлению закупок заказчика предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы ответственному должностному лицу Новосибирского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Заместитель председателя Комиссии Д.Е. Студеникин
Члены Комиссии А.В. Новосельцева
Е.Е. Дадажанова
ПРЕДПИСАНИЕ N 054/06/14-1183/2024
об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок
"08" мая 2024 года г. Новосибирск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Студеникин Д.Е. |
- заместитель начальника отдела контроля закупок, заместитель председателя Комиссии; |
Новосельцева А.В. |
- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Дадажанова Е.Е. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
на основании решения N 054/06/14-1183/2024 от 08.05.2024 по жалобе ИП Гумерова Р.Ф. на действия заказчика - ГБУЗ НСО "Купинская ЦРБ" при проведении электронного аукциона N 0351300154024000133 на поставку медицинских изделий - бестеневая лампа,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Для устранения нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок:
1. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения решения N 054/06/14-1183/2024 от 08.05.2024 и данного предписания, отменить протокол подачи ценовых предложений.
2. Заказчику отменить все действия, произведенные в рамках заключения контракта (при наличии).
3. Комиссии по осуществлению закупок заказчика отменить решение, зафиксированное в протоколе подведения итогов закупки.
4.Заказчику включить в извещение о проведении закупки ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами формирования и ведения единого реестра российской радиоэлектронной продукции").
5. Заказчику внести изменения в извещение о проведении электронного аукциона в соответствии с решением N 054/06/14-1183/2024 от 08.05.2024 и настоящим предписанием.
6. Заказчику продлить срок подачи заявок на участие в закупке N 0351300154024000133 в соответствии с Законом о контрактной системе.
.
О принятых мерах в соответствии с требованиями настоящего предписания сообщить до 29.05.2024 с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение настоящего предписания в соответствии с ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридические лица и должностные лица несут административную ответственность.
Заместитель председателя Комиссии Д.Е. Студеникин
Члены Комиссии А.В. Новосельцева
Е.Е. Дадажанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 8 мая 2024 г. N 054/06/14-1183/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.05.2024