Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Заргаров А.М. |
- заместитель руководителя Управления, председатель Комиссии; |
Костин И.В. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Дадажанова Е.Е. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
в отсутствие представителей заказчика - ГКУ НСО "Управление капитального строительства", подрядчика - ООО "СтройПроектСервис", уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев обращение ГКУ НСО "Управление капитального строительства" о включении сведений об ООО "СтройПроектСервис" (ИНН 5442001345, 632551, Новосибирская обл., г. Чулым, ул. Энтузиастов, д. 2, кв. 1) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объекта "Здание фельдшерско-акушерского пункта в с. Серебрянское Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области "Чулымская ЦРБ" (извещение N 0151200006023000094),
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России поступило обращение ГКУ НСО "Управление капитального строительства" о включении сведений об ООО "СтройПроектСервис" (ИНН 5442001345, 632551, Новосибирская обл., г. Чулым, ул. Энтузиастов, д. 2, кв. 1) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объекта "Здание фельдшерско-акушерского пункта в с. Серебрянское Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области "Чулымская ЦРБ" (извещение N 0151200006023000094).
Суть обращения заказчика сводится к следующему.
27.02.2023 г. между заказчиком и ООО "СтройПроектСервис" был заключен контракт на выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объекта "Здание фельдшерско-акушерского пункта в с. Серебрянское Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области "Чулымская ЦРБ".
В соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ (приложение N 3 к контракту) срок выполнения работ по первому этапу контракта - со дня заключения контракта по 31.08.2023 г., второго этапа - со дня заключения контракта по 15.10.2023 г., третьего этапа - с 01.02.2024 г. по 31.08.2024 г.
26.02.2024 г. заказчик направил в адрес подрядчика письмо, в котором сообщил о том, что по состоянию на 21.02.2024 г. работы по первому этапу и по второму этапу не выполнены, работы подрядчиком не приостанавливались, а также сообщил, что сведения о том, что документация направлена на прохождение государственной экспертизы в ГБУ НСО "ГВЭ НСО" отсутствуют. Указанное письмо было проигнорировано подрядчиком.
20.03.2024 г. заказчик направил в адрес подрядчика требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
25.03.2024 г. заказчик направил в адрес подрядчика письмо с требованием соблюдения условий контракта. Указанное письмо было проигнорировано подрядчиком.
16.04.2024 г. заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Данное решение 16.04.2024 г. было размещено в ЕИС.
В соответствии с ч.12.1 ст.95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч.5 ст.103 данного Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п.1 данной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с данным пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 данной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в ЕИС 17.04.2024 г., следовательно, 17.04.2024 г. подрядчик считается надлежащим образом уведомленным.
Согласно ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, в данном случае - 02.05.2024 г.
В соответствии с ч.14 ст.95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что в регламентированный десятидневный срок подрядчик не предпринял действий по исполнению обязательств по контракту.
ООО "СтройПроектСервис" направило в адрес Новосибирского УФАС России пояснения следующего содержания.
10.05.2023 г. и 22.08.2023 г. подрядчиком были заключены договоры субподряда на выполнение подрядных работ в целях выполнения работ по контракту. Указанные договоры были исполнены субподрядчиками.
Кроме того, подрядчик сообщил, что директор ООО "СтройПроектСервис" Строев Е.А. в период с 25.08.2023 г. по 29.02.2024 г. находился в зоне СВО добровольцем, в связи с чем не имел возможности контролировать выполнение работ по контракту.
Изучив представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с п.п. "в" п.15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства РФ N1078 от 30.06.2021 г. (далее - Правила), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 данных Правил, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие, а именно, принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта, надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Комиссии Новосибирского УФАС России и заказчику от ООО "СтройПроектСервис" не были представлены какие-либо документы и информация, подтверждающие невозможность исполнения контракта. Комиссией Новосибирского УФАС России было установлено, что заказчику не были представлены какие-либо документы (сведения) о том, что подрядчиком ведутся работы по контракту, в частности о том, что подрядчиком были заключены договоры субподряда.
Кроме того, Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что после заключения контракта с 10.04.2023 г. по 25.08.2023 г., а также в период с 29.02.2024 г. по 02.05.2024 г. подрядчик бездействовал, не взаимодействовал с заказчиком по вопросам выполнения работ по контракту, не сообщал об обстоятельствах, препятствующих выполнению работ по контракту.
Более того, контракт заключен между заказчиком и ООО "СтройПроектСервис, а не между заказчиком и Строевым Евгением Анатольевичем.
Согласно п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
При этом, согласно п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Таким образом, ГКУ НСО "Управление капитального строительства" правомерно приняло решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение заказчика в судебном порядке не обжаловано.
Таким образом, изложенное подтверждает отсутствие добросовестного поведения в действиях организации, выраженное в непринятии мер к исполнению контракта.
Доказательств наличия объективных препятствий организации исполнить контракт в установленный срок не представлено.
Реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Следовательно, реестр недобросовестных поставщиков представляет собой механизм защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков), созданный, в том числе с целью обеспечения эффективного использования бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
Организацией не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью исполнения контракта, в связи с чем включение сведений о ней в реестр недобросовестных поставщиков является необходимой мерой ответственности, поскольку служит для ограждения государственных заказчиков от недобросовестных поставщиков.
В силу положений абзаца 3 пункта 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Таким образом, организация несет самостоятельные риски ведения ею предпринимательской деятельности и должна прогнозировать последствия, в том числе и негативные, связанные с ее осуществлением.
Нарушений со стороны заказчика антимонопольным органом не установлено.
Включение сведений в РНП не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и в данном случае не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности (Определение ВАС РФ от 11.05.2012 N ВАС-5621/12).
Таким образом, поскольку ООО "СтройПроектСервис" не были исполнены обязательства по контракту, у Комиссии Новосибирского УФАС России нет правовых оснований для невключения сведений об ООО "СтройПроектСервис" в реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь ст.95, ст.104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
Включить в реестр недобросовестных поставщиков сведения об ООО "СтройПроектСервис" (ИНН 5442001345, 632551, Новосибирская обл., г. Чулым, ул. Энтузиастов, д. 2, кв. 1), о директоре и участнике ООО "СтройПроектСервис" - Строеве Евгении Анатольевиче (ИНН 544205154030) сроком на 2 (два) года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии А.М. Заргаров
Члены Комиссии И.В. Костин
Е.Е. Дадажанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 13 мая 2024 г. N 054/06/104-1201/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.05.2024