Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по проведению внеплановых проверок, созданная приказом Коми УФАС России от 03.11.2022 N 158 "О создании постоянно действующей комиссии по проведению внеплановых проверок осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в составе: Овериной А.В. - врио заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок, председателя Комиссии; Растегаевой А.Д. - специалиста - эксперта управления, члена Комиссии; Сандул Н.В. - ведущего специалиста-эксперта управления, члена Комиссии (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев обращение государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми "Ухтинская городская поликлиника" (далее - ГБУЗ РК "Ухтинская городская поликлиника", заказчик) от 06.05.2024 N 030730000950000001 (вх. N 4569/24 от 06.05.2024) о включении информации об обществе с ограниченной ответственностью "УралМедМаркет" (далее - ООО "УралМедМаркет", поставщик) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N 0307200030623000405 от 2 30.03.2023 на поставку перчаток медицинских нитриловых, неопудренных, заключенного по результатам проведения электронного аукциона N 0307200030623000405 (далее - закупка, электронный аукцион),
УСТАНОВИЛА:
Согласно частям 1, 2, 4, 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей. В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами. Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. В течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе ГБУЗ РК "Ухтинская городская поликлиника" представлено обращение о включении сведений об ООО "УралМедМаркет" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, 3 исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронной закупки (далее - обращение).
Согласно пункту 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующему основанию: получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с подпунктом а) пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" 3 пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), осуществляет следующую совокупность действий, в том числе рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона. ГБУЗ РК "Ухтинская городская поликлиника", ООО "УралМедМаркет", АО "Российский аукционный дом" надлежащим образом о месте и времени рассмотрения обращения извещены (уведомление от 07.05.2024 N НГ/2756/24 размещено в ЕИС). ГБУЗ РК "Ухтинская городская поликлиника" в материалы обращения представлены пояснения и копии документов, необходимые для рассмотрения обращения, а также ходатайство о рассмотрении обращения в отсутствие своего представителя (письмо от 13.05.2024 N01-06/3954 вх. от 13.05.2024 N4735-ЭП/24).
ООО "УралМедМаркет" письменных пояснений, документов не направляло. Отсутствие на заседании Комиссии Коми УФАС России представителей сторон не препятствует рассмотрению обращения и проведению внеплановой проверки. Комиссия Коми УФАС России по результатам рассмотрения материалов обращения и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, подпункта "а" пункта 13 раздела III Правил внеплановой проверки, пришла к нижеследующим выводам.
Согласно части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в 4 извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей. 28.02.2023 уполномоченным учреждением - государственным казенным учреждением Республики Коми "Центр обеспечения организации и проведения торгов" на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), размещено извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0307200030623000405 с содержащимися при нем электронными документами. Заказчиком закупки являлось ГБУЗ РК "Ухтинская городская поликлиника". Наименование объекта закупки - "Поставка перчаток медицинских нитриловых, неопудренных". Начальная (максимальная) цена контракта составила 996965.00 руб. По результатам осуществления закупки, на основании протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.03.2023 NИЭА1, между ГБУЗ РК "Ухтинская городская поликлиника" и победителем закупки - ООО "УралМедМаркет" (далее - поставщик) 30.03.2023 заключен контракт N 0307200030623000405 на поставку перчаток медицинских нитриловых, неопудренных, реестровый номер контракта, согласно сведениям ЕИС - 2110201719623000105 (далее - контракт). Комиссией Коми России по результатам анализа материалов обращения, сведений о контракте с официального сайта из реестра контрактов установлено, наряду с прочим, установлено следующее. По условиям контракта: 1.1.
Поставщик обязуется поставить перчатки медицинские нитриловые, неопудренные (далее - Товар) ОКПД2: 22.19.60.119, а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
1.2. Наименование, количество и иные характеристики поставляемого Товара указаны в Спецификации (приложение N 1 к настоящему Контракту), которое является неотъемлемой частью Контракта.
2.2. Цена Контракта составляет 572 000.00 (пятьсот семьдесят две тысячи рублей 00 копеек), УСН без НДС на основании п.2 ст.346.11 НК РФ. 3.1.
Поставщик обязуется: 3.1.1.
Поставить Товар в строгом соответствии с условиями Контракта, в полном объёме, надлежащего качества и в установленные сроки. 3.1.2.
Обеспечить контроль качества поставляемого Товара в соответствии со сроками годности. Поставляемый Товар должен быть новым (то есть не бывшим в использовании) и обеспечивать предусмотренную производителем функциональность. 3.1.3.
Незамедлительно информировать Заказчика обо всех обстоятельствах, препятствующих исполнению Контракта; 3.1.4.
Своими силами и за свой счёт устранять допущенные недостатки при поставке Товара; 3.1.5.
За неисполнение, ненадлежащее исполнение Поставщиком своих обязательств по настоящему Контракту оплатить Заказчику неустойку (пени, штраф) в соответствии с условиями настоящего Контракта. 3.1.6.
Выполнять свои обязательства, предусмотренные иными положениями Контракта. 5 3.4.
Заказчик имеет право: 3.4.1.
Требовать от Поставщика надлежащего исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом; 3.4.7.
В случае полного или частичного невыполнения условий настоящего Контракта по вине Поставщика вправе требовать у него соответствующего возмещения убытков.
5.1. Срок поставки товара - С даты заключения Контракта по 31.12.2023, в течение 14 календарных дней со дня получения заявки по электронной почте от Заказчика на электронный адрес Поставщика, указанного в разделе 17 настоящего Контракта. Время и дату отправки заявки по электронной почте считать временем и датой получения заявки Поставщиком. Поставка товара осуществляется в рабочее время Заказчика (понедельник - четверг с 8:30 до 16:00 час, в пятницу с 8:30 до 15:00 час, за исключением перерыва с 12:00 до 13:00 час (время московское)). 5.2.
Место доставки товара: ГБУЗ РК "Ухтинская городская поликлиника", 169300, Коми Республика, г. Ухта, пр. Космонавтов, д. 1, этаж 6, кабинет N 622, контактный телефон: +7 (8216) 789980 доб. 2076.
Поставщик осуществляет поставку товара в место доставки собственным транспортом или с привлечением транспорта третьих лиц за свой счёт. Все виды погрузочно-разгрузочных работ осуществляются Поставщиком собственными техническими средствами или за свой счёт.
5.3. Поставщик за три дня до осуществления поставки Товара в Место доставки уведомляет Заказчика о времени доставки Товара в Место доставки.
5.4. Поставщик в течение двух рабочих дней с даты отгрузки товара, формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика, и размещает в единой информационной системе документ о приемке, который должен содержать:
а) идентификационный код закупки, наименование, место нахождения Заказчика, наименование объекта закупки, место поставки Товара, информацию о Поставщике, предусмотренную подпунктами "а", "г" и "е" части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе, единицу измерения поставленного Товара;
б) наименование поставленного Товара;
в) наименование страны происхождения поставленного Товара;
г) информацию о количестве поставленного Товара;
д) стоимость исполненных Поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом, с указанием цены за единицу поставленного Товара;
е) иную информацию с учетом требований, установленных в соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона о контрактной системе.
5.5. К документу о приемке должны быть приложены документы, указанные в абзаце 3 пункта 9 постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 617 (при наличии). 5.6.
Фактической датой поставки Товара считается дата, указанная в документе о приемке.
6.1. Приемка поставленного Товара осуществляется в ходе передачи Товара Заказчику в Месте доставки и включает в себя следующее:
а) проверку по упаковочным листам номенклатуры поставленного Товара на соответствие Спецификации (приложение N 1 к Контракту). 6 б) проверку полноты и правильности оформления комплекта сопроводительных документов в соответствии с условиями Контракта;
в) контроль наличия/отсутствия внешних повреждений оригинальной упаковке Товара;
г) проверку наличия необходимых документов (копий документов) на Товар: регистрационного удостоверения (в случае, если данные требования установлены действующим законодательством Российской Федерации), декларации о соответствии (сертификата соответствия) или иного документа, подтверждающего соответствие качества Товара, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (в случае, если данные требования установлены действующим законодательством Российской Федерации);
д) проверку комплектности и целостности поставленного Товара. Приемка Товара осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. 10.1.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение условий Контракта Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. 11.1.
Контракт вступает в силу с момента заключения и действует по 31 декабря 2023 года, а в части оплаты - до полного исполнения Сторонами своих обязательств. 11.3.
Расторжение контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством. 11.4.
Стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств в порядке и сроки, определенные статьей 95 Федерального закона о контрактной системе. 11.6.
Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, если в ходе исполнения Контракта установлено, что:
- поставщик и (или) поставляемый товар перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару;
- предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения Поставщика. 11.7.
Существенные условия Контракта могут быть изменены только в случаях, предусмотренных Федеральным законом о контрактной системе. 15.1.
Все споры и разногласия, которые могут возникнуть из настоящего Контракта между Сторонами, будут разрешаться путем переговоров, в том числе в претензионном порядке. 16.7.
Настоящий Контракт подписан электронными цифровыми подписями Сторон. Из вышеприведенных условий контракта следует, что ООО "УралМедМаркет" взяло на себя обязательства поставить заказчику - ГБУЗ РК "Ухтинская городская поликлиника" перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные в количестве 158 500 пар на общую сумму 572 000,00 руб. Поставку товара ООО "УралМедМаркет" должно было осуществлять по заявкам заказчика.
Согласно материалам обращения, заказчиком в адрес поставщика направлялись заявки на поставку перчаток смотровых/процедурных нитриловых, неопудренных, нестерильных: от 31.03.2023 N 01-06/2808 размер "S" в количестве - 23700 пар; размер "M" в 7 количестве 26500 пар; размер "L" в количестве - 2600 пар, от 06.06.2023 N 01-06/4865 размер "S" в количестве 24000 пар; размер "M" в количестве 27000 пар, от 22.06.2023 N 01-06/5286 размер "S" в количестве 24000 пар; размер "M" в количестве 27000 пар, от 06.07.2023 N 01-06/5715 размер "S" в количестве 24000 пар; размер "M" в количестве 27000 пар, от 27.09.2023 N 01-06/8108 размер "S" в количестве 47300 пар; размер "M" в количестве 53000 пар; размер "L" - 5400 пар.
Согласно письменным пояснениям заказчика, представленным в материалы обращения, заявки на поставку перчаток также направлялись посредством электронного письма. Из материалов обращения следует, что ООО "УралМедМаркет" единожды посредством направления 07.06.2023 электронного письма уведомило заказчика о принятии заявки в обработку. Иные письма, в том числе, направленные посредством электронных сообщений, о принятии в работу заявок заказчика на поставку перчаток, ООО "УралМедМаркет" представлены не были, в материалах обращения отсутствуют, заказчиком также представлены не были. Комиссией Коми УФАС России установлено, что заказчиком подписан направленный поставщиком с использованием единой информационной системы документ о приемке товара по контракту: "Документ о приемке N 62 от 05.04.2023".
Стоимость исполненных поставщиком и оплаченных заказчиком обязательств по контракту составила 190 527,00 руб. Платежными поручениями от 20.04.2023 NN 51290, 51292, 51296, 51308 заказчиком произведена оплата поставленного ООО "УралМедМаркет" товара по контракту, на сумму 190 527,00 руб. Из материалов обращения следует, что ООО "УралМедМаркет" более не предпринимало попытки исполнить контракт. В связи с прекращением исполнения поставщиком обязательств по контракту, заказчиком в составе писем от 26.09.2023 N 01-06/8065 и от 07.11.2023 N 01-06/9391 направлялись в адрес ООО "УралМедМаркет" претензии о необходимости осуществления поставки товара, предусмотренного контрактом. В свою очередь ООО "УралМедМаркет" предлагало заказчику расторгнуть контракт по соглашению сторон, в связи с возникновением следующих обстоятельств (письмо от 29.09.2023 N74-09): "В связи со сложившейся ситуацией, связанной с введением ограничительных мер в отношении Российской Федерации, поставщики не могут осуществлять ранее запланированные поставки в запланированные сроки. Следствием текущей ситуации является вынужденная просрочка и, в некоторых случаях, отмена поставок сырья для изготовления медицинских изделий из недружественных государств. На данный момент из-за сложившейся ситуации перчатки, указанные в заявке, отсутствуют в наличии на складе, а именно: Перчатки диагностические (смотровые) медицинские нитриловые неопудренные одноразовые нестерильные производителя ИП Андронов А.В. Товарный знак отсутствует, Российская Федерация, 22.19.60-002-20034534582022, РУ NРЗН 2022/18524 от 11.10.2022 г. Перчатки медицинские диагностические нестерильные нитриловые - Товарный знак Libry, Российская Федерация, 22.19.60-005-19812462-2020, РУ N РЗН 2022/17641 от 8 30.06.2021 г. Перчатки медицинские смотровые, процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные, одноразовые - ООО "СПЕЦ-И-АЛ" Товарный знак отсутствует, Российская Федерация 22.19.60-003-05370760-2021 РУ N РЗН 2022/16511 от 11.01.2023 г. Так в целях исполнения обязанностей по договору, между ООО "УММ" и ИПА был заключен договор на поставку медицинских изделий, предусмотренных контрактом. В настоящее время от производителя медицинских изделий поступила информация о том, регистрационное удостоверение N РЗН 2022/18524 от 11.10.2022 г. являлось временным, срок регистрации которого истек 06.06.2023 г. При этом медицинское изделие в настоящее время проходит процедуру постоянной регистрации. По предварительной информации, медицинские изделия, произведенные в соответствии с постоянным регистрационным удостоверением, находящимся сейчас на регистрации, будут изготовлены не ранее июня 2024 года. При этом, запасы ранее произведенного товара к настоящему моменту уже закончились.
Таким образом, сообщаем о невозможности поставки в Ваш адрес продукции по регистрационному удостоверению N РЗН 2022/18524 от 11.10.2022 г. При этом, обращаем внимание, что поставленный в Ваш адрес товар может быть использован в течении всего срока годности в соответствии с действующим законодательством. Со стороны ООО "УралМедМаркет" товар заказан в срок, до момента заключения контракта, но, учитывая вышеперечисленное, Поставщик изменил сроки поставки. В настоящий момент, все попытки приобрести товар в соответствии с Вашей заявкой оказались безуспешными. Так, в рамках исполнения контракта нами направлены запросы в организации, которые, согласно открытым источникам, осуществляют реализацию такой продукции на территории Российской Федерации, о возможности приобретения товара, предусмотренного условиями контракта".
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе, а также п. 11.3 контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон. Принятие решения о расторжении контракта по соглашению сторон, является правом стороны по контракту, а не его обязанностью, и может быть реализовано только в случае согласия такой стороны. Заказчик отказал поставщику в расторжении контракта по соглашению сторон в письме от 11.10.2023 N 01-06/8585.
В Коми УФАС России отсутствуют, ООО "УралМедМаркет" в материалы обращения не представлены доказательства о невозможности поставки товара по контракту, в том числе в связи с обстоятельствами, указанными в письме в адрес заказчика от 29.09.2023 N74-09.
С учетом установленных в рамках настоящего обращения обстоятельств, Комиссия Коми УФАС России считает, что своими ненадлежащими действиями в рамках заключенного контракта, ООО "УралМедМаркет" проявило по отношению к заказчику недобросовестное поведение.
В соответствии с п. 2 ст. 328 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) в случае непредоставления обязанной стороной предусмотренного договором исполнения обязательства либо при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков.
В соответствии с п. 1 ст. 450.1 ГК РФ предоставленное настоящим Кодексом, 9 другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В соответствии с ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно частям 13, 14 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком 10 (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта. ГБУЗ РК "Ухтинская городская поликлиника" 17.04.2024 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - решение от 17.04.2024).
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС 17.04.2024, в силу пункта 2 части 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе считается в этот же день доставленным до поставщика. Следовательно, с учетом требований пункта 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, 17.04.2024 - дата надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Основания, послужившие причиной принятия заказчиком решения от 17.04.2024, в течение 10-ти дневного срока устранены ООО "УралМедМаркет" не были. Доказательства обратного в материалах обращения не содержатся. Учитывая вышеизложенное, решение от 17.04.2024 заказчиком отменено не было. Окончание десяти дней с даты надлежащего уведомления заказчиком ООО "УралМедМаркет" об одностороннем отказе от исполнения контракта - 27.04.2024.
С учетом требований частей 13, 14 статьи 95 Закона о контрактной системе дата вступления в законную силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта и дата расторжения контракта - 28.04.2024.
По результатам проведения внеплановой проверки при рассмотрении обращения в действиях заказчика - ГБУЗ РК "Ухтинская городская поликлиника", нарушения, установленные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его ООО "УралМедМаркет" и размещения в ЕИС, не установлены. ООО "УралМедМаркет" явку на заседание Комиссии антимонопольного органа не обеспечило. Какие-либо пояснения, доказательства, с обоснованием причин невозможности исполнения поставщиком обязательство по контракту, ООО "УралМедМаркет" в материалы обращения не представлены, несмотря на то, что такая возможность у ООО "УралМедМаркет" имелась (письмом от 07.05.2024 N НГ/2756/24 Коми УФАС России просило в срок до 13.05.2024 представить, в том числе ООО "УралМедМаркет" сведения, относящиеся к рассмотрению настоящего обращения). При рассмотрении обращения Комиссией Коми УФАС России исследованы все имеющиеся в материалах обращения документы и сведения, в том числе не поименованные в настоящем решении, а также исследованы сведения, размещенные в ЕИС.
В соответствии с ч. 8 ст. 104 Закона о контрактной системе, информация, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков, размещается в единой информационной системе и должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации о лицах, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 104 настоящего Федерального закона. По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, изложенному в 11 Постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
В силу части 3 статьи 17, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам. С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Комиссия Коми УФАС России отмечает, что, оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. ООО "УралМедМаркет" не были предприняты все достаточные и разумные меры с целью исполнения контракта, в связи с чем включение сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков является необходимой мерой ответственности, поскольку служит для ограждения государственных заказчиков от недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу 12 хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и в данном случае не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск.
Таким образом, самостоятельно совершая определенные действия, в частности, непосредственно заключая контракт на условиях поставки товара как в рассматриваемом случае, участник закупки действует самостоятельно и добровольно на свой предпринимательский риск, при этом участник обязан предполагать возможные последствия своих действий и нести риски. Коми УФАС России считает необходимым отметить, что извещение о проведении электронного аукциона со всеми входящими в его состав документами, в том числе описание объекта закупки, проект контракта, содержащий сроки и объемы оказания услуг, были опубликованы на официальном сайте Единой информационной системы заблаговременно и у потенциальных участников была возможность ознакомиться со всеми условиями и оценить возможность исполнения своими силами контракта в установленный срок в полном объеме. ООО "УралМедМаркет", принимая решение об участии в закупке путем проведения электронного аукциона и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения обществом действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к невозможности исполнения контракта с обществом как лицом, признанным победителем закупки. ООО "УралМедМаркет" не обеспечило соблюдение прав заказчика относительно качества исполнения контракта, в рамках которого предусматривается эффективное использование бюджетных средств в предусмотренном законодательством порядке и в установленные сроки, что привело к нарушению публичных интересов в правоотношениях по исполнению такого контракта. Подписав контракт, ООО "УралМедМаркет", среди прочего, приобрело ряд публично-правовых обязанностей, недолжное исполнение которых влечет заранее предвидимые санкции. Поэтому степень заботливости при исполнении этих обязанностей с учетом возможных последствий следует считать собственным предпринимательским риском. То обстоятельство, что участник закупки направил заявку на участие в закупке, а после признания его победителем аукциона не исполнил надлежащим образом условия контракта без достаточных на то оснований, свидетельствует о недобросовестном поведении участника закупки. Доказательства воздействия на ООО "УралМедМаркет" непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (статья 401 ГК РФ) или иных обстоятельств препятствующих надлежащему исполнению обязательств по такому контракту в антимонопольный орган не представлены. В настоящем случае небрежность, допущенная ООО "УралМедМаркет", привела к невозможности надлежащего исполнения контракта в установленные сроки, что, в свою очередь, повлекло возможность наложения на ООО "УралМедМаркет" санкции за его недобросовестное поведение. Доказательства надлежащего исполнения условий контракта (принятие достаточных 13 и всех возможных мер по его исполнению), доказательств исправления допущенных нарушений после принятия заказчиком решения об одностороннем отказе при рассмотрении обращения в материалы дела ООО "УралМедМаркет" не представлены. По мнению Комиссии Коми УФАС России, частичное исполнение контракта надлежащим образом не свидетельствует о его исполнении надлежащим образом в целом. Помимо прочего, Комиссия Коми УФАС России обращает внимание на то обстоятельство, что в материалы обращения не было предоставлено документальных доказательств, подтверждающих препятствование заказчика деятельности ООО "УралМедМаркет" (и его доверенных лиц) в рамках исполнения данного контракта.
Также не было представлено документов, подтверждающих надлежащее исполнение обществом обязательств по контракту. Процедурных нарушений со стороны заказчика при принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта также не установлено. В разделе III Правил регламентирован порядок рассмотрения обращения органом контроля и основания для принятия решения о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо об отказе в таком включении.
Согласно подпункту "б" пункта 13 раздела III Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Согласно п. 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе; заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях 14 обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. На заседании Комиссии Коми УФАС России наличие обстоятельств, предусмотренных п. 15 Правил, не установлено. При этом, Комиссия Коми УФАС России пришла к следующим выводам: в действиях ГБУЗ РК "Ухтинская городская поликлиника" не выявлены нарушения требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику и размещения в единой информационной системе; заказчиком подтверждены факты существенного нарушения поставщиком условий контракта; в действиях ООО "УралМедМаркет" отсутствует надлежащее исполнение условий контракта; отсутствуют доказательства возникновения при исполнении контракта обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых. С учетом вышеизложенного, принимая во внимание подпункт а) пункта 13 раздела III Правил, а также отсутствие обстоятельств, перечисленных в пункте 15 раздела III Правил, руководствуясь частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Включить представленную ГБУЗ РК "Ухтинская городская поликлиника" информацию в отношении ООО "УралМедМаркет" (адрес: 620142, Свердловская область, г.о. город Екатеринбург, ул. Чайковского, д.56, пом.50, ИНН 6679161954, КПП: 667901001, директор/учредитель: Игнатов Игорь Олегович, ИНН: 740415786033) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта от 30.03.2023 N 0307200030623000405 на поставку перчаток медицинских нитриловых, неопудренных, заключенного по результатам проведения электронного аукциона согласно извещению N 0307200030623000405, сроком на два года.
2. Датой включения информации в отношении ООО "УралМедМаркет" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанной информации в единой информационной системе в сфере закупок.
3. По результатам проведения внеплановой проверки при рассмотрении обращения в действиях заказчика - ГБУЗ РК "Ухтинская городская поликлиника" нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок не подтверждены. 15 Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии А.В. Оверина Члены комиссии: А.Д. Растегаева Н.В. Сандул
2024-3276
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 14 мая 2024 г. N РНП-11-96
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.05.2024