Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по проведению внеплановых проверок, созданная приказом Коми УФАС России от 03.11.2022 N 158 "О создании постоянно действующей комиссии по проведению внеплановых проверок осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в составе: Овериной А.В. - врио заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок, председателя Комиссии; Растегаевой А.Д. - специалиста - эксперта управления, члена Комиссии; Мокиенко А.А. - специалиста-эксперта управления, члена Комиссии (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев обращение государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Комфорт" (далее - ГБУ РК "Комфорт", заказчик) от 06.05.2024 N 030750000050000003 (вх. N 4602/24 от 06.05.2024) о включении информации об индивидуальном предпринимателе Швангирадзе Кристине Теимуразовне (далее - ИП Швангирадзе К.Т.) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения договора N ЭА-15/2024 от 18.03.2024 на поставку покрытия напольного ламинированного (ламинат), заключенного по результатам проведения электронного аукциона, извещение N 0307200030624000318 (далее - закупка, электронный аукцион),
УСТАНОВИЛА:
Согласно частям 1, 2, 4, 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ 2 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей. В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами. Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. В течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе ГБУ РК "Комфорт" представлено обращение о включении сведений об ИП Швангирадзе К.Т. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронной закупки (далее - обращение).
Согласно пункту 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующему основанию: получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с подпунктом а) пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных 3 постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" 3 пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), осуществляет следующую совокупность действий, в том числе рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона. ГБУ РК "Комфорт", ИП Швангирадзе К.Т., ООО "РТС-Тендер" надлежащим образом о месте и времени рассмотрения обращения извещены (уведомление от 07.05.2024 N НГ/2751/24 размещено в ЕИС). ГБУ РК "Комфорт" в материалы обращения представлены пояснения и копии документов, необходимые для рассмотрения обращения, а также ходатайство от 13.05.2024 N 332 о рассмотрении обращения в отсутствие своего представителя (письмо от 13.05.2024 N331 вх. от 13.05.2024 N 4764-ЭП/24).
В заседании Комиссии Коми УФАС России для установления дополнительных обстоятельств дела, предоставления письменных пояснений и копий документов и даче оценки совокупности предоставленных копий документов, письменной информации, объявлялся перерыв до 17 часов 00 минут 15.05.2024.
ИП Швангирадзе К.Т. письменных пояснений, копий документов не направляла. После перерыва заседание было продолжено в том же составе Комиссии Коми УФАС России без участия сторон. Отсутствие на заседании Комиссии Коми УФАС России представителей сторон не препятствует рассмотрению обращения и проведению внеплановой проверки. Комиссия Коми УФАС России по результатам рассмотрения имеющихся в день заседания материалов обращения и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, подпункта "а" пункта 13 раздела III Правил внеплановой проверки, пришла к нижеследующим выводам.
Согласно части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей. 21.02.2024 уполномоченным учреждением - государственным казенным 4 учреждением Республики Коми "Центр обеспечения организации и проведения торгов" на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), размещено извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0307200030624000318 с содержащимися при нем электронными документами. Заказчиком закупки являлось - ГБУ РК "Комфорт". Наименование объекта закупки - "Покрытие напольное ламинированное (ламинат)". Начальная (максимальная) цена договора составила 298 675.63 руб. По результатам осуществления закупки, на основании протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 05.03.2024 NИЭА1, между ГБУ РК "Комфорт" и победителем закупки - ИП Швангирадзе К.Т. (далее - исполнитель) 18.03.2024 заключен договор N ЭА-15/2024 "Покрытие напольное ламинирование", реестровый номер договора, согласно сведениям ЕИС - 2110150147824000012 (далее - договор). Комиссией Коми УФАС России по результатам анализа материалов обращения, сведений о договоре с официального сайта из реестра контрактов, наряду с прочим, установлено следующее. По условиям договора: 1.1.
Поставщик обязуется поставить Заказчику покрытие напольное ламинированное (ламинат) (далее - Товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар, в порядке и на условиях, предусмотренных Договором.
1.2. Наименование и иные характеристики поставляемого Товара указаны в Техническом задании (Приложение N 2 к настоящему Договору), являющейся неотъемлемой частью настоящего Договора.
2.1. Цена Договора составляет 141 870,73 руб. (сто сорок одна тысяча восемьсот семьдесят рублей 73 копейки), НДС не облагается (упрощенная система налогообложения), в соответствии со Спецификацией (Приложение N 1) к настоящему Договору, являющейся неотъемлемой частью Договора.
3.1. Поставщик в полном объеме самостоятельно доставляет Товар Заказчику по адресу: 167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 8 (на склад Заказчика), в течение 20 (двадцати) дней с даты заключения Договора. Поставка партиями не предусмотрена настоящим Договором. 3.10.
Датой приемки поставленного товара считается дата размещения в единой информационной системе документа о приемке, подписанного Заказчиком.
4.1. Поставщик обязан: 4.1.1.
Поставить Товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных Договором и спецификацией. 4.1.2.
Обеспечить соответствие поставляемого Товара требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам), сертификации, лицензирования, установленным законодательством Российской Федерации и Договором. 4.1.3.
Представлять по требованию Заказчика информацию и документы, относящиеся к предмету Договора для проверки исполнения Поставщиком обязательств по Договору. 4.1.4.
Незамедлительно информировать Заказчика обо всех обстоятельствах, препятствующих исполнению Договора. 4.1.5.
Своими силами и за свой счет устранять допущенные недостатки при поставке Товара. 5 4.1.6. Выполнять свои обязательства, предусмотренные положениями Договора. 4.1.7. Обеспечивать гарантии на Товар в соответствии с разделом 5 Договора. 4.1.8. В срок, установленный Договором, сформировать с использованием единой информационной системы, подписать усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Поставщика, и разместить в единой информационной системе Документ о приемке, в соответствии с положениями ст. 94 Федерального закона N 44-ФЗ.
4.4. Заказчик вправе: 4.4.1. Требовать от Поставщика надлежащего исполнения обязательств по Договору. 4.4.2. Требовать от Поставщика своевременного устранения недостатков, выявленных в ходе приемки. 4.4.3. Проверять ход и качество выполнения Поставщиком условий Договора без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность Поставщика. 4.4.4. Требовать возмещения убытков в соответствии с разделом 6 Договора, причиненных по вине Поставщика; 4.4.5. Отказаться от приемки и оплаты Товара, не соответствующего условиям Договора.
5.1. Поставщик гарантирует, что поставляемый Товар соответствует требованиям, установленным Договором.
5.2. Поставляемый Товар должен соответствовать действующим в Российской Федерации стандартам, техническим регламентам, санитарным и фитосанитарным нормам. Поставляемый Товар должен быть новым, не бывшим в употреблении, не должен иметь дефектов потертостей, царапин, сколов, вмятин.
6.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение Договора Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями Договора.
9.1. Все споры и разногласия, которые могут возникнуть из Договора между Сторонами, будут разрешаться путем переговоров, в том числе в претензионном порядке. 9.5.
При неурегулировании Сторонами спора в досудебном порядке, спор разрешается в судебном порядке в Арбитражном суде Республики Коми. 10.1.
Настоящий Договор вступает в силу с момента его заключения и действует до 31 декабря 2024 года, а в части взаиморасчетов - до полного исполнения Сторонами своих обязательств. 10.4.
Расторжение настоящего Договора допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны Договора от исполнения Договора в соответствии с гражданским законодательством. 11.7.
Перечень приложений к Договору: 11.7.1.
Приложение N Спецификация. 11.7.2.
Приложение N 2 Техническое задание. Из вышеприведенных условий договора следует, что ИП Швангирадзе К.Т. взяла на себя обязательства в срок до 08.04.2024 поставить заказчику - ГБУ РК "Комфорт" покрытие напольное ламинированное (ламинат) на сумму 141 870,73 руб. 25.03.2024 ИП Швангирадзе К.Т. уведомила заказчика о невозможности исполнения договора на условиях, касающихся цены, поскольку ответственное должное лицо индивидуального предпринимателя допустило ошибку при формировании ценового предложения. В связи с чем, просила рассмотреть возможность расторжения договора по соглашению сторон.
Согласно ч.8 ст.95 Закона о контрактной системе, а также п. 10.4 договора, расторжение договора допускается по соглашению сторон. 6 Принятие решения о расторжении договора по соглашению сторон является правом стороны по договору, а не его обязанностью, и может быть реализовано только в случае согласия такой стороны. В материалы обращения не представлены документы или письменная информация, подтверждающие согласие заказчика о расторжении договора по соглашению сторон. На заседании Комиссии Коми УФАС России установлено, что ИП Швангирадзе К.Т. не предпринимала попытки исполнить договор. В связи с неисполнением поставщиком взятых на себя обязательств по договору, заказчик письмом от 01.04.2024 N 228 и претензией от 10.04.2024 N 286 обращал внимание о необходимости осуществления поставки товара, предусмотренного договором. Однако, согласно сведениям из реестра контрактов, размещенным в ЕИС, материалам обращения, обязательства по поставке напольного покрытия ИП Швангирадзе К.Т. не исполнены. Своим бездействием в рамках заключенного договора, ИП Швангирадзе К.Т. проявила по отношению к заказчику недобросовестное поведение.
В соответствии с п. 2 ст. 328 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случае непредоставления обязанной стороной предусмотренного договором исполнения обязательства либо при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков.
В соответствии с п. 1 ст. 450.1 ГК РФ предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В соответствии с ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного 7 часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно частям 13, 14 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта. ГБУ РК "Комфорт" 23.04.2024 принято решение об одностороннем отказе от исполнения договора (далее - решение от 23.04.2024).
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения договора размещено в ЕИС 23.04.2024, в силу пункта 2 части 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе считается в этот же день доставленным до поставщика. Следовательно, с учетом требований пункта 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, 23.04.2024 - дата надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения договора. Основания, послужившие причиной принятия заказчиком решения от 23.04.2024, в течение 10-ти дневного срока устранены ИП Швангирадзе К.Т. не были. Доказательства обратного в материалах обращения не содержатся. Учитывая вышеизложенное, решение от 23.04.2024 заказчиком отменено не было. Окончание десяти дней с даты надлежащего уведомления заказчиком ИП Швангирадзе К.Т. об одностороннем отказе от исполнения договора - 03.05.2024.
С учетом требований частей 13, 14 статьи 95 Закона о контрактной системе дата вступления в законную силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения договора и дата расторжения договора - 04.05.2024.
По результатам проведения внеплановой проверки при рассмотрении обращения в действиях заказчика - ГБУ РК "Комфорт", нарушения, установленные законодательством о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения договора, направления его ИП Швангирадзе К.Т. и размещения в ЕИС, не установлены. ИП Швангирадзе К.Т. явку на заседание Комиссии антимонопольного органа не обеспечила. 8 Какие-либо пояснения (доказательства) с обоснованием действительных причин невозможности исполнения ИП Швангирадзе К.Т. договора в материалы обращения не представлены, несмотря на то, что такая возможность у ИП Швангирадзе К.Т. имелась (письмами от 07.05.2024 N НГ/2751/24 и от 15.05.2024 N 2892/24 Коми УФАС России представляло возможность ИП Швангирадзе К.Т. представить сведения (письменные пояснения), относящиеся к рассмотрению настоящего обращения). При рассмотрении обращения Комиссией Коми УФАС России исследованы все имеющиеся в материалах обращения документы и сведения, в том числе не поименованные в настоящем решении, а также исследованы сведения, размещенные в ЕИС.
В соответствии с ч. 8 ст. 104 Закона о контрактной системе, информация, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков, размещается в единой информационной системе и должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации о лицах, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 104 настоящего Федерального закона. По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, изложенному в Постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
В силу части 3 статьи 17, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам. С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота 9 или иными обычно предъявляемыми требованиями. Комиссия Коми УФАС России отмечает, что, оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. ИП Швангирадзе К.Т. не были предприняты меры с целью исполнения договора, в связи с чем включение сведений об индивидуальном предпринимателе в реестр недобросовестных поставщиков является необходимой мерой ответственности, поскольку служит для ограждения заказчиков от недобросовестных поставщиков. Включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и в данном случае не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности. Позиция ИП Швангирадзе К.Т., направленная заказчику письмом от 25.03.2024, о невозможности исполнения договора по причине формирования на этапе проведения закупки ошибочного ценового предложения, Комиссией Коми УФАС России не принимается по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск.
Таким образом, самостоятельно совершая определенные действия, в частности непосредственно заключая договор на условиях поставки товара по цене предложенной участником как в рассматриваемом случае, участник закупки действует самостоятельно и добровольно на свой предпринимательский риск, при этом участник обязан предполагать возможные последствия своих действий и нести риски. Извещение о проведении электронного аукциона со всеми входящими в его состав документами, в том числе описание объекта закупки, сведения о начальной (максимальной) цене договора, проект договора, были опубликованы на официальном сайте Единой информационной системы заблаговременно и у потенциальных участников была возможность ознакомиться со всеми условиями и оценить возможность исполнения своими силами договора в установленный срок в полном объеме по предложенной цене. ИП Швангирадзе К.Т., принимая решение об участии в закупке путем проведения электронного аукциона и подавая соответствующую заявку, несла риск наступления неблагоприятных для нее последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения ею действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к невозможности исполнения договора с ней как лицом, признанным победителем закупки. ИП Швангирадзе К.Т. не обеспечила соблюдение прав заказчика относительно качества исполнения договора, в рамках которого предусматривается эффективное использование бюджетных средств в предусмотренном законодательством порядке и в установленные сроки, что привело к нарушению публичных интересов в правоотношениях 10 по исполнению такого договора. Подписав договор, ИП Швангирадзе К.Т. среди прочего приобрела ряд публично- правовых обязанностей, недолжное исполнение которых влечет заранее предвидимые санкции. Поэтому степень заботливости при исполнении этих обязанностей с учетом возможных последствий следует считать собственным предпринимательским риском. То обстоятельство, что участник закупки направил заявку на участие в закупке, а после признания его победителем аукциона не исполнил надлежащим образом условия договора без достаточных на то оснований, свидетельствует о недобросовестном поведении участника закупки. Доказательства воздействия на ИП Швангирадзе К.Т. непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (статья 401 ГК РФ) или иных обстоятельств препятствующих надлежащему исполнению обязательств по такому договору в антимонопольный орган не представлены. В настоящем случае небрежность, допущенная ИП Швангирадзе К.Т., привела к невозможности надлежащего исполнения договора в установленные сроки, что, в свою очередь, влечет наложение на ИП Швангирадзе К.Т. санкции за его недобросовестное поведение. Доказательства надлежащего исполнения условий договора (принятие достаточных и всех возможных мер по его исполнению), доказательств исправления допущенных нарушений после принятия заказчиком решения об одностороннем отказе, при рассмотрении обращения в материалы дела ИП Швангирадзе К.Т. не представлены. В материалах обращения не содержатся доказательств, подтверждающие препятствование заказчика деятельности ИП Швангирадзе К.Т. (и ее доверенных лиц) в рамках исполнения данного договора.
Как указано в настоящем решении процедурных нарушений со стороны заказчика при принятии решения об одностороннем отказе от исполнения договора допущено не было.
Таким образом, бездействие ИП Швангирадзе К.Т. в виде неисполнения договора в полном объеме определяет недобросовестное поведение последней. В разделе III Правил регламентирован порядок рассмотрения обращения органом контроля и основания для принятия решения о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо об отказе в таком включении.
Согласно подпункту "б" пункта 13 раздела III Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Согласно п. 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением 11 контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе; заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. На заседании Комиссии Коми УФАС России наличие обстоятельств, предусмотренных п. 15 Правил, не установлено. При этом, Комиссия Коми УФАС России пришла к следующим выводам: в действиях ГБУ РК "Комфорт" не выявлены нарушения требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения договора, направления его поставщику и размещения в единой информационной системе; заказчиком подтверждены факты существенного нарушения поставщиком условий договора; из бездействия ИП Швангирадзе К.Т. не усматривается надлежащее исполнение условий договора; отсутствуют доказательства возникновения при исполнении договора обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых. С учетом вышеизложенного, принимая во внимание подпункт а) пункта 13 раздела III Правил, а также отсутствие обстоятельств, перечисленных в пункте 15 раздела III Правил, руководствуясь частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Включить представленную ГБУ РК "Комфорт" информацию в отношении ИП Швангирадзе Кристины Теимуразовны, ИНН:505501200780 в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения договора от 18.03.2024 N ЭА-15/2024 "Покрытие напольное ламинированное 12 (ламинат)", заключенного по результатам проведения электронного аукциона согласно извещению N 0307200030624000318 (идентификационный код закупки: 242110150147811010100100090012223244), сроком на два года.
2. Датой включения информации в отношении ИП Швангирадзе К.Т. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанной информации в единой информационной системе в сфере закупок.
3. По результатам проведения внеплановой проверки при рассмотрении обращения в действиях заказчика - ГБУ РК "Комфорт" нарушения, установленные законодательством о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения договора, направления его ИП Швангирадзе К.Т. и размещения в ЕИС, не подтверждены.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии А.В. Оверина Члены комиссии: А.Д. Растегаева А.А. Мокиенко
2024-3344
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 15 мая 2024 г. N РНП-11-99
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.05.2024