Резолютивная часть оглашена
17.05.2024 г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (до перерыва/после перерыва) в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), жалобы ООО "РЕДИ-МЕЙД", ООО "Консорциум строительных компаний" на действия комиссии при проведении электронного конкурса в открытой форме на выполнение работ по капитальному ремонту объекта культурного наследия регионального значения "Мукомольная мельница Стройкова и Якимова" (извещение N0342100024124000009, начальная (максимальная) цена контракта - 69 999 999,71 руб.) (далее - Закупка),
в присутствии представителей: от Заказчика, ООО "РЕДИ-МЕЙД" (доверенности),
У С Т А Н О В И Л А:
В Самарское УФАС России поступили жалобы на действия комиссии при проведении электронного конкурса.
Согласно доводам жалобы ООО "РЕДИ-МЕЙД" комиссией неправомерно при оценке заявок не учтен опыт выполнения работ согласно договору N 2806/2022 от 28.06.2022 на сумму 192 931 180 руб., а также в нарушение решения Самарского УФАС России от 26.04.2024 N 140-12426-24/4 при оценке заявки N 158 учтены контракты/договоры, не соответствующие требованиям Федерального закона от 25.06.2022 N 73-ФЗ.
Из доводов жалобы ООО "Консорциум строительных компаний" следует, что комиссия неправомерно отклонила заявку общества от участия в закупке в связи с представлением акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения, не содержащего подписи представителя государственного органа охраны объектов культурного наследия, поскольку представленный акт соответствует всем установленным требованиям.
На основании вышеизложенного, Заявители просят признать жалобы обоснованными, выдать предписание об устранении допущенных при осуществлении Закупки нарушений.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, просил в удовлетворении жалоб отказать, указывая на отсутствие нарушений. Представлены письменные возражения на жалобы, запрашиваемые документы.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, извещение о проведении закупки, приложения к извещению и проведя, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В силу части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе определено, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Заказчиком в извещении о проведении закупки установлены дополнительные требования в соответствии с позицией 2 раздела I приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации".
"Наличие у участника закупки одного из следующих опытов выполнения работ: 1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия, при которых не затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов; 2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов. Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов от начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 дополнительного требования настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ; 3) акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 дополнительного требования настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ; 3) акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия; 4) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности)".
В Порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе по критерию "Опыт работы, связанный с контрактом" Заказчиком, в частности требуется: "1. К оценке принимается исполненный участником закупки договор (договоры), предусматривающий проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на объекте культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации. 2. Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта: 2.1. Исполненный договор (договоры). 2.2. Акт (акты) о приемке выполненных работ по форме КС-2 либо акт (акты) приемки выполненных работ, составленные при исполнении такого договора (договоров), подтверждающие цену выполненных работ, последний акт, составленный при исполнении договора должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок. В акте (актах) о приемке выполненных работ по форме КС-2 либо акте (актах) приемки выполненных работ должны быть указаны номер и дата акта, наличие подписей заказчика и подрядчика, заполнены все необходимые графы, представлены все страницы. 2.3. Акты приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, выдавшим разрешение на проведение указанных работ (в соответствии с пунктом 9 статьи 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации") по форме, утвержденной Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 25.06.2015 N 1840. Акт представляется отдельно для каждого заявленного договора. В случае предоставления участником конкурса договоров субподряда: в актах приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, выданных органом охраны объектов культурного наследия должен быть указан субподрядчик - участник закупки. При предоставлении договора (договоров) по сохранению объекта культурного наследия, по окончании работ по которым, действующим законодательством не предусматривается выдача соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, выдавшим разрешение на проведение указанных работ (в соответствии с пунктом 9 статьи 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации") по форме, утвержденной Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 25.06.2015 N 1840 акта приемки выполненных работ, а также при отсутствии такого акта, ввиду рассмотрения документов реставрационного отчета уполномоченным органом по охране памятников истории и культуры, предоставление такого акта не требуется. Акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до дня окончания срока подачи заявок на участие в закупке. В акте (актах) приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия должны быть указаны номер и дата акта, наличие подписей заказчика и подрядчика в обязательных местах подписания, заполнены все необходимые графы".
Согласно подпункту "б" пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе члены комиссии по осуществлению закупок не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки, осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки).
В соответствии с пунктом 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 07.05.2024 NПРОII1 заявка N 126 (ООО "Консорциум строительных компаний" отклонена от участия в конкурсе по следующим основаниям: "п.2 ч.12 ст. 48) - непредставление информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч.6 ст. 43 Закона 44-ФЗ, несоответствие таких информации и документов (Несоответствие информации, предусмотренных п. 3 ч. 6 ст. 43 Федерального закона N 44-ФЗ. В акте приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории культуры) народов Российской Федерации федерального значения отсутствует подпись представителя государственного органа охраны объектов культурного наследия.)".
Комиссия Самарского УФАС России, изучив заявку участника N 126, установила, что представленный в составе заявки акт N 01 от 30.03.2023 приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения не содержит подписи представителя государственного органа охраны объектов культурного наследия, в связи с чем отклонение указанной заявки от участия в закупке является правомерным.
Довод жалобы ООО "Консорциум строительных компаний" признается необоснованным.
Из протокола рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 07.05.2024 NПРОII1 следует, что наибольшее предложение участника закупки N 233 (ООО "РЕДИ-МЕД") по показателю "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" составило 67 100 000 руб.
В то же время, согласно доводам ООО "РЕДИ-МЕД" в составе второй части заявки был приложен договор от 28.06.2022 N 2806/2022 на сумму 192 931 180 руб..
Данное обстоятельство подтверждается содержанием заявки ООО "РЕДИ-МЕД".
Согласно пояснениям представителя Заказчика, указанный договор является договором субподряда. Договор генерального подряда, в рамках которого исполнен договор субподряда, ООО "РЕДИ-МЕД" в составе заявки не представлен, в связи с чем Обществом представлены документы не в полном объеме и не со всеми приложениями для получения баллов по вышеуказанному показателю.
Комиссия антимонопольного органа, изучив извещение о закупки и приложения к нему установила, что возможность представления участниками закупки договора субподряда для оценки по критерию "Опыт работы, связанный с контрактом" прямо предусмотрена заказчиком в файле "ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ И ОЦЕНКИ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ В КОНКУРСЕ".
При этом, извещение о закупке и приложения к нему не содержат указания на необходимость предоставления договора генерального подряда в случае предоставления в составе заявки договора субподряда.
При указанных обстоятельствах, комиссией неправомерно не учтен представленный ООО "РЕДИ-МЕД" договор субподряда при оценке заявки Общества по критерию "Опыт работы, связанный с контрактом".
Рассматриваемый довод жалобы ООО "РЕДИ-МЕД" признан обоснованным, действия комиссии нарушают пункт 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении второго довода жалобы ООО "РЕДИ-МЕД" о неправомерных действиях комиссии при учете контрактов/договоров, представленных в составе заявки N 158, не соответствующих требованиям Федерального закона от 25.06.2022 N 73-ФЗ, комиссией антимонопольного органа изучена заявка участника N 158, нарушений в действиях комиссии не установлено.
Заявитель, вопреки требованиям части 4 статьи 106 Закона о контрактной системе, доказательств, подтверждающих обоснованность довода жалобы, контрольному органу не представил.
Второй довод жалобы ООО "РЕДИ-МЕЙД" признан необоснованным.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ООО "РЕДИ-МЕЙД" частично обоснованной.
2.Признать жалобу ООО "Консорциум строительных компаний" необоснованной.
3.Признать в действиях комиссии нарушение требований пункта 1 части 11 статьи 42 Закона о контрактной системе.
4.Выдать Заказчику, комиссии, Оператору электронной площадки обязательное к исполнению предписание об устранении нарушений.
5.Передать материалы жалобы для решения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 17 мая 2024 г. N 165-12426-24/4 (ключевые темы: участники закупок - сохранение объекта культурного наследия - акт о приемке выполненных работ - охрана объектов культурного наследия - договор субподряда)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.05.2024