Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель Комиссии - М.А. Дударева, заместитель руководителя, члены Комиссии: М.А. Грицай, начальник отдела, Е.М. Хоменко, главный специалист - эксперт (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Норд-фарм" (далее - податель жалобы) на действия аукционной комиссии заказчика - Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Назаровская центральная районная больница" (далее - аукционная комиссия, заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме "Поставка лекарственного(-ых) препарата(-ов) для медицинского применения МНН: ГЕПАРИН НАТРИЯ на 2024 год" с извещением N 0319200065724000152 (далее - электронный аукцион), размещенного на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки),
установила
следующее. Существо жалобы: нарушение аукционной комиссией требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при рассмотрении заявок участников электронного аукциона. Жалоба подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежала принятию к рассмотрению. В адрес аукционной комиссии, заказчика, подателя жалобы, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения. На заседание Комиссии по рассмотрению жалобы по существу явку своих представителей податель жалобы, заказчик, аукционная комиссия не обеспечили, каких-либо ходатайств в адрес Красноярского УФАС России не направили, будучи надлежащим образом уведомленными о месте и времени проведения указанного заседания Комиссии. Из доводов жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, аукционной комиссией при рассмотрении заявок участников допущено нарушение в виде неправомерного неприменения условий допуска лекарственных препаратов, установленного пунктом 1.4 Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Аукционной комиссией были представлены письменные пояснения (с приложением подтверждающих документов) в отношении доводов жалобы, из которых следует согласие аукционной комиссии с допущенным нарушением требований законодательства о контрактной системе при проведении процедуры рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе. Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проанализировав нормы позитивного права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия
установила
следующие обстоятельства. В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона с установлением начальной (максимальной) цены контракта в размере 135 816,00 рублей.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
В силу части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2015 N 1289 установлены ограничения и условия допуска, происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Постановление N1289).
Часть 4 статьи 14 Закона о контрактной системе предусматривает, что федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе. Условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, определены Приказом Минфина России от 4 июня 2018 г. N 126н (далее - Приказ Минфина N126н) На заседании Комиссии установлено, что согласно извещению о проведении электронного аукциона, объектом закупки является поставка лекарственного препарата (ГЕПАРИН НАТРИЯ - раствор для внутривенного и подкожного введения). Комиссией установлено, что, согласно извещению о проведении электронного аукциона, заказчиком правомерно установлены условия допуска для товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Приказом N 126н, а также установлены ограничения, предусмотренные Постановлением N 1289.
Пунктом 1 Постановления N 1289 определено, что для целей осуществления закупок лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - лекарственный препарат), для обеспечения государственных и муниципальных нужд (с одним международным непатентованным наименованием или при отсутствии такого наименования - с химическим или группировочным наименованием), являющегося предметом одного контракта (одного лота), заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза и Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза или Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно:
- содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза и (или) Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика;
- не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
Согласно пункту 2 Постановления N1289 подтверждением страны происхождения лекарственного препарата является один из следующих документов:
а) сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами;
б) заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выдаваемое Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с Правилами выдачи заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации";
в) сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченными органами (организациями) Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
В соответствии с Приложением N 2 к Правилам определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009 в качестве документа, подтверждающего страну происхождения товара, установлена форма документа СТ-1. Комиссией установлено, что в электронном документе "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению", размещенном в составе извещения, заказчиком установлено, в том числе, требование к составу заявки участника закупки в соответствии с Постановлением N1289.
В соответствии с пунктом 1(1) Постановления N1289 в случае если после отклонения заявок (окончательных предложений) в порядке, установленном пунктом 1 Постановления N 1289, хотя бы одна заявка (окончательное предложение) содержит предложение о поставке лекарственных препаратов, все стадии производства которых, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях в установленном порядке включены в регистрационное досье на эти лекарственные препараты, в отношении таких лекарственных препаратов применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 1(2) Постановления N 1289 подтверждением соответствия лекарственного препарата и фармацевтической субстанции требованиям, указанным в пункте 1(1) Постановления N 1289, является декларирование участником закупки в заявке (окончательном предложении) сведений о документе, подтверждающем соответствие производителя лекарственных средств для медицинского применения требованиям Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 3 ноября 2016 г. N 77 "Об утверждении Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза", или Правил надлежащей производственной практики, утвержденных Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств", и сведений о документе, содержащем сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства для медицинского применения, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза (в том числе о стадиях производства молекулы действующего вещества фармацевтической субстанции), выдаваемом Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в установленном им порядке.
Таким образом, если после отклонения заявок, содержащих предложение о поставке иностранных лекарственных препаратов, в соответствии с механизмом, установленным пунктом 1 Постановления N 1289, имеется хотя бы одна заявка, которая содержит предложение о поставке лекарственных препаратов, все стадии производства в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций которых, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях в установленном порядке включены в регистрационное досье на эти лекарственные препараты, а также в составе заявки имеются сведения о двух документах, поименованных в пункте 1(2) Постановления N 1289, в отношении таких лекарственных препаратов применяются условия допуска, утвержденные подпунктом 1.4 пункта 1 Приказа Минфина N 126н.
В соответствии с подпунктом 1.4 пункта 1 Приказа Минфина N 126н в случае отклонения заявок в соответствии с пунктом 1 Постановления N 1289, контракт заключается с участником закупки по предложенной им цене контракта при совокупности следующих условий:
а) заявка такого участника закупки содержит предложение о поставке лекарственных препаратов, все стадии производства которых, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях включены в государственный реестр лекарственных средств;
б) заявка такого участника закупки соответствует требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке);
в) таким участником закупки предложена цена контракта, которая является наименьшей среди участников закупки (при наличии таких участников закупки), заявки которых не отклонены в соответствии с пунктом 1 Постановления N 1289 и при этом соответствуют совокупности условий, указанных в подпунктах "а" и "б" подпункта 1.4 пункта 1 Приказа Минфина N 126н;
г) таким участником закупки предложена цена контракта, которая не превышает более чем на 25 процентов наименьшее предложение о цене контракта в случае его подачи участником закупки (при наличии такого участника закупки), заявка которого не отклонена в соответствии с пунктом 1 Постановления N 1289, но не соответствует условию, указанному в подпункте "а" подпункта 1.4 пункта 1 Приказа Минфина N 126н. Комиссией на основании анализа протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 24.04.2024 NИЭА1 установлено следующее. В электронном аукционе приняли участие 11 участников, из них 2 заявки признаны несоответствующими по основаниям, предусмотренным пунктом 1 Постановления N 1289, поскольку содержали предложение о поставке товара происходящего из иностранного государства. Решением аукционной комиссии заявки участников закупки с идентификационными номерами 116441943, 116447934, 116449872, 116443909, 116435122, 116443452, 116442840, 116440380, 116443201 признаны соответствующими требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки. При этом, Комиссия установила, что победителем электронного аукциона (идентификационный номер 116441943) в составе заявки предложен к поставке лекарственный препарат с торговым наименованием "Гепарин натрия" и приложены следующие документы и информация: 1.1.
Документ, подтверждающий страну происхождения предлагаемого товара, и подтверждающий соответствие лекарственного препарата пункту 1 Постановления N 1289 по форме СТ-1: сертификат о происхождении товара N 3965101 от 15.04.2024. 1.2.
Регистрационное удостоверение лекарственного препарата для медицинского применения N ЛП-003376.
Комиссия отмечает, что в составе заявки указанного участника закупки отсутствовало подтверждение соответствия товара, предлагаемого к поставке, и его фармацевтической субстанции требованиям, указанным в пункте 1(1) Постановления N 1289.
При самостоятельном анализе государственного реестра лекарственных средств, Комиссия установила, что в отношении фармацевтической субстанции предлагаемого к поставке в заявке с идентификационным номером 116441943 лекарственного препарата отсутствуют сведения о ее произведении на территориях государств - членов Евразийского экономического союза.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что представленными с рассматриваемой заявкой документами факт осуществления всех стадий производства лекарственного препарата на территории Евразийского экономического союза участником закупки не подтвержден. Одновременно с вышеизложенным, Комиссия установила, что подателем жалобы (идентификационный номер 116449872) в составе заявки предложен к поставке лекарственный препарат с торговым наименованием "Гепарин натрия" и приложены следующие документы и информация:
1.1. Документ, подтверждающий страну происхождения предлагаемого товара, и подтверждающий соответствие лекарственного препарата пункту 1 Постановления N 1289 по форме СТ-1: сертификат о происхождении товара N3773546 от 19.05.2023. 1.2.
Регистрационное удостоверение лекарственного препарата для медицинского применения N ЛП-002456. 1.3.
Подтверждение соответствия товара, предлагаемого к поставке и его фармацевтической субстанции требованиям, указанным в пункте 1(1) Постановления N 1289:
- декларация о наличии сертификатов GMP/EAEU/RU/00633-2022; GMP/EAEU/RU/00632- 2022.
- декларация о наличии документа, содержащего сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза: СП-0002538/01/2024 от 15.01.2024, и документ, содержащий сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза: СП-0002538/01/2024 от 15.01.2024.
При самостоятельном анализе государственного реестра лекарственных средств, Комиссия установила, что в отношении фармацевтической субстанции предлагаемого к поставке в заявке с идентификационным номером 116449872 лекарственного препарата присутствуют сведения о ее произведении на территориях государства - члена Евразийского экономического союза.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что заявка подателя жалобы с идентификационным номером 116449872 содержит предложение о поставке лекарственного препарата, все стадии производства которого, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территории государства - члена Евразийского экономического союза. Из протокола подачи ценовых предложений следует, что заявка с идентификационным номером 116441943 имеет наименьшее предложение - 57 721,80, вместе с тем заявка с идентификационным номером 116449872 имеет ценовое предложение - 72 096,00, что не превышает наименьшее ценовое предложение более, чем на 25%. Комиссия приходит к выводу о том, что в ходе проведения электронного аукциона возникли условия для применения пункта 1.4 Приказа N126н по отношению к заявке, имеющей идентификационный номер 116449872, вследствие чего участник закупки, подавший заявку с идентификационным номером 116449872, подлежал признанию победителем электронного аукциона.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать, в том порядковые номера, присвоенные в соответствии с Законом о контрактной системе заявкам на участие в закупке. Проанализировав совокупность положений извещения о проведении электронного аукциона, содержания заявок, поданных на участие в электронном аукционе, протокола подведения итогов электронного аукциона от 24.04.2024 NИЭА1, Комиссия пришла к выводу о том, что при рассмотрении заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия не применила условия допуска лекарственных препаратов, установленного пунктом 1.4 Приказа N 126н. Указанный факт также подтвержден и письменными пояснениями аукционной комиссии, представленными в ходе рассмотрения Комиссией жалобы по существу. Вместе с тем, учитывая вышеизложенные выводы Комиссии относительно наличия факта подачи на участие в электронном аукционе заявки подателя жалобы с идентификационным номером 116449872, которая содержит предложение о поставке лекарственного препарата, все стадии производства которого, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территории государства - члена Евразийского экономического союза, Комиссия пришла к выводу о том, что аукционная комиссия не правомерно не применила условия допуска лекарственных препаратов, установленные пунктом 1.4 Приказа N 126н.
Таким образом, рассматриваемые действия аукционной комиссии совершены с нарушением требований части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе, образуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В результате рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Красноярского УФАС России
решила:
1. Признать жалобу ООО "Норд-фарм" обоснованной.
2. Признать аукционную комиссию нарушившей требования части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.
3. С целью устранения выявленного нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок выдать аукционной комиссии предписание о повторном рассмотрении всех заявок на участие в электронном аукционе.
4. Аукционной комиссии, заказчику, оператору электронной площадки отменить протокол подведения итогов электронного аукциона от 24.04.2024 NИЭА1.
5. Передать материалы по жалобе и результатам внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении членов аукционной комиссии.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии М.А. Дударева Члены Комиссии М.А. Грицай Е.М. Хоменко Исп.Хоменко Е.М. тел.8(391)2110144
2024-7735
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 8 мая 2024 г. N 024/06/106-1306/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.05.2024