Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю закупок (далее - комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
- зам. руководителя управления - начальника отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
Членов комиссии:
- главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
- специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
в присутствии:
- представителей МКУ "Дирекция благоустройства города Кирова" по доверенностям;
при участии посредством ВКС:
. - представителя ООО "МИРЭКСГРУПП" по доверенности;
рассмотрев материалы МКУ "Дирекция благоустройства города Кирова" о включении сведений об ООО "МИРЭКСГРУПП" (далее - Подрядчик, Общество) в Реестр недобросовестных поставщиков,
УСТАНОВИЛА:
25.04.2024 г. в Кировское УФАС России поступило обращение МКУ "Дирекция благоустройства города Кирова" (далее - Заказчик) о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "МИРЭКСГРУПП" в связи с односторонним отказом Подрядчика от исполнения контракта на оказание услуг по сносу аварийных деревьев (извещение N 0140300040824000280).
В соответствии с ч. 7 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) рассмотрение указанного заявления и материалов назначено на 03.05.2024 г., откладывалось на 06.05.2024 г., стороны извещены надлежащим образом.
В целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств, защиты добросовестной конкуренции и предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов со стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков) Законом о контрактной системе предусмотрено ведение реестра недобросовестных поставщиков.
Согласно ч. 1 ст. 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - Реестр недобросовестных поставщиков, РНП, Реестр) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно п. 9 Правил при проведении электронной процедуры:
г) орган контроля размещает (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "е" и "ж" настоящего пункта) не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем поступления обращения в соответствии с подпунктом "в" настоящего пункта, информацию о проведении внеплановой проверки в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Федерального закона;
д) не позднее трех часов с момента размещения информации в соответствии с подпунктом "г" настоящего пункта заказчику, участнику закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта), поставщику (подрядчику, исполнителю) с использованием единой информационной системы автоматически направляется уведомление о размещении такой информации в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Федерального закона. Такое уведомление считается надлежащим уведомлением заказчика, участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) о месте, дате и времени рассмотрения обращения и проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил.
В силу ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок размещено обращение о расторжении контракта в связи односторонним отказом Подрядчика на основании ст. 716 ГК РФ. Решение было размещено Подрядчиком в ЕИС 08.04.2024 г., вступило в законную силу 19.04.2024 г.
На рассмотрении материалов представители Заказчика пояснили, что согласно п. 8.9 Контракт должен быть исполнен сторонами с даты заключения контракта по 30.05.2024 г., соответственно Подрядчик до этого времени мог исполнять контракт. Однако, 05.04.2024 г. в адрес Заказчика поступило письмо N 5241/1 от Общества, в котором он указывал, что снос деревьев невозможен, нет доступа к ним ни с одной стороны, так как деревья непосредственно находятся у русла реки. Отмечают, что контрактом не определен способ валки деревьев, с связи с чем Подрядчику необязательно было применять для этих целей автогидроподъемник, о чем было сообщено Подрядчику письмом от 10.04.2024 г. 12.04.2024 г. Заказчик направил Обществу ответ на уведомление об одностороннем отказе N 1617 с требованием немедленно приступить к исполнению контракта, однако это требование было проигнорировано.
Представитель Общества подтвердил письменные пояснения, сообщил, что по приезде по адресу Сельскохозяйственный проезд 7, в ходе осмотра было установлено, что все приствольные круги аварийных деревьев находятся в воде, из-за того, что в тот период времени р. Люльченка вышла из берегов, что физический проезд и подход ни с одной из сторон как на автомобильном транспорте, так и пешим способом отсутствовал (представлены фото- и видеоматериалы). Сложность данного объекта обусловлена также нахождением в непосредственной близости: здания с металлической кровлей, коммуникации, в виде труб водоснабжения, забора, русла р. Люльченка, вода которой вышла из берегов, и действующие линии электропередач высоковольтных линий. Учитывая пункты 3.1.3. и 3.1.4 контракта Общество уведомило представителя администрации и оценщика, что в данном случае выполнение работ безопасным способом, не рискуя жизнью сотрудников, не представляется возможным, так как при падении деревьев, находящихся в воде в непосредственной близости от проводов линий электропередач, может возникнуть неконтролируемая электрическая дуга, от которой может наступить летальный исход для исполнителей работ. С целью недопущения травм на производстве, а равно смерти от поражения электрическим током Подрядчиком был предложен вариант, который представлял из себя соглашение о продлении сроков, для того чтобы река вошла в берега, а место работ стало пригодным для выполнения контракта. В связи с тем, что соглашения о продлении срока не последовало, Подрядчик принял решение расторгнуть муниципальный контракт в одностороннем порядке, так как устранить обстоятельства непреодолимой силы в срок окончания работ, указанный в контракте, невозможно. Просит не включать сведения об ООО "МИРЭКСГРУПП" в реестр недобросовестных поставщиков.
Рассмотрев представленные материалы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Кировского УФАС России пришла к следующим выводам.
20.02.2024 г. на официальном сайте закупок - zakupki.gov.ru размещено извещение N 0140300040824000280 о проведении электронного аукциона на оказание услуг по сносу аварийных деревьев. Начальная (максимальная) цена контракта - 414 566,75 руб. Протоколом от 28.02.2024 NИЭА1 победителем электронного аукциона признан - ООО "МИРЭКСГРУПП".
11.03.2024 г. между Заказчиком и Обществом был заключен контракт на оказание услуг по сносу аварийных деревьев на общую сумму 240 448,47 рублей (далее - Контракт).
Согласно п. 1.1. Контракта Исполнитель обязуется оказывать услуги по сносу аварийных деревьев (далее - услуги), а Заказчик обязуется принимать и оплачивать оказанные услуги в соответствии с условиями контракта.
Оказание услуг включает в себя: снос деревьев, поросли, обрубку веток, раскряжевку, погрузку, удаление пней (корчевка, дробление), вывоз порубочных остатков по мере сноса зеленых насаждений на специализированные полигоны, деятельность которых осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, с целью дальнейшей утилизации осуществлять.
В силу п. 1.2. Контракта срок оказания услуг: с даты заключения контракта по 10.04.2024. В указанный срок не входит приемка оказанных услуг Заказчиком.
Согласно п. 1.3 Контракта место оказания услуг: Российская Федерация, Кировская область, г. Киров, Сельскохозяйственный проезд,7, в соответствии с актом оценки зеленых насаждений.
В соответствии с п. 3.1.3 Контракта Исполнитель обязан нести ответственность за соблюдение правил и техники безопасности, условий охраны труда, требований пожарной безопасности, экологических и санитарных норм при оказании услуг, за безопасность движения транспортных средств и пешеходов в месте оказания услуг.
В силу п. 3.1.4 Контракта Исполнитель обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта.
В соответствии с п. 8.6 расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Расторжение контракта в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта осуществляется в порядке, предусмотренном положениями частей 8 - 23 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
В силу п. 8.9. Контракт должен быть исполнен сторонами с даты заключения контракта по 30.05.2024. Окончание срока исполнения контракта не освобождает стороны от исполнения своих обязательств по нему.
Письмом от 05.04.2024 г. Подрядчик сообщил Заказчику, что снос деревьев невозможен, нет доступа к ним ни с одной стороны, так как деревья непосредственно находятся у русла реки. Просит продлить срок выполнения работ до 01.07.2024 г.
Заказчик ответным письмом просит Подрядчика немедленно приступить к исполнению условий контракта.
При рассмотрении материалов РНП представитель Заказчика сообщил, что контракт мог быть исполнен согласно п. 8.9 Контракта до 30.05.2024 г., однако в данном пункте речь о том, что контракт должен быть исполнен сторонами, соответственно в данный промежуток времени включена и приемка работ и т.д., а не само только выполнение работ.
Пунктом 1 статьи 716 ГК РФ установлено, что подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении:
непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи;
возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;
иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
В соответствии с п. 3 ст. 716 ГК РФ если заказчик, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение со стороны подрядчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в разумный срок не заменит непригодные или недоброкачественные материал, оборудование, техническую документацию или переданную для переработки (обработки) вещь, не изменит указаний о способе выполнения работы или не примет других необходимых мер для устранения обстоятельств, грозящих ее годности, подрядчик вправе отказаться от исполнения договора подряда и потребовать возмещения причиненных его прекращением убытков.
Часть 19 статьи 95 Закона о контрактной системе устанавливает, что поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 20.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного ч. 19 ст. 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 20.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 20.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно информации, размещенной в ЕИС, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта получено Заказчиком 08.04.2024 г. в 21:50 ч. Таким образом, датой надлежащего уведомления Подрядчиком Заказчика является 08.04.2024 года.
В соответствии с ч. 21 ст. 95 Закона о контрактной системе решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 22 ст. 95 Закона о контрактной системе Поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
В течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта нарушения условий контракта, послужившие основаниями для принятия указанного решения, не устранены, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 21 статьи 95 Закона вступило в законную силу 19.04.2024 г.
В соответствии с ч. 22.2 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Информация, предусмотренная частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, направлена Заказчиком в адрес Кировского УФАС России в установленный законом срок - 25.04.2024 г.
Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах. Как мера публичной ответственности такое включение общества в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
При рассмотрении вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По общему правилу части 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, применяемые государственными органами санкции должны назначаться с учетом характера допущенного нарушения, размера причиненного вреда, наличия и степени вины нарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (постановления от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Пунктом 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Представленные Подрядчиком информация и документы подтверждают принятие им мер для надлежащего исполнения обязательств по Контракту, а именно: выезд на место выполнения работ; фото- и видео- фиксация препятствий к выполнению работ; своевременное уведомление Заказчика о невозможности выполнения работ (письмо от 05.04.2024 г.).
Объективная невозможность выполнения работ по Контракту обусловлена невозможностью подъезда к месту проведения работ специальной техники, в связи с половодьем реки, находящейся в непосредственной близости с местом выполнения работ.
Заказчиком информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, не представлена.
Общество относится к субъектам малого предпринимательства, для которого участие в закупках представляет собой возможность стабильного продолжения осуществления предпринимательской деятельности, сохранив рабочие места.
В рассматриваемом случае фактические обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства свидетельствуют о наличии у Подрядчика оснований для одностороннего отказа от исполнения контракта, что, в свою очередь, является основанием для отказа во включении информации об Подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь ст. 99, ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" комиссия,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные МКУ "Дирекция благоустройства города Кирова" в отношении ООО "МИРЭКСГРУПП" в связи с односторонним отказом Подрядчика от исполнения контракта на оказание услуг по сносу аварийных деревьев (извещение N 0140300040824000280), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 ФЗ от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 6 мая 2024 г. N 043/10/104-402/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.05.2024