Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Зефирова А.Н. - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
Миняевой А.О. - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Алексиной А.П. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев представленное бюджетным дошкольным образовательным учреждением города Омска "Центр развития ребенка - детский сад N 311" (далее - БДОУ г. Омска "Центр развития ребенка - детский сад N 311", учреждение, заказчик) обращение об индивидуальном предпринимателе Петрищеве Василии Анатольевиче (далее - ИП Петрищев В.А., предприниматель, подрядчик) для включения в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N 2024.141730 от 09.02.2024 (далее - контракт), заключенного по результатам осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на выполнение подрядных работ по ремонту музыкального зала,
при участии посредством видео-конференц-связи представителей заказчика - Дорошенко Ирины Витальевны, заведующего, Осьминкиной Александры Сергеевны (доверенность от 06.05.2024),
в присутствии индивидуального предпринимателя Петрищева Василия Анатольевича
УСТАНОВИЛА:
1. На основании частей 2 и 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила), заказчиком в Омское УФАС России 02.05.2024 было представлено обращение о включении информации о подрядчике в Реестр (вх. N 4011/24) с приложением решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из представленных материалов и информации следует, что 09.02.2024 между заказчиком и предпринимателем на основании пункта 5 части 1 статьи 93 Федерального закона о контрактной системе был заключен контракт ценой 200000 руб.
16.04.2024 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (исх. N 140) в связи с неисполнением ИП Петрищевым В.А. обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно решению причиной одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта явилось следующее: "Ремонтные работы, обусловленные условиями контракта, не выполнены в срок. На 12.04.2024 ремонтные работы не закончены".
В обращении заказчика датой расторжения контракта указано 02.05.2024.
2. В результате осуществления проверки одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта Комиссия считает, что информация об индивидуальном предпринимателе Петрищеве Василии Анатольевиче не подлежит включению в Реестр, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из такого закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные данным параграфом, применяются, если иное не установлено правилами такого Кодекса об этих видах договоров.
Согласно пункту 1.1 контракта его предметом выступало следующее: "Подрядчик обязуется по заданию Заказчика в установленный настоящим контрактом срок выполнить подрядные работы по ремонту музыкального зала (далее - работы) и сдать их результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его в соответствии с настоящим контрактом".
Также в пункте 1.5 контракта было указано на то, что работы по контракту выполняются подрядчиком лично, его иждивением - из его материалов (товаров), его силами и средствами, в объеме, определенном сметой (Приложение N 1 к контракту) в соответствии с наименованием и характеристиками товаров, поставляемых при выполнении работ (Приложение N 2 к контракту).
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Таким образом, условие о сроках выполнения работы является существенным для договора подряда.
Информация о сроке выполнения работ содержалась в пункте 1.3 заключенного контракта, который должен был составлять 20 дней с даты заключения контракта.
Разделом 3 контракта регламентированы права и обязанности сторон при его исполнении.
В обязанности подрядчика согласно пункту 3.1.1 входило выполнение работ в объеме и в срок, предусмотренные контрактом, и сдача выполненных работ заказчику.
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных таким Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статья 310 ГК РФ).
На основании пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В силу пункта 1 части 14 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 статьи 95 такого закона.
Согласно части 8 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 9 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 9.7 контракта было предусмотрено условие о том, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В пункте 9.8 контракта также содержалось право заказчика отказаться от исполнения контракта и потребовать возмещения от подрядчика убытков в случае если:
- подрядчик не приступает своевременно к исполнению контракта или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным,
- отступления в работе от условий контракта или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 715 ГК РФ заказчик вправе во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность.
Если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Порядок расторжения контракта при принятии заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 данного закона), регламентирован положениями части 12.2 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с указанной нормой в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 данной статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Комиссией установлено, что принятое 16.04.2024 учреждением решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в этот же день было направлено заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу подрядчика, указанному в контракте (644077, г. Омск, ул. Пригородная, д. 15, корп. 1, кв. 20).
Частью 13 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе регламентировано, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с требованием части 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 такой статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно "Отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 64407693009545", сформированному заказчиком 22.04.2024 в 12:17 час. с использованием с сайта АО "Почта России" https://pochta.ru/, отправление по состоянию на 18.04.2024 имеет статус "неудачная попытка вручения".
В связи с тем, что сообщение заказчика об отказе от исполнения контракта его контрагенту не доставлено, дату поступления предпринимателю решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и его надлежащего уведомления в соответствии с положениями пункта 2 части 12.2 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе установить невозможно.
Иным способом доставки решение заказчика в адрес подрядчика направлено не было.
Таким образом, ни одно из юридически значимых сообщений в адрес предпринимателя не доставлено, следовательно, гражданско-правовые последствия в виде расторжения контракта на момент представления в Омское УФАС России обращения о включении информации об ИП Петрищевом В.А. не возникли.
Указанное свидетельствует о том, что дата вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, а равно дата расторжения контракта, определенные БДОУ г. Омска "Центр развития ребенка - детский сад N 311" как 02.05.2024, противоречат частям 13 и 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.
3. В силу части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно пункту 3 раздела II Правил обращение о включении информации об участнике закупки в реестр направляется в срок, предусмотренный частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 такого закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 данного закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
На основании части 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 данного закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В силу подпункта "а" пункта 13 Правил не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении сведений об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим направленности действий поставщика (подрядчика, исполнителя) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения. Включение сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр является исключительной мерой ответственности за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
В соответствии с пунктами "г" и "д" пункта 9 Правил:
г) орган контроля размещает (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "е" и "ж" настоящего пункта) не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем поступления обращения в соответствии с подпунктом "в" настоящего пункта, информацию о проведении внеплановой проверки в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Федерального закона;
д) не позднее трех часов с момента размещения информации в соответствии с подпунктом "г" настоящего пункта заказчику, участнику закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта), поставщику (подрядчику, исполнителю) с использованием единой информационной системы автоматически направляется уведомление о размещении такой информации в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Федерального закона. Такое уведомление считается надлежащим уведомлением заказчика, участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) о месте, дате и времени рассмотрения обращения и проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил.
Информация о рассмотрении обращения и проведении проверок была размещена на официальном сайте ЕИС 03.05.2024.
Кроме того, Омским УФАС России в этот же день сторонам контракта было направлено уведомление о рассмотрении 13.05.2024 в 11 час. 20 мин. настоящего обращения заказчика, а также предложение о представлении в срок не позднее 07.05.2024:
- заказчиком всех имеющейся переписки с ИП Петрищевым В.А. в рамках исполнения контракта (с подтверждением направления/вручения таких писем), документальных доказательств неисполнения или ненадлежащего исполнения предпринимателем обязательств, предусмотренных контрактом, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта,
- подрядчиком письменных пояснений на обращение заказчика о включении информации в Реестр.
На указанный запрос Омского УФАС России какие-либо пояснения и доказательства добросовестности при исполнении контракта предпринимателем представлены не были.
Представленная заказчиком (вх. N 4166/24 от 07.05.2024) хронология взаимодействия с ИП Петрищевым В.А. в рамках исполнения контракта, документальные доказательства неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязательств по контракту, послужившие основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, а также вся имеющаяся переписка между сторонами свидетельствуют о следующем.
04.03.2024 учреждение сообщило (исх. N 90) предпринимателю о необходимости представления откорректированного локального сметного расчета к контракту, а также сертификатов соответствия на используемые материалы (гипсокартон, краску).
О ненадлежащем исполнении обязательств по контракту свидетельствует информация о неоднократно направленных в адрес подрядчика (15.03.2024 (исх. N 100), 20.03.2024 (исх. N 102) и 03.04.2024 (исх. N 128 от 02.04.2024)) претензиях о невыполнении ремонтных работ по контракту в полном объеме.
16.04.2024 при участии представителей заказчика составлен акт визуального обследования учреждения, согласно которому при визуальном осмотре потолка и стен музыкального зала выявлено следующее: "После проведения ремонтных работ по устройству подвесного потолка из ГКЛ обнаружены продольные и поперечные трещины в местах стыковки ГКЛ и примыкания к стенам.
При выполнении работы по сплошному выравниванию стен шпаклевочный слой нанесен неравномерно, завалены углы, покраска выполнялась краскопультом, есть большие площади непрокрасов".
В связи с указанным комиссия заказчика пришла к выводу о нарушении ИП Петрищевым В.А. технологического процесса устройства подвесного потолка из гипсокартонного листа по каркасу и рекомендовала ему разобрать потолок по каркасу и выполнить монтаж согласно технологическому процессу, произвести шпатлевание и окрашивание стен.
18.04.2024 БДОУ г. Омска "Центр развития ребенка - детский сад N 311" составлен (исх. N 146) мотивированный отказ от подписания акта приемки, в котором по результатам проведенной внешней экспертизы выполненных работ установлены нарушения, ранее отраженные в акте от 16.04.2023, а также указано требование к подрядчику об устранении недостатков в течение четырех дней с момента получения данного мотивированного отказа.
С учетом вышеизложенного Комиссия усматривает в действиях подрядчика направленность на несоблюдение условий контракта и наличие фактов недобросовестности при его исполнении, поскольку ремонтные работы в срок, определенный контрактом (не позднее 29.02.2024), выполнены в полном объеме не были.
Одновременно предпринимателем не представлено доказательств невозможности выполнения работ в изначально запланированном объеме и в сроки, установленные контрактом, а также того, что выполнение работ в предусмотренном сторонами варианте невозможно, уведомление о приостановлении выполнения работ в порядке статьи 716 ГК РФ и во исполнение требований норм 719 и 743 ГК РФ такое лицо не заявляло.
Материалы дела также не содержат данных, указывающих на то, что неисполнение условий контракта о сроках выполнения работ допущено по независящим от ИП Петрищева В.А. обстоятельствам.
Имеющиеся в деле документы и сведения указывают на то, что ненадлежащее исполнение обязательств подрядчиком повлекло невозможность достижения результата, на который рассчитывало учреждение при заключении контракта.
Заключая контракт, ИП Петрищев В.А. знал о характере и объемах необходимых к выполнению работ, обязан был проанализировать их характер с учетом требований специального законодательства, которые предъявляются к таким работам, возможные риски, влекущие для него правовые последствия, а также соразмерность работ и сроков, отведенных для их выполнения, надлежащим образом организовывать и обеспечивать своевременное и качественное решение задач, совершать другие действия, направленные на соблюдение срока выполнения работ.
Вышеприведенные обстоятельства свидетельствуют о неисполнении подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а равно о наличии у заказчика оснований для одностороннего отказа от исполнения контракта.
Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
На основании пункта 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.
Они характеризуются внезапностью (непредсказуемостью или неопределённостью во времени наступления) и неоднозначностью последствий, могут вызвать человеческие жертвы и нанести материальный ущерб.
Следует учесть, что в соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Доказательств наличия у подрядчика каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом обязательства по контракту, в Омское УФАС России не представлено.
Предприниматель также не воспользовался своим правом на исправление нарушений, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта. Доказательства, которые подтверждают, что в установленный частью 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе 10-дневный срок нарушения условий контракта подрядчиком устранены, представлены не были.
Однако Комиссией выявлены нарушения установленных законодательством о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, которые по смыслу пункта 15 Правил являются основанием для принятия органом контроля решения об отказе во включении информации о подрядчике в Реестр.
При указанных обстоятельствах информация об индивидуальном предпринимателе Петрищеве Василии Анатольевиче не подлежит включению в Реестр.
На основании изложенного, руководствуясь, частью 7 статьи 104, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Отказать во включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об индивидуальном предпринимателе Петрищеве Василии Анатольевиче (ИНН 550147233539).
2. Признать в действиях бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Омска "Центр развития ребенка - детский сад N 311" нарушение частей 13 и 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.
3. По фактам выявленных нарушений законодательства в сфере закупок передать материалы рассмотрения обращения должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии: |
А.Н. Зефиров
А.О. Миняева
А.П. Алексина
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 13 мая 2024 г. N 055/10/104-435/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.05.2024