Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой, Членов Комиссии: Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.А. Матюшенко, Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок М.В. Сорбучевой, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи), при участии представителей ГБОУДО ЦДТ "Свиблово": А.Н. Лысак (по доверенности от 15.11.2023 N34), в отсутствие представителей ИП Кузнецова Т.В., ООО "ПТК АРТЕКС-М", о времени и порядке заседания Комиссии Управления уведомленных надлежащим образом Московским УФАС России посредством Единой информационной системы в сфере закупок, рассмотрев жалобу ООО "ПТК АРТЕКС-М" (далее - Заявитель) на действия ГБОУДО ЦДТ "Свиблово" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку канцелярских товаров (кисточки) (Закупка N 0373200393924000004) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), 2024-21080 2
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок Заказчика (далее - комиссия Заказчика) Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России, Комиссия Управления
установила
следующее. В составе своей жалобы Заявитель указывает на неправомерные действия комиссии Заказчика, выразившиеся в признании заявки ИП Кузнецова Т.В. соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки. В обоснование своей позиции Заявитель указывает, что участник закупки с идентификационным номером 643410 не является производителем продукции российского происхождения, не закупает данную продукцию у производителя, ввиду чего участник закупки не мог подтвердить страну происхождения предлагаемых товаров в силу установленных извещением об осуществлением закупки положений Постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 617).
Более того, как указывает Заявитель, участник закупки предоставил неверные номера реестровых записей по предлагаемой продукции, при этом верными реестровыми номерами являются следующие: 10297007; 10297003; 10296997; 10297008.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 27.04.2024 NИЭА1 заявка ИП Кузнецова Т.В. с идентификационным номером 643410 признана победителем процедуры (далее - Победитель).
Согласно п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе. Комиссией Управления установлено, что Заказчиком закупаются следующие товары, в частности, по п. 1 "Кисть художественная" позиции КТРУ 32.91.12.140- 00000001.
Согласно п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения 2024-21080 3 установлены в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе.
В силу ч.3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Заказчиком в рамках проведения рассматриваемого электронного аукциона установлены ограничения, предусмотренные Постановлением N 617.
Согласно п.3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно ч.1 ст.49 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные пп."м" - "п" п.1, пп."а" - "в" п.2, п.5 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные пп."д" п.2 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 3 и 4 ст. 14 Закона о контрактной системе (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка 2024-21080 4 приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В силу положений п.2 Постановления N 617 для целей осуществления закупок отдельных видов промышленных товаров, включенных в перечень, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, за исключением государств - членов Евразийского экономического союза (далее - заявки), при условии, что на участие в закупке подана одна (или более) заявка, удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке), которая содержит предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза. П.7 Постановления N617 установлено, что подтверждением страны происхождения отдельных видов промышленных товаров является одно из следующих условий:
а) указание номеров реестровых записей из реестра промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее - реестр российской промышленной продукции), а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий) (далее - совокупное количество баллов);
б) указание номеров реестровых записей из евразийского реестра промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, порядок формирования и ведения которого устанавливается правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров), а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение на территории государств - членов Евразийского экономического союза технологических операций (условий), если это предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 "Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов).
В соответствии с п.9 Постановления N617 установлено, что подтверждением страны происхождения товаров, указанных в перечне, является указание (декларирование) участником закупки в составе заявки номеров реестровых записей из реестра российской промышленной продукции или евразийского реестра промышленных товаров и совокупного количества баллов (при наличии). Номера реестровых записей и совокупное количество баллов (при наличии) о 2024-21080 5 поставляемом товаре включаются в контракт. Комиссией Управления установлено, что в составе заявки Победителя продекларирована страна происхождения Российская Федерация, при этом содержатся следующие выписки из реестра российской промышленной продукции:
- выписка из реестра российской промышленной продукции N10466517 от 24.04.2024 на художественные кисти из волоса "пони" серия "Артком" ООО "МАСТЕР";
- выписка из реестра российской промышленной продукции N10466520 от 24.04.2024 на художественные кисти из волоса "белка ученическая" серия "Артком" ООО "МАСТЕР";
- выписка из реестра российской промышленной продукции N10466522 от 24.04.2024 на художественные кисти из волоса "щетина" серия "Артком" ООО "МАСТЕР".
При таких данных Комиссия Управления приходит к выводу о подтверждении участником страны происхождения товаров в разрезе применения ограничений, предусмотренных Постановлением N617.
Согласно ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что комиссией Заказчика надлежащим образом проверены заявки участников аукциона и установлено, что в составе заявки Победителя продекларированы выписки из реестра российской промышленной продукции N10466517, 10466520,10466522, что полностью отвечают условиям извещения электронного аукциона, поскольку содержат в себе реестровые записи, подтверждающие страну происхождения предлагаемых к поставке товаров. Более того, представленные в составе жалобы номера реестровых записей 10297007, 10297003, 10296997, 10297008 не указаны в составе заявки Победителя, ввиду чего данный довод жалобы является безосновательным.
Таким образом, представитель Заказчика указывает, что у комиссии Заказчика отсутствовали правовые основания для признания заявки участника закупки не соответствующей требованиям извещения об осуществлении аукциона. Вместе с этим, в силу ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, вместе с тем в заседании Комиссии Управления Заявитель участие не принял, при этом составе жалобы Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих о нарушении комиссией Заказчика норм действующего законодательства о контрактной системе при признании заявки участника аукциона соответствующей требованиям извещения, в частности не представлена информация, подтверждающая отсутствие в составе заявки данного участника документов и сведений, подтверждающих страну происхождения товара в целях применения Постановления N617, ввиду чего у Комиссии Управления 2024-21080 6 отсутствуют правовые основания для признания комиссии Заказчика нарушившей положения Закона о контрактной системе. Одновременно с этим, рассматривая довод жалобы на неправомерное признание заявки участника соответствующей требованиям извещения, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссия Управления
установила
следующее. Так, Комиссией Управления установлено, что основание отклонения заявок участников с идентификационными номерами 659635 и 652368, согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 27.04.2024 NИЭА1, изложено, в том числе, следующим образом: "Отклонить заявку на участие в закупке по п.5 ч.12 ст.48 N44-ФЗ "Непредставление информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона N 44 ФЗ, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона 44-ФЗ" Согласно п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона о контрактной системе (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.".
Согласно пп. "а" п.1 ч.5 ст.49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пп. 1 - 8 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным 2024-21080 7 законом (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст.43 Закона о контрактной системе), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст.43 Закона о контрактной системе, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе (в случае установления в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным п. 4 ст. 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных ч. 6 ст. 45 Закона о контрактной системе;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном п. 3 или п. 4 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе. В ходе заседания представитель Заказчика однозначно пояснил, что заявки участников аукциона, не подтвердивших страну происхождения товаров, подлежали отклонению в силу применения ограничений, предусмотренных Постановлением N617. Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что при отклонении заявки таких участников комиссия Заказчика в силу применения ограничений, предусмотренных Постановлением N617, должна руководствоваться положениями п.4 ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе, а не п.5 ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе, как следует из протокола подведения итогов. Так, заявки данных участников отклонены лишь по причине того, что они 2024-21080 8 предложили российский товар, не включенный в соответствующий реестр. Такая заявка приравнивается к заявке с иностранным товаром, и, как следствие, подлежит отклонению по основаниям, предусмотренным нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст.14 Закона о контрактной системе, то есть по п.4 ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 13 ст. 44 Закона о контрактной системе в случае, если при проведении электронных процедур в течение одного квартала календарного года на одной электронной площадке в отношении трех и более заявок одного участника закупки комиссиями по осуществлению закупок приняты решения о несоответствии указанных заявок требованиям, предусмотренным извещением об осуществлении закупки, по основаниям, установленным пп. 1 - 3, 5 - 9 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе, в порядке, предусмотренном ч. 14 ст. 44 Закона о контрактной системе, осуществляется перечисление в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации заблокированных на специальном счете участника закупки денежных средств в размере обеспечения каждой третьей такой заявки или в порядке, предусмотренном ч. 15 ст. 44 Закона о контрактной системе, предъявляется требование об уплате денежной суммы по независимой гарантии, предоставленной для обеспечения каждой третьей такой заявки.
Таким образом, ч. 13 ст. 44 Закона о контрактной системе устанавливает меру ответственности участников закупок за подачу заявок, несоответствующих требованиям извещения в виде перечисления денежных средств, внесенных ими в качестве обеспечения заявки в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации, за исключением случаев, когда заявка была отклонена по п. 4 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе. Иное толкование положений п. 4 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе приводит к ограничению прав и законных интересов участников, которые предлагают к поставке товары российского происхождения, но не включенные их производителями в реестр радиоэлектронной продукции, в том числе к риску удержания заблокированных на специальном счете участника закупки денежных средств.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении в действиях комиссии Заказчика пп. "а" п.1 ч.5 ст.49 Закона о контрактной системе, а также о наличии признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено ч.2.1 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления 2024-21080 9
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "ПТК АРТЕКС-М" на действия комиссии ГБОУДО ЦДТ "Свиблово" необоснованной. 2.
Признать в действиях комиссии Заказчика нарушение пп. "а" п.1 ч.5 ст.49 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ. Председательствующий Д.С. Грешнева
Члены Комиссии: А.А. Матюшенко М.В. Сорбучева Исп.Сорбучева М.В. тел.8(495)784-75-05 2024-21080
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 7 мая 2024 г. N 077/06/106-6173/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.05.2024