Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой,
Члены Комиссии: Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок М.О. Мацневой, Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок М.В. Сорбучевой, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видео- конференц-связи), при участии представителей: ГБОУ ДПО МЦПС: Е.Б. Петриковой (по доверенности от 23.04.2024 N77-52- 31/321-2024), Д.П. Хачина (по доверенности от 23.04.2024 N77-52-31/382-2024), ООО "Мир Вендинга": А.К. Терзовец (по доверенности от 03.05.2024 Nб/н), А.М. Добрынина (по доверенности от 12.03.2024 Nб/н), рассмотрев жалобу ООО "Мир Вендинга" (далее - Заявитель) на действия ГБОУ ДПО МЦПС (далее - Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку воды питьевой для нужд ГБОУ ДПО МЦПС (Закупка N 0373200181124000022) (далее - запрос котировок) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), 2024-22066 2
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России, Комиссия Управления
установила
следующее.
1.В составе Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном установлении характеристики "Категория питьевой воды", которая, согласно позиции КТРУ 11.07.11.120-00000001 "Вода питьевая упакованная" от 02.06.2023 не является обязательной для применения. По мнению подателя жалобы, такая характеристика является избыточной, поскольку отсутствует понятие категории воды, что подтверждается письмами поставщиков.
На основании п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании п.14 ч.3 ст.4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг (далее - КТРУ) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила 2024-22066 3 использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Постановление N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Согласно пп. "б" п.2 Правил использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в план- график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
На основании п.4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" п.10 Правил формирования КТРУ.
В соответствии с пп. "г" п.10 Правил формирования КТРУ в позицию каталога включается информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с п.13 Правил формирования КТРУ. Комиссией Управления установлено, что в описании объекта закупки установлены следующие требования к закупаемому товару "Вода питьевая упакованная" по позиции КТРУ 11.07.11.120-00000001: "Категория питьевой воды: Не ниже первой". Одновременно с этим Комиссией Управления установлено, что оспариваемая характеристика входит в состав описания позиции КТРУ 11.07.11.120-00000001, что соответствует п.4 Правил использования КТРУ и ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что при формировании извещения об осуществлении запроса котировок, в том числе описания объекта закупки, Заказчик руководствовался позицией КТРУ, в которую включено описание категории питьевой воды. Кроме того, в соответствии с п.4.11 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 19.03.2002 N12 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Питьевая вода. Гиигиенические требования к качеству воды, расфасованной в емкости. Контроль качества. СанПиН 2.1.4.1116-02" указаны показатели нормативов качества расфасованных питьевых вод, которые должны относиться к воде "Высшей" категории, соответственно, вода, поставляемая поставщиком должна соответствовать утвержденным нормативам. 2024-22066 4 Ввиду чего, по мнению Заказчика, описание объекта закупки составлено правомерно в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы, при этом на заседании в составе жалобы Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих довод жалобы, а также однозначно свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм законодательства о контрактной системе в сфере закупок, ввиду чего у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания для признания Заказчика нарушившим требования Закона о контрактной системе. Кроме того, Заявителем не представлено доказательств того обстоятельства, что установленные требования необоснованно создали одним участникам закупки преимущество перед другими, являются непреодолимыми для некоторых участников закупки, а также каким-либо иным образом влекут за собой ограничение количества участников закупки. При таких данных Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным. 2.
Заявитель также в составе жалобы указал на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся в установлении избыточного требования о соответствии "ГОСТ 32220-2013.
Межгосударственный стандарт. Вода питьевая, расфасованная в емкости. Общие технические условия" (далее - ГОСТ 32220-2013), поскольку данный стандарт не является обязательным к применению.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. 2024-22066 5 Не согласившись с данным доводом, представитель Заказчика отметил, что положения ГОСТ 32220-2013 устанавливают общие требования к питьевой воде, расфасованной в емкости, ввиду чего поставляемый товар должен соответствовать утвержденным нормативам.
В силу ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе нормы обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, вместе с тем на заседании Комиссии Управления, а также в составе жалобы не предоставлено документов и сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе, а также о невозможности формирования заявки в силу установленного требования.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что установленные требования отвечают п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, ввиду чего довод Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
3.Согласно доводам жалобы Заказчиком в описание объекта закупки включены дополнительные характеристики без обоснования включения дополнительной информации в сведения о товаре, такие как: "Количество чашек пластиковых одноразовых на одну бутылку", "Количество стаканов пластиковых одноразовых на одну бутылку", "Количество ложек чайных пластиковых одноразовых на одну бутылку", "Периодичность поставки", что, по мнению Заявителя, нарушает положения Правил использования КТРУ и Закона о контрактной системе.
В силу п.5 Правил использования КТРУ Заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
В соответствии с п.6 Правил использования КТРУ в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной п. 5 Правил использования КТРУ, Заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога). Комиссией Управления установлено, что, наряду с характеристиками, предусмотренной позицией КТРУ 11.07.11.120-00000001 "Вода питьевая упакованная" Заказчиком также установлены дополнительные характеристики, например: "Количество ложек чайных пластиковых одноразовых на одну бутылку: 0; Количество чашек пластиковых одноразовых на одну бутылку:
0; Количество стаканов пластиковых одноразовых на одну бутылку:
0; Периодичность поставки: По заявке Заказчика". При этом Комиссией Управления установлено, что в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме от 03.05.2024 отсутствует обоснование необходимости использования дополнительной информации по вышеуказанным характеристикам, что не соответствует п.6 Правил использования КТРУ.
В силу ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения 2024-22066 6 жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в настоящее время Заказчиком внесены изменения извещения о проведении запроса котировок в электронной форме от 07.05.2024 ИИ1 в ред.
2 для устранения данной технической ошибки и последующем размещении соответствующего обоснования. Так, представитель Заказчика обратил внимание Комиссии Управления, что в соответствии с системой ЕАИСТ предусмотрены стандартизированные (типовые) технические задания, разработанные и утвержденные Департаментом города Москвы по конкурентной политике, обязательные для применения, ввиду чего использование таких характеристик, как "Количество ложек чайных пластиковых одноразовых на одну бутылку:
0; Количество чашек пластиковых одноразовых на одну бутылку:
0; Количество стаканов пластиковых одноразовых на одну бутылку:
0" является вынужденной мерой, поскольку Заказчик не может исключить данные характеристики, что также отражено в файле "Обоснование характеристик".
Таким образом, на основании имеющихся документов и сведений, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе, что также содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4.В составе жалобы Заявитель указывает, что в документации извещения об осуществлении запроса котировок отсутствует указание срока и конкретного адреса поставки товара после получения заявки Заказчика, что не позволяет участникам закупки оценить свои возможности по исполнению заказов.
В силу п.7 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об объеме (за исключением случая, предусмотренного ч.24 ст. 22 Закона о контрактной системе), о единице измерения (при наличии) и месте выполнения работы или оказания услуги. Комиссией Управления установлено, что в описании объекта закупки указано следующее требование: "Периодичность поставки: По заявке Заказчика". Комиссией Управления также установлено, что в Приложение 1 к Техническому заданию конкретизирован адрес поставки:
г.Москва. Одновременно с этим Комиссией Управления определено, что в форме заявки, размещенной в составе Приложения 4 к Техническому заданию, содержится срок и дата поставки. Комиссия Управления также не может согласится с доводом Заявителя, поскольку согласно письму Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 февраля 2017 г. Д28и-699 "Об указании удаленности места оказания услуг в извещении о закупке" Заказчик вправе территориально ограничивать удаленность места оказания услуг, в том числе доставки товара, указав 2024-22066 7 границы административного округа (территориального образования), или в километрах, при обоснованности данной необходимости. Комиссия Управления также отмечает, что основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. При этом Закон о контрактной системе не вменяет Заказчикам обязанность обеспечить возможность участия в закупочной процедуре всех хозяйствующих субъектов, оценивая их производственные мощности при планировании закупки. Более того, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в форме заявки на поставку товара отображена информация о количестве, объеме, сроки поставляемой партии товара. В свою очередь, Заказчик самостоятельно определяет срок направления заявки в соответствии с формой заявки, предусмотренной Техническим заданием, до проведения мероприятия, оценивая риска. При таких данных Комиссия Управления приходит к выводу, что довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным. Между тем в ходе внеплановой проверки Комиссией Управления установлено, что Заказчиком при описании объекта закупки включены требования, не соответствующие потребности Заказчика. Так, в описании объекта закупки "Вода питьевая упакованная" установлены следующие дополнительные характеристики, не предусмотренные позициией КТРУ 11.07.11.120-00000001: "Количество ложек чайных пластиковых одноразовых на одну бутылку:
0; Количество чашек пластиковых одноразовых на одну бутылку:
0; Количество стаканов пластиковых одноразовых на одну бутылку:
0".
При этом в размещенном обосновании использования вышеуказанной информации, добавленной посредством внесения изменений в извещение об осуществлении закупки, указано, например: "При осуществлении питьевого режима на мероприятии использование ложек не требуется", "При осуществлении питьевого режима на мероприятии потребность в стаканах отсутствует в связи с раздачей индивидуальной бутылки". Как пояснил ранее представитель Заказчика, данные характеристики, не предусмотренные позицией КТРУ 11.07.11.120-00000001, не соответствуют потребности Заказчика и установлены в силу технических особенностей при формировании описания объекта закупки. Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что подобный подход описания закупаемых товаров противоречит положениям ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, поскольку в описание объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, определяющие потребность Заказчика. При таких обстоятельствах Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений п.1 ч.1 ст.33, п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной 2024-22066 8 системе ответственность, за которое предусмотрена ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Мир Вендинга" на действия ГБОУ ДПО МЦПС обоснованной в части установления дополнительных характеристик без обоснования включения дополнительной информации в сведения о товаре.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч.6 ст.23, п.1 ч.1 ст.33, п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий Е.А. Миронова Члены Комиссии: М.О. Мацнева М.В. Сорбучева Исп.Сорбучева М.В. тел.8(495)784-75-05 2024-22066
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 14 мая 2024 г. N 077/06/106-6029/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.05.2024