Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
Председатель Комиссии: |
|
|
Члены Комиссии: |
|
|
|
|
|
в присутствии представителей от:
- заказчика - Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская больница N 7" Министерства здравоохранения Хабаровского края - Глазков Б.В. представитель по доверенности от 07.05.2024 N1-18/1301(до и после перерыва); Добрышкин А.Ю. представитель по доверенности от 08.05.2024 N1-18/1328 (до перерыва),
- уполномоченного органа - Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края - представитель не явился (о дате, месте, времени рассмотрения уведомлены надлежащим образом),
- участника закупки - ООО "Ваш Дом" - Хачатрян С.Д. учредитель Общества (после перерыва); Клюев А.А. директор Общества (до перерыва); Олексик К.И. представитель по доверенности от 06.05.2024 Nб/н (до и после перерыва); Пилипосян А.Е. представитель по доверенности от 13.05.2024 Nб/н (до перерыва),
рассмотрев материалы дела N 7-3/277 по обращению заказчика - Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская больница N 7" Министерства здравоохранения Хабаровского края о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об участнике закупки - Обществе с ограниченной ответственностью "Ваш Дом" (ИНН 2723151982) (далее также - ООО "Ваш Дом", Подрядчик), директоре Клюеве А.А. (ИНН 272700203000) и учредителе Общества Хачатрян С.Д. (ИНН 272313117145) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 11.04.2023 N 1188/130 (реестровый номер контракта 22727027009 23 000125) на выполнение работ по капитальному ремонту здания поликлиники N 5 КГБУЗ "Городская больница N 7", заключенного по результатам аукциона в электронной форме (извещение N 0122200002523001188 от 23.03.2023) и факта ненадлежащего исполнения условий контракта участником осуществления закупки ООО "Ваш Дом",
УСТАНОВИЛА:
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила Постановления N1078) Хабаровским УФАС России проведена внеплановая проверка, в ходе которой установлено следующее.
В ходе внеплановой проверки установлено, что уполномоченным органом для заказчика проведен аукцион в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту здания поликлиники N 5 КГБУЗ "Городская больница N 7".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет - 10 759 148, 96 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0122200002523001188 от 31.03.2023 победителем аукциона признан участник N 113887481 (ООО "Ваш Дом").
Контракт N1188/130 между Краевым государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Городская больница N 7" Министерства здравоохранения Хабаровского края (далее - Заказчик) и ООО "Ваш Дом" (далее - Подрядчик) заключен 11.04.2023 по результатам проведения электронного аукциона N0122200002523001188 (далее - Контракт).
Согласно п. 1.1 контракта предметом контракта является: Выполнение работ по капитальному ремонту здания поликлиники N 5 КГБУЗ "Городская больница N 7" (далее - Работы, Объект). Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить Работы в соответствии с Технической частью (Приложение 1), являющейся неотъемлемой частью настоящего контракта, в сроки, установленные в настоящем контракте, а Заказчик обязуется принять выполненные Работы и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.
Объем выполняемых Работ: в соответствии с Технической частью (п. 1.2 контракта).
Согласно п. 1.3 контракта при исполнении контракта по согласованию Заказчика с Подрядчиком допускается выполнение работы, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте.
Согласно п. 2.1 Контракта цена составляет 9 091 480 (Девять миллионов девяносто одна тысяча четыреста восемьдесят) рублей 71 копейка, цена контракта НДС не облагается.
Согласно п. 4.1.1 контракта Заказчик вправе требовать от Подрядчика надлежащего и своевременного выполнения обязательств, предусмотренных контрактом.
Также Заказчик вправе запрашивать у Подрядчика информацию о ходе и состоянии исполнения обязательств по контракту (п. 4.1.3 контракта).
В соответствии с п. 4.2 Заказчик обязан:
- Подготовить и передать Подрядчику Объект (на период производства Работ), предоставить Подрядчику место подключения к источникам энергоснабжения на время проведения Работ (п. 4.2.2);
- Своевременно предоставлять разъяснения и уточнения по запросам Подрядчика в части выполнения Работ в соответствии с условиями настоящего контракта (п. 4.2.5);
- В случае просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийных обязательств, если таковые установлены), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, направлять Подрядчику требование об уплате в добровольном порядке сумм неустойки, предусмотренных контрактом, за неисполнение (ненадлежащее исполнение) Подрядчиком своих обязательств (в том числе гарантийных обязательств, если таковые установлены) по настоящему контракту (за исключением неустойки, подлежащей списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации) (п. 4.2.9).
В соответствии с 4.3.1 Подрядчик вправе потребовать указаний и разъяснений по любому вопросу, связанному с выполнением Работ по контракту. Требования Подрядчика представляются в письменном виде, должны регистрироваться и храниться Заказчиком на протяжении срока действия контракта. Копии требований хранятся у Подрядчика.
Обязанности Подрядчика установлены в п. 4.4 контракта:
- 4.4.2. Выполнить все Работы, предусмотренные по настоящему контракту в соответствии с Технической частью, в сроки, установленные в настоящем контракте.
- 4.4.4. Производить Работы в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, требованиями технических регламентов, стандартов, санитарных норм и правил.
- 4.4.11. Письменно в трехдневный срок уведомлять Заказчика об обстоятельствах, замедляющих ход Работ, либо делающих их выполнение невозможным, о неблагоприятных для Заказчика последствиях выполнения его указаний, о способе исполнения Работ или иных не зависящих от Подрядчика обстоятельств, которые могут ухудшить результат выполняемой Работы.
- 4.4.12. Приостановить выполнение Работ в случае обнаружения независящих от Подрядчика обстоятельств, которые могут оказать негативное влияние на результаты выполняемых Работ или создать невозможность их завершения в установленный настоящим контрактом срок, и сообщить об этом Заказчику в течение 3 (трех) дней после приостановления выполнения Работ.
В соответствии с п. 5.1 контракта срок выполнения (завершения) работ: начало выполнения Работ: с даты заключения контракта. Окончание Работ: не позднее 31.08.2023.
Согласно п. 5.1.1 контракта дата начала исполнения контракта: с даты заключения контракта. Дата окончания исполнения контракта: 31.10.2023.
Из п. 5.2 контракта следует, что место выполнения работ: Российская Федерация, Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Димитрова, 4.
Условия выполнения работ: В соответствии с Технической частью (п. 5.3 контракта).
Порядок сдачи и приемки работ установлен в разделе 6 контракта.
Согласно п. 6.1 контракта приемка выполненных работ по Объекту производится Заказчиком по окончании всех Работ, предусмотренных контрактом.
Заказчик и Подрядчик несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом (п. 9.1 контракта).
В случае просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства, если таковое установлено), предусмотренных настоящим контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, Подрядчик уплачивает Заказчику неустойку (штраф, пени) (п. 9.3 контракта).
Контракт вступает в силу со дня его заключения Сторонами и действует до полного исполнения Сторонами своих обязательств по контракту (п. 11.1 контракта).
Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (п. 13.1 контракта).
Согласно п. 13.2 контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в следующих случаях:
- 13.2.1. В случае просрочки выполнения Работ по контракту, в том числе по отдельному этапу выполнения работ в соответствии с установленными контрактом сроками, более чем на 10 дней.
- 13.2.2. В иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.
В соответствии с п. 13.4 контракта расторжение контракта в связи с односторонним отказом Заказчика/Подрядчика от исполнения контракта осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
Проанализировав представленные Заказчиком и Поставщиком документы, а также информацию, размещенную в ЕИС, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с абз. 1 ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из п. 1 ст. 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 ст. 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Пунктом 1 ст. 450.1 ГК РФ установлено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (ст. 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В соответствии с ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу требований ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Как следует из материалов дела, согласно п. 5.1 контракта срок выполнения работ с 11.04.2023, срок окончания работ не позднее 31.08.2023.
17.04.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, данное решение размещено Заказчиком в ЕИС 17.04.2024. Из решения об одностороннем отказе следует, что с учетом условий контракта, работы выполняются до 31.08.2023 (п. 5.1 контракта). По состоянию на 17.04.2024 работы не выполнены, просрочка выполнения Работ по контракту более 10 дней.
Контракт расторгнут 02.05.2024 по информации ЕИС.
При определении даты вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, Заказчик исходил с даты надлежащего уведомления Поставщика (17.04.2024).
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика, об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии со ст. 193 ГК РФ, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
С даты надлежащего уведомления Подрядчика о принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, Заказчиком определена и рассчитана дата расторжения контракта (02.05.2024).
По состоянию на 17.04.2024, 02.05.2024 работы по контракту не завершены.
В десятидневный срок с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе исполнения контракта не устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
Также в ходе проведения проверки Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
11.04.2024 между Заказчиком и Подрядчиком заключен контракт.
Согласно п. 5.1 контракта срок выполнения работ 31.08.2023.
13.04.2023 Подрядчиком направлено Заказчику письмо N 29, согласно которому просит передать объект.
18.05.2023 Заказчиком направлено ООО "Аксель" (разработчику проектной и рабочей документации) письмо N 1-18/1666, согласно которому в ходе производства работ ООО "Ваш Дом" выявлены недостатки в проектной документации и необходимо внесение изменений в проект, решение о которых вправе принять разработчик этой документации.
05.06.2023 Подрядчиком направлено Заказчику письмо N 59, согласно которому просит согласовать мойку из нержавеющей стали (мойка I-TECH).
05.06.2023 Подрядчиком направлено Заказчику письмо N 60, согласно которому Заказчиком не передан объект на период производства работ, а также не возможно приступить к производству работ: из-за не демонтированной системы вентиляции в подвале и в техническом этаже, и на первом и втором этажах ведется прием пациентов.
15.06.2023 Подрядчиком направлено Заказчику письмо N 64, согласно которому нет возможности начать демонтажные и монтажные работы в подвальном помещении и техническом этаже. Первые два этажа помещения поликлиники не освобождены. В смете отсутствуют работы по пробивке отверстий для монтажа канализации и водоснабжения. Просят укорить решение указанных вопросов. С целью исключения нарушения сроков выполнения работ.
16.06.2023 Заказчиком направлено Подрядчику письмо N 1-18/2078, согласно которому направлен согласованный акт на применение материалов.
28.06.2023 Подрядчиком направлено Заказчику письмо N 70, согласно которому Заказчиком не передан объект для проведения работ.
20.06.2023 Подрядчиком направлено Заказчику письмо N 84, согласно которому у Подрядчика нет доступа в подвальное помещение, в связи с чем нет возможности приступить к работам.
10.08.2023 Подрядчиком направлено Заказчику письмо N 97, согласно которому Подрядчику для производства работ (пробивка отверстия для устройства труб) необходимо демонтировать короб из ГВЛ в рентген кабинете на 1 этаже, затем восстановить короб, указанные работы не учтены в локальном сметном расчете. Еще одна магистраль попадает в электрощитовую на третьем этаже, что не предусмотрено проектом. Просит решить вопрос по переносу или монтажу электрощитовой и предоставить точку подключения к электроэнергии.
18.08.2023 Подрядчиком направлено Заказчику письмо N 111, согласно которому на протяжении трех месяцев общество не может приступить к выполнению работ в полном объеме.
22.08.2023 Подрядчиком направлено Заказчику письмо N 118, согласно которому до окончания сроков выполнения работ осталось 9 дней, в адрес Подрядчика не поступили от Заказчика разъяснения.
28.08.2023 Подрядчиком направлено Заказчику письмо N 122, согласно которому просит увеличить срок выполнения работ до 3 месяцев, а также внести изменения в проектную документацию.
29.08.2023 Заказчиком направлено Подрядчику письмо N 1-18/2746, согласно которому как только поступит информация от авторского надзора. Заказчик направит разъяснения по заданным вопросам Обществом.
29.08.2023 Заказчиком направлено Подрядчику письмо N 1-18/2752, согласно которому в настоящее время решается вопрос о продлении сроков выполнения работ по заключенным контрактам в виду выявления объективных причин - необходимости корректировки технической и рабочей документации.
01.09.2023 Подрядчиком направлено Заказчику письмо N 126, согласно которому отсутствуют ответы на запросы разъяснений.
04.09.2023 Заказчиком направлено Подрядчику письмо N 1-18/2811, согласно которому просит завершить начатые работы по капитальному ремонту здания поликлиники N 5, и выполнить все взятые на себя обязательства в рамках контрактов 1192/129, 1188/130.
04.09.2023 Заказчиком направлено Подрядчику письмо N 1-18/2812, согласно которому вопросы, поставленные заказчику в письмах 60,70,84, были разрешены в рабочем порядке и в настоящее время потеряли актуальность. ООО "Аксель" (авторскому надзору) направлены вопросы: пробивка отверстий для монтажа канализации водоснабжения; устройству магистралей, демонтажу короба и/или переносу короба электрощитовой. Информация от авторского надзора не поступила, как поступит информация будут даны разъяснения по поставленным вопросам.
06.09.2023 Заказчиком направлено Подрядчику письмо N 1-18/2844, согласно которому ООО "Аксель" (авторскому надзору) направлен вопрос об отсутствии в смете работ по пробивке отверстий по монтажу канализации и водоснабжению.
12.09.2023 Заказчиком направлено Подрядчику письмо N 1-18/2916 с требованием незамедлительно к выполнению работ по капитальному ремонту задания и выполнить все взятые на себя обязательства в рамках контрактов 1192/129, 1188/130.
12.09.2023 Подрядчиком направлено Заказчику письмо N 132, согласно которому заказчиком объект передан в середине июля 2023, а также Общество уведомило о приостановке работ на объекте.
02.10.2023 Заказчиком направлено Подрядчику письмо N 1-18/3042, согласно которому Заказчик требует возобновить приостановленные работы и выполнить все взятые на себя обязательства в рамках контрактов 1192/129, 1188/130.
04.10.2023 Заказчиком направлено Подрядчику письмо N 1-18/3075, согласно которому информирует о назначении ответственного со стороны Заказчика за осуществление технического надзора и строительного контроля Добрышкина А.Ю.
18.10.2023 Заказчиком направлено Подрядчику письмо N 1-18/3167, согласно которому просит направить в адрес учреждения перечень выполненных и выполняемых работ, с указанием объемов работ, копии исполнительных систем на выполненные работы, а также копии заполненных страниц общего и специального журналов работ.
26.10.2023 Заказчиком направлено Подрядчику письмо N 1-18/3283, согласно которому просит направить в адрес учреждения: акты выполненных работ, акты скрытых работ, сметы, журналы общих работ, журнал входного контроля, формы КС2, КС3, фотоотчет о ходе выполненных работ, проект соглашения об увеличении стоимости контракта.
01.11.2023 Подрядчиком направлено Заказчику письмо N 175, согласно которому направляет сметы на дополнительные работы - Гранд - 1 шт.
21.11.2023 Подрядчиком направлено Заказчику письмо N 183, согласно которому просит обеспечить доступ к горячей воде.
22.11.2023 Подрядчиком направлено Заказчику письмо N 185, согласно которому представляет сметы на дополнительные работы - Гранд -2 шт.
23.11.2023 Заказчиком направлено Подрядчику письмо N 1-18/3558, согласно которому в период проведения работ по капитальному ремонту на объекте выявлено несанкционированное использование ГВС, без заключения дополнительного соглашения между сторонами о компенсации расходов заказчика.
24.11.2023 Заказчиком направлено Подрядчику письмо N 1-18/3575, согласно которому для передачи точки подключения к ГВС необходимо направить представителя Подрядчика.
24.11.2023 Заказчиком направлено Подрядчику письмо N 1-18/3576, согласно которому на основании полученные сметы согласованы с внесением поправок. В дальнейшем будет заключено дополнительное соглашение.
27.11.2023 Подрядчиком направлено Заказчику письмо N 190 о расчете необходимого количества сверл.
29.11.2023 Подрядчиком направлено Заказчику письмо N 193, согласно которому Подрядчик уведомил о возобновлении работ на объекте.
29.11.2023 Заказчиком направлено Подрядчику письмо N 1-18/3595, согласно которому Заказчиком не согласованы представленные локальные сменные расчеты.
05.12.2023 Подрядчиком направлено Заказчику письмо N 195, согласно которому просит разъяснения о методике сметного расчета использования сверл.
11.12.2023 Заказчиком направлено Подрядчику письмо N 1-18/3706, согласно которому Подрядчиком выполнена прокладка трубопроводов из несогласованных полипропиленовых труб со стекловолокном, просят предоставить согласование на замену материала трубопроводов.
11.12.2023 Заказчиком направлено Подрядчику письмо N 1-18/3707, согласно которому в рамках заключенного контракта просит рассмотреть вопрос о выполнении работ по устройству водомерного узла в подвальном помещении поликлиники.
11.12.2023 Заказчиком направлено Подрядчику письмо N 1-18/3709, согласно которому Заказчик просит представить информацию о стадии выполнения работ по заключенным контрактам по состоянию на 11.12.2023.
11.12.2023 Подрядчиком направлено Заказчику письмо N 204, согласно которому просит дать разъяснения на письмо N195 от 11.12.2023.
18.12.2023 Подрядчиком направлено Заказчику письмо N 211, согласно которому направляет на согласование объединенную смету в размере 10% (ЛСР N1, ЛСР N2, ЛСР N3).
30.01.2024 Подрядчиком направлено Заказчику письмо N 13, согласно которому имеются несоответствия между проектным решением и ЛСР, отсутствие в ЛСР: работ по монтажу водомерного узла, отсутствия работ восстановлению целостности гидроизоляции кровли после выхода на кровлю канализационных стояков, отсутствие работ по разработке грунта и демонтажу бетонных полов в подвале для прокладки канализации.
08.04.2024 Подрядчиком принято решение об одностороннем расторжении контракта (решение направлено заказчику по электронной почте 08.04.2024 и по средством почтового отправления (РПО N68005287015918), указанное решение не размещено в ЕИС).
17.04.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из пояснений ООО "Ваш Дом" следует, что Общество не согласно с решением Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, вины в просрочке выполнения работ не признает, Заказчиком несвоевременно передавался объект закупки для выполнения работ, кроме того Заказчиком не вносились изменения в проектную документацию. Работы на объекте выполнены на 62%, в полном объеме невозможно было завершить работы по контракту.
В результате изучения материалов дела N7-3/277, исходя из конкретных обстоятельств осуществления закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с пп. "а" п. 13 раздела 3 Правил Постановления N1078 не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных пп. "е" п. 9 и пп. "г" п. 10) осуществляет следующую проверку совокупность действий, в том числе рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя обязательств в рамках процедуры осуществления закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) является ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Только по результатам рассмотрения всех требующих подтверждения/опровержения вопросов, антимонопольный орган принимает решение, учитывая, что включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является для последних мерой ответственности (санкцией), влекущей длительные негативные последствия.
Как мера публичной ответственности такое включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Недобросовестное поведение поставщика заключается в неоднократном нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.
При этом само по себе обстоятельство нарушение исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, в соответствии с пунктом 9.3 контракта может являться основанием для начисления Заказчиком неустойки (штрафов, пеней), однако без наличия доказательств, подтверждающих наличие умышленных действий (бездействия) Подрядчика (Поставщика, Исполнителя) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, не является самостоятельным и достаточным основанием для включения сведений об ООО "Ваш Дом" в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем, п. 15 правил Постановления N1078 установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Законодательство о регулируемых закупках не содержит безусловной обязанности контролирующего органа (ФАС России) включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 19.02.2015 N 301-КГ15-632 по делу N А29-3152/2014, при рассмотрении вопроса о законности решения антимонопольного органа о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Антимонопольный орган, рассматривающий вопрос о внесении данных о хозяйствующем субъекте в реестр недобросовестных поставщиков, должен не только разрешить вопрос о наличии формальных оснований для включения в реестр, но и установить причины и иные обстоятельства, послужившие основанием для такого недобросовестного поведения, а не ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
По общему правилу, при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более тяжкий экономический характер, чем наложение штрафа.
Кроме того, согласно п. 3 статьи 715 ГК РФ установлено, что если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
Кроме того, Подрядчиком осуществлялось исполнение обязательств по контракту, работы велись, также Подрядчик уведомлял Заказчика о всех сложностях возникающих в ходе выполнения работ. Также исполнение контракта в установленные сроки, оказалось невозможным, в том числе по причине отсутствия согласования внесения изменений в проектно-сметную документацию.
В ходе рассмотрения дела Комиссией Хабаровского УФАС России в действиях Подрядчика установлены обстоятельства, указанные в пп. "а" п. 15 Правил Постановления N1078, выразившиеся в принятии им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
На основании предоставленных документов и сведений Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу, что ООО "Ваш Дом" представлены информация и документы, подтверждающие принятие Подрядчиком мер для надлежащего исполнения условий Контракта, в связи с чем информация об ООО "Ваш Дом" (ИНН 2723151982), директоре Клюеве А.А. (ИНН 272700203000) и учредителе Общества Хачатрян С.Д. (ИНН 272313117145) не подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Комиссия Хабаровского УФАС России,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные государственным заказчиком - Краевым государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Городская больница N 7" Министерства здравоохранения Хабаровского края, в отношении ООО "Ваш Дом" (ИНН 2723151982) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Хабаровского края.
Председатель Комиссии: |
|
Члены Комиссии: |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 13 мая 2024 г. N РНП-27-206
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.05.2024