Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
рассмотрев в дистанционном режиме посредством плагина видеоконференции True Conf в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ), жалобу ООО "Экстремфарм" на действия комиссии по осуществлению закупок Управления государственных закупок Тюменской области при проведении электронного аукциона на поставку лекарственного препарата для медицинского применения Меропенем (реестровый номер закупки 0167200003424002976),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России) поступила жалоба ООО "Экстремфарм" на действия комиссии по осуществлению закупок Управления государственных закупок Тюменской области при проведении электронного аукциона на поставку лекарственного препарата для медицинского применения Меропенем.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным статьёй 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Во исполнение требований части 8 статьи 105 Закона о контрактной системе информация о содержании поступившей жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещены в реестре жалоб на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Заявитель в жалобе указывает, что заявка ООО "Экстремфарм" содержит все необходимые сведения и документы, подтверждающие, что все стадии производства лекарственного препарата, в том числе синтез молекулы действующего вещества (фармацевтической субстанции) осуществляются на территории Российской Федерации, следовательно, имеется вся совокупность условий, предусмотренных подпунктом 1.4 приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н, для заключения контракта с ООО "Экстремфарм" по предложенной цене.
Уполномоченным органом представлены письменные возражения, на жалобу заявителя, которые приобщены к материалам дела. Уполномоченный орган просит признать жалобу заявителя необоснованной.
Оператором электронной площадки АО "Сбербанк-АСТ" на ранее направленный запрос Тюменского УФАС России направлены в электронном виде все заявки участников, поступившие на участие в закупке, которые приобщены к материалам дела.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что Управление государственных закупок Тюменской области Тюменской области являясь уполномоченным органом, выступило организатором проведения электронного аукциона на поставку лекарственного препарата для медицинского применения Меропенем, с начальной (максимальной) ценой контракта 3 676 795,00 рублей, в интересах заказчиков ГБУЗ ТО "Областная клиническая больница N 1", ГБУЗ ТО "Областная клиническая больница N 2", ГБУЗ ТО "Перинатальный центр" (г. Тюмень), ГБУЗ ТО "Областная больница N 4" (г. Ишим), ГБУЗ ТО "Областная больница N 3" (г. Тобольск), ГБУЗ ТО "Областная больница N 14 имени В.Н. Шанаурина" (с. Казанское), ГБУЗ ТО "Областная больница N 9" (с. Вагай), ГБУЗ ТО "Родильный дом N 3", ГБУЗ ТО "Областная больница N 11" (р.п. Голышманово).
Информация об электронном аукционе была размещена 22.04.2024 на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167200003424002976.
Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" определенной для проведения закупки http://www.sberbank-ast.ru
Пунктом 3 статьи 3 Закона о контрактной системе предусмотрено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе предусмотрено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки содержащее в том числе, информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Подпунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона о контрактной системе (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска).
Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства РФ устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг.
Частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства РФ устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством РФ установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Извещением об осуществлении закупки предусмотрены:
Условия допуска в соответствии с приказом Министерства финансов РФ от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Ограничения допуска и условия допуска в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе предусмотрено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрено, что для целей осуществления закупок лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - лекарственный препарат), для обеспечения государственных и муниципальных нужд (с одним международным непатентованным наименованием или при отсутствии такого наименования - с химическим или группировочным наименованием), являющегося предметом одного контракта (одного лота), заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно:
- содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза;
- не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьёй 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
Пунктом 1 (1) Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 предусмотрено, что в случае если после отклонения заявок (окончательных предложений) в порядке, установленном пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289, хотя бы одна заявка (окончательное предложение) содержит предложение о поставке лекарственных препаратов, все стадии производства которых, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях в установленном порядке включены в регистрационное досье на эти лекарственные препараты, в отношении таких лекарственных препаратов применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 1 (2) Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 предусмотрено, подтверждением соответствия лекарственного препарата и фармацевтической субстанции требованиям, указанным в пункте 1 (1) Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289, является декларирование участником закупки в заявке (окончательном предложении) сведений о документе, подтверждающем соответствие производителя лекарственных средств для медицинского применения требованиям Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 03.11.2016 N 77 "Об утверждении Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза", или Правил надлежащей производственной практики, утвержденных Министерством промышленности и торговли РФ в соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств", и сведений о документе, содержащем сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства для медицинского применения, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза (в том числе о стадиях производства молекулы действующего вещества фармацевтической субстанции), выдаваемом Министерством промышленности и торговли РФ в установленном им порядке.
Подпунктом "б" пункта 1.3 приказа Министерства финансов РФ от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрено, что при проведении аукциона контракт заключается по цене, предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в приложении, и происходящих исключительно из государств - членов Евразийского экономического союза.
Пунктом 1.4 приказа Министерства финансов РФ от 04.06.2018 N 126н в случае отклонения заявок (окончательных предложений) в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" контракт заключается с участником закупки по предложенной им цене контракта при совокупности следующих условий:
а) заявка (окончательное предложение) такого участника закупки содержит предложение о поставке лекарственных препаратов, все стадии производства которых, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях включены в государственный реестр лекарственных средств;
б) заявка (окончательное предложение) такого участника закупки соответствует требованиям документации о закупке;
в) таким участником закупки предложена цена контракта, которая является наименьшей среди участников закупки (при наличии таких участников закупки), заявки которых не отклонены в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 и при этом соответствуют совокупности условий, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1.4 приказа Министерства финансов РФ от 04.06.2018 N 126н;
г) таким участником закупки предложена цена контракта, которая не превышает более чем на 25 процентов наименьшее предложение о цене контракта в случае его подачи участником закупки (при наличии такого участника закупки), заявка которого не отклонена в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289, но не соответствует условию, указанному в подпункте "а" настоящего подпункта.
Положения настоящего подпункта не применяются при отсутствии участника закупки, заявка которого соответствует указанным условиям.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 предусмотрено, что подтверждением страны происхождения лекарственного препарата является один из следующих документов:
а) сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009 и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами;
б) заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выдаваемое Министерством промышленности и торговли РФ в соответствии с Правилами выдачи заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17.07.2015 N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации".
Таким образом, подтверждением соответствия лекарственного препарата и фармацевтической субстанции требованиям, указанным в пункте 1 (1) Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 и подпунктом "а" пункта 1.4 приказа Министерства финансов РФ от 04.06.2018 N 126н, являются сертификат о происхождении товара по форме СТ-1 или заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выдаваемое Министерством промышленности и торговли РФ, а также декларирование участником закупки в заявке (окончательном предложении) сведений о документе, подтверждающем соответствие производителя лекарственных средств в соответствии с пунктом 1 (2) Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289.
Согласно Перечню жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2024 год, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержденного Распоряжением Правительства РФ, МНН Меропенем включен в перечень необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
На заседании Комиссии Тюменского УФАС России установлено, что в составе заявок, признанных соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки, представлены регистрационные удостоверения предлагаемых лекарственных препаратов, при этом в составе заявок, представлены, в том числе, следующие документы:
- ООО "Лекарь" (идентификационный номер заявки 19): сертификат по форме СТ-1 за номером 3021011614, АО "Научно-производственный центр Эльфа", Россия.
- ООО "Вирта" (идентификационный номер заявки 103): сертификат по форме СТ-1 за номером 3021018472, ООО "Велфарм", Россия.
- АО "Биопрепарат" (идентификационный номер заявки 107): продекларирован сертификат СТ-1 за номером 3056000029 (скан-копия сертификата в заявке отсутствует), приложено РУ N ЛП-005987 от 16.12.2019.
- ООО "Экстремфарм" (идентификационный номер заявки 229): сертификат по форме СТ-1 за номером 4120000005, ООО "Компания "Деко", Россия; СТ-1 за номером 3120000013, ООО "Компания "Деко", Россия; также продекларирован номер сертификата GMP производителя из государственного реестра сертификатов GMP: GMP/EAEU/RU/00353-2022 (срок действия: с 18.03.2022 по 17.03.2025), а также в составе заявки содержится информация относительно стадий технологического процесса производства лекарственного средства (в том числе о стадиях производства молекулы действующего вещества фармацевтической субстанции) за номером СП-0002327/08/2023 дата выдачи: 14.08.2023, ООО "Компания "Деко", Россия; за номером СП-0002541/01/24 дата выдачи: 17.01.2024, ООО "Компания "Деко", Россия.
Таким образом, если после отклонения заявок, предлагающих иностранные лекарственные препараты, в соответствии с механизмом, установленным пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289, имеется хотя бы одна заявка, которая содержит предложение о поставке всех лекарственных препаратов, все стадии производства в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций которых, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях в установленном порядке включены в регистрационное досье на эти лекарственные препараты, а также в составе заявки имеются сведения о двух документах, поименованных в пункте 1(2) Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289, в отношении таких лекарственных препаратов применяются условия допуска, утвержденные пунктом 1.4 приказа Министерства финансов РФ от 04.06.2018 N 126н.
Согласно опубликованному протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заявки всех участников были признаны соответствующими извещению о проведении закупки, отклонений не было, ввиду того, что Постановление Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 не применялось, поскольку заявки поступившие на участие в закупке содержали предложение о поставке лекарственных препаратов страной происхождения которых являются страны входящие в Евразийский экономический союз.
Так как все участники к поставке предложили лекарственные препараты страной происхождения которых являлась Российская Федерация, Постановление Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 не было применено и соответственно пункт 1.4 приказа Министерства финансов РФ от 04.06.2018 N 126н не подлежал применению.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия Тюменского УФАС России полагает действия комиссии по осуществлению закупок при рассмотрении заявок, поступивших на участие в закупке, соответствующими требованиям законодательства о контрактной системе, в связи с чем полагает необходимым признать жалобу ООО "Экстремфарм" необоснованной.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "Экстремфарм" необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть оспорено в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 16 мая 2024 г. N 072/06/44/71/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.05.2024