Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России, Управление) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
20 мая 2024 года рассмотрев обращение Государственного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Республики Мордовия" о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "", директора общества с ограниченной ответственностью "" на основании приказа Мордовского УФАС России N1/24 от 09.01.2024 года "Об утверждении персонального состава Комиссии по контролю в сфере закупок", в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N1078 от 30.06.2021 года "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила),
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 13 мая 2024 года (вх.N2485/24 от 14.05.2024 года) посредством функционала Единой информационной системы в сфере закупок поступило обращение Государственного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Республики Мордовия" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью в связи с уклонением Общества от заключения контракта по результатам запроса котировок в электронной форме N0809500000324001277 на выполнение работ по содержанию линий наружного освещения на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения на территории Республики Мордовия (далее - Запрос котировок).
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Согласно пункту 13 Правил не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.
Заседание Комиссии Мордовского УФАС России по вопросу включения в Реестр сведений в отношении ООО "", директора ООО "" письмом от 14.05.2024 года NЕГ/1855/24 назначено к рассмотрению на 17 мая 2024 года на 15 часов 00 минут. В заседании Комиссии Мордовского УФАС России объявлялся перерыв до 14 часов 30 минут 20 мая 2024 года.
Сведения о проведении внеплановой проверки в связи с получением обращения о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) - ООО "" в Реестр (вх.N2485/24 от 14.05.2024 года) размещены в единой информационной системе в сфере закупок в сети интернет по адресу: http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) в реестре жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений с указанием даты, времени и места рассмотрения дела N013/06/104-248/2024, а также возможности использования при участии в проверке систем видео-конференц-связи (номер реестровой записи: 202400109157000213).
В результате осуществления проверки факта уклонения ООО "" от заключения контракта по результатам проведения Запроса котировок и проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия Мордовского УФАС России установила следующее.
25.04.2024 года государственным казенным учреждением Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" по заявке Заказчика на сайте ЕИС размещено извещение N0809500000324001277 о проведении Запроса котировок.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет: 3 064 254,63 рубля.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 06.05.2024 09:00.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 08.05.2024.
Размер обеспечения контракта - 10% от цены, по которой заключается контракт (часть 6 статьи 96 Закона о контрактной системе).
В извещении о проведении Запроса котировок установлено преимущество в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе - участниками данной закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 06.05.2024 NИЗК1 по окончании указанного в извещении о проведении электронного запроса котировок срока подачи заявок 09:00 06.05.2024 года (время московское) поступила единственная заявка на участие в закупке под идентификационным номером 222. В соответствии с частью 6 статьи 52 Закона о контрактной системе, контракт с участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке, заключается в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе в порядке, установленном Законом о контрактной системе, а также предложившим цену контракта 2 995 000,00 рублей (два миллиона девятьсот девяносто пять тысяч рублей) (размещен на сайте ЕИС - 06.05.2024 18:52 (МСК)).
В соответствии с частью 6 статьи 51 Закона о контрактной системе заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном статьей 51 настоящего Федерального закона, с учетом следующих особенностей:
1) заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
2) участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 настоящей части;
3) заказчик осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления участником закупки, с которым заключается контракт, действий в соответствии с пунктом 2 настоящей части, но не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
4) осуществление действий, предусмотренных пунктом 2 части 2, пунктом 2 части 3, пунктами 2 и 3 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не допускается.
При этом в силу пункта 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта).
Согласно части 8.1 статьи 96 Закона о контрактной системе участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона, от обеспечения гарантийных обязательств в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных настоящим Федеральным законом для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В силу частей 4 и 5 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом. В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Государственным казенным учреждением "Управление автомобильных дорог Республики Мордовия" во исполнение требований пункта 1 части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе проект контракта в единой информационной системе и на электронной площадке размещен 07.05.2024 14:05 (МСК), следовательно, ООО "", руководствуясь положениями пункта 2 части 6 статьи 50, пункта 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, надлежало в срок до 23:59 08.05.2024 года разместить подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения контракта в размере 299 500,00 рублей (т.е. не менее чем десять процентов от цены заключаемого контракта (если контракт заключается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона)).
Однако в регламентированный срок - до 23:59 08.05.2024 года единственным участником Запроса котировок не совершены действия, указанные в пункте 2 части 6 статьи 50, пункте 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, а именно Обществом подписан проект контракта, но в качестве подтверждения добросовестности участника размещены сведения из реестра контрактов об исполнении лишь двух контрактов (реестровые номера: 2132620854222000020; 3132312332222000016).
В случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении (часть 6 статьи 51 Закона о контрактной системе).
Комиссией Мордовского УФАС России установлено, что в связи с невыполнением в установленные сроки Обществом требований, предусмотренных пунктом 2 части 6 статьи 50, пунктом 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, на основании части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе правомерно ООО "" признано Заказчиком уклонившимся от заключения контракта (Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 13.05.2024 NППУ20_1, размещен на сайте Единой информационной системе - 13.05.2024 18:36 (МСК)).
Частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе определено, что заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Руководствуясь частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, вышеуказанная информация направлена Заказчиком в адрес Мордовского УФАС России посредством функционала Единой информационной системы в сфере закупок - 13.05.2024 года.
Присутствующий на заседании Комиссии директор ООО "", поддержав позицию, изложенную в объяснениях (вх.N2561-ЭП/24 от 15.05.2024 года), пояснил, что Общество не намеревалось уклоняться от заключения контракта по результатам электронной процедуры. Проект контракта Обществом подписан своевременно, а также в соответствии с положениями части 8.1 статьи 96 Закона о контрактной системе размещена информация о добросовестности субъекта малого предпринимательства (реестровые номера контрактов: 2132620854222000020; 3132312332222000016; 3132200154722000019). Однако в процессе интеграции данной информации произошла системная ошибка и реестровая запись - 3132200154722000019 не разместилась. ООО "" обращалось к оператору электронной площадки с просьбой о предоставлении возможности повторного размещения данной информации, но получило отказ. 08.05.2024 года платежным поручением N67 Обществом в адрес Заказчика перечислена сумма обеспечения исполнения контракта в размере 299 500, 00 рублей.
Также директор Общества ходатайствовал о невключении сведений в отношении юридического лица в Реестр, отметив тот факт, что Общество обладает опытом выполнения аналогичных объекту закупки работ, является добросовестным участником торгов, исполнителем государственных и муниципальных контрактов по иным электронным процедурам, соответственно, включение в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может негативно сказаться на его деятельности.
Представитель Заказчика не настаивал на включении сведений в отношении ООО "" и его директора в реестр недобросовестных поставщиков, отметив, что ранее Заказчиком с ООО "" заключались государственные контракты, которые исполнены Обществом без нарушений требований Закона о контрактной системе.
Изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проанализировав содержание представленных Обществом объяснений, заслушав пояснения сторон, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к следующему.
Из смысла статьи 104 Закона о контрактной следует, что реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного и муниципального заказа обязательств.
Основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем закупки, и, как следствие, нарушающих права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
Включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является мерой государственного принуждения, применяемой к лицу, совершившему правонарушение, влекущей возложение на него неблагоприятных последствий (невозможность участвовать в закупках). Иное понимание не приведет к достижению целей правового регулирования, повлечет необоснованное, формальное ограничение прав и интересов субъектов хозяйственной деятельности.
Вместе с тем согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, изложенным в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
В пункте 41 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017 года), разъяснено, что нарушение участником закупки своих обязательств при отсутствии у него намерения уклониться от заключения контракта и предпринявшего меры для его заключения не может являться основанием для включения сведений о таком лице в реестр недобросовестных поставщиков.
Пунктом "б" части 14 Правил установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил выявлено, что участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Принимая во внимание объяснения представителей Общества, а также намерение Общества по заключению контракта (подписание проекта контракта и перечисление денежных средств в качестве обеспечения контракта), основываясь на фактических обстоятельствах дела, Комиссия Мордовского УФАС России считает возможным не включать сведения об ООО "" и его директоре в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, Комиссия Мордовского УФАС России, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 5 части 15 статьи 99, частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Правилами,
РЕШИЛА:
Сведения, предоставленные Государственным казенным учреждением "Управление автомобильных дорог Республики Мордовия" в отношении ООО в связи с уклонением Общества от заключения контракта по результатам запроса котировок в электронной форме N0809500000324001277 на выполнение работ по содержанию линий наружного освещения на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения на территории Республики Мордовия, в Реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 20 мая 2024 г. N 013/06/104-248/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.05.2024