Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителя СПб ГБУЗ ПНД N 5 (далее - Заявитель):
в отсутствие представителей ГБОУ "СОШ N 99 "Старт" Петроградского района Санкт-Петербурга" (далее - Заказчик), уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 12547-ЭП/24 от 14.05.2024) на действия Заказчика при определении исполнителя путем проведения запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по проведению предварительных и периодических медицинских осмотров работников (далее - запрос котировок), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении запроса котировок размещено 07.05.2024 в единой информационной системе, номер извещения 0372500002524000016. Начальная (максимальная) цена контракта - 250 000, 00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, которые выразились в нарушении порядка описания объекта закупки путем объединения в одном лоте закупки не связанных между собой медицинских услуг, что ограничивает количество участников закупки.
Ознакомившись с представленными документами и сведениями, заслушав пояснения представителя Заказчика, Комиссия УФАС приходит к следующим выводам.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1-п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы с другой стороны описание объекта закупки не должно необоснованно ограничивать количество участников закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кроме того, в силу ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Комиссия УФАС констатирует, что описание объекта закупки содержится в приложении к извещению о проведении рассматриваемого запроса котировок. Так, в объект рассматриваемого запроса котировок Заказчиком включены услуги по проведению предварительных и периодических медицинских осмотров, а также услуги по обязательному психиатрическому освидетельствованию.
В своей жалобе Заявитель указывает на то, что СПб ГБУЗ ПНД N 5 на основании ч. 1 ст. 6 Закона РФ от 02.07.1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании", ФЗ N 495 от 05.12.2022 года об уточнении ст. 6 Закона о психиатрической помощи, Распоряжения Правительства РФ от 05.12.2022 N 3759-р, утвердившим "Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности", п. 5.1 ч.1 ст. 16 ФЗ от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Приказа МЗ РФ от 20.05.2022 N 342н "Об утверждении порядка прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, его периодичности, а также видов деятельности, при осуществлении которых проводится психиатрическое освидетельствование", п. 3.1.2 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2017 N 1098 "Об администрациях районов Санкт-Петербурга" уполномочен на организацию проведения в Санкт-Петербурге "обязательного психиатрического освидетельствования" (далее - ОПО) работников профессий высокого риска в порядке ст. 220 ТК РФ, и который условиями документации Заказчика не может принять участие в данной закупке.
Исходя из требований законодательства Российской Федерации, оказывать услуги по проведению обязательных периодических медицинских осмотров работников могут медицинские организации любой формы собственности, однако, оказывать вместе с этим услуги обязательного психиатрического освидетельствования (ОПО) негосударственным медицинским организациям запрещено федеральным законодательством как неподведомственным органам исполнительной власти, и не имеющим врачебной комиссии, созданной органом управления здравоохранением.
В то же время, медицинские организации, уполномоченные органами государственной исполнительной власти в сфере здравоохранения на организацию проведения "обязательного психиатрического освидетельствования" в порядке применения ст. 220 ТК РФ, не могут проводить "предварительные медицинские осмотры", поскольку это не входит в порядок оказания ими психиатрической помощи населению, не отражено в Уставах организаций и выданной им лицензии на медицинскую деятельность.
Комиссия УФАС констатирует, что требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам закупаемого товара установлены Заказчиком в извещении о проведении запроса котировок, опубликованном отдельным файлом.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ), утвержден перечень видов деятельности, на который требуется выдача соответствующих лицензий и разрешений.
Перечень лицензируемых видов деятельности определен Законом о лицензировании, в частности, в соответствии с п. 46 ч. 1 ст. 12 Закона лицензированию подлежит медицинская деятельность.
Согласно ч. 1 ст. 704 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено договором подряда, работа выполняется иждивением подрядчика - из его материалов, его силами и средствами.
Согласно ч. 1 ст. 706 Гражданского кодекса Российской Федерации, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Исходя из положений ст. 31 Закона о контрактной системе, требование о наличии соответствующей лицензии, членства или свидетельства возможно только от участника закупки, то есть юридического или физического лица, принимающего непосредственное участие в закупке, а не привлекаемого в рамках уже заключенного государственного контракта.
Согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Анализ извещения показал, что Заказчиком установлены следующие требования к участникам закупки и к составу заявок, а именно:
" наличие действующей лицензии на деятельность, на указанный вид услуг в соответствии п. 46 ч. 1 медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") ст. 12 Главы 2 Федерального Закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"), выданную государственным органом, ответственным за лицензирование медицинской деятельности в субъектах РФ. Требование установлено в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), включающую в обязательном порядке работы (услуги) выполняемые при проведении медицинских осмотров (предварительных, периодических), проведении медицинских экспертиз профессиональной пригодности, при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по клинической лабораторной диагностике, психиатрии, психиатрии-наркологии.
- Наличие у участника врачебной комиссии для проведения обязательного психиатрического освидетельствования, созданной органом управления здравоохранением (уполномоченной на то федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения) (требование установлено постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 695 "О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности"). В случае отсутствия у частника закупки данной врачебной комиссии, он обязан предоставить во второй части заявки договор с организацией, имеющей право на оказание услуг по проведению психиатрического освидетельствования и копию приказа данного соисполнителя. о создании врачебной комиссии для проведения обязательного психиатрического освидетельствования, созданной органом управления здравоохранением".
Комиссия УФАС отмечает, что порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.04.2011 N 302н (далее - Приказ N 302н).
При этом, в соответствии с п. 4 Приказа N 302н, предварительные и периодические осмотры проводятся медицинскими организациями любой формы собственности, имеющими право на проведение предварительных и периодических осмотров, а также на экспертизу профессиональной пригодности в соответствии с действующими нормативными правовыми актами (далее - медицинские организации).
Статьей 16 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан) определено, в том числе, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится организация проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации (п. 5.1).
Медицинское освидетельствование лица представляет собой совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований, направленных на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет за собой наступление юридически значимых последствий. Одним из видов медицинского освидетельствования является психиатрическое освидетельствование. Психиатрическое освидетельствование проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании (ст. 65 Закона об основах охраны здоровья граждан).
Статьей 6 Закона РФ от 02.07.1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" определено, что гражданин может быть временно (на срок не более пяти лет и с правом последующего переосвидетельствования) по результатам обязательного психиатрического освидетельствования признан непригодным вследствие психического расстройства к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Такое решение принимается врачебной комиссией медицинской организации, уполномоченной на то федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения.
Постановлением Правительства N 695 утверждены Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности (далее - Правила).
Пунктом 4 Правил определено, что освидетельствование работника проводится врачебной комиссией, создаваемой органом управления здравоохранением.
Вопросы создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации регулируются приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 N 502н "Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации" (далее - Порядок). В случае принятия решения о необходимости создания врачебной комиссии, при ее создании и деятельности в медицинских организациях положения Порядка являются обязательными для применения.
На основании пунктов 5 и 7 Порядка, врачебная комиссия создается на основании приказа руководителя медицинской организации. При этом положение о врачебной комиссии, регламентирующие цели, задачи и функции врачебной комиссии, порядок работы, учета и представления отчетности по итогам деятельности, и состав врачебной комиссии утверждается руководителем медицинской организации.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, Комиссия УФАС отмечает, что вопрос о наличии (отсутствии) оснований для признания гражданина непригодным к выполнению отдельных видов деятельности, в том числе деятельности, связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов) решается в особом порядке врачебной комиссией медицинской организации, уполномоченной на то федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения.
Также Комиссия УФАС отмечает, что в соответствии с полномочиями, определенными постановлениями Правительства Санкт-Петербурга от 27.12.2013 N 1070 "О Комитете по здравоохранению" (п. 3.1-10), от 19.12.2017 N 1098 "Об администрациях районов Санкт-Петербурга" (п. 3.1.2) установлен Перечень медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Санкт-Петербурга, имеющих врачебные комиссии по проведению обязательный психиатрических освидетельствований, а именно:
1. СПб ГБУЗ "Психоневрологический диспансер N1"
2. СПб ГБУЗ "Психоневрологический диспансер N2"
3. СПб ГБУЗ "Психоневрологический диспансер N3"
4. СПб ГБУЗ "Психоневрологический диспансер N4"
5. СПб ГБУЗ "Психоневрологический диспансер N5"
6. СПб ГБУЗ "Психоневрологический диспансер N6"
7. СПб ГБУЗ "Психоневрологический диспансер N8"
8. СПб ГБУЗ "Психоневрологический диспансер N9" Невского района
9. СПб ГБУЗ "Психоневрологический диспансер N10"
10. СПб ГУЗ "Психоневрологический диспансер Фрунзенского района"
11. СПб ГБУЗ "Николаевская больница"
12. СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 60 Пушкинского района"
13. СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 74"
14. СПб ГБУЗ "городская психиатрическая больница N 6"
Кроме того, Комиссия УФАС отмечает, что данная позиция подтверждается письмами Прокуратуры Санкт-Петербурга N 7-2099-2019 от 16.12.2019 г., N 7-2332-2019 от 19.12.2019.
Медицинские организации, уполномоченные органами государственной исполнительной власти в сфере здравоохранения на организацию проведения обязательного психиатрического освидетельствования в порядке применения ст.ст. 212, 213 ТК РФ, не могут проводить предварительные и периодические медицинские осмотры, так как это не входит в порядок оказания психиатрической помощи населению и не отражено в Уставах организаций.
Таким образом, объединив в одной закупке услуги по проведению медицинских осмотров (предварительных, периодических) и обязательного психиатрического освидетельствования работников, Заказчик совершил действия, ограничивающие количество участников рассматриваемой закупки, в связи с чем в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 1 ч. 1, ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дает основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об их устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу СПб ГБУЗ "Психоневрологический диспансер N 5" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 1, ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 20 мая 2024 г. N 44-2177/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.05.2024