рассмотрев поступившее 06.05.2024 обращение государственного заказчика - Федерального государственного бюджетного учреждения "Государственный природный биосферный заповедник "Даурский" о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков в отношении общества с ограниченной ответственностью "Восход" (ИНН 7536187018, ЕРУЗ 21054500) в связи с расторжением контракта - односторонним отказом заказчика от исполнения контракта от 17.10.2023 N 4/2023 на создание волейбольной площадки на участке "Уточи" (ИКЗ 231751600011075160100100090014299244, реестровый номер 1751600011023000007), при участии представителя заказчика - Токмакова А.И. (доверенность от 15.05.2024 N5), представителя подрядчика - Скосырской Е.В. (доверенность от 08.05.2024),
УСТАНОВИЛА:
06.05.2024 в адрес Забайкальского УФАС России поступили сведения об одностороннем отказе заказчика от исполнения государственного контракта от 17.10.2023 на создание волейбольной площадки на участке "Уточи" (ИКЗ 231751600011075160100100090014299244, реестровый номер 1751600011023000007).
Обращение направлено по форме, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации". Заказчиком указано следующее. Причиной одностороннего отказа от исполнения контракта является ненадлежащее исполнение подрядчиком принятых на себя обязательств (после отказа в приемке работ и направления требования об исправлении замечаний - в части неравномерно нанесенного резинового покрытия (имеются вмятины и выпуклости), некачественного бетонного основания (края крошатся; прочность бетонной смеси не соответствует установленной в контракте - вместо класса бетона не ниже В15 фактически установленный экспертом - от В2,5 до В3,5), некачественной окраски металлических опор для волейбольной сетки - замечания подрядчиком не устранены ). Кроме того, в части обязательств по нанесению разметка на площадке работы не выполнены. В ходе заседания комиссии представитель заказчика пояснил, что заказчиком созданы все условия для выполнения подрядчиком работ - предоставлено помещение для проживания работников, в том числе с возможностью пользоваться баней и столовой; предоставлен трактор; организована помощь в доставке материалов. Подрядчик своевременно приступил к выполнению работ, однако работы выполнил некачественно, устранять замечания отказался, предоставленные помещения бросил в антисанитарном состоянии. Поскольку замечания, указанные в претензиях и мотивированных отказах в приемке не устранены, заказчиком 19.04.2024 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта; 03.058.2024 контракт расторгнут. Подрядчиком представлены возражения относительно расторжения контракта и включения сведений в РНП, указано следующее. Во исполнение условий контракта, подрядчик приступил к выполнению работ сразу после его заключения и выполнил работы в срок до 01.12.2023 года. Однако, разместить сведения об исполнении контракта в ЕИС не смог, по причине отсутствия реестровой записи о контракте в ЕИС. 01.12.2023 подрядчиком совместно с представителями заказчика проведен осмотр объекта. По итогам осмотра замечания со стороны заказчика отсутствовали. Однако, 06.12.2023 заказчиком посредством электронной почты направлена претензия о недостатках, выявленных при осмотре, необходимости устранения недостатков в выполненной работе, а именно:
1. Резиновое покрытие на бетонное основание площадки нанесено неравномерно, имеются неровности (вмятины, выпуклости).;
2. Бетонное основание площадки не полностью покрыто резиновым покрытием (не заподлицо).;
3. Края бетонного основания площадки с восточной стороны, при несильном нажатии на них пальцами рук, начинают крошиться;
4. Металлические опоры на волейбольной сетке окрашены некачественно, имеются просветы.
5. Полностью отсутствует разметка площадки 07.12.2023 в ответ на претензию подрядчик сообщил о несогласии с замечаниями заказчика по следующим основаниям: на момент осмотра объекта представители заказчика и представители подрядчика проверяли ход выполнения работ, ничего не крошилось. Площадка по размерам выполнена больше чем указано в техническом задании. Вмятины и выпуклости - это следы животных, т.к. площадка расположена в открытом поле. Бетон залит одним и тем же материалом, в одно и тоже время, одной и той - же бригадой, следовательно, крошилась бы по всей территории. Разметку предложено нанести в теплое время года по гарантийному письму. Заказчику повторно направлены документы для приемки объекта на бумажном носителе, так как разместить в ЕИС не представлялось возможным по причине отсутствия зарегистрированного контракта в ЕИС. Ответ направлен заказчику почтовым уведомлением. В этот же день для размещения сведений о контракте в ЕИС, между подрядчиком и заказчиком заключено дополнительное соглашение об уточнении единицы объема работ, страны происхождения, а также исключением из контракта Приложения N 2 (локально-сметный расчет), который изначально не был опубликован в составе закупочной документации. Размещено указанное соглашение заказчиком в ЕИС -11.12.2023, после чего, реестровая запись о контракте появилась в ЕИС. 11.12.2023 заказчик разместил претензию в ЕИС, где указал, на то, что подрядчиком нарушен срок выполнения работ, замечания, указанные в претензии от 06.12.2023 не устранены. В ответ на указанную претензию подрядчик повторно сообщил о несогласии с выводами, сделанными заказчиком, сведения об исполнении 13.12.2023 разместил в ЕИС (далее - далее -"Исполнение N 1").
В связи отсутствием локально-сметного расчета исполнение было размещено в форме акта о приемке работ с учетом всего объема как штуки. 20.12.2023 заказчиком в ответ на размещённое исполнение N 1 размещен мотивированный отказ от приемки работ по следующим причинам:
1. Резиновое покрытие на бетонное основание площадки нанесено неравномерно, имеются неровности (вмятины, выпуклости);
2. Бетонное основание площадки не полностью покрыто резиновым покрытием (не заподлицо);
3. Края бетонного основания площадки с восточной стороны, при несильном нажатии на них пальцами рук, начинают крошиться;
4. Металлические опоры на волейбольной сетке окрашены некачественно, имеются просветы.
5. Полностью отсутствует разметка площадки.
Таким образом, в своем мотивированном отказе от приёмки работ (Исполнение N I) заказчик полностью указал замечания, направленные подрядчику - 06.12.2023 с которыми подрядчик был не согласен. Не согласившись с мотивированным решением от 20.12.2023 года 21.12.2023, подрядчик повторно создал документ о приемке (далее - "Исполнение N 2") в ЕИС. В том же виде что и исполнение N 1. 22.01.2024 заказчиком размещен мотивированный отказ от приемки работ по следующим причинам: 13.01.2024 на основании пункта 2.4., контракта заказчиком привлечена экспертная организация (ИП Загибалов СВ.) который выдал экспертное заключение от 15.01.2024, что прочность бетонной смеси по устройству волейбольной площадки на участке "Уточи" не соответствует контракту.
Согласно техническому заданию класс бетона не ниже В15. фактически класс бетона от В 2.5 до В 3.5. 19.04.2024 заказчиком принято и размещено решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. 03.05.2024 заказчиком размещена информация о признании решения об одностороннем отказе от исполнения контракта вступившим в законную силу - контракт расторгнутым. В этот же день в адрес подрядчика направлена претензия с требованием об уплате штрафа и пени в размере 77 007,2 (семьдесят семь тысяч семь) рублей 02 копейки.
Также в адрес подрядчика направлено уведомление о необходимости демонтажа смонтированного оборудования в срок до - 13.05.2024.
В ответ на претензию и требовании о демонтаже, подрядчик направил свое не согласие, а также уведомил заказчика о выходе в Арбитражный суд Забайкальского края с требованием о признании решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 19.04.2024 незаконным. Основанием для несогласия с действиями заказчика послужило следующее. Поскольку заказчиком при размещении извещения о закупке выбран код ОКПД 42.99.12.110, то есть заказчиком осуществлялась закупка как поставка товара, а не выполнение работ, им должны быть применены характеристики, установленные позицией КТРУ 42.99.12.110- 00000001.
Вместе с тем техническое задание и проект контракта в составе закупочной документации содержали условия к выполнению работ. В связи с тем, что контракт был заключен на поставку товара, а не выполнение работ, заказчик обязан был руководствоваться основаниями для расторжения контракта, применяемых при поставке товара. Вместе с тем применить положения, предусмотренные для расторжения контракта при поставке заказчик не мог, в связи с несоответствием предмета закупки условиям извещения. Таким же образом и подрядчик к не мог разместить информацию об исполнении условий контракта так как сведения о контракте размещенные в ЕИС относились к товару, а не к выполняемым работам. На сегодняшний день работы выполнены подрядчиком, однако не могут быть приняты заказчиком по причине технически неверного размещения извещения о проведении закупки. Экспертиза, проведенная заказчиком, также не может служить доказательством ненадлежащего исполнения контракта так как в заключении экспертная организация указывает на недостатки в работах, а не товаре. В ходе заседания комиссии представитель подрядчика затруднился пояснить о классе используемого бетона с предоставлением подтверждающих документов. Заказчик, возражая на доводы представителя подрядчика, указал, что предметом закупки являются работы, а не товар, поскольку принять нечего (нет качественно выполненных видов работ), соответственно, в приемке отказано.
На основании пункта 5 части 15 статьи 99, пункта 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Комиссией проведена внеплановая проверка, в ходе которой установлено следующее. 17.10.2023 между ФГБУ "Государственный природный биосферный заповедник "Даурский" и ООО "Восход" по результатам электронного аукциона N0391100005323000004 заключен государственный контракт на создание волейбольной площадки на участке "Уточи" (ИКЗ 231751600011075160100100090014299244, реестровый номер 1751600011023000007).
Цена контракта 992 364,90 рублей.
Согласно контракту: "1.1.
Предметом Контракта является выполнение Подрядчиком работ по созданию волейбольной площадки на участке "Уточи" в соответствии со сметной документацией, техническим заданием, прилагаемыми к настоящему Контракту и являющимися неотъемлемой частью настоящего контракта. Подрядчик обязуется выполнить все работы, в соответствии с условиями Контракта. Перечень действий, которые должен совершить Подрядчик в рамках указанной деятельности, и объем работ приведены в Приложениях N1 к Контракту (Техническое задание), N 2 (локальный сметный расчет ). Место выполнения работ: Забайкальский край, Борзинский район, участок "Уточи", GPS- координаты - 50.004228, 115.720972. 2.1.
Подрядчик гарантирует 100% качество выполненных работ.
2.4. При отказе Подрядчика от составления или подписания акта обнаруженных дефектов Заказчик составляет односторонний акт, с возможным привлечением экспертов, все расходы по которому, при установлении вины Подрядчика, предъявляются ему в полном объёме.
2.6. Подрядчик обязуется устранить недостатки и дефекты, указанные в акте в установленные Заказчиком сроки и за свой счет. При отказе одной из сторон от подписания акта в них делается отметка об этом, и акт подписывается другой стороной. Если же аварийные ситуации нанесли материальный ущерб Заказчику в гарантированные сроки эксплуатации объекта, Подрядчик устраняет их за свой счет или компенсирует их в денежном выражении Заказчику.
2.7. Подрядчик несет ответственность перед Заказчиком за допущенные отступления от требований, предусмотренных в сметной документации и в обязательных для сторон нормах и правилах.
2.8. Если отступления в работе от условий Контракта или иные недостатки результата работы не были устранены в установленный Контрактом срок, либо являются существенными и неустранимыми, Заказчик вправе отказаться от исполнения Контракта и потребовать возмещения причиненных убытков. 2.10.
Работы должны выполняться в соответствии с требованиями Заказчика, условиями настоящего контракта и приложениями к нему, СНиП, СП, ТУ, ГОСТ, СанПин, а также иными стандартами и обязательными требованиями, предъявляемыми действующим законодательством РФ, Забайкальского края и выполняемым Подрядчиком в рамках настоящего Контракта. 2.11.
В случае предъявления Заказчиком требования о безвозмездном устранении недостатков работ Подрядчик обязан устранить такие недостатки в течение 10 (десяти) календарных дней с момента предъявления требования.
3.1. Цена Контракта составляет 992 364,90 (девятьсот девяносто две тысячи триста шестьдесят четыре) рубля 90 копеек, без НДС. 3.5.
Оплата работ осуществляется по безналичному расчету на основании подписанной обеими сторонами справки по форме КС-3 о выполненных работах с расшифровкой объемов работ по акту формы КС-2 не позднее 7 (семи) рабочих дней.
3.6. Расчеты по Контракту осуществляются в безналичной форме платежными поручениями.
3.7. Обязательство Заказчика по оплате считается исполненным в момент зачисления денежных средств на корреспондентский счет банка Подрядчика.
3.8. Промежуточные расчеты за выполненные работы возможны после согласования с Заказчиком законченного этапа выполнения работ на основании счета (счета-фактуры) и после подписания ЭЦП Заказчиком в ЕИС документов о приемке, а также после предоставления Подрядчиком 2 (двух) комплектов документов о приемке на бумажном носителе (актов приемки выполненных работ (КС-2), справок о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3), журнала выполнения работ с фотофиксацией). 5.1.
Календарные сроки выполнения работ по объекту и сроки завершения отдельных видов работ определяются Графиком производства работ (приложение N 3). Подрядчик обязуется приступить к выполнению работ в течение 3 (трех) календарных дней с момента подписания настоящего контракта и письменно уведомить Заказчика извещением о начале работ. Подрядчик обязуется выполнить работы, предусмотренные Контрактом, до 10 декабря 2023 года. Подрядчик может передать результат Работ досрочно, если они фактически выполнены в полном объеме. При устранении Подрядчиком недостатков, выявленных при приемке работ сроки оплаты и приемки работ отодвигаются соразмерно времени необходимого для устранения недостатков. При этом сроки выполнения работ остаются неизменными и пересмотру сторонами не подлежат.
7.1. Для выполнения работ по настоящему Контракту Подрядчик принимает на себя обязательства:
7.2. Выполнить работы в полном объеме, качественно и в соответствии с условиями, определенными настоящим контрактом в строгом соответствии с нормами и требованиями ГОСТ, СП, СНиП, СанПин, ПУЭ, НПБ, нормативных документов в области охраны и безопасности производства работ, энерго - и ресурсосбережения, а также требованиями соответствующих государственных надзорных и инспектирующих органов.
7.3. В счет стоимости работ, в пределах суммы, указанной в пункте 3.1 контракта, за свой риск из своих материалов, своими силами и средствами выполнить работы в соответствии с контрактом, устранить все недостатки и передать результаты выполненных работ ЗАКАЗЧИКУ. 7.4.
С момента начала работ и до приемки их результатов рабочей и приемочной комиссий вести общий журнал, специальные журналы и журнал входного контроля качества материалов, в которых отражается технологическая последовательность, сроки, качество выполнения и условия производства работ по форме, установленной СП 48.13330.2019 Организация строительства СНиП 12-01-2004. 7.5.
Сдать результат работ Заказчику в порядке и сроки, определенные настоящим контрактом, совместно с Заказчиком ввести объект в эксплуатацию, подписав акт приема в эксплуатацию законченного ремонтом объекта. По окончании работ предоставить Заказчику комплект исполнительной документации на выполненные объемы работ в соответствии с нормативными документами в строительстве.
7.6. Своевременно, за свой счет обеспечивать погрузку, транспортировку и утилизацию строительного мусора. Место утилизации строительного мусора согласовывается с Заказчиком.
7.7. Обеспечить представителю ЗАКАЗЧИКА необходимые условия для исполнения им своих обязанностей на объекте.
7.8. Учитывать полученные в ходе выполнения работ рекомендации ЗАКАЗЧИКА в части исполнения условий контракта.
7.9. Нести риск случайной гибели или случайного повреждения объекта (в том числе оборудования, изделий, материалов, конструкций, иного имущества, находящегося на объекте), а также расходы, связанные с выполнением работ (затраты на э/энергию, водоснабжение и т.п.) с момента подписания контракта до момента подписания сторонами акта приема выполненных работ.
7.10. Передать Заказчику при расторжении контракта незавершенный работами объект (в том числе исполнительную документацию на выполненный объем работ) по акту приема-сдачи в сроки согласованные сторонами.
7.11. Назначить должностное лицо, представляющее подрядчика (в том числе с правом получения корреспонденции) во взаимоотношениях с Заказчиком по настоящему контракту, о чем обязан письменно уведомить Заказчика в течение трех рабочих дней с момента заключения контракта. 7.12 Подрядчик обязан обеспечить выполнение работ квалифицированным, подготовленным персоналом, имеющим соответствующие разрешения (допуски), компетенцию, опыт работы, навыки и способности, требующиеся для выполнения работ. 7.13.
Подрядчик, в соответствии с нормативными документами осуществляет своими силами операционный контроль выполняемых им работ, постоянно отчитываясь о результатах перед Заказчиком. 7.14.
Обеспечить своевременное устранение недостатков и дефектов, выявленных при приемке работ и в течение гарантийного срока эксплуатации объекта, исправлять дефекты, допущенные Подрядчиком при выполнении работ, за свой счет в согласованные Заказчиком сроки. При невыполнении Подрядчиком этих обязательств Заказчик вправе для исправления некачественно выполненных работ привлечь другую организацию за счет средств Подрядчика. 7.15.
Обеспечивать содержание и сохранность ремонтируемого объекта с момента начала производства работ до приемки его в эксплуатацию. В случае если в указанный срок объекту или его частям будет причинен ущерб или обнаружены утраты или повреждения, Подрядчик обязан за свой счет произвести ремонт и устранить выявленные недостатки. 14.1.
Настоящий контракт может быть расторгнут по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством".
В соответствии с техническим заданием установлено описание волейбольной площадки на участке "Уточи" ФГБУ "Государственный заповедник "Даурский": "Основные максимальные параметры эксплуатации и требуемые технические характеристики изделия:
- температура наружного воздуха: от -60 Сff до +50 С;
- нагрузка, до 300 кг. на кв. м.;
- ветровая нагрузка, до 100 км/час;
- сейсмичность до 7 баллов;
- степень огнестойкости - 3 класс;
- устойчивость к коррозиям и гниению.
3. Требования, которые предъявляются при монтаже: На участке "Уточи" ФГБУ "Государственный заповедник "Даурский", в месте, указанном "Заказчиком", произвести монтаж волейбольной площадки размером 950х1900см. с игровым полем размером 900х1800см. На указанном Заказчиком месте очистить и выровнять площадку размером 950х1900см. (180,5 кв.м.). Произвести выемку грунта по всему периметру площадки. Засыпать площадку, по всему периметру, смесью гравия и песка, толщиной слоя не менее 100 мм. На подготовленном основании из гравия и песка, установить армированную сетку на высоте от земли не менее 50 мм. Диаметр ячеек сетки должен быть не более 150х150мм. Залить бетонную площадку (основание) толщиной не менее 100 мм., класс бетона не ниже В15. На поверхность бетонной площадки нанести искусственное покрытие красного цвета из резиновой крошки, толщиной слоя не менее 12 мм. Заглубить в землю и закрепить металлические опоры (стационарные волейбольные стойки) для сетки высотой от земли не менее 250 см. Закрепить сетку на металлические опоры. Длина сетки должна быть 950 см., ширина - 100 см. Нанести разметку волейбольной площадки с обеих сторон сетки волейбольной площадки: ограничительную линию передней зоны нанести на площадке на расстоянии 3-м. от сетки; ограничительную линию задней зоны нанести на площадке на расстоянии 6-м. от ограничивающей линии передней зоны; нанести боковые линии. Разметка игрового поля должна быть белого цвета, шириной линии не менее 50 и не более 60 мм. 4.
Гарантийные обязательства и срок эксплуатации объекта: Расчетный срок эксплуатации объекта должен быть не менее - 10 лет. Гарантийный срок эксплуатации объекта должен составлять не менее 12 месяцев со дня сдачи объектов в эксплуатацию. Все материалы, применяемые при монтажных и отделочных работах, должны иметь сертификаты соответствия и быть разрешенными к применению органами и учреждениями Госсанэпидемслужбы и Госпожнадзора в установленном порядке, отвечать гигиеническим и противопожарным требованиям, а также должны быть долговечными по сроку эксплуатации и отвечать эстетическим требованиям. Все работы "Исполнителя" должны выполняться в соответствии с данным техническим заданием. Все работы "Исполнителя" должны согласовываться с "Заказчиком". Адрес проведения работ: Забайкальский край, Борзинский район, участок "Уточи", GPS- координаты - 50.004228, 115.720972.
Срок окончания (завершения) проведения работ: 10 декабря 2023 года". 01.12.2023 проведен осмотр результата работ. 06.12.2023 заказчиком в адрес подрядчика направлена претензия. "1. Резиновое покрытие на бетонное основание площадки нанесено неравномерно, имеются неровности (вмятины, выпуклости);
2. Бетонное основание площадки не полностью покрыто резиновым покрытием (не заподлицо);
3. Края бетонного основания площадки с восточной стороны, при несильном нажатии на них пальцами рук, начинают крошиться;
4. Металлические опоры на волейбольной сетке окрашены некачественно, имеются просветы.
5. Полностью отсутствует разметка площадки". 07.12.2023 в ответ на претензию подрядчик сообщил о несогласии с замечаниями заказчика. 11.12.2023 заказчик направил претензию (указано, что подрядчиком нарушен срок выполнения работ, замечания, указанные в претензии от 06.12.2023 не устранены). В ответ на указанную претензию подрядчик повторно сообщил о несогласии с выводами заказчика. 20.12.2023 заказчиком размещен мотивированный отказ от приемки работ. 22.01.2024 заказчиком размещен мотивированный отказ от приемки работ с приложением экспертного заключения ИП Загибалова С.В., которым указано, что прочность бетонной смеси по устройству волейбольной площадки на участке "Уточи" не соответствует контракту.
Согласно техническому заданию класс бетона не ниже В15, фактически класс бетона от В 2.5 до В 3.5. 19.04.2024 заказчиком принято и размещено решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение получено подрядчиком 19.04.2024. 03.05.2024 решение заказчика вступило в силу, контракт расторгнут, информация размещена заказчиком в ЕИС. Сведения направлены для рассмотрения в Забайкальское УФАС России. Рассмотрев представленные документы и объяснения сторон, Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом. Пунктом 14.1 контракта предусмотрена возможность расторжения контракта в связи с принятием сторонами решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта. Нормы части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе корреспондируют соответствующие положения Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 4 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении" сторона, которой настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором предоставлено право на отказ от договора (исполнения договора), должна при осуществлении этого права действовать добросовестно и разумно в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Согласно пункту 1 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги, либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязательства. Обязательства должны исполняться надлежащим образом, односторонний отказ от исполнения не допускается (статьи 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Принцип свободы договора заключается в том, что стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами (п. 2 ст. 421 ГК РФ), а также в том, что стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора. Предметом контракта является создание волейбольной площадки. Учитывая примененный заказчиком код ОКПД 42.99.12.110, контракт можно отнести к смешанному, поскольку он содержит элементы договоров поставки и подряда. При этом доводы подрядчика о том, что между сторонами заключен исключительно договор поставки отклоняются Комиссией, поскольку опровергаются условиями самого контракта и технического задания, а также перепиской сторон, из которой усматривается, что стороны при аключении контракта и выполнении своих обязательств по нему исходили из выполнения подрядных работ, а не поставки товара.
В соответствии с пунктом 1 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре подряда указываются сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение сроков выполнения работы. В пункте 4 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда" указано, что условие о сроке выполнения работ является существенным для данного вида договора. В этой связи статьей 715 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков (пункт 2).
Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 28.01.2016 N 144-О, приведенные положения статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации направлены на защиту интересов заказчика, если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом.
Таким образом, из взаимосвязанных положений части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, статей 708 и 715 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также пунктов контракта следует, что в случае несоблюдения подрядчиком согласованных сроков выполнения работ, заказчик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта.
Как указано ранее, между сторонами заключен государственный контракт на создание волейбольной площадки на участке "Уточи". Проанализировав приведенные выше обстоятельства, связанные с исполнением контракта (по состоянию на дату вступления решения об отказе от контракта заказчика в силу), Комиссия разделяет позицию заказчика о том, что подрядчик нарушил условия заключенного контракта - работы не завершены, а выполненные работы не могут быть приняты ввиду их выполнения с отступлением от установленных контрактом требований к их качеству. В установленные заказчиком сроки замечания, изложенные в претензиях, подрядчиком не устранены. Допущенные подрядчиком нарушения являются для заказчика существенными - основание площадки выполнено из бетонной смеси, не соответствующей техническому заданию (согласно заключению эксперта - прочность бетонной смеси не соответствует требованию контракта "класс бетона не ниже В15"), соответственно, иные работы, выполненные после заливки на указанное бетонное основание, не могут быть приняты заказчиком. Соответственно, не устранив замечания, подрядчик не может завершить работы по контракту надлежащим образом. Разногласия по факту нарушения существенных условий исполнения обязательств возникших у сторон при исполнении договора (контракта), разрешаются в досудебном (претензионном) и судебном порядках. Законом о контрактной системе предусмотрен порядок одностороннего отказа от исполнения контракта.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Подрядчиком решение об одностороннем отказе от исполнения контракта получено 19.04.2024.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно информации, опубликованной в ЕИС, контракт расторгнут 03.05.2024 (согласно сведений ЕИС). Комиссия приходит к выводу о том, что порядок расторжения контракта, предусмотренный Законом о контрактной системе, заказчиком не нарушен.
В силу требований части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами. Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков утверждены постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила). Как следует из статьи 104 Закона о контрактной системе, определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2012 N ВАС-11617/12 и от 12.07.2013 N ВАС-8371/13, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением на нарушителя негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике, ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности. Одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказов. В этой связи основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от исполнения условий государственного (муниципального) контракта, которое свидетельствует о его недобросовестном поведении, совершении им умышленных действий (бездействия), в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом, ранее признанным победителем торгов, и нарушающих права заказчика относительно условий (заявленных недобросовестным лицом как лучшие) и срока исполнения контракта, что в итоге приводит к неэффективному использованию бюджетных средств. Как разъяснено в пункте 42 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Закона о контрактной системе). По смыслу части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе заказчики, реализуя принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд. Одним из таких средств, обеспечивающих заказчикам возможность достижения "заданных результатов", является ведение реестра недобросовестных поставщиков участников (подрядчиков, исполнителей), в который включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов. При этом ни Закон о контрактной системе, ни Правила не содержат безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков без оценки его действий в каждом конкретном случае. Заказчиком в антимонопольный орган направлено обращение по форме, предусмотренной приложением N1 постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078.
В силу требований пункта 13 Правил, части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти осуществляет проверку содержащихся в представляемых заказчиком документах и информации фактов. В случае подтверждения этих фактов информация включается в реестр недобросовестных поставщиков. Подрядчиком представлены письменные возражения относительно включения сведений о нем в РНП, в которых указано, что поскольку контракт является договором поставки товара, для его расторжения в одностороннем порядке должны быть основания для данного вида договоров (т.е. предусмотренные ст. 523 ГК РФ).
ООО "Восход" является хозяйствующим субъектом, осуществляющим самостоятельную коммерческую деятельность на свой риск, направленную на получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Принимая решение об участии в закупке, подрядчик ООО "Восход", тем самым, возложил на себя риск неблагоприятных последствий, предусмотренных за нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с положениями статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств. При этом, в соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в Постановлениях от 30.07.2001 N13-П и от 21.11.2002 N15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, исключительно наличие факта принятого заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта не является достаточным для принятия решения о включении лица в РНП без установления причин, оснований и обстоятельств, вызвавших неисполнение условий контракта.
В силу требований пункта 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 наст оящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Комиссией установлено:
- нарушения законодательства о контрактной системе при принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направлении его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещении в единой информационной системе заказчиком не допущены;
- заказчиком (пояснениями в ходе комиссии, представленными документами, перепиской сторон) подтверждены факты существенного нарушения подрядчиком условий контракта;
- подрядчиком не представлено документов, подтверждающих принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта (например: документов, подтверждающих покупку материалов для выполнения работ и т.д.); а также то, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Имеющиеся в деле документы, переписка свидетельствует о том, что подрядчиком неоднократно в адрес заказчика предоставлялся итог работ, которые не соответствуют требованиям технического задания. Довод подрядчика о выполнении контракта как договора поставки отклоняются, поскольку опровергаются условиями заключенного контракта, а также перепиской сторон, в том числе письмами самого подрядчика (в частности, ответом на предписание от 07.12.2023. в котором подрядчик описывает выполнение работ и указывает на несогласие с выявленными замечаниями именно касающихся работ, а не поставки товара). Доводы об отнесении контракта к поставке товара и неверном описании предмета, отклоняются, поскольку как указано выше стороны при заключении контракта исходили из подрядных работ. Само по себе применение в извещении о проведении электронного аукциона кода ОКПД42.99.12.110 "Площадки спортивные для спортивных игр на открытом воздухе" соответствует объекту закупки. При этом код позиции КТРУ 42.99.12.110-00000001 "Оборудование спортивное уличное" (дата начала обязательного применения позиции каталога 01.04.2021) на момент размещения извещения о закупке не содержит обязательных для применения характеристик; имеются необязательные характеристики "вид оборудования: сетка волейбольная и стойка волейбольная", требования к которым в техническом задании заказчиком установлены. Доводы о невозможности разместитесь документы о приемке ввиду отсутствия контракта в ЕИС, а затем ввиду изначального формирования единиц измерений в штуках (в связи с чем нет технической возможности сформировать документы о приемке по формам КС-2 и КС-3), оценены Комиссией. Так, несвоевременным размещением информации о заключенном контракта в реестре контрактов нарушены требования части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе, ответственность предусмотрена частью 2 статьи 7.31 КоАП РФ. После размещения информации о заключенном контракте в реестре контрактов ЕИС (11.12.2023) документы о приемке работ по формам КС-2 и КС-3 технически не могли быть размещены, поскольку информация о единицах измерения наследуется из извещения о закупке и не позволяет сформировать последующую приемку иным образом, кроме установленной изначально. Вместе с тем, указанное не имеет значения при рассмотрении вопроса о включении сведений в РНП, поскольку установлено отсутствие результатов работ, которые выполнены подрядчиком качественно и могут быть приняты и оплачены заказчиком.
В соответствии с пояснениями заказчика, фактически может быть принято 0%. Возражения подрядчика, направленные заказчику (об отсутствии при осмотре объекта 01.12.2023 замечаний; о выполнении площадки в большем размере относительно требуемого по контракту; о появлении вмятин и выпуклостей вследствие пребывания животных (согласно пояснениям на заседании комиссии - зайцев и дзеренов), заливки бетона одним материалом в одно время одной и той же бригадой), не опровергают выводы заказчика о неисполнении (в части разметки) и ненадлежащем исполнении работ по контракту (в части бетонного основания, нанесения резинового покрытия, а также окраски опор), а также не подтверждают добросовестное отношение подрядчика к принятым на себя обязательствам.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что ООО "Восход" обязанности, предусмотренные контрактом, не исполнены надлежащим образом, в отсутствие обстоятельств непреодолимой силы и объективно препятствующих причин, что свидетельствует о наличии в его действиях поведения виновного и недобросовестного характера, о не проявлении надлежащей осмотрительности и заботливости относительно прав и законных интересов заказчика, об отсутствии действий по принятию всех необходимых мер для исполнения предусмотренных контрактом обязанностей. Поскольку в ходе проведения проверки достоверность представленной заказчиком информации документально подтверждена, Комиссия
установила
факт недобросовестного поведения подрядчика в рамках исполнения контракта, и не выявила в действиях заказчика нарушений Закона о контрактной системе при принятии решения о расторжении контракта и его направлении подрядчику, сведения в отношении общества "Восход" подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков. Исходя из изложенного, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", пунктом 5 части 15 статьи 99, частью 7 статьи 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия на основании результатов проведенной проверки,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные государственным заказчиком - Федеральным государственным бюджетным учреждением "Государственный природный биосферный заповедник "Даурский", в отношении общества с ограниченной ответственностью "Восход" (ИНН 7536187018, ОГРН: 1217500003368, КПП: 753601001, ЕРУЗ 21054500; адрес: Забайкальский край, г. Чита, мкр. Солнечный, д. 130, генеральный директор: Сокова Анастасия Валерьевна, ИНН 752503812571) включить в реестр недобросовестных поставщиков в связи с расторжением контракта - односторонним отказом заказчика от исполнения контракта от 17.10.2023 N 4/2023 на создание волейбольной площадки на участке "Уточи" (ИКЗ 231751600011075160100100090014299244, реестровый номер 1751600011023000007).
Датой включения сведений в отношении ООО "Восход" в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе (официального сайта в Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг). Решение, принятое комиссией Забайкальского УФАС России по результатам рассмотрения сведений может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии Т.И. Яковлева Члены комиссии: А.О. Осипова В.В. Еремина
2024-2362
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 15 мая 2024 г. N РНП-75-48
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.05.2024