Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председатель Комиссии - М.А. Грицай, врио заместителя руководителя; члены Комиссии - Е.М. Хоменко, заместитель начальника отдела; Г.Г. Мамедова, ведущий специалист-эксперт (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика -- КГБУЗ "КККОД имени А.И. Крыжановского" с просьбой о включении сведений об ООО "Би-Компани" (ИНН 7731329393, КПП 773101001) (далее - общество, поставщик) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключённого по результатам проведения электронного аукциона ЭА-N-751/23 "На поставку лекарственного препарата для медицинского применения Ропивакаин для нужд КГБУЗ КККОД им. А.И. Крыжановского", номер извещения 0119200000123001005 (далее - аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение заказчика о включении сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения аукциона (далее - обращение).
Комиссией Красноярского УФАС России установлено следующее:
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 раздела II Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) утверждённых Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Правила ведения РНП), обращение было направлено заказчиком в территориальный орган контроля по месту нахождения заказчика - Красноярское УФАС России.
Поступившее в Красноярское УФАС России обращение, сформировано в соответствии с пунктами 4-8 раздела II Правил ведения РНП.
Соответственно, заказчиком соблюдены требования Законодательства о контрактной системе к форме обращения.
Обращение заказчика поступило в Красноярское УФАС России 14.05.2024 посредством Единой информационной системы (далее - ЕИС) в соответствии с подпунктом "б" пункта 9 раздела II Правил ведения РНП.
Комиссии при принятии обращения заказчика о включении поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр недобросовестных поставщиков (далее - РНП) необходимо установить, были ли соблюдены сроки, установленные статьёй 95 Закона о контрактной системе для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта. В соответствии с частями 12.1, 13, 14, 14.1 статьи 95 Закона о контрактной системе не подлежит рассмотрению обращение, направленное заказчиком в орган контроля до вступления в силу решения об одностороннем отказе. Решение об одностороннем отказе вступает в силу после истечения десяти дней с момента его принятия и надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом в случае повторного нарушения поставщиком условий Контракта, в том случае, если ранее заказчиком уже принималось решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, десятидневный срок поставщику не предоставляется.
На основании сведений, полученных из ЕИС, Комиссией установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в ЕИС 02.05.2024.
На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и раздела III Правил ведения РНП Красноярским УФАС России было принято решение о проведении внеплановой проверки факта одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В установленный законодательством о контрактной системе, а также подпунктом "г" пункта 9 раздела II Правил ведения РНП срок Красноярское УФАС России по адресам электронной почты указанным в Контракте направило заказчику и ИП уведомления о проведении внеплановой проверки.
В соответствии с законодательством о контрактной системе, а также подпунктом "д" пункта 9 раздела II Правил ведения РНП указанные уведомления также были размещены в ЕИС. Таким образом, лица, привлеченные к рассмотрению вышеуказанного обращения, считаются надлежащим образом уведомленными о его рассмотрении и о проведении внеплановой проверки.
В срок установленный законодательством о контрактной системе и подпунктом "з" пункта 9 раздела II Правил ведения РНП заказчик направил документы, запрашиваемые Красноярским УФАС России, и ходатайство о об участии в рассмотрении обращения в его отсутствие.
До начала заседания Комиссии обществом предоставлена информация и документы, запрашиваемые Красноярским УФАС России, а также ходатайство об участии в рассмотрении обращения посредством видеоконференцсвязи (далее - ВКС).
Указанные ходатайства Комиссией были рассмотрены и удовлетворены.
На основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией Красноярского УФАС России проведена внеплановая проверка, на предмет соблюдения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении вышеуказанной закупки.
Из пункта 13 раздела III Правил ведения РНП следует, что рассмотрение вопроса о включении информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, осуществляется с участием представителей заказчика и лица, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр. В случае неявки указанных лиц или их представителей рассмотрение указанного вопроса осуществляется в их отсутствие.
На заседании Комиссии, состоявшемся 20.05.2024 в 11:30, присутствовал представитель общества, подтвердивший надлежащим образом полномочия и личность. Рассмотрение обращения состоялось в отсутствие заказчика.
Рассмотрев обращение заказчика и приложенные к нему материалы, иные материалы и сведения, представленные заказчиком и поставщиком, проведя внеплановую проверку, Комиссия установила следующее.
В силу пункта 2 статьи 525 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522), если иное не предусмотрено правилами данного Кодекса.
В соответствии со статьёй 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Комиссией установлено, что между сторонами заключён контракт N 0119200000123001005 от 28.02.2024 на поставку лекарственного препарата для медицинского применения Ропивакаин (код ОКПД2 - 21.20.10.231 Анестетики), цена контракта составляет 806 213,00 руб. В ходе анализа положений контракта Комиссией установлено следующее.
Согласно разделу 1 контракта:
"1.1. В соответствии с Контрактом Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, осуществлять поставку лекарственного препарата для медицинского применения Ропивакаин (код ОКПД2 - 21.20.10.231 Анестетики) (далее - Товар), а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, принять и оплатить поставленный Товар.
1.2. Номенклатура Товара и его количество определяются Спецификацией (приложение N 1 к Контракту), технические показатели - Техническими характеристиками (приложение N 2 к Контракту).
1.3. Поставка Товара осуществляется с разгрузкой транспортного средства в сроки с 01.04.2023 до 31.12.2023, согласно Графика поставки (приложение N 3 к Контракту) поэтапно 1 этап с 01.04.2023 до 30.04.2023, 2 этап с 01.05.2023 до 31.05.2023, 3 этап с 01.06.2023 до 30.06.2023, 4 этап с 01.07.2023 до 31.07.2023, 5 этап с 01.08.2023 до 31.08.2023, 6 этап с 01.09.2023 до 30.09.2023, 7 этап с 01.10.2023 до 31.10.2023, 8 этап с 01.11.2023 до 30.11.2023, 9 этап с 01.12.2023 до 31.12.2023, в следующем порядке:
Поставщик доставляет Товар Заказчику по адресу 660133, Красноярский край, г. Красноярск, ул. 1-я Смоленская, 16 (далее - Место доставки).".
Согласно пункту 12.3. контракта последний может быть расторгнут по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
В силу пунктов 3.1.1., 3.1.6. контракта общество обязано поставить товар, соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации, в соответствии с условиями контракта, в полном объеме, надлежащего качества и в установленные сроки, известить заказчика о сроке поставки товара.
Согласно пункту 12.1. контракт вступает в силу с момента заключения и действует до 29.02.2024 (включительно), а в части осуществления расчетов по контракту и ответственности сторон, предусмотренной разделом 11 контракта - до полного исполнения сторонами взаимных обязательств.
Разделом 14 контракта установлено следующее:
"14.1. Стороны освобождаются от ответственности за полное или частичное неисполнение своих обязательств по Контракту, если их неисполнение явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
14.2. Сторона, у которой возникли обстоятельства непреодолимой силы, обязана в течение трех дней письменно информировать другую Сторону о случившемся и его причинах с приложением документов, удостоверяющих факт наступления обстоятельств непреодолимой силы, а также предпринять все возможные меры для надлежащего выполнения своих обязательств по Контракту.
14.3. В случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы Стороны вправе расторгнуть Контракт, и в этом случае ни одна из Сторон не вправе требовать возмещения убытков.
14.4. Подтверждением наличия обстоятельств непреодолимой силы и их продолжительности является письменное свидетельство уполномоченных органов или уполномоченных организаций.".
Согласно письменным пояснениям заказчика в связи с частичной непоставкой товара по первому этапу по контракту в адрес общества направлена претензия N 1334 от 22.05.2023.
Также в связи с просрочкой исполнения обязательств, предусмотренных первым, третьим, четвертым, пятым, шестым, седьмым, восьмым, девятым этапом поставки товара заказчиком в адрес поставщика направлены требования об уплате неустойки NN 2762 от 13.10.2023, 297 от 02.02.2024, 1021 от 19.04.2024.
В требовании об уплате неустойки N 297 от 02.02.2024 также указано о необходимости поставки недопоставленного товара по пятому и восьмому этапам поставки в течение 5 рабочих дней. В ходе рассмотрения обращения Комиссией также установлено, что неустойка в соответствии с требованием N 297 от 02.02.2024 оплачена обществом, что подтверждается платежным поручением N 456 от 13.05.2024.
Вместе с тем как следует из письменных пояснений заказчика, обязательство общества по поставке товара в соответствии с графиком поставки не исполнено в полном объеме, о конкретной дате поставки заказчик не извещён. По пятому этапу поставки товара: с 01.08.2023 до 31.08.2023 обществом не поставлен товар - Ропивакаин, раствор для инъекций 5 мг/мл (ампула) 10 мл N 5 (пачка картонная) в количестве 45 упаковок на общую сумму 5 895,00 руб. По восьмому этапу поставки: с 01.11.2023 до 30.11.2023 обществом не поставлен товар - Ропивакаин, раствор для инъекций 5 мг/мл (ампула) 10 мл N 5 (пачка картонная) в количестве 65 упаковок на общую сумму 8 515,00 руб.
Комиссией на рассмотрении обращения установлено, что обществом исполнены обязательства по контракту на сумму 791 803,00 руб. Данное обстоятельство подтверждается информацией, размещённой в ЕИС.
Согласно материалам обращения частичное неисполнение обязательств по поставке товара и просрочка поставки по некоторым этапам связана со следующими обстоятельствами.
В силу Приложения 2 к контракту, где указаны технические характеристики предмета контракта, производителем лекарственного препарата "Ропивакаин" выступает ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр кардиологии", держатель РУ - ООО "Б-ФАРМ", Регистрационное удостоверение N ЛП-005582.
Вместе с тем 20.04.2023 в РУ ЛП-005582 внесены изменения (изм. N 3 к ИМП ЛП-005582-130619) в части смены производственной площадки с ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр кардиологии", Россия на ООО "Б-ФАРМ".
Согласно письму N 26-01/13-2 от 04.03.2023 производитель ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр кардиологии" уведомил общество об отсутствии свободных производственных мощностей, в связи с чем заявки на производство лекарственного препарата "Ропивакаин" перестали приниматься. Сложившаяся ситуация вызвана удорожанием и удлинением логистических цепочек поставки расходных материалов для производства ввиду сложившейся внешнеполитической ситуации в мире. ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр кардиологии" в своём письме предлагает обществу инициировать процесс смены производителя в РУ N ЛП-005582 на лекарственный препарат "Ропивакаин" в целях избежания возникновения дефектуры.
Таким образом, обществом инициирована процедура исключения производственной площадки ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр кардиологии" из РУ, смены производственной площадки на ООО "Б-ФАРМ". В РУ внесены соответствующие изменения 20.04.2023.
Комиссией установлено, что согласно письму N 78/0 от 06.04.2023 общество уведомило всех заинтересованных лиц об отсутствии лекарственного препарата Ропивакаин производства ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр кардиологии" на своем складе и сообщило, что выпуск новых серий в гражданский оборот будет осуществлен с производственной площадки ООО "Б-ФАРМ".
Ввиду изложенного, частичное неисполнение обязательств вызвано тем, что товар производства ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр кардиологии" отсутствовал по причине остановки его производства указанной площадкой.
В свою очередь общество 24.08.2023 направило письмо в адрес заказчика по вопросу согласования заключения дополнительного соглашения на замену производственной площадки в рамках одного регистрационного удостоверения, направлены также проект дополнительного соглашения, информационно письмо ООО "Б-ФАРМ" N 78/0 от 06.04.2023 о смене производителя в РУ, РУ N ЛП-005582 после внесенных изменений в части производителя, что подтверждается скриншотом электронной почты.
Вместе с тем заказчиком в адрес общества направлено письмо от 09.10.2023 из которого следует, что дополнительное соглашение о смене производителя согласовано не будет. Данное обстоятельство подтверждается скриншотом электронной почты.
Письмом от 31.01.2024 общество повторно сообщило об отсутствии товара производства ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр кардиологии" ввиду смены производственной площадки, о чём свидетельствует скриншот электронной почты.
Также Комиссией установлено, что согласно письму общества от 05.02.2024 в ответ на претензию заказчика N 297 от 02.02.2024 ООО "Би-Компани" признало нарушение требований контракта со своей стороны ввиду дефектуры товара из-за смены производственной площадки в регистрационном удостоверении. ООО "Би-Компани" также подтвердило намерение исполнить свои обязательства при заключении дополнительного соглашения о смене производителя при этом указало, что функциональные, качественные, потребительские характеристики останутся без изменений. К данному письму были приложены: инструкция по медицинскому применению на лекарственный препарат Ропивакаин производства ООО "Б-ФАРМ", информационное письмо N30 от 05.02.2024 в адрес заказчика, письмо производителя N 26- 01/13-2 от 04.03.2023 , информационное письмо ООО "Б-ФАРМ" N 78/0 от 06.04.2023 о смене производственной площадки в РУ, РУ ЛП-005582 после внесенных изменений в части производителя.
Анализируя действия общества, Комиссия приходит к выводу о том, что им осуществлялись действия, направленные на надлежащее исполнение контракта, а частичная недопоставка товара вызвана наступлением обстоятельств, независящих от действий общества.
В соответствии с пунктом 15 Правил ведения РНП орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 указанных Правил, если:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 данных Правил:
- выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
- заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 данных Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Комиссия установила, что поставщиком были предприняты всевозможные меры для надлежащего исполнения обязательств по контракту, велась регулярная переписка с заказчиком.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Вместе с тем основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение участника закупки, которое предполагает его недобросовестное поведение, противоречащее законодательству Российской Федерации о контрактной системе и выражающееся в непринятии им всех мер для надлежащего исполнения обязательства, которые требовались от него по характеру обязательства и условиям оборота при надлежащей степени заботливости и осмотрительности, совершенное им при наличии с его стороны умысла или неосторожности.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
К моменту проведения заседания по рассмотрению обращения по существу Комиссия не располагала бесспорными доказательствами, свидетельствующими об умышленном и намеренном уклонении общества от исполнения контракта, заключенного по результатам аукциона в электронной форме.
Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой специальную меру ответственности, установленную в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств, о чем указано, в том числе в Определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2012 N ВАС-11617/12 и от 12.07.2013 NВАС-8371/13.
Кроме того Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и при рассмотрении обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, учитывая, что последствия по применению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более негативный экономический характер, чем наложение штрафа (судебные акты по делам с номерами А21-4381/2012, А70-11549/2015, А73-2000/2018).
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьёй 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия
РЕШИЛА:
Отказать заказчику во включении сведений в отношении ООО "Би-Компани" (ИНН 7731329393, КПП 773101001) в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня принятия.
Председатель Комиссии |
М.А. Грицай |
Члены Комиссии |
Е.М. Хоменко |
|
Г.Г. Мамедова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 20 мая 2024 г. N 024/10/104-1436/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.05.2024