Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Шмаковой Т.П. - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
Зефирова А.Н. - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
Савицкой Е.А. - специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Кобзева Владимира Петровича (далее - заявитель, предприниматель, ИП Кобзев В.П.) на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Клиническая медико-санитарная часть N 9" (далее - заказчик, учреждение, БУЗОО "КМСЧ N9") при осуществлении закупки в форме электронного запроса котировок "Поставка смеси сухой белковой композитной (Реестровый номер 2024.033678)" (извещение N 0352300030724000127) (далее - запрос котировок, закупка),
при участии посредством видео-конференц-связи представителя заявителя - Родина Алексея Александровича (доверенность от 20.10.2023);
в присутствии представителя заказчика - Плихун Яны Васильевны (доверенность от 01.09.2023)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 4150-ЭП/24 от 07.05.2024) жалоба заявителя на положения извещения об осуществлении закупки, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов закупки следует, что 26.04.2024 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение N 0352300030724000127 об осуществлении закупки с начальной (максимальной) ценой контракта 429 650 руб.
14.05.2024 размещен протокол подведения итогов определения поставщика, согласно которому на участие в закупке подано 3 заявки, заявки всех участников признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки. Победителем определен участник с идентификационным номером заявки 116547432 с ценой контракта 183000 руб.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов установлено следующее.
Доводы жалобы сводятся к тому, что заказчиком неправомерно предъявлено требование к смеси сухой белковой композитной о ее назначении - для зондового питания.
Также, по мнению заявителя, заказчиком нарушены положения пункта 2 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе в части установления требований "Энергетическая ценность на 100 г смеси", "Содержание белков на 100 г смеси", "Содержание жиров на 100 г смеси", "Содержание углеводов на 100 г смеси", "Пищевые волокна на 100 г смеси".
Заказчиком представлены (вх. N 4351-ЭП/24 от 14.05.2024) возражения на доводы жалобы, согласно которым учреждение вправе предъявлять соответствующие требования к закупаемому товару с учетом формирования специализированных диет, утвержденных Советом по питанию БУЗОО "КМСЧ N 9" (протоколы от 24.12.2012, 27.09.2018). Кроме того, по мнению заказчика, при описании объекта закупки им не были нарушены положения ГОСТ 33933-2016. Межгосударственный стандарт. Продукты диетического лечебного и диетического профилактического питания. Смеси белковые композитные сухие. Общие технические условия (введен в действие Приказом Росстандарта от 30.09.2016 N 1299-ст) (далее - ГОСТ, ГОСТ 33933-2016).
Частью 1 статьи 1 Федерального закона о контрактной системе установлено, что данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В силу частей 1 и 2 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) и состоит из данного закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 данного закона.
Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Частями 1 и 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе регламентировано, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям такого закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона о контрактной системе регламентировано, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных таким законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 34 БК РФ одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является эффективность использования бюджетных средств, согласно которому при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 23 Федерального закона о контрактной системе).
Согласно пунктам 1 и 2 части 1, части 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронный документ - описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также Правила использования КТРУ либо Правила использования КТРУ, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145).
В соответствии с пунктами 4-6 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22, 23 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Объектом рассматриваемой закупки выступает поставка смеси сухой белковой композитной.
Характеристики товара были указаны при формировании извещения об осуществлении закупки с использованием официального сайта ЕИС, а также конкретизированы в электронном документе "Описание объекта закупки":
Наименование товара |
Функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки* |
Количество, единица измерения |
||
Наименование показателя, единица измерения показателя |
Значение показателя |
Обоснование характеристик |
||
Смесь сухая белковая композитная |
Агломерированная форма |
Да |
В соответствии с КТРУ |
200 кг |
Наличие обогащающих компонентов |
Да |
В соответствии с КТРУ |
||
Вид применяемого сырья |
Белок молока |
В соответствии с КТРУ |
||
Назначение |
|
Для питания пациентов, которым назначена диета с механическим и химическим щажением (ЩД), зондовое питание |
||
Наличие в составе смеси соевого масла, соевого лецитина и иных других компонентов, полученных из сои |
|
Да |
||
Наличие вкусовых добавок и ароматизаторов |
|
Нет |
||
Энергетическая ценность на 100 г смеси |
Ккал |
452 |
||
Содержание белков на 100 г смеси |
грамм |
40 и 50 |
||
Содержание жиров на 100 г смеси |
грамм |
20 и 25 |
||
Содержание углеводов на 100 г смеси |
грамм |
25 и 30 |
||
Пищевые волокна на 100 г смеси |
грамм |
3 и 4 |
Оценивая доводы заявителя и возражения заказчика Комиссия также руководствуется следующим.
Согласно разделу 1 "Область применения" ГОСТ 33933-2016 обозначенный стандарт распространяется на смеси белковые композитные сухие (далее - СБКС), относящиеся к специализированным продуктам и предназначенные для диетического лечебного и диетического профилактического питания взрослых и детей старше трех лет в качестве компонента для приготовления готовых блюд.
При этом ГОСТ не содержит информации о назначении СБКС для зондового питания.
Вместе с тем в соответствии с инструкцией по организации лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях, утвержденной приказом Минздрава России от 05.08.2003 N 330 (Зарегистрировано в Минюсте России 12.09.2003 N 5073), энтеральное питание - вид нутритивной терапии, при которой питательные вещества вводятся через желудочный (внутрикишечный) зонд при невозможности адекватного обеспечения энергетических и пластических потребностей организма естественным путем при ряде заболеваний.
Такое питание осуществляется с использованием специальных смесей для энтерального питания.
В связи с указанным, Комиссия полагает, довод заявителя в части невозможности документального подтверждения соответствия СБКС установленному заказчиком требованию о ее назначении, убедительным.
По сути, заявителем не оспаривается возможность заказчика применять СБКС для зондового питания, доводы общества сводятся к необоснованности возложения на участника закупки (поставщика) обязанности декларировать (без наличия каких-либо доказательств), а в дальнейшем подтверждать при исполнении контракта, в том числе безопасность применения СБКС для зондового питания.
Представителем заказчика не было пояснено, каким образом участник закупки (поставщик) может подтвердить соответствие своего товара установленному требованию, и аналогично, каким образом учреждение может проверить данное соответствие.
Таким образом, Комиссия полагает, что установленное требование не соответствует положениям статьи 7, пунктам 1 и 2 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе, что также вводит участников закупки в заблуждение относительно того, что закупает заказчик (СБКС или энтеральное питание).
В связи с указанным, довод жалобы признан обоснованным.
Комиссия также соглашается с доводом заявителя в части неправомерного установления требований к энергетической ценности, содержанию белков, содержанию жиров, содержанию углеводов и пищевым волокнам.
Значения данных характеристик установлены заказчиком в виде диапазонов, что прямо противоречит Таблице В.2 ГОСТ 33933-2016, которая предусматривает конкретные значения спорных показателей.
Подобное установление требований ведет к возможности предоставления участниками закупки характеристик товара, которые не соответствуют указанному ГОСТ.
Учитывая изложенное, данный довод жалобы признан обоснованным.
Таким образом, в действиях заказчика установлены нарушения статьи 7, пунктов 1 и 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе.
4. В результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки установлено следующее.
4.1. Описание объекта закупки сформировано заказчиком с использованием позиции каталога товаров, работ, услуг 10.86.10.910-00000002 "Смесь сухая белковая композитная".
Заказчиком применены характеристики, изложенные в КТРУ, а также использование дополнительные характеристики "Назначение", "Наличие в составе смеси соевого масла, соевого лецитина и иных других компонентов, полученных из сои", "Наличие вкусовых добавок и ароматизаторов", "Энергетическая ценность на 100 г смеси", Содержание белков на 100 г смеси, "Содержание жиров на 100 г смеси", "Содержание углеводов на 100 г смеси", "Пищевые волокна на 100 г смеси".
При этом положения извещение об осуществлении закупки не содержит обоснования необходимости использования дополнительной информации.
Указанное свидетельствует о нарушении заказчиком пункта 5 части 1 статьи 42, Правил использования КТРУ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145.
4.2. При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее размер обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если требование обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств установлено в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона) (пункт 17 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе).
В соответствии с частями 1 и 6.2 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Если контракт заключается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона и заказчиком установлено требование обеспечения исполнения контракта, размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с частями 6 и 6.1 настоящей статьи от цены контракта, по которой в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт.
В извещении об осуществлении закупки установлены преимущества в соответствии со статьей 30 Федерального закона о контрактной системе для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Извещением об осуществлении закупки установлен размер обеспечения исполнения контракта 10%.
При этом пунктом 8.1 проекта контракта, размещенного в составе извещения об осуществлении закупки, установлено следующее: "Размер обеспечения исполнения контракта - 10% начальной (максимальной) цены контракта".
Таким образом, заказчиком нарушены пункты 5 и 17 части 1 статьи 42, части 1 и 6.2 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать обоснованной жалобу индивидуального предпринимателя Кобзева Владимира Петровича на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Клиническая медико-санитарная часть N 9" при осуществлении закупки в форме электронного запроса котировок "Поставка смеси сухой белковой композитной (Реестровый номер 2024.033678)" (извещение N 0352300030724000127).
2. Признать в действиях бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Клиническая медико-санитарная часть N 9" нарушение статьи 7, пунктов 1 и 2 части 1 статьи 33, пункта 17 части 1, пункта 1 части 2 статьи 42, частей 1 и 6.2 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе, Правил использования КТРУ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145.
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать бюджетному учреждению здравоохранения Омской области "Клиническая медико-санитарная часть N 9", ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. По выявленным нарушениям законодательства в сфере закупок передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Заместитель председателя Комиссии |
Т.П. Шмакова
А.Н. Зефиров |
Член Комиссии |
Е.А. Савицкая |
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 16 мая 2024 г. N 055/06/106-451/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.05.2024