Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Зефирова А.Н. - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
Курленко Е.С. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Алексиной А.П. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев направленное бюджетным учреждением здравоохранения Омской области "Городская клиническая больница N 1 имени Кабанова А.Н." (далее - заказчик, БУЗОО "ГКБ N 1 Кабанова А.Н.") обращение о включении информации об обществе с ограниченной ответственностью "ОПОРА" (далее - ООО "ОПОРА", общество, победитель, поставщик) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N 232766 от 30.10.2023, заключенного по результатам осуществления закупки в форме электронного аукциона "Поставка расходных материалов для клинико-диагностической лаборатории (Реестровый номер 232766)" (извещение N 0852500000123002564, ИКЗ 232550702330055070100105590013250244) (далее - аукцион, электронный аукцион, аукцион в электронной форме, закупка), размещенной казенным учреждение Омской области "Центр закупок товаров, работ, услуг" (далее - уполномоченное учреждение),
в отсутствие представителя уполномоченного учреждения, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения обращения,
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:
заказчика - Конюховой Ольги Николаевны (доверенность от 27.03.2024 N 18/24), Шульгиной Людмилы Васильевны (доверенность от 15.05.2024 N 23/25), Рубцовой Елены Николаевны (до перерыва) (доверенность от 15.05.2024 N 23/26);
поставщика - Станового Ильи Александровича (доверенность от 15.01.2024 N 738),
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с частями 2 и 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее также Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)), в Омское УФАС России было направлено соответствующее обращение (вх. N 4201-ЭП/24 от 08.05.2024).
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 17.05.2024 15:00 час. (по омскому времени).
2. Из представленных материалов и информации следует, что 10.10.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным учреждением было размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме с начальной (максимальной) ценой контракта 3 073 213,20 руб.
16.10.2023 на официальном сайте ЕИС размещены разъяснения положений извещения об осуществлении закупки.
В соответствии с протоколом подачи ценовых предложений от 16.10.2023 подано 2 заявки на участие в закупке. Лучшее ценовое предложение в размере 2 197 347,25 руб. подано участником закупки с идентификационным номером заявки 2 (ООО "ОПОРА", порядковый номер 1, присвоенный оператором), при этом снижение составило 28,50 %.
Размещенный 18.10.2023 протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) свидетельствует о том, что заявки всех участников закупки признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки. Победителем электронного аукциона признан участник, заявка на участие в закупке которого соответствовала требованиям, установленным в извещении о проведении электронного аукциона, и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта наиболее низкую цену контракта (ООО "ОПОРА").
30.10.2023 между заказчиком и ООО "ОПОРА" заключен контракт N 232766 (реестровый номер 2550702330023000565), размещенный на официальном сайте в ЕИС.
24.04.2024 заказчиком на официальном сайте ЕИС сформировано решение об одностороннем отказе от исполнения контракта с приложением решения в виде электронного документа.
В сформированном в единой информационной системе решении об одностороннем отказе заказчиком указана следующая причина расторжения контракта: "Нарушение условий Контракта в части качества товара и сроков поставки".
В обращении заказчика датой расторжения контракта указано 07.05.2024, информация о расторжении контракта 08.05.2024 в 08:53 час. (МСК+3) размещена на официальном сайте ЕИС в разделе "Реестр контрактов".
3. В результате осуществления проверки одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия считает, что информация об обществе с ограниченной ответственностью "ОПОРА" подлежит включению в реестр, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из такого закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.
На основании пункта 8 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе информацию о сроке исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
На основании части 1 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Пунктами 1.1 - 1.5 контракта был определен его предмет:
"1.1. Поставщик обязуется поставить Заказчику расходные материалы для клинико-диагностической лаборатории (далее - товар) в соответствии со Спецификацией (Приложение N 1 к настоящему контракту), а Заказчик обязуется оплатить поставленный товар в соответствии с условиями настоящего контракта.
1.2. Поставляемый товар должен соответствовать требованиям, установленным действующим законодательством Российской Федерации, настоящим контрактом.
1.3. Поставщик обязуется передать Заказчику товар свободным от прав третьих лиц, а также не являющийся предметом залога, ареста или иного обременения.
1.4. Место доставки товара: 644112, г. Омск, ул. Перелета, 7 - склад Заказчика (место хранения товара) БУЗОО "ГКБ N 1 им. Кабанова А.Н.".
1.5. Срок поставки товара: в соответствии с Графиком поставки товара (Приложение N 2 к настоящему контракту)".
В приложении N 1 "Спецификация" к контракту, помимо прочего, указано:
Кювета измерительная, 40 упаковок. Анализатор биохимический автоматический "Кобас Интегра 400 плюс" (Cobas Integra 400 Plus) с принадлежностями. Товарный знак Roche Cobas. Страна происхождения товара Федеративная Республика Германия, регистрационное удостоверение N ФСЗ 2012/11531 от 13.04.2020. Совместимость с анализатором биохимическим автоматическим "Кобас Интегра 400 плюс" (Cobas Integra 400 Plus), имеющимся у заказчика.
Приложение N 2 к контракту установлен следующий график поставки товаров:
N п/п |
Наименование товара |
Количество товара |
|
1 этап |
2 этап |
||
С 15 января по 28 июня 2024 |
С 01 июля по 09 декабря 2024 |
||
1 |
Кювета измерительная |
20 |
20 |
Цена этапа, руб. |
1 098 673,60 |
1 098 673,65 |
Разделом 5 контракта регламентирован порядок взаимодействия сторон при его исполнении.
В силу пункта 5.4 поставщик обязан:
5.4.1. Поставить товар в соответствии с условиями настоящего контракта.
5.4.2. За 2 дня до предполагаемой даты поставки известить телефонограммой или по факсимильной связи Заказчика о точном времени и дате поставки товара. Все риски, связанные с ненадлежащим уведомлением, несет Поставщик.
5.4.3. Предоставлять:
- своевременно сведения и/или документы, в соответствии с письменными запросами уполномоченных представителей Заказчика;
- своевременно достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении настоящего контракта (далее - информация).
При этом под своевременностью предоставления сведений и/или документов и/или информации понимается их предоставление в срок не более 2 рабочих дней со дня получения запроса заказчика, а также в иных случаях - по собственной инициативе поставщика.
5.4.4. Нести расходы, связанные с заменой товара, устранением недостатков товара, поставкой недопоставленного товара.
5.4.5. В случае невозможности исполнения обязательств по настоящему контракту незамедлительно информировать об этом заказчика.
5.4.6. При передаче товара передать заказчику товарную накладную, надлежаще заверенную копию регистрационного удостоверения (в случаях, предусмотренных законодательством), документы, подтверждающие качество товара и оформленные в соответствии с законодательством (сертификат соответствия (декларация о соответствии) (при наличии) и т.д.).
В соответствии с пунктом 3.5 контракта качество и безопасность товара должно соответствовать государственным стандартам, техническим регламентам, утвержденным в отношении товара.
Пунктом 4.2 проекта контракта предусмотрено, что товар должен быть упакован обычным для такого товара способом, а при отсутствии такового способом, обеспечивающим сохранность товаров такого рода при обычных условиях хранения и транспортирования.
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных таким Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статья 310 ГК РФ).
На основании пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В силу пункта 1 части 14 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 статьи 95 такого закона.
Согласно части 8 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 9 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 9.8 контракта было предусмотрено условие о том, что контракт может быть расторгнут по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны настоящего контракта от исполнения настоящего контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Также пункт 5.1.2 определял право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения настоящего контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
В силу пункта 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
Пункт 2 указанной статьи также устанавливает, что нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
При этом порядок расторжения контракта при принятии заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта регламентирован частью 12.1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с указанной статьей в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 данной статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 такого закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 данной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 такой части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что принятое БУЗОО "ГКБ N 1 Кабанова А.Н." решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 24.04.2024 в 16:56 час. (МСК+3) было сформировано с использованием официального сайта ЕИС, подписано усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещено в ЕИС.
Частью 13 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе регламентировано, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с требованием части 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 такой статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Датой поступления обществу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и его надлежащим уведомлением на основании сведений вкладки "решение об одностороннем отказе" реестра контрактов (реестровый номер контракта 2550702330023000565) признается 24.04.2024 в 13:56 час. (МСК) в соответствии с часовой зоной, в которой расположен такой поставщик.
Таким образом, ООО "ОПОРА" в период 25.04.2024 по 06.05.2024 имело право устранить нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от его исполнения.
3. В силу части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно пункту 3 раздела II Правил обращение о включении информации об участнике закупки в реестр направляется в срок, предусмотренный частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 такого закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 данного закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
На основании части 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании подпункта "а" пункта 13 Правил не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении сведений об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим направленности действий поставщика (подрядчика, исполнителя) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения. Включение сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр является исключительной мерой ответственности за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Омским УФАС России 13.05.2024 сторонам контракта было направлено (исх. N АЛ/2599/24) уведомление о рассмотрении 17.05.2024 в 10 час. 00 мин. настоящего обращения заказчика, а также предложение о представлении в срок не позднее 15.05.2024:
- заказчику:
1) всю имеющуюся переписку (входящую и исходящую) с ООО "ОПОРА" (с доказательством направления) в рамках исполнения контракта, а также документальные доказательства существенных нарушений условий контракта, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе (в дополнение с предоставленным с обращением, включая переписку с ООО "Рош Диагностика Рус", Ф. Хоффман-Ля Рош АГ, Рош Диагностикс ГмбХ);
2) информацию о регистрационном удостоверении, предоставленным ООО "ОПОРА" при поставке товара;
3) информацию об уведомлении ООО "ОПОРА" об участии в составлении акта-заключения экспертизы приемки товара (работ, услуг) от 29.03.2024 (при наличии);
4) акт (-ы) осмотра с фотоизображениями поставленных ООО "ОПОРА" медицинских изделий, включая их маркировку;
- ООО "ОПОРА":
1) письменные объяснения по вышеизложенным фактам с приложением подтверждающих документов;
2) документальные доказательства принятия учреждением мер для надлежащего исполнения условий контракта;
3) сведения о контрагентах, у которых закупался поставляемый в ходе исполнения контракта товар, с приложением соответствующих договоров;
- ООО "Рош Диагностика Рус" информацию, подтверждающую статус единственного официального импортера, информацию о возможности поставки (закупки у ООО "Рош Диагностика Рус" с последующей перепродажей на территории Российской Федерации) ООО "ОПОРА" товара, являющегося объектом вышеуказанного контракта.
На указанный запрос Омского УФАС России ООО "ОПОРА" предоставило (вх. N 4475-ЭП/24 и N 4487-ЭП/24 от 17.05.2024):
- копию письма ООО "ОПОРА" в адрес ООО "Рош Диагностика Рус" исх. N 1616 от 24.04.2024 о просьбе разъяснить позицию относительно приемки БУЗОО "ГКБ N 1 Кабанова А.Н." двух упаковок кювет измерительных для анализатора биохимического автоматического "Кобас Интегра 400 плюс" (Cobas Integra 400 Plus) (товарный знак Roche Cobas, регистрационное удостоверение N ФСЗ 2012/11531 от 13.04.2020);
- копию письма ООО "ОПОРА" в адрес ООО "Рош Диагностика Рус" исх. N 2340 от 19.04.2024;
- копия договора поставки от 27.10.2023 (дата подписания 13.02.2024);
- копии заказов о направлении отправления от 04.03.2024;
- копия письма ООО "ОПОРА" исх. N 2047 от 10.04.2024 на исх. N 2229 от 03.04.2024 заказчику с приложением скриншота с сайта DPD о температурном режиме доставки отправления;
- копия письма исх. N 824 от 27.04.2024 с приложением ответа контрагента;
- копия письма ООО "ОПОРА" исх. N 2300 от 19.04.2024 заказчику о расторжении контракта по соглашению сторон.
Информация или доказательства, подтверждающие направление в адрес ООО "Рош Диагностика Рус" писем ООО "ОПОРА" исх. N 1616 от 24.04.2024 и N 2340 от 19.04.2024 отсутствуют.
Представленные заказчиком сведения о взаимодействии с обществом в рамках исполнения контракта, документальные доказательства неисполнения обязательств по контракту, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, свидетельствуют о следующем.
12.02.2024 в 06:10 час. (МСК) поставщиком через ЕИС направлен заказчику документ о приемке от 12.02.2024 N 15 с указанием наименование товара - кювета измерительная, количество - 1 упаковка на сумму 54 933,68 рублей, страна происхождения товара - Германия (276). Место поставки товара согласно данного документа - Российская Федерация, Омская, г. Омск, 644092, ул. Перелета, д. 7. К документу о приемке от 13.03.2024 N 35 приложены копии:
- счет на оплату от 12.02.2024 N 15;
- товарная накладная от 12.02.2024 N 15;
- универсальный передаточный документ от 12.02.2024 N 15;
- регистрационного удостоверения от 13.04.2020 N ФСЗ 2012/11531.
21.02.2024 заказчиком составлен акт-заключение:
- дата выдачи регистрационного удостоверения, указанная на упаковке (29.03.2016), отличается от даты действующего удостоверения, указанного в контракте;
- доставленный товар был передан без термоконтейнеров, термодатчиков и термоиндикаторов (вместе с тем маркировка поставленного товара поставщиком имеет символ "температурный диапазон" +2 +32С).
21.02.2024 в 12:07 час. (МСК) заказчиком сформирован и размещен мотивированный отказ от подписания документа о приемке от 12.02.2024 N 15. Причина отказа от приемки: "Несоответствие дат регистрационного удостоверения".
19.02.2024 в 07:13 час. (МСК) поставщиком через ЕИС направлен заказчику документ о приемке от 19.02.2024 N 24 с указанием наименование товара - кювета измерительная, количество - 1 упаковки на сумму 54 933,68 рублей, страна происхождения товара - Германия (276). Место поставки товара согласно данного документа - Российская Федерация, Омская, г. Омск, 644092, ул. Перелета, д. 7. К документу о приемке от 13.03.2024 N 35 приложены копии:
- счет на оплату от 19.02.2024 N 24;
- товарная накладная от 19.02.2024 N 24;
- универсальный передаточный документ от 19.02.2024 N 24;
- регистрационного удостоверения от 13.04.2020 N ФСЗ 2012/11531.
11.03.2024 заказчиком составлен акт-заключение:
- количество поставленного товара не соответствует количеству, указанному в счет-фактуре;
- поставка товара не была осуществлена в день размещения документа о приемке;
- доставленный товар был передан без термоконтейнеров, термодатчиков и термоиндикаторов.
11.03.2024 в 13:14 час. (МСК) заказчиком сформирован и размещен мотивированный отказ от подписания документа о приемке от 19.02.2024 N 24. Причина отказа от приемки: "Поставка товара не была осуществлена в день размещения документа".
13.03.2024 заказчиком составлен акт осмотра доставленных медицинских изделий кювета измерительная, количество - 2 упаковки (REF 21043862001, LOT 23775720, 23327920), согласно которому в связи с тем, что маркировка изделий отличается от маркировки ранее поставляемых в учреждение медицинских изделий, было принято решение о направлении запроса представителю производителя данных медицинских изделий ООО "Рош Диагностика Рус" с приложением фотоизображений поставленного ООО "ОПОРА" товара.
13.03.2024 в 07:43 час. (МСК) поставщиком через ЕИС направлен заказчику документ о приемке от 13.03.2024 N 35 с указанием наименование товара - кювета измерительная, количество - 2 упаковки на сумму 109 867,36 рублей, страна происхождения товара - Германия (276). Место поставки товара согласно данного документа - Российская Федерация, Омская, г. Омск, 644092, ул. Перелета, д. 7. К документу о приемке от 13.03.2024 N 35 приложены копии:
- счет на оплату от 13.03.2024 N 35;
- товарная накладная от 13.03.2024 N 35;
- универсальный передаточный документ от 13.03.2024 N 35;
- регистрационного удостоверения от 13.04.2020 N ФСЗ 2012/11531.
03.04.2024 в 13:34 час. (МСК) заказчиком сформирован и размещен мотивированный отказ от подписания документа о приемке от 13.03.2024 N 35. К мотивированному отказу приложена копия акта-заключения экспертизы приемки товара (работ, услуг) от 29.03.2024, согласно которому предлагалось заменить поставленный товар в следствии его не соответствия контракту:
1) маркировка на упаковке кювет отличается от ранее поставляемой продукции другими поставщиками;
2) доставленный товар передан без термоконтейнеров, термодатчиков и термоиндикаторов.
Также в данном акте указано о запросе в ООО "Рош диагностика Рус".
Причина отказа от приемки, указанная в мотивированном отказе: "Поставленный товар не соответствует техническим характеристикам".
В этот же день направлена претензия.
10.04.2024 (исх. N 2047, поступило в ЕИС 11.04.2024) на письмо заказчика от 03.04.2024 N 2229 ООО "ОПОРА" сообщило заказчику о том, что согласно письму ФТС России от 18.05.2021 N 14-40/28188 можно сделать вывод о том, что компании, занимающиеся импортом продукции Roche Cobas вправе импортировать ее в дальнейшем и продавать медицинским организациям на территории Российской Федерации. А также указало, что согласно данным транспортной компании товар поставлялся при температуре 5 градусов.
19.04.2024 (исх. N 2669) на письмо общества от 10.04.2024 N 2047 заказчик помимо информации ООО "ОПОРА" о недостатках товара, указанных в письме от 03.04.2024, также сообщил что ссылка на письмо ФТС России от 18.05.2021 N 14-40/28188 несостоятельна, так как товарами в отношении которых приняты меры - реактивы. Также заказчик потребовал исполнить ранее направленную претензию от 03.04.2024.
19.04.2024 (исх. 2300, поступило заказчику 22.04.2024) ООО "ОПОРА" так как товар поставляется контрагентом, то при получении претензий к его качеству от заказчиков, проанализировав их, общество пришло к выводу о наличии признаков его несовместимости и попросило расторгнуть контракт по соглашению сторон.
25.04.2024 (исх. N 914) ООО "ОПОРА" сообщило заказчику о том, что товар будет забран ими до 04.05.2024.
27.04.2024 (исх. N 1019) ООО "ОПОРА" сообщило заказчику о том, что поставленный по контракту необходимо вернуть исключительно обществу.
27.04.2024 (исх. N 831) ООО "ОПОРА" уведомляло заказчика о необходимости передать для возврата поставленных по счет-фактурам от 12.02.2024 N 15, от 19.02.2024 N 24 курьеру транспортной компании 27.04.2024.
В пояснениях от 14.05.2024 (исх. N 045/2юр/24) ООО "Рош Диагностика Рус", предоставленных на запрос Омского УФАС России от 13.05.2024 исх. N АЛ/2599/24, сообщило следующее: "1. На сегодняшний день Общество действительно является единственным уполномоченным импортером в Российскую Федерацию (далее - РФ) медицинских изделий для диагностики in vitro, маркированных товарными знаками , cobas, cobas integra (далее при совместном упоминании - Товарные знаки).
Данные обстоятельства подтверждаются следующими документами:
- исключительными лицензиями (приложение N 1 к настоящему письму), предоставленными Обществу правообладателями Товарных знаков (компании Ф.Хоффмани-Ля Рош АГ, Швейцария, Рош Диагностике ГмбХ, Германия) (далее - Правообладатели), на использование на территории РФ Товарных знаков в отношении медицинских изделий для диагностики in vitro, в том числе при ввозе в РФ и продаже на её территории таких медицинских изделий;
- официальными письмами Правообладателей (приложение N2 к настоящему письму), включая производителя медицинских изделий для диагностики in vitro (компания Рош Диагностике ГмбХ, Германия, далее - Производитель).
Обращаем внимание, что выдача Обществу Правообладателями исключительных лицензий не исключает возможности получения в установленном законом (ст. 1229, 1233 ГК РФ), международным договором порядке иным лицом права на использование Товарных знаков, размещенных на медицинских изделиях.
Ответственно заявляем, что ООО "Опора" (ИНН 2724222611) никогда не обращалась ни к Правообладателям, ни к Обществу по вопросу получения согласия на использование на территории РФ Товарных знаков в отношении медицинских изделий для диагностики in vitro, в том числе при ввозе в РФ и продаже на её территории таких медицинских изделий (письма Правообладателей - приложение ЖЗ к настоящему письму).
2. В связи с поступившим запросом Бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Городская клиническая больница N 1 имени Кабанова А.Н." (далее - ГКБ Хр1) от 14.03.2024 N 1703 (приложение .V4 к настоящему письму) Общество, на основании предоставленных ГКБ N1 документов, включая фотоизображения поставленных медицинских изделий, маркированных Товарными знаками (далее - Медицинские изделия), пришло к однозначному выводу, что Медицинские изделия были введены в обращение на территории РФ с нарушением гражданского законодательства, а именно без получения согласия Правообладателей и Общества (как исключительного лицензиата) на использование Товарных знаков, размещенных на Медицинских изделиях. Данный факт влечет признание Медицинских изделий контрафактными, невозможность их использования Заказчиком но назначению, необходимость изъятия данных Медицинских изделий из оборота и последующего их уничтожения на основании и. 4 ст. 1252 ГК РФ, ст. 1515 ГК РФ, и. 14, 18 ст. 38 Закон N 323-ФЗ. Данный вывод подтверждается многочисленной арбитражной практикой, в т.ч. в связи с обращениями Общества в арбитражные суды при абсолютно схожих обстоятельствах.
Кроме того, было установлено, что:
- маркировка на русском языке, нанесенная на Медицинские изделия, не отвечает установленным нормативным требованием;
- Медицинские изделии транспортировались до ГКБ N 1 без обеспечения температурных условий их транспортирования, установленных производителем, что влечет в себе неприемлемые риски их использования медицинской организацией но назначению. О таких рисках также официально заявляет Производитель (приложение N5 к настоящему письму).
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о недоброкачественности Медицинских изделий.
Указанные выводы были доведены до ГКБ N 1 письмом Общества от 18.03.2024 N° 029/2юр/24 (приложение N6 к настоящему письму).
3. ООО "Опора" могло бы приобрести оригинальные медицинские изделия указанного Производителя у Общества, если бы своевременно обратилось в Общество по вопросу сотрудничества и получило бы в порядке, предусмотренном Регламентом продвижения продукции, статус дистрибьютора.2 Однако такого обращения от указанного лица в Общество не поступало.
Кроме того, ООО "Опора" могло бы приобрести оригинальные медицинские изделия указанного Производителя, введенные в обращение на территории РФ с соблюдением норм права, у официальных дистрибьюторов Общества, информация о которых размещена на его официальном сайте".
Из обстоятельств дела однозначно усматривается, что товар, который был частично поставлен заказчику не соответствует условиям контракта по качеству (с учетом специального правового регулирования обращения медицинских изделий).
Так, изначально обществом был поставлен товара, на маркировке которого были указаны реквизиты регистрационного удостоверения (дата) не соответствующие условиям контракта.
Из объяснений держателя регистрационного удостоверения, уполномоченного импортера следует, что ООО "Опора" не уполномочено ввозить на территорию Российской Федерации и реализовывать соответствующие медицинские изделия, сопровождающиеся товарными знаками.
ООО "Рош Диагностика Рус", как и заказчиком, выражено мнение о контрафактности поставленных медицинских изделий.
Комиссией установлено, что маркировка на поставленных медицинских изделиях (с учетом представленных фотоизображений) не соответствует маркировке, отраженной на сайте Росздравнадзора.
Комиссия также отмечает, что исходя из пункта 4.2 контракта товар должен быть упакован обычным для такого товара способом, а при отсутствии такового способом, обеспечивающим сохранность товаров такого рода при обычных условиях хранения и транспортирования.
Пунктом 12.1 ГОСТ Р 51088-2023 "Медицинские изделия для диагностики ин витро. Реагенты, наборы реагентов, тест-системы, контрольные материалы, питательные среды. Требования к изделиям и поддерживающей документации" регламентированы требования к транспортировке подобных медицинских изделий, в частности подпунктами 12.1.1, 12.1.3 - 12.1.5 установлено:
12.1.1 Информация изготовителя, приведенная в технической документации на изделие об особенностях транспортирования должна учитываться всеми лицами, участвующими в хранении, перевозки и утилизации (уничтожения) этого изделия.
12.1.3 Условия транспортирования изделий в части воздействия температурных факторов должны соответствовать требованиям технических условий на изделия конкретных видов.
12.1.4 Транспортирование изделий при температурах, требующих соблюдения "холодовой цепи", обеспечивающей сохранность температурного режима, должно осуществляться в термоконтейнерах одноразового пользования, содержащих хладоэлементы, или в термоконтейнерах многократного применения с автоматически поддерживаемой температурой или в авторефрижераторах с использованием термоиндикаторов.
12.1.5 Изделия, транспортированные с нарушением температурного режима, применению не подлежат.
Анализируя предоставленные заказчиком фотоизображения поставленных медицинских изделии, Комиссия установила, что маркировка поставленного товара поставщиком имеет символ "температурный диапазон" +2 +32 С, соответственно требования пункта 12.1 ГОСТ Р 51088-2023 должны быть соблюдены при транспортировке.
В предоставленных поставщиком заказах на отправления установлена опция "температурный режим", которая исходи из информации размещенной на сайте транспортной компании (https://dpd.ru/vse-opcii/temperaturnyi-rezhim) предполагает: "Поддержание температуры окружающей среды на уровне не ниже +5°C для сохранности груза. Опция оказывается при условии, что пересылка отправки на всех участках от отправителя до получателя будет осуществляться автомобильным транспортом. Возможно увеличение срока доставки на 1-2 дня".
Комиссии соглашается с позицией представителей заказчика о том, что транспортировка и передача товара без термоконтейнеров/термодатчиков/термоиндикаторов исключает возможность заказчика проверить температуру транспортировки товаров, а соответственно не может соответствовать требованиям ГОСТ Р 51088-2023.
При этом в материалы дела обществом не представлены доказательства того, что поставка товара, отвечающего условиям контракта, возможна в установленные в нем сроки.
Изложенное выше явно указывает на то, что обязательства по поставке товара не могут быть исполнены в срок, что не было опровергнуто ООО "ОПОРА" на заседании Комиссии, в связи с чем Комиссия усматривает в действиях поставщика направленность на несоблюдение условий контракта.
Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
На основании пункта 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.
Они характеризуются внезапностью (непредсказуемостью или неопределённостью во времени наступления) и неоднозначностью последствий, могут вызвать человеческие жертвы и нанести материальный ущерб.
Следует учесть, что в соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Доказательств наличия у общества каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом обязательства по контракту, в Омское УФАС России не представлено.
Общество также не воспользовалось своим правом на исправление нарушений, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта. Доказательства, которые подтверждают, что в установленный частью 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе 10-дневный срок нарушения условий контракта поставщиком устранены, представлены не были.
При таких обстоятельствах информация об обществе с ограниченной ответственностью "ОПОРА" подлежит включению в Реестр.
4. Кроме того, Комиссией при проведении внеплановой проверки в рамках рассмотрения настоящего обращения заказчика было выявлено следующее нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4.1. Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в такой статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если данным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 такой статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями Федерального закона о контрактной системе (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с данным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном такой статьей.
Частью 2 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе установлено, что не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 данной статьи:
1) заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе,
а) информацию, предусмотренную частью 6 статьи 30, пунктами 1, 2, 5 - 8, 10, 17, 18 и 20 части 1 статьи 42 такого закона;
б) цену контракта, соответствующую цене контракта, предложенной в соответствии с данным законом участником закупки, с которым заключается контракт, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 Федерального закона о контрактной системе, положений статей 28 и 29 такого закона, цену каждого отдельного этапа исполнения контракта, определенную в соответствии с частью 2 статьи 34 данного закона (если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения). Предусмотренная таким подпунктом информация включается в проект контракта, за исключением случаев включения в него информации, предусмотренной подпунктами "в" или "г" такого пункта;
в) максимальное значение цены контракта и цену единицы товара, работы, услуги, соответствующие максимальному значению цены контракта, указанному в извещении об осуществлении закупки, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 Федерального закона о контрактной системе, положений статей 28 и 29 данного закона (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 такого закона). При этом цена единицы товара, работы, услуги определяется путем уменьшения начальной цены такой единицы, указанной в извещении об осуществлении закупки, пропорционально снижению начальной суммы цен единиц товаров, работ, услуг, предложенному участником закупки, с которым заключается контракт;
г) размер платы, подлежащей внесению в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе участником закупки, с которым заключается контракт, за заключение контракта на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику (в случаях, предусмотренных данным законом);
д) информацию, предусмотренную подпунктами "а", "б", "г", "е" и "п" пункта 1, подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе, а также информацию, предусмотренную подпунктом "г" пункта 2 указанной части, в случае проведения электронного конкурса. При этом информация, предусмотренная подпунктами "а", "б", "г" и "е" пункта 1 части 1 статьи 43 данного закона, указывается с использованием единой информационной системы по состоянию на дату и время формирования проекта контракта;
е) иные документы (при наличии).
Из информации, размещенной на официальном сайте ЕИС следует, что проект контракта был направлен победителю 19.10.2023 в 11:39 час. (МСК+3).
В силу части 3 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе участник закупки, с которым заключается контракт, не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 такой статьи проекта контракта, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с данным законом (за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом о контрактной системе). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 такого закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с данным Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 данной статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 такой статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.
Согласно извещению об осуществлении закупки размер обеспечения исполнения контракта составлял 153 660,66 руб.
В соответствии с протоколом подачи ценовых предложений от 16.10.2023 лучшее ценовое предложение в размере 2 197 347,25 руб. подано участником закупки с идентификационным номером заявки 2 (ООО "ОПОРА"), при этом снижение составило 28,50 %.
На основании частей 4 и 5 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с таким законом.
В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Порядок применения антидемпинговых мер при проведении конкурса или аукциона регламентирован статьей 37 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), но не менее чем десять процентов от начальной (максимальной) цены контракта или от цены заключаемого контракта (если контракт заключается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 такого закона) и не менее размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Частью 2 данной статьи предусмотрено, что если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 такой статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника в соответствии с частью 3 данной статьи, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если таким законом предусмотрена документация о закупке).
К информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов (с учетом правопреемства), исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). При этом цена одного из таких контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае, если данным законом предусмотрена документация о закупке) (часть 3 статьи 37 Федерального закона о контрактной системе).
Кроме того, согласно части 5 статьи 37 Федерального закона о контрактной системе в случае проведения электронного конкурса, аукциона информация, предусмотренная частью 3 такой статьи, предоставляется участником закупки при направлении заказчику подписанного проекта контракта. При невыполнении таким участником, признанным победителем конкурса или аукциона, данного требования или признании комиссией по осуществлению закупок информации, предусмотренной частью 3 данной статьи, недостоверной контракт с таким участником не заключается и он признается уклонившимся от заключения контракта. В этом случае решение комиссии по осуществлению закупок оформляется протоколом, который размещается заказчиком в единой информационной системе не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.
В данном случае также необходимо учитывать, что электронный аукцион проводился для заключения контракта на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан.
При этом согласно определению, данному в пункте 8.3 части 1 статьи 3 Федерального закона о контрактной системе, под контрактом на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан понимается контракт, предусматривающий поставку продовольствия, средств, необходимых для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, медицинских изделий, технических средств реабилитации, топлива, отсутствие которых приведет к нарушению нормального жизнеобеспечения граждан.
На основании части 9 статьи 37 Федерального закона о контрактной системе если конкурс или аукцион проводится для заключения контракта на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан, участник закупки, предложивший цену контракта, сумму цен единиц товара на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, наряду с требованиями, предусмотренными настоящей статьей, обязан представить заказчику обоснование предлагаемых цены контракта, суммы цен единиц товара, которое может включать в себя гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара (за исключением случая, если количество поставляемых товаров невозможно определить), документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки, иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемым цене, сумме цен единиц товара.
Пунктом 2 части 10 статьи 37 Федерального закона о контрактной системе установлено, что обоснование, указанное в части 9 данной статьи, представляется участником закупки, с которым заключается контракт, при направлении заказчику подписанного проекта контракта при проведении электронного конкурса, аукциона. В случае невыполнения таким участником данного требования он признается уклонившимся от заключения контракта. При признании комиссией по осуществлению закупок предложенных цены контракта, суммы цен единиц товара необоснованными контракт с таким участником не заключается и право заключения контракта переходит к участнику закупки, который предложил такие же, как и победитель этого конкурса или аукциона, цену контракта, сумму цен единиц товара или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем этого конкурса или аукциона. В этих случаях решение комиссии по осуществлению закупок оформляется протоколом, который размещается в единой информационной системе и доводится до сведения всех участников закупки не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.
Таким образом, с момента признания ООО "ОПОРА" победителем аукциона у него возникли фактически три самостоятельные обязанности: подписать проект контракта, представить надлежащее обеспечение исполнения контракта (с учетом действия антидемпинговых мер), обоснование цены товара (в связи с осуществлением закупки товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения граждан).
На обязанность участника закупки предоставить заказчику обоснование предлагаемой цены единицы товара, сниженной более чем на 25% (в данном случае на 28,5%), при закупке товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения, дополнительно обращено внимание в письме Минфина России от 16.06.2020 N 24-02-08/51678, что также подтверждается арбитражной практикой (например, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 15.03.2017 N Ф05-1208/2017 по делу N А40-62497/2016, Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 11.03.2022 N Ф10-421/2022 по делу N А83-8514/2021).
Необходимо учитывать, что неисполнение каждой из вышеприведенных обязанностей является самостоятельным основанием для признания лица уклонившимся от заключения контракта.
Обязательные антидемпинговые меры направлены на соблюдение принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок и на защиту заказчика в случае искусственного занижения цен при проведении конкурса или аукциона. В противном случае, при непредоставлении документов, предусмотренных статьей 37 Федерального закона о контрактной системе, теряется смысл антидемпинговой нормы.
В соответствии с частью 6 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 такой статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 данной статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 такой статьи) и частью 5 данной статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 такой статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" данного пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 такой части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
19.10.2023 проект контракта направлен заказчиком на подписание ООО "ОПОРА", соответственно в срок, установленный частью 3 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе (то есть по 26.10.2024 включительно), победитель обязан подписать проект контракта, представить надлежащее обеспечение исполнения контракта (с учетом действия антидемпинговых мер), обоснование цены товара (в связи с осуществлением закупки товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения граждан).
25.10.2023 проект контракта подписан ООО "ОПОРА" с использование единой информационной системы, при этом вместе с проектом контракта предоставлена независимая гарантия от 23.10.2023 N ВБЦ-1364975, выданная акционерным обществом "Дальневосточный банк" на сумму 153 660,66 рублей.
На запрос Омского УФАС России о том, в какой форме было предоставлено заказчику победителем обеспечения исполнения контракта, а также предоставлялось победителем обоснование цен в соответствии с частью 9 статьи 37 Федерального закона о контрактной системе БУЗОО "ГКБ N 1 Кабанова А.Н." направило (вх. N 4497-ЭП/24 от 17.05.2024):
- копию независимой гарантии от 23.10.2023 N ВБЦ-1364975, выданной акционерным обществом "Дальневосточный банк" на сумму 153 660,66 рублей;
- копию письма исх. N 1135 от 27.10.2023 ООО "ОПОРА" о том, что 25.10.2023 к проекту контракта ошибочно приложена несоответствующая гарантия с приложением независимой гарантии от 25.10.2023 N 1370409 на сумму 307 321,32 рубль и обоснования цены (исх. N 1215 от 25.10.2023), согласно которому общество подтверждало наличие на его складах товара, в том числе продукции импортного производства;
- копию скриншота из реестра независимых гарантий.
Как видно из содержания частью 9 статьи 37 Федерального закона о контрактной системе, перечень документов, предоставляемых участником в целях подтверждения предлагаемой цены контракта, не является закрытым.
Вместе с тем, из обоснования цены представленного обществом (исх. N 1215 от 25.10.2023) невозможно сделать вывод о том, что у победителя закупки имеется реальная возможность осуществить поставку товара по предложенной им цене, так как носит исключительно декларационный характер.
Каких-либо иных документов и расчетов, подтверждающих возможность ООО "ОПОРА" осуществить поставку товара по предлагаемой ею цене единицы товара, предусмотренных частью 9 статьи 37 Федерального закона о контрактной системе, в адрес Омского УФАС России не представлено.
Комиссия особо отмечает, что документы, предоставляемые участником закупки во исполнение требований части 9 статьи 37 Федерального закона о контрактной системе, должны подтверждать реальную возможность поставки товара по предложенной таким участником цене контракта, иметь соответствующее обоснование заявленного снижения начальной (максимальной) цены контракта.
В указанной норме закона приведены примеры документов, которые могут быть представлены участником закупки (гарантийное письмо от производителя, документы, подтверждающие наличие товара), но перечень их не ограничен, что позволяет участнику представить в целях выполнения установленных требований иные сопоставимые по содержанию документы.
По смыслу пункта 2 части 10 статьи 37 Федерального закона о контрактной системе оценку выполнения участником закупки, предложившим цену контракта на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта при проведении электронного конкурса, аукциона, и обоснованности предложенной цены контракта дает комиссия по осуществлению закупок, которая не может допускать формального выполнения установленных требований, не сопровождающегося обозначенными выше документами, а равно, например, письменными расчетами ценового предложения с учетом конкретных действующих договоров участника закупки с изготовителями (поставщиками), складскими документами и т.п.
Собственные гарантийные письма о готовности поставить товар, не соответствуют требованиям, установленным частью 9 статьи 37 Федерального закона о контрактной системе, и в отсутствие иных документов, подтверждающих обоснование значительно сниженной цены поставляемого товара, не может быть принято в качестве достаточного обоснования стоимости контракта (см. определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 27.11.2023 N 310-ЭС23-10279 по делу N А83-19605/2021).
Таким образом, подписав контракт ООО "ОПОРА", заказчик нарушил положения части 10 статьи 37, части 6 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе.
4.2. Частями 5 - 7 статьи 45 Федерального закона о контрактной системе установлено следующее:
Заказчик рассматривает поступившую независимую гарантию в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.
Основанием для отказа в принятии независимой гарантии заказчиком является:
1) отсутствие информации о независимой гарантии в предусмотренных настоящей статьей реестрах независимых гарантий;
2) несоответствие независимой гарантии требованиям, предусмотренным частями 2, 3 и 8.2 настоящей статьи;
3) несоответствие независимой гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В случае отказа в принятии независимой гарантии заказчик в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, информирует в письменной форме или в форме электронного документа об этом лицо, предоставившее независимую гарантию, с указанием причин, послуживших основанием для отказа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при которых заказчик информирует лицо, предоставившее независимую гарантию, путем указания таких причин в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 45 Федерального закона о контрактной системе независимая гарантия, помимо прочего должна содержать сумму независимой гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона.
Согласно части 6.3 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе в случае, если предложенные в заявке участника закупки цена, сумма цен единиц товара, работы, услуги снижены на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, начальной сумме цен единиц товара, работы, услуги, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона.
Комиссией установлено, что в нарушении частей 5 - 7 статьи 45 Федерального закона о контрактной системе не осуществлены действия по проверке независимой гарантии от 23.10.2023 N ВБЦ-1364975, выданной акционерным обществом "Дальневосточный банк", на соответствие требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 45 Федерального закона о контрактной системе, результатом которой является информирование в письменной форме или в форме электронного документа лица, предоставившего независимую гарантию, с указанием причин, послуживших основанием для такого отказа.
На основании изложенного, руководствуясь, частью 7 статьи 104, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Включить информацию об обществе с ограниченной ответственностью "ОПОРА" в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации:
- об обществе с ограниченной ответственностью "ОПОРА", ИНН 2724222611, КПП 272001001;
- о директоре общества с ограниченной ответственностью "ОПОРА" Семеновой Виктории Владимировне, ИНН 272301916055;
- об участнике общества с ограниченной ответственностью "ОПОРА" (размер доли (в процентах) - 100 % ПРИМОРСКАЯ КРАЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ "ВСЕРОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО ИНВАЛИДОВ" (ВОИ), ИНН 2536014376.
2. Признать в действиях бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Городская клиническая больница N 1 имени Кабанова А.Н." нарушение части 10 статьи 37, частей 5-7 статьи 45, части 6 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе.
3. По фактам выявленных нарушений законодательства в сфере закупок передать материалы рассмотрения обращения должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
4. В рамках межведомственного взаимодействия передать материалы рассмотрения настоящего обращения в Прокуратуру Омской области, Росздравнадзор по Омской области для рассмотрения в рамках компетенции.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии |
А.Н. Зефиров
Е.С. Курленко
А.П. Алексина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 17 мая 2024 г. N 055/10/104-454/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.05.2024