Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Шмаковой Т.П. - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
Зефирова А.Н. - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
Алексиной А.П. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев представленное бюджетным общеобразовательным учреждением города Омска "Средняя общеобразовательная школа N 113" (далее - БОУ г. Омска "Средняя общеобразовательная школа N 113", учреждение, заказчик) обращение об обществе с ограниченной ответственностью Сервисная компания "Инкос" (далее - ООО СК "Инкос", общество, исполнитель) для включения в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N ЭА2024 от 26.12.2023 (далее - контракт), заключенного по результатам осуществления закупки путем открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации горячего питания обучающихся 1-4 классов (Реестровый номер 12.1571.23)" (извещение N 0152300011923001556) (далее - открытый конкурс в электронной форме, электронный конкурс), размещенной уполномоченным органом - департаментом контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска,
при участии посредством видео-конференц-связи представителя уполномоченного органа -<_>,
в присутствии представителей:
заказчика - <_>,
исполнителя - <_>,
слушателя - <_>
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с частями 2 и 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) в Омское УФАС России с использованием единой информационной системы заказчиком 13.05.2024 было направлено обращение о включении информации об исполнителе в Реестр с приложением решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из представленных материалов и информации следует, что 20.11.2023 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом было размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме с максимальным значением цены контракта 7 613 730 руб., начальная сумма цен единиц услуги составляла 90 руб.
30.11.2023 и 04.12.2024 размещались разъяснения положений извещения о проведении конкурса.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки вторых частей заявок от 11.12.2023 комиссией по осуществлению закупок было принято решение о признании вторых частей заявок двух участников закупки соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки, а также осуществлена оценка заявок таких участников.
Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 12.12.2023 свидетельствует о том, что победителем электронного конкурса признан участник, заявка на участие в закупке которого соответствовала требованиям, и который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, установленных в извещении об осуществлении закупки (ООО СК "Инкос").
Согласно информации, размещенной на официальном сайте в ЕИС, 26.12.2023 между учреждением и обществом был заключен контракт с ценой 7 613 730 руб.
27.04.2024 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (исх. N 174) в связи с неисполнением обществом обязательств, предусмотренных контрактом.
В обращении заказчика датой расторжения контракта указано 08.05.2024, информация о расторжении контракта в этот же день размещена на официальном сайте ЕИС в разделе "Реестр контрактов".
2. В результате осуществления проверки одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта Комиссия считает, что информация об обществе с ограниченной ответственностью Сервисная компания "Инкос" не подлежит включению в Реестр, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из такого закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.
На основании пункта 8 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе информацию о сроке исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
В извещении о проведении электронного аукциона в графе "Информация о сроках исполнения контракта и источниках финансирования" были указаны дата начала исполнения контракта - с даты заключения контракта, дата окончания исполнения контракта - 31.01.2025.
Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Между сторонами на основании заключенного контракта сложились отношения, основанные на договоре возмездного оказания услуг.
В силу пункта 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Особенностью правового регулирования договора возмездного оказания услуг согласно статье 783 ГК РФ является то, что общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 такого Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Таким образом, условие о сроках выполнения работы (оказания услуги) является существенным для договора подряда (возмездного оказания услуг).
В соответствии со статьей 723 ГК РФ в случаях, когда работа выполнена подрядчиком с отступлениями от договора подряда, ухудшившими результат работы, или с иными недостатками, которые делают его не пригодным для предусмотренного в договоре использования либо при отсутствии в договоре соответствующего условия непригодности для обычного использования, заказчик вправе, если иное не установлено законом или договором, по своему выбору потребовать от подрядчика:
безвозмездного устранения недостатков в разумный срок;
соразмерного уменьшения установленной за работу цены;
возмещения своих расходов на устранение недостатков, когда право заказчика устранять их предусмотрено в договоре подряда (статья 397).
Согласно пунктам 1.1-1.5 контракта его предметом выступало следующее:
"1.1. Исполнитель обязуется по заданию Заказчика на условиях настоящего контракта и в установленный настоящим контрактом срок оказать услуги питания детей, обучающихся по образовательным программам начального общего образования (далее - услуги) и сдать их Заказчику, а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги в соответствии с настоящим контрактом.
1.2. Место оказания услуг: г. Омск, ул. 18 Северная, д. 91.
1.3. Сроки оказания услуг: с даты заключения контракта по 30 декабря 2024 года, в соответствии с режимом работы учреждения, с графиком приема пищи (Приложение N 2 к настоящему контракту), на основании поданных письменных заявок. Заявки подаются ежедневно, до 12.00 рабочего дня, предшествующего дате приема пищи, указанной в Заявке посредством электронной почты, указанной в разделе 11 контракта.
1.4. Объем услуг определяется исходя из фактической потребности Заказчика по заявкам Заказчика, подаваемым в порядке, установленном пунктом 1.3 настоящего контракта.
1.5. Услуги по настоящему контракту оказываются Исполнителем его силами и средствами, в объеме, определенном фактической потребностью Заказчика в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к настоящему контракту), графиком приема пищи и требованиями к цикличному меню (Приложения N 2 и N 3 к настоящему контракту), в соответствии с наименованием и характеристикой товаров, используемых при оказании услуг (приложение N 5 к контракту) в пределах максимального значения цены контракта".
Информация о порядке подачи заявок, аналогичная указанной в пункте 1.3 контракта, содержалась в пункте 2 Технического задания (Приложение N 1 к контракту).
Разделом 3 контракта были определены права и обязанности сторон при его исполнении.
В силу пунктов 3.3.1, 3.3.3, 3.3.4, 3.3.7 обязанности заказчика предусматривали следующее:
- подавать заявки посредством электронной почты указанной в разделе 11 контракта,
- предоставить исполнителю право пользования недвижимым имуществом, соответствующим санитарно-эпидемиологическим требованиям к организации общественного питания населения, иным имуществом, необходимым для оказания услуг, соответствующим санитарно-эпидемиологическим требованиям к организации общественного питания населения,
- создать условия для приготовления и выдачи горячего питания обучающимся в соответствии с требованиями СП 2.4.3648-20 санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (далее соответственно - СП 2.4.3648-20),
- не позднее, чем за 2 дня до начала периода приема пищи (Приложение N 2 к контракту) передать исполнителю помещение пищеблока, соответствующее требованиям СП 2.4.3648-20 холодильное, технологическое и вспомогательное оборудование согласно Приложению N 4 к контракту по акту приема-передачи на срок, равный сроку оказания услуг по контракту. С даты окончания оказания услуг принять от исполнителя помещение пищеблока и оборудование в течение 2 дней по акту сдачи.
Корреспондирующая вышеуказанной обязанность исполнителя по принятию от заказчика помещения пищеблока, соответствующего требованиям СП 2.4.3648-20, холодильного, технологического и вспомогательного оборудования содержалась в пункте 3.1.13 контракта.
В силу пунктов 3.1.3, 3.1.4, 3.1.11 контракта обязанности исполнителя включали следующее:
"3.1.3. Оказать услуги в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к настоящему контракту), в объеме и в сроки, предусмотренные настоящим контрактом, и сдать услуги Заказчику.
3.1.4. Оказывать услуги в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами, с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения, в том числе направленных на предотвращение вредного воздействия факторов среды обитания, биологических факторов, химических факторов, физических факторов.
3.1.11. Оказывать услуги с использованием технологического, холодильного, моечного оборудования, инвентаря, посуды, соответствующих санитарно-эпидемиологическим требованиям к организации общественного питания населении".
Техническим заданием на оказание услуг питания (приложение N 1 к контракту) было предусмотрено, что исполнитель осуществляет доставку (при необходимости) горячих готовых блюд в специальных изотермических емкостях, внутренняя поверхность которых должна быть выполнена из материалов, отвечающих требованиям санитарных правил, предъявляемым к материалам, разрешенным для контакта с пищевыми продуктами, обеспечивающие сохранение температуры, соответствующей температуре раздачи (исключающие необходимость подогрева или дополнительного охлаждения).
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных таким Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статья 310 ГК РФ).
На основании пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В силу пункта 1 части 14 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 статьи 95 такого закона.
Согласно части 8 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 9 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 10.8 контракта было предусмотрено условие о том, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Также в пункте 10.9 контракта было закреплено право заказчика отказаться от исполнения контракта и потребовать возмещения от исполнителя убытков в случае если:
- исполнитель не приступает своевременно к исполнению контракта или оказывает услуги настолько медленно, что оказание их к сроку становится явно невозможным,
- отступления от условий контракта или иные недостатки результата услуг в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми.
Порядок расторжения контракта при принятии заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта регламентирован частью 12.1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с указанной статьей в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 данной статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 такого закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 данной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 такой части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что принятое БОУ г. Омска "Средняя общеобразовательная школа N 113" решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 27.04.2024 в 07:55 час. (МСК) было сформировано с использованием официального сайта ЕИС, подписано усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещено в ЕИС.
Частью 13 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе регламентировано, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с требованием части 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 такой статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Датой поступления обществу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и его надлежащим уведомлением на основании сведений вкладки "решение об одностороннем отказе" реестра контрактов (реестровый номер контракта 3550203376024000001) признается 27.04.2024 в 07:55 час. (МСК) в соответствии с часовой зоной, в которой расположен такой исполнитель.
Таким образом, ООО СК "Инкос" на основании частей 13 и 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе в период с 28.04.2024 по 07.05.2024 имело право устранить нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от его исполнения.
3. В силу части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно пункту 3 раздела II Правил обращение о включении информации об участнике закупки в реестр направляется в срок, предусмотренный частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 такого закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 данного закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
На основании части 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 данного закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании подпункта "а" пункта 13 Правил не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении сведений об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим направленности действий поставщика (подрядчика, исполнителя) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения. Включение сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр является исключительной мерой ответственности за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
В соответствии с пунктами "г" и "д" пункта 9 Правил:
г) орган контроля размещает (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "е" и "ж" настоящего пункта) не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем поступления обращения в соответствии с подпунктом "в" настоящего пункта, информацию о проведении внеплановой проверки в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Федерального закона;
д) не позднее трех часов с момента размещения информации в соответствии с подпунктом "г" настоящего пункта заказчику, участнику закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта), поставщику (подрядчику, исполнителю) с использованием единой информационной системы автоматически направляется уведомление о размещении такой информации в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Федерального закона. Такое уведомление считается надлежащим уведомлением заказчика, участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) о месте, дате и времени рассмотрения обращения и проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил.
Информация о рассмотрении обращения и проведении проверок была размещена в ЕИС 14.05.2024.
Кроме того, Омским УФАС России в этот же день сторонам контракта было направлено (исх. N ТШ/2644/24) уведомление о рассмотрении 20.05.2024 в 10 час. 00 мин. настоящего обращения заказчика, а также предложение о представлении в срок не позднее 16.05.2024:
- заказчику всей имеющейся переписки с ООО СК "Инкос" в рамках исполнения контракта (с подтверждением направления/вручения таких писем), а также документальных доказательств неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта;
- исполнителю письменных пояснений на обращение заказчика о включении информации в Реестр.
Представленные заказчиком (вх. N 4473-ЭП/24 от 17.05.2024) сведения о взаимодействии с ООО СК "Инкос" в рамках исполнения контракта, документальные доказательства неисполнения обязательств по контракту, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, а также вся имеющаяся переписка между сторонами свидетельствуют о следующем.
Во исполнение пунктов 3.1.13, 3.3.7 контракта по акту приема-передачи, датированном 09.01.2024, заказчиком были переданы исполнителю: помещение пищеблока учреждения, а также холодильное, технологическое и вспомогательное оборудование.
В данном акте директором ООО СК "Инкос" А.П. Ермолиным сделана отметка о том, что помещение пищеблока школьной столовой принято в удовлетворительном состоянии, имеется предписание по замене мебели в обеденный зал. Кроме того, указано, что перечень оборудования не соответствует наличию, предусмотренному приложением N 4 контракту, требуется докомплектация ТМЦ, посудой по заявке учреждения.
Заказчиком в адрес исполнителя направлялись претензии о некачественном оказании услуг питания от 29.03.2024 N 103/1, от 09.04.2024 N 131, от 27.04.2024 N 170.
Согласно претензии от 29.03.2024 N 103/1 специалистами департамента образования Администрации г. Омска 26.03.2024 проведена проверка работы школьной столовой, по результатам проведения которой выявлены следующие нарушения СаН ПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения", при этом указано:
"1. п. 2.2. - отсутствуют маркировочные ярлыки на привезенных поставщиком продуктах;
2. п. 2.6. - не созданы условия для хранения полуфабрикатов: в одной морозильной камере хранятся пакеты с мясом и замороженные ягоды для варки компотов, так как не хватает морозильного оборудования. В имеющейся морозильной камере отсутствуют полки для хранения продуктов, поэтому мясо, рыба и ягода лежит единой массой.
3. п. 3.4. - не созданы условия для хранения личных вещей работников столовой;
4. п. 8.6.4. - имеющееся холодильное оборудование не соответствует нормам хранения продуктов; не хватает морозильных камер для раздельного хранения продуктов.
В соответствии с условиями контракта исполнитель должен:
1. п. 3.1.10 - отбирать и хранить в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации общественного питания населения суточную пробу от каждой партии приготовленной в соответствии с меню основного питания пищевой продукции.
Вместе с тем, в ходе проверки выявлено, что холодильник, предназначенный для хранения проб, находится в ненадлежащем состоянии. А именно: на задней стенке холодильника находится двух-трехсантиметровая наледь. В холодильнике неприятный запах".
В претензии от 09.04.2024 N 131 были перечислены нарушения, аналогичные ранее указанным в претензии заказчика от 29.03.2024 N 103/1 (за исключением нарушения пункта 3.1.10 контракта), выявленные по результатам проверки, проведенной специалистами департамента образования Администрации г. Омска 08.04.2024.
Согласно претензии заказчика от 27.04.2024 N 170 специалистами департамента образования Администрации г. Омска 25.04.2024 проведена проверка работы школьной столовой, по результатам проведения которой также выявлены нарушения СаН ПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения", а именно:
"1. п. 2.2. - отсутствуют маркировочные ярлыки на продуктах, открытых сотрудниками ООО "ИНКОС": открытая упаковка дрожжей без указания даты вскрытия, открытая банка томатной пасты без указания даты открытия хранится не в холодильнике, а на нижней полке рабочего стола.
2. п. 2.15 - имеющееся холодильное оборудование не соответствует требуемым нормам: в холодильнике для хранения суточных проб температура +10 градусов. Журнал холодильного оборудования не заполнен.
3. п. 2.22. - гигиенический журнал (сотрудники) не заполнен медицинским работником.
4. п. 3.4. - не созданы условия для хранения личных вещей работников столовой.
По-прежнему, в общем зале находятся личные вещи сотрудников: сумка,
5. п. 3.5.1. - нахождение на раздаче более 3 часов с момента изготовления готовых блюд, требующих разогревания перед употреблением: заранее приготовленные блюда (рис отварной и котлеты) разогревались работниками пищеблока для выдачи обучающимися.
Нарушены условия контакта:
6. п. 3.1.11 контракта - не заменена посуда со сколами.
7. Нарушены положения СаН ПиН 3590-20:
N 1 - отсутствуют записи в гигиеническом журнале работников.
N 2 - отсутствуют записи в журнале учета температурного режима холодильников.
N 4 - отсутствует запись в журнале бракеража готовой пищевой продукции.
N 6 - для питания обучающихся используется овощная закуска промышленного производства".
Помимо указанного, в период каникул с 8 по 13 апреля 2024 года произошел порыв силового кабеля на территории, не принадлежащей школе. По состоянию на 12.04.2024 порыв кабеля не был устранен. В связи с отсутствием подачи на пищеблок электричества администрацией школы было подано ходатайство обществу об организации привозного горячего питания (письмо от 12.04.2024 исх. N 144).
15.04.2024 исполнитель предоставил горячие блюда согласно утвержденного меню для организации питания первой смены школы. Для организации питания обучающихся второй смены вовремя были подвезены всего три термоса с первым блюдом, что не соответствовало необходимому количеству. Второе блюдо было подвезено с опозданием на 30 минут. Таким образом, питание обучающихся обществом было сорвано.
В связи с указанными обстоятельствами, 27.04.2024 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
При обосновании решения заказчиком указано на неоднократное нарушение исполнителем условий контракта, выявленных в результате проверки школьной столовой представителями департамента образования Администрации г. Омска, со ссылкой на вышеуказанные претензии заказчика, на срыв питания обучающихся 15.04.2024, а также на то, что замечания, указанные учреждением в первой и второй претензиях в полном объеме обществом устранены не были.
Также в материалы дела заказчиком были представлены: акт проверки школьной столовой бракеражной комиссией по питанию учащихся БОУ г. Омска "Средняя общеобразовательная школа N 113" от 02.05.2024, претензии о некачественном оказании услуги питания обществом от 03.05.2024 N 184, от 06.05.2024 N 185, от 07.05.2024 N 187, от 08.05.2024 N 189, докладные от учителей школы об отказе столовой в принятии заявки на питание 07.05.2024.
В свою очередь, обществом были представлены (вх. N 4467-ЭП/24 от 17.05.2024) пояснения, в которых выражено несогласие принятому учреждением решению об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, перечисленным в нем.
Обществом указано, что не все нарушения, указанные в претензиях заказчика о некачественном оказании услуг питания, вызваны действиями исполнителя, поскольку вызваны нарушением заказчиком встречных обязательств по контракту. Остальные нарушения были устранены обществом в полном объеме.
Обществом указано, что заказчик никак не мотивировал довод о том, что обязанность по соблюдению условий для хранения полуфабрикатов в помещениях пищеблока возложена на исполнителя. Само оборудование для хранения продуктов передавалось непосредственно заказчиком, сам же заказчик до предъявления претензий не предлагал исполнителю установить дополнительное оборудование для раздельного хранения мяса, рыбы, птицы и ягод. Относительно незаполнения медицинским работником гигиенического журнала (сотрудники), общество полагает, что данное нарушение не имеет отношения к обязательствам исполнителя по контракту. Что касается нарушения исполнителем положений СаНПиН 3590-20 в пояснениях указано:
"Заказчик указал на отсутствие записей в гигиеническом журнале работников, в журнале учета температурного режима холодильников, в журнале бракеража готовой пищевой продукции. Между тем, Заказчик не обосновал, согласно каким условиям Контракта либо иным документам именно Исполнитель должен осуществлять ведение записей в данных журналах, а не заведующий производством школы.
Заказчик указал на нахождение на раздаче более 3 часов с момента изготовления готовых блюд, требующих разогревания перед употреблением. При этом Заказчик не представил доказательств, подтверждающих данное обстоятельство. В частности, нахождение блюд на раздаче более 3 часов. Из чего следует сделать вывод о голословности доводов.
Говоря о замене посуды со сколами, важно отметить, что в ранее выставленной претензии данного нарушения не было. При этом не ясно, при каких условиях была разбита посуда, какая именно и в каком количестве. Учитывая, что услуги оказываются организации, где находятся несовершеннолетние дети, посуда может биться ежедневно и ее замена - вопрос времени. Существенным нарушением это не является.
Заказчик не мотивировал, почему для питания обучающихся не может использоваться закуска промышленного производства. Конкретных запретов на это СП 2.4.3448-20 не установлено.
Помимо этого, стоит отметить нарушение, связанное с маркировкой товаров. Все товары поставлялись Заказчику маркированные ярлыками. Однако после направления первых двух претензий, Исполнитель 09.04.2024 г. осуществил ревизию в помещении пищеблока и прикрепил ярлыки к товарным упаковкам.
Также Исполнитель определил и подписал места для хранения замороженного сырья с учетом товарного соседства. Часть замороженной продукции была возвращена на склад самого Исполнителя в целях снижения нагрузки на электросети".
Общество указывает, что после принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта исполнитель устранил все нарушения, указанные в данном решении, при этом те основания, которые были указаны в решении, не являются основаниями, позволяющими заказчику в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта, поскольку они не являлись существенными.
В связи с указанными обстоятельствами общество полагает, что решение должно было быть отменено заказчиком.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. В свою очередь, такая правовая категория, как "недобросовестность", является оценочным понятием и складывается из ряда элементов поведения хозяйствующего субъекта в ходе заключения либо исполнения контракта.
С учетом изложенного контрольным органом в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или не включении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о подрядчике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание общества недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Действуя в рамках заключенного контракта, исполнитель должен осознавать то обстоятельство, что он вступил в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Фактические обстоятельства сложившихся между сторонами отношений свидетельствуют о том, что исполнитель к оказанию услуг в рамках заключенного контракта в установленный контрактом срок приступил, что сторонами оспорено не было.
Так, в обязанности заказчика согласно условиям контракта входило создание условий для приготовления и выдачи горячего питания обучающимся, в том числе передача исполнителю помещения пищеблока, соответствующего требованиям СП 2.4.3648-20, холодильного, технологического и вспомогательного оборудования по акту приема-передачи (пункт 3.3.7 контракта).
Проанализировав и оценив имеющиеся в материалах дела документы, Комиссия установила, что БОУ г. Омска "Средняя общеобразовательная школа N 113" были представлены доказательства передачи обществу помещения пищеблока, оборудования по акту приема-передачи, а равно исполнения обязанности, предусмотренной в пункте 3.3.7 контракта.
Вместе с тем количество оборудования, изначально предусмотренного Приложением N 4 и размещенного в составе извещения о закупке, подлежащего передаче заказчиком исполнителю, фактически не соответствовало действительности, о чем свидетельствует подписанный сторонами акт приема-передачи пищеблока, оборудования.
Фактически исполнителю передано оборудование в значительно меньшем количестве, чем было предусмотрено контрактом, в том числе холодильного оборудования (например, из 5 холодильников передан 1).
По убеждению Комиссии, данное несоответствие могло ввести участников закупки в заблуждение на этапе подачи заявки на участие в закупки и фактически потребовало от исполнителя дополнительных финансовых затрат на этапе исполнения контракта, поскольку он не располагал достаточным количеством оборудования, на которое рассчитывал при подаче заявки на участие в закупке.
Как следует из письма заказчика и пояснений сторон, дополнительное холодильное оборудование было завезено обществом после предъявления к последнему претензий.
В части нарушения исполнителем пунктов 3.5.1 СаН ПиН 3590-20 (нахождение на раздаче более 3 часов с момента изготовления блюд), пункта 3.1.11 контракта (не заменена посуда со сколами) материалы дела не содержат соответствующих доказательств (акты, фотоматериалы и т.п.), подтверждающих данные обстоятельства, при этом в претензиях заказчика отсутствует информация о том, в каком именно количестве посуда имеет сколы; какая именно, какого состава и чьего производства закуска была использована в питании детей и пр.
Относительно отсутствия маркировочных ярлыков на продуктах общество указало, что данное нарушение им устранено. Доказательств обратного заказчиком также не представлено.
В части отсутствия записей в журналах, нарушения условий хранения вещей работников столовой, Комиссия считает недоказанным то обстоятельство, что обязанности по заполнению журналов возложены именно на исполнителя, а вещи принадлежали работникам исполнителя и находились в производственном помещении.
В соответствии с пунктом 10.9 контракта заказчик вправе отказаться от исполнения контракта и потребовать возмещения от Исполнителя убытков в случае если:
- исполнитель не приступает своевременно к исполнению контракта или оказывает услуги настолько медленно, что оказание их к сроку становится явно невозможным,
- отступления от условий контракта или иные недостатки результата услуг в установленный Заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми.
Осуществив проверку представленных сторонами доказательств, учитывая фактические обстоятельства дела, Комиссия установила, что ООО СК "Инкос" осуществлялись действия, направленные на исполнение контракта и свидетельствующие об отсутствии намерения на уклонение от принятых обязательств по контракту.
С учетом указанных обстоятельств, в силу пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Комиссия отказывает во включении информации об обществе в реестр.
На основании изложенного, руководствуясь, частью 7 статьи 104, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Отказать во включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации:
- об обществе с ограниченной ответственностью Сервисная компания "Инкос" (644007, г. Омск, ул. 5-я Северная, д. 192), ИНН 5503095992, КПП 550301001;
- о директоре общества с ограниченной ответственностью Сервисная компания "Инкос" Ермолине Алексее Петровиче, ИНН 550501429572;
- об участниках общества с ограниченной ответственностью Сервисная компания "Инкос" (размер доли (в процентах) - 55 % Ермолине Алексее Петровиче, ИНН 550501429572, (размер доли (в процентах) - 45 % Ермолиной Марии Александровне, ИНН 550501794423.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Заместитель председателя Комиссии
Член Комиссии |
Т.П. Шмакова
А.Н. Зефиров
А.П. Алексина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 20 мая 2024 г. N 055/10/104-469/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.05.2024