Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего Комиссии Управления: А.С. Спиряковой - заместителя начальника отдела проверок государственных закупок; Членов Комиссии Управления: А.А. Луневича - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок, Е.Ю. Давыденко - ведущего специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок, при проведении проверки посредством видеоконференцсвязи в присутствии уполномоченного представителя ГБУЗ "МНПЦ наркологии ДЗМ": Клепикова В.В. (доверенность б/н от 18.04.2024), а также в присутствии уполномоченного представителя ООО "Промышленный участок": Хан Т.О. (доверенность N32 от 14.05.2024), рассмотрев обращение ГБУЗ "МНПЦ наркологии ДЗМ" о включении сведений об ООО "Промышленный участок", в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), 2024-22951 2
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступило обращение государственного заказчика - ГБУЗ "МНПЦ наркологии ДЗМ" (далее - Заказчик) о включении сведений об ООО "Промышленный участок" (далее - Поставщик, Общество, Исполнитель) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним расторжением государственного контракта, заключенного по результатам открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по комплексному техническому обслуживанию, эксплуатации и ремонту зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения с выполнением комплекса мероприятий, направленных на восстановление и устранение неисправностей элементов зданий, сооружений, систем, инженерного оборудования, в целях поддержания их эксплуатационных показателей в медицинском учреждении Департамента здравоохранения города Москвы ГБУЗ "МНПЦ наркологии ДЗМ" (реестровый N 0173200001423001029). 15.08.2023 между Заказчиком и ООО "Промышленный участок" заключен государственный контракт N 2772335638623000257 на выполнение работ по комплексному техническому обслуживанию, эксплуатации и ремонту зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения с выполнением комплекса мероприятий, направленных на восстановление и устранение неисправностей элементов зданий, сооружений, систем, инженерного оборудования, в целях поддержания их эксплуатационных показателей в медицинском учреждении Департамента здравоохранения города Москвы ГБУЗ "МНПЦ наркологии ДЗМ" (далее - Контракт). В пп. "б" п.1 ч. 15 ст. 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в ходе исполнения контракта установлено, что при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) поставщик (подрядчик, исполнитель) представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара требованиям, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании пп. "б" п.1 ч. 15 ст. 95 Закона о контрактной системе, 27.04.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение), поскольку Московским УФАС России по делу N 077/06/104-1901/2024 установлен факт предоставления ООО "Промышленный участок" в составе заявки на участие в закупочной процедуре N 0173200001423001029 недостоверных сведений в качестве подтверждения наличия соответствующего опыта выполнения работ, которые позволили ООО "Промышленный участок" стать победителем закупки. На заседании Комиссии Управления представитель Исполнителя пояснил, что "согласно пп. "б" п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона о контрактной системе основанием для расторжения контракта является установление недостоверных сведений, предоставленных в составе участника закупки, предусмотренных статьей 31 Закона 2024-22951 3 N 44-ФЗ.
Иного в данной норме не указано. Требования к участникам закупки установлены в ст. 31 Закона о контрактной системе. Соответствие ООО "Промышленный участок" указанным требованиям в ходе внеплановой проверки не оспаривалось. Требования к квалификации участникам закупки содержатся в ст. 32 названного федерального закона и не имеют отношения к рассматриваемой ситуации. При рассмотрении документов ООО "Промышленный участок", предоставленных для подтверждения требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, недостоверных сведений не установлено. Из системного толкования положений пп. "б" п. 2 ч. 15 ст. 95 и ст.ст. 31-32 Закона о контрактной системе следует, что в ходе исполнения контракта заказчик обязан расторгнуть контракт, если будет установлено, что участник закупки не должен быть допущен к участию в закупке.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, который предусматривает, в частности порядок направления обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков, требования к составу, содержанию, форме такого обращения. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - "Правила"). В ч. 4 раздела II "Порядок направления обращения, требования к составу, содержанию, форме обращения" Правил установлено что, в разделе 1 приложения N 1 "форма обращения в контрольный орган" к настоящим Правилам указывается:
а) полное наименование органа контроля, в который направляется обращение;
б) код, установленный для случая направления обращения и принимающий следующие значения: 1 - уклонение участника закупки от заключения контракта; 2 - расторжение контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; 3 - расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; 4 - расторжение контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. 2024-22951 4 Следовательно, ни одно из указанных оснований для направления обращения не соответствует рассматриваемому случаю С момента заключения Контракта 15.08.2023 Заказчиком не направлялось требований или претензий в связи с ненадлежащим качеством работ (услуг).
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не связано с нарушением его условий; обязательства со стороны ООО "Промышленный участок" исполнялись надлежащим образом.
Таким образом, для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют как правовые, так и фактические основания. Кроме того, включение сведений в РНП является несоразмерной мерой в связи с расторжением контракта по указанным основаниям.
Также согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, изложенным в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П, от 24.06.2009 N 11-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционного защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
На основании изложенного и в соответствии со ст. 104 Закона N 44-ФЗ ООО "Промышленный участок"". Комиссия Управления отмечает, что в соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. При указанных обстоятельствах - предоставление недостоверных сведений в части опыта выполненных работ на дату проведения электронного конкурса на заключение государственного контракта N 0173200001423001029 свидетельствует о наличии вины Исполнителя. Ссылки Исполнителя на отсутствие законодательных оснований включения в Реестр в случае одностороннего расторжения контракта на основании части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, поскольку в указанной норме указано, что в случае предоставления недостоверных сведений заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Принятие одностороннего отказа от исполнения контракта является основанием для обращения заказчика о включении такого лица в Реестр. Исходя из правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении N 25 от 23.06.2015, оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и 2024-22951 5 законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу части 5 статьи 10 ГК добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное (пункт 1).
На основании изложенного, учитывая доказанный факт представления недостоверных сведений Исполнителем в целях заключения Контракта в нарушение прямой нормы закона, а именно, подпункт "б" пункта 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе, существенность допущенных им нарушений, а также то обстоятельство, что Заказчик в конечном итоге был лишен того, на что он рассчитывал при заключении Контракта, отсутствие со стороны Исполнителя безусловных и убедительных доказательств отсутствия вины, Комиссия Управления приходит к выводу о допущенной Исполнителем недобросовестности, а потому в настоящем случае целесообразно применение к Исполнителю мер публично- правовой ответственности в виде включения сведений о нем в Реестр.
В соответствии с частью 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном Законом о контрактной системе порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Исходя из требований части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, включению в реестр недобросовестных поставщиков подлежит информация, в том числе о лицах, с которыми расторгнуты государственные контракты вследствие их недобросовестного поведения в ходе их исполнения. При этом, учитывая то обстоятельство, что реестр недобросовестных поставщиков является мерой публично-правового характера, антимонопольный орган в каждом конкретном случае обязан выяснить причины неисполнения контракта и оценить действия хозяйствующего субъекта в процессе его исполнения, что и было сделано административным органом в настоящем случае. В этой связи в целях разрешения вопроса о включении либо невключении сведений о хозяйствующем субъекте в реестр недобросовестных поставщиков Комиссия Управления оценивает действия исполнителя с точки зрения их добросовестности. В настоящем случае Исполнителем были представлены недостоверные сведения о опыте, в связи с чем включение Исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит для ограждения государственных заказчиков от недобросовестных поставщиков. Данная позиция поддержана Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 24.11.2023 года по делу А40-81279/23-147-630.
Руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Московского УФАС России 2024-22951 6
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении ООО "Промышленный участок" (119634, Г.МОСКВА, ВН.ТЕР.Г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ НОВО-ПЕРЕДЕЛКИНО, УЛ ЛУКИНСКАЯ, Д. 4, ПОМЕЩ. 1, ИНН: 7729705643), в лице генерального директора/учредителя (УСТИНОВ ЕВГЕНИЙ ВАДИМОВИЧ, ИНН: 772825191346) включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "Промышленный участок" в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок.
3. Сведения о недобросовестном поставщике исключаются из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня их внесения.
Решение может быть обжаловано в Арбитражном суде в течение трех месяцев с даты его принятия в порядке, установленном главой 24 АПК РФ. Председатель комиссии А.С. Спирякова Члены комиссии: А.А. Луневич Е.Ю. Давыденко Исп.Луневич А.А. 2024-22951
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 17 мая 2024 г. N 077/10/104-6794/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.05.2024