рассмотрев материалы дела N 7-3/297 по обращению Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская больница" имени М.И. Шевчук министерства здравоохранения Хабаровского края о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "МСК" (ИНН 5048054733) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 18.03.2024 N на поставку лекарственного препарата для медицинского применения Цефепим + Сульбактам (извещение N 0322300061424000153),
УСТАНОВИЛА:
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" принято решение о проведении внеплановой проверки, в ходе которой установлено следующее.
Контракт от 18.03.2024 N 153 на поставку лекарственного препарата для медицинского применения Цефепим + Сульбактам между Краевым государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Городская больница" имени М.И. Шевчук министерства здравоохранения Хабаровского края и ООО "МСК" заключен по результатам проведения аукциона в электронной форме N 0322300061424000153 (далее - контракт).
В соответствии с Контрактом Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, осуществить поставку лекарственного препарата для медицинского применения Цефепим + Сульбактам (код ОКПД 2 - 21.20.10.191) (далее - Товар) в соответствии со Спецификацией (приложение N 1 к Контракту), а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, принять и оплатить поставленный Товар (п. 1.1 контракта).
Поставщик обязан:
- поставить Товар, соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации, в соответствии с условиями Контракта, в полном объеме, надлежащего качества и в установленные сроки (п. 3.1.1 контракта);
- представлять по требованию Заказчика информацию и документы, относящиеся к предмету Контракта (п. 3.1.2 контракта).
Заказчик вправе требовать от Поставщика надлежащего исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом (п. 3.4.1 контракта).
Согласно п. 5.1 контракта Поставка Товара осуществляется Поставщиком в Место поставки на условиях, предусмотренных пунктом 1.3 Контракта, в сроки, определенные Календарным планом (приложение N 3 к Контракту).
Согласно п. 12.5 контракта Расторжение контракта в связи с односторонним отказом Заказчика/Поставщика от исполнения контракта осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 95 Федерального закона о контрактной системе.
Приложением N1 к контракту стороны определили Спецификацию в соответствии с которой необходимо поставить следующий товар:
N п/п |
Наименование Товара в соответствии с единым справочником-каталогом лекарственных препаратов (далее - ЕСКЛП) |
Торговое наименование, форма выпуска в соответствии с регистрационным удостоверением лекарственного препарата |
Лекарственная форма в соответствии с ЕСКЛП |
Дозировка в соответствии с ЕСКЛП |
|
международное непатентованное или химическое или группировочное наименование |
торговое наименование |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Цефепим+[Сульбактам] |
Цефепим+Сульбактам |
Цефепим+Сульбактам, порошок для приготовления раствора для внутривенного и внутримышечного введения 1 г+1 г флаконы 1 пачки картонные |
порошок для приготовления раствора для внутривенного и внутримышечного введения |
1000 мг+1000 мг |
Согласно Приложению N2 к контракту "Технические характеристики" наименование держателя или владельца регистрационного удостоверения лекарственного препарата, наименование производителя лекарственного препарата, производственные площадки, участвующие в процессе производства лекарственного препарата, с указанием стадий производства, названий - НД:ООО "ДжодасЭкспоим", НП:ДжодасЭкспоимПвт.Лтд; номер регистрационного удостоверения лекарственного препарата - ЛП-N(004460)-(РГ-RU).
Приложением N3 к контракту стороны утвердили Календарный план поставки:
Этап поставки |
Срок поставки по этапу поставки |
Срок исполнения этапа контракта |
N п/п в соответствии со Спецификацией |
Наименование товара |
Ед. изм. |
Количество товара |
Место поставки товара |
1 |
в течение 21 дня с даты заключения контракта |
С даты заключения контракта по 20.05.2024 |
1 |
ЦЕФЕПИМ+СУЛЬБАКТАМ |
МГ |
500000.00 |
Хабаровский край, Комсомольск-на-Амуре г, улица Щорса д. 81, аптека |
2 |
с 03.06.2024 по 07.06.2024 |
С 03.06.2024 по 22.07.2024 |
1 |
ЦЕФЕПИМ+СУЛЬБАКТАМ |
МГ |
500000.00 |
Хабаровский край, Комсомольск-на-Амуре г, улица Щорса д. 81, аптека |
Как установлено материалами дела 17.04.2024 Заказчиком направлена претензия в адрес Общества с требованием осуществить поставку товара.
Ответ на претензию в адрес Заказчика Обществом не направлен.
27.04.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с непоставкой товара.
В результате изучения материалов дела 7-3/297, исходя из конкретных обстоятельств осуществления закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
Из п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 ст. 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
В соответствии с п. 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу требований ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с ч. 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
27.04.2024 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта опубликовано на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru.
08.05.2024 решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу.
В соответствии с пп. а п. 13 раздела 3 Правил не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных пп. е п. 9 и пп. г п. 10) осуществляет следующую проверку совокупность действий, в том числе рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Недобросовестное поведение поставщика заключается в неоднократном нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлениях от 12.05.1998 N 14-П, от 15.07.1999 N 11-П, от 30.07.2001 N 13-П санкции, налагаемые органами государственной власти, являются мерой юридической ответственности, поэтому размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Следовательно, для возникновения таких правовых последствий как признание участника закупки недобросовестным поставщиком, антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоблюдения положений законодательства, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссией Хабаровского УФАС России установлено, что между ООО "Джодас Экспоим" и ООО "МСК" 01.06.2023 заключен договор поставки N554 (далее - договор).
Так, согласно п. 1.1 договора между Поставщиком и Покупателем устанавливаются долгосрочные отношения по продаже Поставщиком и оплате Покупателем лекарственных средств для медицинского применения и изделий медицинского назначения, именуемых дальше "Товар".
Из пояснений Общества следует, что между третьими лицами, пятью физическими лицами - держателями патента RU 2 377 985 C2 "средство для лечения инфекционных болезней, вызванных множественно-устойчивыми бактериями" от 25.12.2006, их лицензиатом ООО "АлФарма", с одной стороны и держателем регистрационного удостоверения, дистрибьютором препарата ООО "ДжодасЭкспоим" возник патентный спор.
10.04.2024 ООО "МСК" направило письмо, в котором со ссылкой на владельца регистрационного удостоверения ООО "Джодас Экспоим" проинформировал Заказчика о том, что держатель регистрационного удостоверения ЛП-N(004460)-(РГ-КО) - 000 "Джодас Экспоим" проведен международный патентно-информационный поиск по техническому решению, защищенному патентом N 2377985, которым установлено несоответствие заявленного в нем решения (формулы изобретения) условиям патентоспособности, на основании выявленного несоответствия патентными поверенными общества "Джодас Экспоим" ведутся работы по аннулированию данного патента.
Также Общество пояснило, что 04.04.2024 в адрес ООО "Джодас Экспоим" поступили копии исковых заявлений, направленных в Советский районный суд г. Ростов-на-Дону, в Кизилюртовский городской суд Республики Дагестан, в Кировский районный суд города Махачкалы, в Дмитровский городской суд Московской области, по иску Юдина С.М., Сидоренко С.В., Яковлева С.В., ООО "АлФарма" к ООО "Джодас Экспоим", ООО "МСК", ГБУ Ростовской области "Городская клиническая больница N 20" в г. Ростов-на-Дону, к ГБУ Республики Дагестан "Кизилюртовская центральная городская больница", к ГБУ Республики Дагестан "Республиканский онкологический Центр" и к ГБУЗ Московской области "Дмитровская больница". При подаче искового заявления истцами заявлено ходатайство о принятии мер по обеспечению иска, которое определением Советского районного суда г. Ростова-на-Дону от 21.03.2024 удовлетворено, путем наложения на ООО "МСК" следующих ограничений, а именно запрета совершать действия, направленные на введение в гражданский оборот лекарственного препарата "Цефепим+Сульбактам" на территории Российской Федерации любым способом, в том числе путем изготовления, ввоза, предложения о продаже, продажи, иного введения в гражданский оборот или хранения для этих целей, до даты вступления в законную силу решения суда.
Из анализа представленных в материалы дела документов, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о том, что ООО "МСК" не имело возможности поставить товар в соответствии с условиями контракта.
При этом само по себе нарушение исполнения Обществом обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Обществом обязательств, в соответствии с разделом 9 контракта может являться основанием для начисления Заказчиком неустоек (штрафов, пеней), однако без наличия доказательств, подтверждающих наличие умышленных действий (бездействия) Исполнителя в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, не является самостоятельным и достаточным основанием для включения сведений об ООО "МСК" в реестр недобросовестных поставщиков.
Пунктом 15 Постановления Правительства N1078 установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях: а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе; заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика; б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Оценив указанные обстоятельства, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о наличии обстоятельств, указанных в п.п. "а" п. 15 Правил, а также об отсутствии умышленного неисполнения ООО "МСК" условий контракта.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные заказчиком - Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская больница" имени М.И. Шевчук министерства здравоохранения Хабаровского края в отношении ООО "МСК" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд.
Председатель Комиссии: |
Члены Комиссии: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 20 мая 2024 г. N РНП-27-232
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.05.2024