Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
*** - заместителя начальника отдела контроля закупок, председателя Комиссии,
*** - специалиста 1 разряда отдела контроля закупок, члена Комиссии,
*** - специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
посредством использования интернет-видеоконференции, которая обеспечивает возможность участия сторон, в 14-00 в присутствие представителей:
- заказчика в лице ГБУЗ СО "ГССМП Г. Нижний Тагил" - *** (доверенность N 2 от 16.05.2024 г.),
-в отсутствие представителей заявителя в лице ООО "Медико-Производственная Компания "Елец", уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО "Медико-Производственная Компания "Елец" (вх. N 10081-ЭП/24 от 15.05.2024 г.) о нарушении заказчиком в лице ГБУЗ СО "ГССМП Г. Нижний Тагил" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на СМП-023ат-24 Медицинские материалы (извещение N 0362300022024000025 ) Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "Медико-Производственная Компания "Елец" (вх. N 10081-ЭП/24 от 15.05.2024 г.) о нарушении заказчиком в лице ГБУЗ СО "ГССМП Г. Нижний Тагил" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на СМП-023ат-24 Медицинские материалы (извещение N 0362300022024000025 ) Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям статьи 105 Закона о контрактной системе.
Из доводов жалобы следует, что заказчиком при проведении электронного аукциона было допущено, нарушение Закона о контрактной системе, а именно: Заказчиком в "Описании объекта закупки" по позициям 5, 6 описания объекта закупки неверно определен код позиции КТРУ.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст. 106 Закона о контрактной системе.
Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
07.05.2024 г. на официальном сайте в единой информационной системе в сфере закупок было опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N 0362300022024000025 на СМП-023ат-24 Медицинские материалы
Начальная (максимальная) цена контракта составила 473 390,00 рублей.
Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (ч. 1 ст. 8 Закона о контрактной системе).
Согласно ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В силу пп. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В составе жалобы Заявитель указывает, что извещение противоречащим Закона о контрактной системе ввиду следующего:
- по позициям 5, 6 описания объекта закупки неверно определен код позиции КТРУ.
По позициям 5, 6 заказчиком установлено требование о поставке шприцев с оснащенных системой необратимого блокирования поршня внутри цилиндра после окончания процедуры в целях повторного использования.
Заказчиком определен код позиции КТРУ 32.50.13.110-00004568 и, соответственно, код номенклатурной классификации медицинских изделий по видам N 349160.
При этом , приведенное описание товара с дополнительными характеристиками (механизмом предотвращения повторного использования) полностью соответствует кодам позиций КТРУ 32.50.13.110-00003, 32.50.13.110-00060 и т.д. "Шприц для вакцинации с механизмом предотвращения повторного использования/игла".
Однако в позиции каталога 32.50.13.110-00003 уже содержится описание товара, который соответствует потребностям заказчика.
Товар по позиции КТРУ 32.50.13.110-00003 относится к коду номенклатурной классификации медицинских изделий по видам N 321610 (Шприц для вакцинации с механизмом предотвращения повторного использования/игла). При этом медицинские изделия по КТРУ 32.50.13.110-00004568 относятся к группе товаров с N 349160 (Шприц общего назначения).
На основании п. 14 ч. 3 ст. 4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Указанные правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд определены постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Правила использования КТРУ).
Согласно пп. "б" п. 2 Правил использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
На основании п. 4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" п. 10 Правил формирования КТРУ.
В соответствии с пп. "г" п. 10 Правил формирования КТРУ в позицию каталога включается информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с п. 13 Правил формирования КТРУ.
В силу п. 5 Правил использования КТРУ Заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
В соответствии с п. 6 Правил использования КТРУ в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил использования КТРУ, Заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В соответствии с п. 7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, Заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
Заказчиком при описании объекта закупки использован КТРУ по позиции 5 - Код позиции КТРУ
32.50.13.110-00004568, по позиции 6 - Код позиции КТРУ 32.50.13.110-00004568.
Согласно сведений КТРУ использованный заказчиком код имеет в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам числовое обозначение вида медицинского изделия - 349160: Шприц общего назначения/в комплекте с иглой, описание по классификатору - "Стерильное изделие, состоящее из калиброванного цилиндра с поршнем, предназначенное для введения жидкостей/газов (например, лекарственных средств) в медицинское изделие или тело или извлечения жидкостей/газов их медицинских изделий/тела (т.е., используемое и для введения, и для отсасывания); в комплекте идет неубирающаяся игла, съемная или несъемная (обычно в колпачке для защиты пользователя). Изделие может применяться в различных медицинских целях и не предназначено специально только лишь для введения лекарственных средств. Как правило, изготавливается из пластиковых и силиконовых материалов, поршень может обладать противоприлипающими свойствами, обеспечивающими возможность его легкого перемещения вручную или при помощи шприцевого насоса. Это изделие для одноразового использования".
На заседании Комиссии представить заказчика пояснял, что предлагаемое в жалобе наименование по коду КТРУ 32.50.13.110-00003 не соответствует наименованию и функционалу товара, закупаемого Заказчиком, поскольку код КТРУ 32.50.13.110-00003 предназначен для использования с целью восстановления/введения вакцин и предотвращения инфекций.
Заказчик описал товар по оспариваемой позиции в соответствии с потребностью, в том числе указал дополнительную информацию с обоснованием необходимости дополнительных характеристик товара.
Заказчик, формируя требования к техническим характеристикам товара, опирался не только на функциональные характеристики товара, но и на безопасность их использования медицинском персоналом в процессе выполнения медицинских манипуляций пациента.
В силу статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее-ТК РФ) работодатель обязан обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей.
Часть 1 статьи 56 ТК РФ определяет трудовой договор как соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением.
Специфика оказания медицинской помощи напрямую связана с риском, требуется защита персонала заказчика от жидкостей, веществ, порезов и проколов. При работе со шприцами существует риск инфицирования (в том числе пациентов, зараженных ВИЧ).
Одной из целью данной закупки является защита медицинского персонала от случайного контакта с иглой в условиях работы с опасными гемоконтактными заболеваниями, профилактика распространения внутрибольничных инфекций.
Устанавливая необходимые требования, заказчик исполняет требования действующего законодательства и осуществляет профилактику распространения нозокомиальных инфекций любыми известными ему методами.
Изменение параметров закупаемого товара привело бы к неудовлетворению потребности заказчика, что не соответствует целям и задачам системы государственных закупок. Какие-либо доказательства, подтверждающие существование объективных препятствий в приобретении требуемого к поставке медицинского изделия в материалы дела не представлено.
Обращающиеся на территории РФ шприцы с механизмами предотвращения повторного использования зарегистрированы именно как шприцы общего назначения и имеют соответствующий код вида медицинского изделия:
Все вышеуказанные медицинские изделия являются шприцами общего назначения и имеют коды вида 349160 при этом, являются шприцами с механизмом предотвращения повторного использования.
Доказательств обратного Заявителем не представлено.
В силу норм действующего законодательства заказчику предоставлено право самостоятельного определения объекта закупки, выбора соответствующей позиции КТРУ, которые наиболее точно описывают объект закупки с учетом потребности заказчика. Принимая во внимание пояснения заказчика, Комиссия не может прийти к выводу о том, что позиция КТРУ 32.50.13.110-00004568 (позиция 5), 32.50.13.110-00004568 (позиция 6) описания объекта закупки не соответствует объекту закупки, в связи с чем заказчик не мог выбрать данную позицию.
В соответствии с частью 4 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Согласно позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.06.2020, механизм защиты прав участников закупки в административном порядке путем рассмотрения их жалоб главой 6 контрольным органом в сфере закупок, установленный главой 6 Федерального закона о контрактной системе, должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения публичных интересов.
Учитывая все вышеуказанные обстоятельства, Комиссия не усматривает в действиях заказчика, нарушений требований законодательства о контрактной системе при выборе позиции КТРУ объекта закупки, в связи с чем доводы жалобы признаны необоснованными.
В связи с изложенным и руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Медико-Производственная Компания "Елец" признать необоснованной.
2. В действиях заказчика в лице ГБУЗ СО "ГССМП Г. Нижний Тагил" , закупочной комиссии нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
3. Заказчику в лице ГБУЗ СО "ГССМП Г. Нижний Тагил", закупочной комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
*** |
Члены Комиссии |
*** |
|
*** |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 17 мая 2024 г. N 066/06/106-1685/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.05.2024