Резолютивная часть решения оглашена 15.05.2024
В полном объеме решение изготовлено 20.05.2024
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В.
Кокшаровой И.О. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев обращение ОГКУ "Челябинскавтодор" (далее - заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "ИННОВАЦИИ И СЕРВИС" (далее - общество, подрядчик), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по электронного аукциона N 0869200000223006300 на выполнение инженерных изысканий, осуществление подготовки проектной и рабочей документации в целях капитального ремонта объекта капитального строительства: "Устройство наружного освещения на автомобильной дороге Подъезд к селу Долгодеревенское, участки км 0+000 - км 2+600, км 4+300 - км 6+680" от 14.08.2023, заключенного по результатам проведения электронного аукциона "Выполнение инженерных изысканий, осуществление подготовки проектной и рабочей документации в целях капитального ремонта объекта капитального строительства: "Устройство наружного освещения на автомобильной дороге Подъезд к селу Долгодеревенское, участки км 0+000 - км 2+600, км 4+300 - км 6+680" (далее - контракт), в присутствии в дистанционном режиме:
- представителей ОГКУ "Челябинскавтодор" Коряпиной Е.В., Токаревой А.В., Лозиковой Л.А., Гаряевой В.Н., действующих на основании доверенности от 28.03.2024,
- представителя ФГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" в г. Челябинске Никольской Д.Д., действующеих на основании доверенности от 14.05.2024,
- представителя ООО "ИННОВАЦИИ И СЕРВИС" Камалова Р.Н., действующего на основании доверенности от 14.05.2024,
- представителя ООО "ИННОВАЦИИ И СЕРВИС" Попова В.В., действующего на основании Приказа N 3 от 02.02.2022,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии со статьями 95, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступило обращение ОГКУ "Челябинскавтодор" (далее - заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "ИННОВАЦИИ И СЕРВИС".
Согласно представленным документам между ОГКУ "Челябинскавтодор" и ООО "ИННОВАЦИИ И СЕРВИС" заключен контракт на выполнение инженерных изысканий, осуществление подготовки проектной и рабочей документации в целях капитального ремонта объекта капитального строительства: "Устройство наружного освещения на автомобильной дороге Подъезд к селу Долгодеревенское, участки км 0+000 - км 2+600, км 4+300 - км 6+680" от 14.08.2023, заключенного по результатам проведения электронного аукциона "Выполнение инженерных изысканий, осуществление подготовки проектной и рабочей документации в целях капитального ремонта объекта капитального строительства: "Устройство наружного освещения на автомобильной дороге Подъезд к селу Долгодеревенское, участки км 0+000 - км 2+600, км 4+300 - км 6+680". Цена контракта составляет 1764 256, 68 рублей.
Согласно сведениям и документам, представленным заказчиком, решением от 24.04.2024 заказчик отказался от исполнения контракта ввиду неисполнения подрядчиком обязательств по контракту, в том числе ввиду нарушения сроков выполнения работ, а также непредставления результатов выполненных работ по разработке проектно-сметой документации, прошедшей государственную экспертизу, на основании чего было составлено решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлены соответствующие сведения в антимонопольный орган.
На заседании Комиссии ООО "ИННОВАЦИИ И СЕРВИС" представило документы и письменные пояснения, а также представители общества указали, что подрядчик в рамках исполнения контракта осуществлял сбор исходных данных, в том числе получение технических условий предусмотренные контрактом, неоднократно предоставляло как документы для промежуточного согласования с заказчиком проектной документации, при этом неисполнение обязательств в полном объеме вызвано длительностью получения технических условий на присоединение к существующим электросетям, составление сметной документации ресурсно-индексным методом, а также устранением замечаний со стороны государственной экспертизы.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, Комиссия руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пришла к следующим выводам.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При этом, в силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В соответствии с пунктом 11.2 контракта предусмотрен односторонний порядок отказа заказчика от исполнения контракта в качестве основания расторжения контракта.
Таким образом, контрактом предусмотрена возможность заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Пунктами 1-3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
- заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
- решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
- поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из совокупного толкования частей 12.1, 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Так, заказчиком 24.04.2024 принято и размещено в единой информационной системе во вкладке "реестр контрактов" решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, датой получения такого решения подрядчиком является 24.04.2024, в связи с чем контракт является расторгнутым 07.05.2024.
Сведения об одностороннем отказе от исполнения контракта направлены в антимонопольный орган 08.05.2024.
При рассмотрении вопроса о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольным органом установлено следующее.
Между ОГКУ "Челябинскавтодор" и ООО "ИННОВАЦИИ И СЕРВИС" заключен контракт N 3-262 от 14.08.2023 на выполнение инженерных изысканий, осуществление подготовки проектной и рабочей документации в целях капитального ремонта объекта капитального строительства, что свидетельствует о заключении заказчиком по результатам закупки договора подряда для государственных и муниципальных нужд, порядок исполнения которого регламентирован параграфом 5 главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 766 ГК РФ государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
В соответствии с частью 2 статьи 702 ГК РФ к отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.
Таким образом, к договору подряда для государственных и муниципальных нужд применяются общие нормы, регулирующие отношения по договору подряда.
Согласно части 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Таким образом, с учетом положений статей 432, 702, 708, 766 ГК РФ существенными условиями государственного контракта являются предмет и сроки выполнения работ.
В пункте 3.1 контракта заказчиком определен срок выполнения работ: с даты заключения контракта до 15 декабря 2024 года.
При этом в указанном пункте также указано, что сроки выполнения работ включают в себя, в том числе сроки по оформлению исходно-разрешительных документов на производство инженерных изысканий, получение исходных данных, технических условий и согласований, а также получения положительного заключения государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, разработанной проектной документации с достоверно определенной сметной стоимостью объекта.
Согласно пунктам 16.2-16.7, 29-34 задания на выполнение инженерных изысканий, осуществление подготовки проектной и рабочей документации в целях капитального ремонта объекта капитального строительства: "Устройство наружного освещения на автомобильной дороге Подъезд к селу Долгодеревенское, участки км 0+000 - км 2+600, км 4+300 - км 6+680" (далее - задание) подрядчику требуется выполнить в том числе следующие работы:
- инженерно-геологические изыскания, инженерно-геодезические изыскания; экологические изыскания, археологические изыскания и иные изыскания (при необходимости);
- подготовку проектной-сметной документации, прошедшей государственную экспертизу.
Пунктом 31 задания указано, что получение технических условий, заключений и проведение согласований с заинтересованными организациями в соответствии с действующим законодательством, осуществляет и оплачивает подрядчик. Проведение Государственной экспертизы и получение согласований оплачивает подрядчик.
Как следует из договорной переписки, представленной сторонами, в ходе выполнения работ в период исполнения контракта общество осуществило в том числе следующие мероприятия:
- получение исходных данных, в том числе технических условий на подключение к электрическим сетям, на пересечение проектируемого объекта с линиями электропередач в ПАО "Россети Урал" (запросы от 25.10.2023, от 18.12.2023);
- проведение инженерно-геологических, инженерно-геодезических работ, получение согласования с Государственным комитетом по охране объектов культурного наследия Челябинской области;
- информирование заказчика о ходе выполнения работ (письмо от 12.12.2023 исх. 61/12-23, от 27.04.2024 исх. _ /04-24);
- направление проектной документации на согласование заказчику (от 06.12.2023, от 25.12.2023, от 09.01.2024, от 19.01.2024, от 29.01.2024,
- устранение замечаний государственной экспертизы в целях заключения договора на проведение экспертизы от 06.02.2024, от 14.02.2024;
Из переписки сторон следует, что на протяжении срока исполнения обязательств по контракту общество взаимодействовало как с заказчиком, так и государственной экспертизой по устранению замечаний в части оформления проектной документации, составления и корректировки сметных расчетов.
Так, 24.04.2024 заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением обществом обязательств по разработке проектно-сметной документации в объеме, предусмотренном техническим заданием и прошедшей государственную экспертизу и в сроки, указанные в контракте.
При решении вопроса о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган учел следующие обстоятельства.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Согласно части 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В силу части 3 статьи 715 ГК РФ если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
Таким образом, в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе основанием для включения общества в реестр недобросовестных поставщиков при заключении договора подряда является односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в случае просрочки начального срока выполнения работ, выполнения работ настолько медленно, что окончание к сроку станет невозможным, а также в случае ненадлежащего исполнения обществом своих обязательств, порядок которого регламентирован статьей 715, 723 ГК РФ.
При рассмотрении документов и сведений, представленных сторонами, Комиссией установлено, что общество в ходе исполнения обязательств, осуществляло сбор исходных данных, неоднократно направляло на согласование заказчику отдельные разделы проектной документации, включая отчеты по инженерным изысканиям, осуществляло устранение недостатков по замечаниям заказчика и государственной экспертизы. При этом из переписки также следует, что общество явно не выражало отказ от выполнения работ.
Следует отметить, что в период расторжения контракта общество продолжало исполнение обязательств путем загрузки документов в государственную экспертизу (письмо от 27.04.2024 исх. _ /04-24), что также свидетельствует о наличии намерения завершить исполнение обязательств по контракту.
Согласно подпункту "б" пункта 13 раздела 3 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр.
Пунктом 15 Правил предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, при которых орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), в том числе, в случае, если поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Проанализировав обстоятельства дела в совокупности и взаимосвязи, Комиссия Челябинского УФАС России не усматривает достаточных оснований для принятия решения о включении сведений об ООО "ИННОВАЦИИ И СЕРВИС", лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, участнике общества, в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные ОГКУ "Челябинскавтодор" в отношении ООО "ИННОВАЦИИ И СЕРВИС" (ИНН 5611076813), лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, участника общества, в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: В.А. Ливончик
Члены Комиссии: Е.В. Кулезнева
И.О. Кокшаров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 20 мая 2024 г. N 074/10/104-1001/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.05.2024