Резолютивная часть решения оглашена 21 мая 2024 года
В полном объеме решение изготовлено 23 мая 2024 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Гареевой Д.Ф. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Черенковой Е.Б. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев обращение Областного государственного казенного учреждения "Центр информационно-технического обслуживания" (далее - ОГКУ "ЦИТО", заказчик) о включении Индивидуального предпринимателя Ситникова Владимира Дмитриевича (далее - ИП Ситников В.Д., участник закупки, победитель запроса котировок) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения запроса котировок в электронной форме на поставку мониторов, подключаемых к компьютеру (извещение N 0869500001424000054) (далее - запрос котировок, закупка), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:
- представителя ОГКУ "ЦИТО" начальника контрактно-правового отдела Сукиной Виктории Анатольевны, действующего на основании доверенности N 07 от 17.05.2024;
- представителей ИП Ситникова В.Д. Антипова Станислава Валерьевича, Тарураева Эдуарда Валерьевича, действующих на основании доверенностей NN 5, 6 от 20.05.2024.
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России, антимонопольный орган) 14.05.2024 поступило обращение ОГКУ "ЦИТО" о включении в Реестр ИП Ситникова В.Д. в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения запроса котировок в электронной форме на поставку мониторов, подключаемых к компьютеру (извещение N 0869500001424000054).
Извещение о проведении запроса котировок в электронной форме для закупки N 0869500001424000054 опубликовано заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 22.04.2024 в 16:51.
Начальная (максимальная) цена контракта - 757 689,31 рублей.
Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0869500001424000054 от 07.05.2024.
Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 14.05.2024.
Согласно материалам дела, на участие в закупке поступили 19 заявок, первый порядковый номер согласно протоколу подведения итогов от 07.05.2024 присвоен участнику с идентификационным номером 116504660 (ИП Ситников В.Д.). Заказчиком сформирован с использованием единой информационной системы и размещен в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) проект контракта 08.05.2024. Проект контракта участником закупки в срок до 23:59 13.05.2024 не подписан.
Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 14.05.2024 опубликован заказчиком 14.05.2024.
Как следует из пояснений представителей ИП Ситников В.Д. индивидуальный предприниматель не имел намерения уклоняться от подписания контракта. В связи с проведением аварийных работ на электросети в арендуемом помещении, в установленный законом срок для подписания контракта не смогли подписать контракт, контракт был подписан при первой возможности (16.05.2024). Добросовестность участника закупки подтверждена тремя контрактами, исполненными без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней).
Изучив представленные сторонами документы, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Порядок заключения контракта по результатам электронной процедуры определен статьей 51 Закона о контрактной системе.
Так, в силу части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В силу части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Особенность заключения контракта по результатам проведения электронного запроса котировок определена частью 6 статьи 50 Закона о контрактной системе и заключается в следующем:
1) заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
2) участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе;
3) заказчик осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления участником закупки, с которым заключается контракт, действий в соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе, но не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
4) осуществление действий, предусмотренных пунктом 2 части 2, пунктом 2 части 3, пунктами 2 и 3 части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе, не допускается.
Проект контракта размещен заказчиком 08.05.2024.
Регламентированный срок подписания контракта участником 13.05.2024 23:59.
Необходимо отметить, что ИП Ситников В.Д. контракт подписал 16.05.2024.
Документ "Уведомление об уклонении победителя от заключения контракта" получен заказчиком от электронной площадки http://www.rts-tender.ru 14.05.2024.
ИП Ситников В.Д. признан уклонившимся от заключения контракта протоколом от 14.05.2024. В ЕИС протокол признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта размещен 14.05.2024.
Комиссия антимонопольного органа отмечает действия ОГКУ "ЦИТО" по признанию ИП Ситникова В.Д. уклонившимся от заключения контракта надлежащим исполнением требований законодательства о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом и нарушающее права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки обязательств, принятых на себя в рамках контрактной системы.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения индивидуального предпринимателя в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N15-П).
В материалы дела представителями ИП Ситникова В.Д. представлены: договор аренды нежилого помещения от 11.01.2024, информационное сообщение N 102 от 08.05.2024 о проведении электромонтажных работ, связанных с реконструкцией действующей сети, отсутствием подачи электричества. Указанное обстоятельство, исходя из пояснений представителей участника закупки, послужило причиной неподписания проекта контракта в срок, регламентированный законодательством о контрактной системе.
В силу подпункта "б" пункта 14 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) совершение участником закупки в срок до признания его в соответствии с Законом о контрактной системе уклонившимся от заключения контракта действий, свидетельствующих об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта, является одним из оснований для принятия органом контроля решения об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В рассматриваемой закупке ИП Ситникова В.Д. предприняты меры, направленные на заключение контракта. Комиссия антимонопольного органа учитывает совершение участником электронного аукциона ИП Ситниковым В.Д. действий, направленных на заключение контракта (обращение к заказчику о намерении заключить контракт и наличие добросовестности исполнения контрактов N 5 от 14.05.2024, подписание 16.05.2024 проекта контракта, направленного заказчиком).
Комиссия не усматривает намерение участника запроса котировок ИП Ситникова В.Д. уклониться от заключения контракта. Так, индивидуальный предприниматель письмом уведомил заказчика о нарушении срока, установленного для подписания контракта, подписал контракт, при этом, обеспечение исполнения контракта подтверждается тремя исполненными контрактами в соответствии с частью 8.1 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Принимая во внимание указанные факты и совокупности обстоятельств, установленных на заседании Комиссии и имеющихся в материалах дела, Комиссия Челябинского УФАС России считает в данной ситуации объективным не принимать решение о включении в Реестр.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь пунктом 5 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные ОГКУ "ЦИТО" в отношении ИП Ситникова В.Д. (ИНН 744919096614), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.О. Кокшарова
Члены Комиссии Д.Ф. Гареева
Е.Б. Черенкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 24 мая 2024 г. N 074/10/104-1064/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.05.2024