В соответствии с п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), п. "б" ч.13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее по тексту - Правила) и
на основании Приказа Оренбургского УФАС России N 282/24 от 22.05.2024 г., Комиссией Оренбургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок в составе:
Председателя Комиссией:, Членов Инспекции:
в присутствии посредством видеоконференцсвязи:
представителя "АФАЛИНА МЕД" -
представители Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области" на рассмотрение дела не явились, о дате месте и времени рассмотрения уведомлены надлежащим образом (уведомление N ИБ/3301/24 от 22.05.2024 г.)
рассмотрев обращение Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области" о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении ООО "АФАЛИНА МЕД" (ИНН: 2366018451, ОГРН: 1202300000682, КПП: 236601001), в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на поставку медицинского изделия (Холодильник фармацевтический), ввод в эксплуатацию, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское оборудование (номер извещения N 0353100003124000014, реестровый номер N 1561009247424000023),
УСТАНОВИЛА:
17 мая 2024 года в Оренбургское УФАС России посредством единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг поступило обращение Министерства образования Оренбургской области (далее по тексту - Заказчик) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее по тексту - РНП) сведений в отношении ООО "АФАЛИНА МЕД" (ИНН: 2366018451, ОГРН: 1202300000682, КПП: 236601001) (далее по тексту - Общество, Поставщик), в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на обновление материально-технической базы образовательных организаций для на поставку медицинского изделия (Холодильник фармацевтический), ввод в эксплуатацию, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское оборудование (номер извещения N 0353100003124000014, реестровый номер N 1561009247424000023).
Из обращения Заказчика следует, что 04.03.2024 г. между Заказчиком и Обществом заключен контракт на поставку медицинского изделия (Холодильник фармацевтический), ввод в эксплуатацию, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское оборудование N 0353100003124000014 на сумму 612 204,80 рублей (далее - Контракт). В соответствии с условиями Контракта, поставка оборудования осуществляется Поставщиком с момента заключения Контракта в течении 30 дней.
В срок не позднее 02.04.2024 г. Поставщиком товар не поставлен. 17.04.2024 г. Заказчиком в адрес Общества направлена претензия о необходимости поставки товара в срок до 22.04.2024 г.
Однако, претензия Поставщиком оставлена без удовлетворения, товар, соответствующий условиям Контракт в адрес Заказчика не поставлен. В этой связи, Заказчиком 02.05.2024 г. было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Представитель ООО "АФАЛИНА МЕД" просил сведения в отношении Поставщика в РНП не включать, пояснил, что не имел умысла уклоняться от исполнения контракта.
26.04.2024 г. Поставщиком в адрес Заказчика направлено письмо о том, что Обществом был получен официальный ответ от завода-производителя (ОАО "КЗХ "БИРЮСА") об отсутствии предлагаемой характеристики - "Регистрация температуры", в связи с чем, Общество предлагает к поставке Холодильник фармацевтический ХФ-250-4 "ПОЗИС" в количестве 10 шт. и Холодильник фармацевтический ХФ-400-4 "ПОЗИС" в количестве 4 шт. Однако, Заказчик не согласовал поставку иного товара и принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссия Оренбургского УФАС России, рассмотрев материалы внеплановой проверки, заслушав приведенные доводы, установила следующее:
08.02.2024 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке было размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку медицинского изделия (Холодильник фармацевтический), ввод в эксплуатацию, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское оборудование (номер извещения N 0353100003124000014).
Начальная (максимальная) цена контракта: 765 256,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.02.2024 г. N ИЭА1, ООО "АФАЛИНА МЕД" было признано Победителем электронного аукциона с предложением по цене контракта - 612 204,80 рублей.
04.03.2024 г. между Заказчиком и ООО "АФАЛИНА МЕД" заключен государственный контракт N 0353100003124000014 (далее - Контракт), согласно которому, Поставщик принял на себя обязательства поставить товар на общую сумму 612 204,80 рублей, Заказчик в свою очередь принял на себя обязательства по оплате поставленного товара.
В соответствии с п. 5.1 Контракта, поставка Оборудования осуществляется Поставщиком в Место доставки товара на условиях, предусмотренных пунктом 1.3 Контракта, с момента заключения Контракта в течении 30 дней.
В соответствии с ч. 1.3 Контракта, поставка Оборудования осуществляется Поставщиком с разгрузкой с транспортного средства по адресу: г. Оренбург, ул. Чичерина 38, (далее - Место доставки). Оказание Услуг осуществляется Поставщиком в Месте доставки.
В Приложении N 2 к Контракту "Технические требования", помимо прочего, установлена следующая характеристика товара: "Регистрация температуры - да".
В срок не позднее 02.04.2024 г. Поставщиком товар не поставлен.
17.04.2024 г. Заказчиком в адрес Общества направлена претензия о необходимости поставки товара в срок до 22.04.2024 г.
В срок не позднее 22.04.2024 г. Поставщиком товар не поставлен.
26.04.2024 г. Поставщиком в адрес Заказчика направлено письмо о том, что Обществом был получен официальный ответ от завода-производителя (ОАО "КЗХ "БИРЮСА") об отсутствии предлагаемой характеристики - "Регистрация температуры", в связи с чем, Общество предлагает к поставке Холодильник фармацевтический ХФ-250-4 "ПОЗИС" в количестве 10 шт. и Холодильник фармацевтический ХФ-400-4 "ПОЗИС" в количестве 4 шт.
Ответ Заказчика на указанное письмо Общества в материалы дела не представлен.
Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
С учетом требований ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В соответствии с п. 11.4 Контракта, Стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств в порядке и сроки, определенные статьей 95 Федерального закона о контрактной системе.
02.05.2024 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
02.05.2024 г. решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено Заказчиком в Единой информационной системе.
Обществом решение об одностороннем отказе Заказчика получено 02.05.2024 г.
Учитывая положения ч. 12.1 Закона о контрактной системе, односторонний отказ Заказчика от исполнения Контракта вступил в силу 13.05.2024 г.
При расторжении контракта заказчиком соблюдена процедура, предусмотренная положениями ст. 95 Закона о контрактной системе.
Следовательно, на дату заседания Комиссии Оренбургского УФАС России решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта считается вступившим в силу.
Согласно ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе, информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Порядок рассмотрения обращения о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков и ведения реестра такого реестра определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Постановление N 1078).
Согласно ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе, а также п.13 Постановления N 1078, уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6 - 8 настоящих Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), не позднее 5 рабочих дней с даты их поступления.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие лица, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, сформированной Определением от 19.02.2015 N 301-КГ15-632 по делу N А29-3152/2014, при рассмотрении вопроса о законности решения о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться формальной позицией, поэтому по делу подлежат установлению обстоятельства недобросовестного поведения поставщика.
Включение лица в реестр невозможно без установления его вины, выраженной в сознательном уклонении от исполнения контракта.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
При рассмотрении вопроса о наличии оснований для включения ООО "АФАЛИНА МЕД" в реестр недобросовестных поставщиков, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, антимонопольный орган обязан не только убедиться в наличии оснований для расторжения контракта и соблюдении порядка его расторжения заказчиком, но и установить недобросовестный характер действий поставщика (подрядчика, исполнителя), что предполагает отсутствие у последнего реального намерения заключить и исполнить контракт надлежащим образом и в согласованные сроки.
Отказ заказчика от договора, в том числе по мотиву существенного нарушения подрядчиком условия договора, может являться как следствием недобросовестного поведения поставщика, принимавшего участие в торгах номинально и не имеющего намерения реально выполнять работы по контракту, так и не являться таковым (в том случае, если нарушение условий договора не вызвано злонамеренными действиями поставщика, а связано с обстоятельствами, находящимися вне его сферы контроля).
На основании исследования имеющихся в материалах дела доказательств, Комиссия Оренбургского УФАС России обстоятельств, объективно свидетельствующих о наличии недобросовестных действий Исполнителя не выявила, в связи с чем, сведения в отношении ООО "АФАЛИНА МЕД" не подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, Комиссия Оренбургского УФАС России, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
В удовлетворении требований Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области" о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении ООО "АФАЛИНА МЕД" (ИНН: 2366018451, ОГРН: 1202300000682, КПП: 236601001), в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на поставку медицинского изделия (Холодильник фармацевтический), ввод в эксплуатацию, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское оборудование (номер извещения N 0353100003124000014, реестровый номер N 1561009247424000023), отказать.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 24 мая 2024 г. N 056/10/104-610/2024 (ключевые темы: реестр недобросовестных поставщиков - решение об одностороннем отказе от исполнения контракта - изделия медицинского назначения - ввод в эксплуатацию - подрядчик)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.05.2024