Резолютивная часть решения оглашена 28.05.2024 г.
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии:
на основании Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "Правил ведения недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей"), рассмотрела обращение заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Областной клинический онкологический диспансер" о включении информации об ООО "Прайм" (адрес - 399772, Липецкая область, г.Елец, пер.Кирпичный, д.27а, пом.1, ИНН/КПП 7728388529/482101001) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ввиду одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта на поставку расходных материалов (иглы, шприцы) для нужд ГБУЗ ВО "ОКОД", в присутствии представителя ГБУЗ ВО "Областной клинический онкологический диспансер" ООО "Прайм"
В ходе рассмотрения дела Комиссия Владимирского УФАС России,
У С Т А Н О В И Л А:
22.05.2024 г. во Владимирское УФАС России поступило обращение ГБУЗ ВО "Областной клинический онкологический диспансер" (далее - заказчик) о включении информации об ООО "Прайм" (далее - Общество, подрядчик) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ввиду одностороннего отказа от исполнения контракта на поставку расходных материалов (иглы, шприцы) для нужд ГБУЗ ВО "ОКОД" (извещение N 0128200000123007194).
В своем обращении заказчик указал следующее.
Между ГБУЗ ВО "Областной клинический онкологический диспансер" (заказчик) и ООО "Прайм" (поставщик) заключен контракт на поставку расходных материалов (иглы, шприцы) для нужд ГБУЗ ВО "Областной клинический онкологический диспансер" N 126/0128200000123007194 от 18.01.2024.
В соответствии с пунктом 5.1 Контракта поставка товара осуществляется поставщиком в 1-4 квартале 2024 года по заявке заказчика в течение 5 рабочих дней с момента отправления заявки. Заявка подается по электронной почте, указанной в контракте. Письмом от 11.04.2024 заказчик направил поставщику заявку на поставку товаров по контракту в полном объеме.
В установленный срок до 18.04.2024 поставщик товар полностью не поставил. Письмом N 17/465 от 24.04.2024 заказчик потребовал исполнить заявку от 11.04.2024 в срок до 27.04.2024. Требование исполнено не было. По состоянию на 08.05.2024 товар на сумму 18 702,52 рублей по позиции 6 приложения N 1 к контракту не поставлен.
В силу изложенного, в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок, пункта 12.3 контракта, статьи 523 Гражданского кодекса РФ 08.05.2024 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с существенным нарушением условий исполнения контракта со стороны поставщика. 21.05.2024 решение заказчика вступило в законную силу и контракт был расторгнут.
На основании изложенного, ГБУЗ ВО "Областной клинический онкологический диспансер" просит включить информацию в отношении ООО "Прайм" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Представитель ООО "Прайм" по существу дела пояснил следующее.
Общество предпринимало все возможные действия для устранения нарушений, а также не имело намерения уклониться от исполнения контракта, поскольку на момент вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта товар поставлен Обществом на общую сумму 748 372Ю рублей, что составляет 98 % от объема обязательств, подлежащих исполнению. Товар принят и оплачен заказчиком в полном объеме, претензий по качеству и количеству не поступало. ООО "Прайм" не поставило товар только по одной позиции спецификации на сумму 18 702,52 рублей по причине отсутствия товара на территории Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, представитель ООО "Прайм" просит не включать сведения об Общества в реестр недобросовестных поставщиков.
Заслушав мнения сторон, проанализировав представленную информацию, Комиссия Владимирского УФАС России приходит к следующему.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктом 12.3 контракта на поставку расходных материалов (иглы, шприцы) для нужд ГБУЗ ВО "Областной клинический онкологический диспансер" N 126/0128200000123007194 от 18.01.2024 Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 15 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях:
если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона) и (или) поставляемому товару.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона, а также иные обстоятельства.
Согласно определению Верховного Суда РФ от 11.02.2016 N 305-КГ 15-19295 основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение от исполнения условий контракта, которое свидетельствует о недобросовестном поведении.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действия (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
При этом, как подтверждается судебной практикой, о недобросовестности поведения лица может свидетельствовать лишь умышленное и намеренное нарушение положений Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Судами отмечено, что сам по себе односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком условий контракта не является безусловным основанием для включения сведений о таком поставщике в реестр недобросовестных поставщиков.
Для возникновения таких правовых последствий как признание участника закупок недобросовестным, антимонопольный орган обязан выяснить все обстоятельства нарушения, определить вину нарушителя, характер совершенного правонарушения, размер причинного вреда, имущественного положения и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения этого лица в реестр недобросовестных поставщиков.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона, а также иные обстоятельства.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Таким образом, по мнению Комиссии Владимирского УФАС России, для включения в РНП победителя закупки необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер его поведения, а также отсутствие реального намерения исполнить контракт.
Проанализировав все изложенные при рассмотрении обращения факты, в частности то, что со стороны ООО "Прайм" контракта был исполнен на 98 %, Владимирское УФАС России пришло к выводу, что в действиях ООО "Прайм" отсутствуют признаки недобросовестного поведения и Общество намеревалось исполнить контракт в полном объеме.
Данное обстоятельство не позволяет включить сведения об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Владимирского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
Отказать в удовлетворении обращения ГБУЗ ВО "Областной клинический онкологический диспансер" о включении сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "Прайм" (адрес - 399772, Липецкая область, г.Елец, Кирпичный переулок, д.27а, пом.1, ИНН/КПП 772388529/482101001) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ввиду одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта на поставку расходных материалов (иглы, шприцы) для нужд ГБУЗ ВО "Областной клинический онкологический диспансер".
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Решение территориального антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в сроки, установленные действующим законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 28 мая 2024 г. N 033/06/104-343/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.05.2024