Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председатель Комиссии - М.А. Грицай, врио заместителя руководителя; члены Комиссии - Е.М. Хоменко, главный специалист - эксперт; С.Д. Купцова, ведущий специалист-эксперт, (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика -- Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Краевая клиническая больница" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (далее - реестр) сведений об обществе с ограниченной ответственностью "КрасТПК" (ИНН: 2466280283) (далее - Общество), (далее - Обращение),
установила
следующее. В адрес Красноярского УФАС России поступило Обращение Заказчика в связи с уклонением Общества от заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с частью 12 статьи 93 Закона о контрактной системе на поставку огурцов, извещение N 0319200039724000453, ИКЗ 242246503087624650100100020460000244 (далее - Контракт), на электронной площадке оператора электронной торговой площадки ООО "РТС-Тендер" (далее - Оператор электронной площадки). Комиссией установлено, что поступившее в адрес Красноярского УФАС России Обращение сформировано в соответствии с пунктами 4-8 раздела II Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённых Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Правила ведения реестра).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 раздела II Правил ведения реестра обращение было направлено Заказчиком в территориальный орган контроля по месту нахождения Заказчика - Красноярское УФАС России. Обращение Заказчика поступило в адрес Красноярского УФАС России посредством Единой информационной системы (далее - ЕИС) в соответствии с подпунктом "б" пункта 9 раздела II Правил ведения реестра. Обращение сформировано и направлено Заказчиком в адрес Красноярского УФАС России одновременно с размещением в ЕИС протокола признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта от 20.05.2024, в соответствии с подпунктом "а" пункта 9 раздела II Правил ведения реестра. Комиссия Красноярского УФАС России установила, что Заказчиком соблюдён порядок подачи Обращения.
На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и раздела III Правил ведения реестра Красноярским УФАС России было принято решение о проведении внеплановой проверки факта уклонения Общества от заключения контракта. Кроме того, на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией Красноярского УФАС России проведена внеплановая проверка, на предмет соблюдения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении вышеуказанной закупки на основании части 12 статьи 93 Закона о контрактной системе. В установленный Законодательством о контрактной системе, а также подпунктом "г" пункта 9 раздела II Правил ведения реестра срок, Красноярское УФАС России по адресам электронной почты, указанным в Контракте, направило Заказчику и Обществу уведомления о проведении внеплановой проверки.
В соответствии с Законодательством о контрактной системе, а также подпунктом "д" пункта 9 раздела II Правил ведения реестра указанные уведомления также были размещены в ЕИС.
Таким образом, лица, привлеченные к рассмотрению вышеуказанного обращения, считаются надлежащим образом уведомленными о его рассмотрении и о проведении внеплановой проверки. В срок установленный Законодательством о контрактной системе и подпунктом "з" пункта 9 раздела II Правил ведения реестра, Заказчик направил документы, запрашиваемые Красноярским УФАС России. Общество также направило в адрес Красноярского УФАС России все запрашиваемые документы и сведения.
Внеплановая проверка, в соответствии с подпунктом "а" пункта 13 раздела III Правил ведения реестра была проведена Комиссией Красноярского УФАС России в 10:30 (МСК +4) 24.05.2024.
Из пункта 13 раздела III Правил ведения реестра, следует, что рассмотрение вопроса о включении информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, осуществляется с участием представителей Заказчика и лица, информация о котором направлена Заказчиком для включения в реестр. В случае неявки указанных лиц или их представителей рассмотрение указанного вопроса осуществляется в их отсутствие. Заказчиком было заявлено ходатайство о рассмотрении обращения в его отсутствие, ходатайство было рассмотрено и удовлетворено Комиссией. На заседание Комиссии присутствовал представитель Общества, личность и полномочия представителя подтверждены. Рассмотрев обращение Заказчика и приложенные к нему материалы, иные материалы и сведения, представленные Заказчиком и Обществом, проведя внеплановую проверку, Комиссия по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках
установила
следующее. На официальном сайте zakupki.gov.ru было размещено извещение о закупке в соответствии с частью 12 статьи 93 Закона о контрактной системе. Начальная (максимальная) цена контракта составляет 47 700 (сорок семь тысяч семьсот) рублей. Комиссией установлено, что Заказчиком осуществлена закупка у единственного поставщика в соответствии с частью 12 статьи 93 Закона о контрактной системе на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 7 части 12 статьи 93 Закона о контрактной системе заключение контракта осуществляется в порядке установленном статьёй 51 Закона о контрактной системе, однако с учётом особенностей части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе Заказчиком не позднее одного рабочего дня, следующего за днём размещения в ЕИС протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнения) размещает в ЕИС без своей подписи проект контракта, вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе Обществу необходимо подписать проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днём размещения в ЕИС проекта контракта.
В соответствии с информацией, размещённой в ЕИС, протокол подведения итогов определения поставщика был размещён Заказчиком в ЕИС 15.05.2024, в соответствии с письменными пояснениями Заказчика 16.05.2024 в ЕИС был размещён проект контракта, 17.05.2024 Общество в установленный срок подписало Контракта, однако, Обществом 17.05.2024 не было предоставлено обеспечение исполнения контракта в полном объёме.
На основании вышеизложенного в порядке части 5 статьи 96 Закона о контрактной системе Общество было признано Заказчиком уклонившимся от заключения Контракта протоколом о признании победителя закупки уклонившимся от заключения контракта от 20.05.2024.
Вместе с тем в соответствии с письменными пояснениями представителя Общества обеспечение было внесено в меньшем объеме из-за ошибки сотрудника Общества при вводе суммы во время перевода денежных средств на счёт Заказчика. Комиссия учитывает тот факт, что Заказчик на включении Общества в реестр не настаивает, а также то, что Общество добросовестно исполняло обязательства перед Заказчиком по ранее заключённым контрактам, а также то, что в настоящее время Обществом исполняются обязательства перед Заказчиком по контракту, имеющий аналогичный объект закупки, заключённый в соответствии с частью 12 статьи 93 Закона о контрактной системе, извещение N 0319200039724000483.
Согласно пункту 14 Правил ведения реестра, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил ведения реестра, выявлено хотя бы одно из следующих обстоятельств:
а) Заказчиком нарушены установленные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требования: к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт; к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта;
в) участником закупки не выполнены требования, предусмотренные Федеральным законом для заключения контракта, вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится невыполнение требований, предусмотренных Федеральным законом для заключения контракта, по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика. Комиссия установила, что Обществом в срок до признания Общества уклонившимся от заключения Контракта совершены действия, направленные на заключение Контракта, а именно, обществом контракт был подписан, предоставлено обеспечение в меньшем объеме, чем предусмотрено Контрактом, что соответствует подпункту "б" пункта 14 Правил ведения реестра.
Согласно части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Термин "уклонение от заключения контракта" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт, в связи с чем, для включения в реестр по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения Общества. Следовательно, основанием для включения в реестр является такое уклонение участника закупки, которое предполагает его недобросовестное поведение, противоречащее законодательству Российской Федерации о контрактной системе и выражающееся в непринятии им всех мер для надлежащего исполнения обязательства, которые требовались от него по характеру обязательства и условиям оборота при надлежащей степени заботливости и осмотрительности, совершенное им при наличии с его стороны умысла или неосторожности. При этом включение в реестр представляет собой специальную меру ответственности, установленную в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств, о чем указано, в том числе в Определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2012 NВАС-11617/12 и от 12.07.2013 NВАС-8371/13.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и при рассмотрении обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, учитывая, что последствия по применению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более негативный экономический характер, чем наложение штрафа (судебные акты по делам NN ВАС-11617/12, А21-4381/2012, А70-11549/2015, А73-2000/2018).
Комиссией установлено, что в действиях Общества отсутствует умысел на уклонение от заключения Контракта, что подтверждается тем, что Общество подписало Контракт, а также внесло хотя и в меньшем объеме обеспечение исполнения обязательств по Контракту, кроме того Комиссией учитывается тот факт, что Общество добросовестно исполняло и исполняет обязательства перед Заказчиком по другим Контрактам. Вышеуказанные обстоятельства исключают факт наличия признаков недобросовестности в действиях Общества, а также исключают признаки наличия умысла в действиях, связанных с уклонением от заключения контракта. В рассматриваемом случае такая мера ответственности как включение в реестр на основании допущенной Обществом ошибки при переводе суммы обеспечения Заказчику с учётом действий, совершённых обществом, которые были описаны ранее, Комиссия Красноярского УФАС России приходит к выводу о несоразмерности применения к Обществу такой санкции как включение Обществе в реестр, поскольку указанные действия были совершены не умышлено, а также вред, наступивший в результате совершения таких действий, несоразмерен такой суровой мере ответственности как включение Общества в реестр сроком на два года. Руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, пунктом 14 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия
РЕШИЛА:
Отказать Заказчику во включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "КрасТПК" (ИНН: 2466280283) в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его принятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии М.А. Грицай Члены Комиссии Е.М. Хоменко С.Д. Купцова Исп.Мулагалеев А.Р. тел.8(391)2110144.
2024-8716
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 24 мая 2024 г. N 024/10/104-1495/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.05.2024