рассмотрев жалобу ООО "Вектор-А" (далее - податель жалобы) на действия заказчика - КГБУЗ "Емельяновская районная больница" (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения аукциона в электронной форме на поставку средства дезинфицирующего для нужд КГБУЗ "Емельяновская районная больница" (далее - электронный аукцион) размещенного на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Вектор-А" на действия заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона с извещением N 0319200068024000052.
Существо жалобы: составление извещения с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе). Жалоба поступила в адрес Красноярского УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствует требованиям части 4 статьи 105 указанного закона, в связи с чем, подлежит принятию к рассмотрению по существу. В адрес заказчика, подателя жалобы, оператора электронной площадки были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени рассмотрения жалобы. Заказчику, оператору электронной площадки было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы. До начала рассмотрения жалобы по существу заказчик направил ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя, а также мотивированные возражения на доводы жалобы. Податель жалобы направил ходатайство о рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи (далее - ВКС).
Ходатайство было удовлетворено Комиссией. На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, состоявшемся 28 мая 2024 года в 11 часов 00 минут податель жалобы обеспечил явку своего представителя посредством ВКС, личность представителя удостоверена, полномочия подтверждены. По мнению подателя жалобы, заказчиком, в нарушение требований действующего законодательства о контрактной системе, неправомерно установлено требование о наличии у поставляемого товара инструкции по применению средства, утвержденной аккредитованным испытательным лабораторным центром по исследованию эффективности дезинфицирующих средств. Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия
установила
следующие обстоятельства. В связи с возникшей потребностью, заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку средства дезинфицирующего для нужд КГБУЗ "Емельяновская районная больница". Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию относительно наименования объекта закупки.
Согласно описанию объекта закупки заказчику к поставке необходимо:
- Средство дезинфицирующее, позиция КТРУ 20.20.14.000-00000005 (форма выпуска - жидкость);
- Средство дезинфицирующее, позиция КТРУ 20.20.14.000-00000009 (форма выпуска - таблетка). Комиссией также установлено, что описание объекта закупки содержит следующую информацию - "Обязательно наличие инструкции по применению средства, утвержденной аккредитованным испытательным лабораторным центром по исследованию эффективности дезинфицирующих средств". Податель жалобы считает, что указанное требование не относится к функциональным или техническим характеристикам товара, а также указанное требование не регламентировано Законодательством о контрактной системе. Комиссия отклоняет довод подателя жалобы ввиду следующего. Комиссия отмечает, что действующее законодательство о контрактной системе не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами, спецификой деятельности и обеспечивающие эффективное использование бюджетных средств. При этом принцип эффективности закупки может быть соблюден лишь при осуществлении закупки товара в полной мере отвечающей потребности заказчика. Из пояснений заказчика следует, что вышеуказанное требование о наличии инструкции по применению дезинфицирующего средства установлено в связи с тем, что на рынке Российской Федерации и стран членов ЕАЭС имеется достаточное количество препаратов, инструкции по применению которых, не заверены и не утверждены аккредитованными испытательными центрами.
На основании вышеизложенного, заказчик не имеет возможности самостоятельно идентифицировать соответствие таких дезинфицирующих средств указанному составу, утвержденным режимам работы, классам опасности и так далее. Отсутствие данного требования также может повлечь за собой опасность для пациентов и сотрудников лечебного учреждения.
Также самостоятельное проведение заказчиком испытаний на соответствие не утвержденных дезинфицирующих средств аккредитованными организациями, также не имеется возможности, поскольку данные обстоятельства потребуют за собой дополнительное нерациональное использование бюджетных средств учреждения на дополнительные проверки и испытания таких средств. Вместе с тем, требование о наличии инструкции по применению дезинфицирующего средства не относится к условиям допуска заявки участника электронного аукциона, поскольку данное требование не содержится в требованиях к составу заявки на участие в закупке.
Таким образом, указанная формулировка не влияет на возможность подачи заявки на участие в электронном аукционе. Подателем жалобы также был заявлен довод о том, что единственным подтверждением государственной регистрации дезинфицирующего средства является свидетельство о госужарственной регистрации, а также внесение об этом сведений в Единый реестр свидетельств государственной регистрации, размещенный на сайте ЕАЭС в соответствии с пунктом 6 раздела 2 Решения Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299 "О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе" (далее - Решение). Податель жалобы также указывал на тот факт, что в соответтсвии с Постановлнием Правительства РФ от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" подтверждение соответствия дезинфицирующего средства осуществляется в форме принятия декларации о соответствии. Комия, оценивая указанный довод, отмечает следующее. Положения Постановления N299 не указывают на невозможность получения инструкции по применению дезинфицирующего средства, а также не содержат выводов о том, что при наличии у дезинфицирующего средства свидетельства о государственной регистрации инструкция по применению не требуется, либо выводов о том, что свидетельство о государственной регистрации приравнивается к инструкции по применени средства. Комиссия отмечает, что наличие у дезинфицирующего средства свидетельства о государственной регистрации служит лишь для подтверждения законности оборота такого средства на территории Российской Федерации, в то время как инструкция по применению содержит все необходимые сведения о характеристиках товара, правилах его применения и назначения.
Таким образом, при наличии у поставщика на этапе исполнения контракта инструкции по применению позволит заказчику надлежащим образом определить состав поставленного дезинфицирующего средства. Кроме того, Постановление Правительства РФ от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" с 01.09.2022 утратило законную силу. Вместе с тем, В рамках внеплановой проверки Комиссия установила, что согласно пункту 6 правил использования КТРУ, утвержденных Постановлением Правительства N145 в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога). Проведя анализ каталога товаров работ и услуг, Комиссия установила, что установленные заказчиком позиции - - Средство дезинфицирующее, позиция КТРУ 20.20.14.000-00000005;
- Средство дезинфицирующее, позиция КТРУ 20.20.14.000-00000009 имеют лишь одну обязательную характеристику для применения - "Форма выпуска". Вместе с тем, описания объекта закупки содержит исчерпывающий перечень необходимых заказчику характеристик к товару. Комиссией детально изучено извещение о проведении электронного аукциона и не установлено, что заказчиком было представлено обоснование применения дополнительных характеристик к товару. Комиссия также отмечает, что заказчиком в письменных пояснениях также не было представлено обоснование необходимости применения дополнительных характеристик к товару.
Таким образом Комиссия приходит к выводу о том, заказчиком допущены нарушения пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, что свидетельствует о наличии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП. Кроме того, Комиссией установлено, что заказчиком установлены ограничения допуска в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N102), а также ограничения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Комиссия отмечает, что согласно пункту 2 Письма от 05.06.2020 N39247/12 "О разъяснении некоторых положений Постановлений N616 и N617" при "пересечении" отдельных видов кодов общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) продукции, содержащейся в перечне отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденном постановлением N 617 (далее - перечень постановления N 617) и перечне отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - постановление N 102, перечень постановления N 102), считаем возможным отметить следующее. В целях определения нормативного правового акта, в соответствии с которым необходимо применять соответствующие ограничения, необходимо руководствоваться более "уточненным" кодом. Комиссия отмечает, что более "уточненный" код ОКПД2 20.20.14.000 "Медицинские изделия, содержащие антисептические и дезинфицирующие препараты" содержится в Постановлении N102.
Таким образом, заказчику надлежало установить ограничение допуска в соответствии только лишь с Постановлением N102.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о нарушении заказчиком пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение:
1. Признать жалобу ООО "Вектор-А" необоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования пункта 5, пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе;
3. В целях пресечения нарушения законодательства о контрактной системе и восстановления нарушения прав участников закупки выдать обязательное для исполнения предписание, в это связи:
- комиссии по осуществлению закупок, заказчику, оператору электронной площадки отменить все протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона;
- заказчику внести изменения в извещение о проведении электронного аукциона;
- продлить срок подачи заявок на участие в электронном аукционе не менее, чем на 3 дня, начиная со дня размещения измененного извещения о проведении электронного аукциона.
4. Передать материалы по жалобе и результатам внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о необходимости возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица заказчика.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии М.А. Грицай Члены Комиссии Е.М. Хоменко А.Р. Мулагалеев Исп.Косенко М.А. тел.(391)2110144
2024-8857
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 28 мая 2024 г. N 024/06/106-1508/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.05.2024