Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председатель Комиссии - М.А. Грицай, врио заместителя руководителя; члены Комиссии - Е.М. Хоменко, главный специалист - эксперт; А.Р. Мулагалеев, специалист-эксперт, (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика -- Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Енисейская районная больница" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (далее - РНП) сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Ирнас-М" (ИНН: 5433186788) (далее - Общество), (далее - Обращение),
установила
следующее. В адрес Красноярского УФАС России поступило Обращение Заказчика в связи с уклонением Общества от заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с частью 12 статьи 93 Закона о контрактной системе на поставку держателя электрода электрохирургического, многоразового использования, извещение N0319200063624000259, ИКЗ 2422412005072244701001000021690000244 (далее - Контракт), на электронной площадке оператора электронной торговой площадки ООО "РТС-Тендер" (далее - Оператор электронной площадки).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 и подпункта "б" пункта 9 раздела II Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённых Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Правила ведения РНП) в адрес Красноярского УФАС России посредством единой информационной системы (далее - ЕИС) поступило обращение Заказчика о включении сведений об Обществе в РНП в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам электронного аукциона (далее - Обращение). Поступившее в Красноярское УФАС России Обращение сформировано в соответствии с пунктами 4-8 раздела II Правил ведения РНП. Обращение сформировано и направлено Заказчиком в адрес Красноярского УФАС России одновременно с размещением в ЕИС протокола признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта от 22.05.2024, в соответствии с подпунктом "а" пункта 9 раздела II Правил 2 ведения реестра.
На основании статьи 104 Закона о контрактной системе и раздела III Правил ведения реестра Красноярским УФАС России было принято решение о проведении внеплановой проверки факта одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта. Кроме того, на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией проведена внеплановая проверка на предмет соблюдения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении вышеуказанной закупки. В установленный Законодательством о контрактной системе, а также подпунктом "г" пункта 9 раздела II Правил ведения РНП срок Красноярское УФАС России по адресам электронной почты, указанным в Контракте, направило Заказчику и Обществу уведомления о проведении внеплановой проверки.
В соответствии с Законодательством о контрактной системе, а также подпунктом "д" пункта 9 раздела II Правил ведения РНП, указанные уведомления также были размещены в ЕИС.
Таким образом, лица, привлеченные к рассмотрению вышеуказанного Обращения, считаются надлежащим образом уведомленными о его рассмотрении и о проведении внеплановой проверки. Заказчиком и Обществом в установленный срок предоставлены запрашиваемые документы и сведения. Из пункта 13 раздела III Правил ведения РНП, следует, что рассмотрение вопроса о включении информации о поставщиках, с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов (далее - заседание Комиссии), осуществляется с участием представителей заказчика и лица, информация о котором направлена заказчиком для включения в РНП. В случае неявки указанных лиц или их представителей заседание Комиссии осуществляется в их отсутствие. До заседания Комиссии Заказчиком было направлено ходатайство о рассмотрении Обращения в отсутствие представителя Заказчика, ходатайство было рассмотрено и удовлетворено Комиссией. Обществом в связи с территориальной удалённостью (нахождение в Новосибирской области) было заявлено ходатайство об участии в заседании Комиссии посредством видео- конференц-связи. Ходатайство было рассмотрено и удовлетворено Комиссией. Заседание Комиссии состоялось 28.05.2024 в 10:00 (МСК+4).
На заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи присутствовал представитель Общества, заседание Комиссии прошло в отсутствие представителя Заказчика. Рассмотрев обращение Заказчика и приложенные к нему материалы, иные материалы и сведения, представленные Заказчиком и Обществом, проведя внеплановую проверку, Комиссия
установила
следующее. На официальном сайте zakupki.gov.ru было размещено извещение о закупке в соответствии с частью 12 статьи 93 Закона о контрактной системе. Начальная (максимальная) цена контракта составляет 30 533 (тридцать тысяч пятьсот тридцать три) рубля 33 копейки. Комиссией установлено, что Заказчиком осуществлена закупка у единственного поставщика в соответствии с частью 12 статьи 93 Закона о контрактной системе на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 7 части 12 статьи 93 Закона о контрактной системе заключение контракта осуществляется в порядке, установленном статьёй 51 Закона о контрактной системе, однако, с учётом особенностей части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе Заказчик размещает в ЕИС без своей подписи проект контракта не позднее одного рабочего дня, 3 следующего за днём размещения в ЕИС протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнения), вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе Обществу необходимо подписать проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днём размещения Заказчиком в ЕИС проекта контракта.
В соответствии с информацией, размещённой в ЕИС, протокол подведения итогов определения поставщика был размещён Заказчиком в ЕИС 17.05.2024, в соответствии с письменными пояснениями Заказчика 20.05.2024 в ЕИС был размещён проект контракта, 21.05.2024 Общество в установленный срок не подписало Контракт, на основании чего было признано уклонившимся от заключения Контракта. Вместе с тем в соответствии с письменными пояснениями представителя Общества 21.05.2024 у Общества произошла поломка компьютера, на котором установлена ЭЦП Общества, факт поломки подтверждается следующими документами: актом N9/2105 от 21.05.2024, согласно которому ИП Стрижков И.В. принял компьютер Общества для осуществления ремонтных работ; актом NС-05/2024 от 21.05.2024, в соответствии с которым определен необходимый объем работ для устранения неисправности оборудования Обществ; актом N1/2205 от 22.05.2024, согласно которому ИП Стрижков И.В. вернул отремонтированный компьютер Обществу. Кроме того, факт оплаты услуг Обществом по договору с ИП Стрижков И.В. подтверждается платёжным поручением N193 от 23.05.2024 на сумму 9 800 рублей 00 копеек. Кроме того, Обществом представлен Комиссии договор NМТО-003876/93 от 20.05.2024 с ООО "Медико-техническое объединение "Стормовъ"" согласно которому Обществом закуплен товар, являющийся объектом закупки по Контракту, товар по договору оплачен Обществом.
Таким образом Комиссией установлено, что Общество не имело возможности использовать ЭЦП, а также осуществлять подписание контрактов 21.05.2024.
Вместе с тем, Общество готовилось к исполнению обязательств по Контракту, закупило и оплатило товар. Комиссия учитывает, что в соответствии с письменными пояснениями Общества 22.05.2024 после устранения неисправности, однако, по истечению срока для подписания Контракта Обществом Контракт был подписан. Кроме того, платёжным поручением N185 от 22.05.2024 Общество предоставило Заказчику обеспечение исполнения обязательств по Контракту на сумму 1 526 рублей 67 копеек. Комиссия также учитывает, что Заказчик на включении Общества в реестр не настаивает указывает на то, что Общество ранее добросовестно исполняло все обязательства перед Заказчиком, кроме того, Заказчик указал на желание заключить Контракт с Обществом.
Согласно пункту 14 Правил ведения реестра, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил ведения реестра, выявлено хотя бы одно из следующих обстоятельств:
а) Заказчиком нарушены установленные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требования: к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт; к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта;
в) участником закупки не выполнены требования, предусмотренные Федеральным законом для заключения контракта, вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, 4 граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится невыполнение требований, предусмотренных Федеральным законом для заключения контракта, по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика. Комиссия установила, что Обществом в срок до признания Общества уклонившимся от заключения Контракта совершены действия, направленные на заключение Контракта, а именно, Обществом приобретён товар для исполнения своих обязательств по Контракту. Кроме того, не подписание Контракта произошло вследствие поломки оборудования Общества, обстоятельства не зависящего от воли Общества.
Согласно части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Термин "уклонение от заключения контракта" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт, в связи с чем, для включения в реестр по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения Общества. Следовательно, основанием для включения в реестр является такое уклонение участника закупки, которое предполагает его недобросовестное поведение, противоречащее законодательству Российской Федерации о контрактной системе и выражающееся в непринятии им всех мер для надлежащего исполнения обязательства, которые требовались от него по характеру обязательства и условиям оборота при надлежащей степени заботливости и осмотрительности, совершенное им при наличии с его стороны умысла или неосторожности. Комиссией не установила, что в действиях Общества не содержится умысел на уклонение от заключения Контракта, кроме того, Обществом незамедлительно приняты меры по устранению поломки оборудования, после устранения поломки Контракт был подписан, обеспечение было внесено, Комиссией установлено, что Обществом приняты все меры, направленные на надлежащее исполнение Контракта. Вышеуказанные обстоятельства исключают признаки недобросовестности в действиях общества. При этом включение в реестр представляет собой специальную меру ответственности, установленную в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств, о чем указано, в том числе в Определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2012 NВАС-11617/12 и от 12.07.2013 NВАС-8371/13.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и при рассмотрении обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, учитывая, что последствия по применению 5 санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более негативный экономический характер, чем наложение штрафа (судебные акты по делам NN ВАС-11617/12, А21-4381/2012, А70-11549/2015, А73-2000/2018).
Согласно подпункту "б" пункта 13 Правил ведения РНП, по результатам рассмотрения Обращения и проведения проверок, контрольный орган правомочен (при необходимости) выдать предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, в том числе тот факт, что Заказчик и Общество ходатайствовали об отмене протокола признания общества уклонившимся от заключения контракта и заключении контракта, учитывая то, что Обществом ранее добросовестно исполнялись обязательств перед Заказчиком, Комиссия полагает возможным и необходимым, выдать заказчику предписание об отмене протокола о признании участника закупки уклонившимся от заключения контракта и о повторном совершении действий, направленных на заключение контракта с участника закупки. Руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, пунктом 14 Правил ведения реестра РНП, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Отказать заказчику во включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Ирнас-М" ИНН: 5433186788, в реестр недобросовестных поставщиков.
2. Выдать Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Енисейская районная больница" предписание об осуществлении действий, направленных на заключение контракта с обществом с ограниченной ответственностью "Ирнас-М", ИНН: 5433186788 по результатам проведения закупки, имеющей извещение N 0319200063624000259.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его принятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии М.А. Грицай Члены Комиссии Е.М. Хоменко А.Р. Мулагалеев Исп.Мулагалеев А.Р. тел.8(391)2110144.
2024-8894
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 28 мая 2024 г. N 024/10/104-1503/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.05.2024