Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего Комиссии Управления: А.С. Алексеевой - главного специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок; Членов Комиссии Управления: С.Р. Гаришина - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок, Н.А. Гришиной - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок, при проведении проверки посредством видеоконференцсвязи в присутствии уполномоченного представителя ГБУЗ "ММКЦ "КОММУНАРКА" ДЗМ": В.В. Павлов (доверенность б/н от 22.01.2024), а также в присутствии уполномоченного представителя ИП Перелыгина Н.Г.: К.Ю. Пастухов (доверенность N1 от 15.05.2024), рассмотрев обращение ГБУЗ "ММКЦ "КОММУНАРКА" ДЗМ" о включении сведений об ИП Перелыгина Н.Г. в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), 2024-24317 2
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступило обращение государственного заказчика - ГБУЗ "ММКЦ "КОММУНАРКА" ДЗМ" (далее - Заказчик) о включении сведений об ИП Перелыгина Н.Г. (далее - Исполнитель, Поставщик) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним расторжением Заказчиком государственного контракта, заключенного по результатам электронного аукциона на поставку игл для стернальной пункции (реестровый N 0373200087824000126). 05.02.2024 между Заказчиком и Исполнителем заключен государственный контракт N 24/0194 (реестровый N 2771609955424000236) на поставку игл для стернальной пункции (далее - Контракт). В ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе 08.05.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение) по причине неисполнения ИП Перелыгина Н.Г. существенных условий Контракта. В ч. 12.1 ст. 95 Закон о контрактной системе установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой 2024-24317 3 информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе 14.05.2024 Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком в единой информационной системе.
Таким образом, датой надлежащего уведомления признается дата размещения Решения Заказчиком в единой информационной системе.
На основании ч.13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Исходя из вышеизложенного, на момент проведения заседания Комиссии Управления Решение Заказчика вступило в законную силу и Контракт считается расторгнутым в соответствии с требованиями ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 3.1 Контракта поставка Товара осуществляется Заказчику на условиях и в сроки, установленные Контрактом и Техническим заданием: с даты заключения контракта по 13 декабря 2024 года, по предварительной заявке Заказчика, в течении 5 (пяти) рабочих дней с момента получения заявки. Представитель Заказчика на заседании Комиссии Управления пояснил, что 18.03.2024 с использованием электронной почты Поставщику была направлена заявка на поставку товара на общую сумму 200 200, 00 рублей, в соответствии с условиями Контракта, поставку Товара необходимо было осуществить в срок не позднее 21.03.2024. 21.03.2024 Поставщиком была осуществлена поставка Товара, однако он не был принят, в связи с расхождением поставленного Товара и условий Контракта, а именно Техническим заданием определено, что Товар должен соответствовать следующим характеристикам:
- Т-образная симметричная комфортная рукоять - Наличие.
- Игла имеет на боковой стороне миллиметровую шкалу для более удобного установления длины пенетрации - Соответствие.
- Механизм регулируемой длинны иглы с миллиметровой шкалой - Наличие. Вместе с тем, поставленный Товар не имеет специальной Т-образной рукояти, также не имеет миллиметровой шкалы как на самой игле, так и на механизме регулировки длинны иглы, в связи с чем Заказчиком в адрес Исполнителя направлен 2024-24317 4 мотивированный отказ от приемки товара. Однако по состоянию на 08.05.2024 Исполнитель не осуществил поставку товара по Контракту, в связи с чем в адрес Поставщика неоднократно направлялись претензионные письма от 09.04.2024, 22.04.2024 и 08.05.2024.
Представитель Исполнителя на заседании Комиссии Управления пояснил, что согласно Контракту перечень поставляемых товаров "Игла для биопсии костного мозга, одноразового использования. Иглы биопсийные Игла BI Iliac-sternal для стернальной пункции. Страна происхождения - Италия. РУ N ФСЗ 2010/07646 от 17 августа 2010 г". 26.03.2024 Исполнителем в адрес Заказчика направлено информационное, согласно которому установлено, что "Поставщик произвел поставку товара, соответствующего всем требованиям заключенного контракта Игла для биопсии костного мозга, одноразового использования: Иглы биопсийные Игла BI Iliac-sternal для стернальной пункции Страна происхождения - Италия РУ N ФСЗ 2010/07646 от 17 августа 2010 г. Данное медицинское изделие полностью отвечает всем требованиям описания объекта закупки контракта (Приложение N1), в том числе у данной иглы имеется Т- образная симметричная комфортная рукоять и Механизм регулируемой длины иглы с миллиметровой шкалой, что очевидно определяется при рассмотрении образца данного товара.
На основании вышеизложенного, прошу осуществить повторную экспертизу поставленного товара и произвести приемку и оплату за поставленный товар". Вместе с тем, 08.04.2024 и 23.04.2024 Исполнителем направлялись письма с трамбованием произвести повторную экспертизу и принять товар, которых соответствует регистрационному удостоверению. Комиссия Управления отмечает, что согласно сведениям из единой информационной системы и портала поставщиков Исполнителем заключено и исполнено более 225 государственных контрактов.
Таким образом, заключение аналогичных контрактов в предшествующие периоды и их надлежащее исполнение свидетельствует об отсутствии оснований для включения информации об участнике в реестр недобросовестных поставщиков. Общество ранее выполняло аналогичные контракты (предмет поставки), то есть имеет необходимый опыт. При этом исполненные контракты свидетельствуют о систематической направленности на надлежащее исполнение контракта, данная позиция поддержана определением Верховного Суда Российской Федерации от 16.10.2023 по делу А40-47485/2022.
По мнению Комиссии Управления, Подрядчиком были совершены все необходимые действия, направленные на исполнение контракта, на достижение тех целей и результатов, которые установлены в контракте. При принятии решения о включении либо не включении сведений об 2024-24317 5 организации в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не вправе ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения участником закупки тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Подрядчиком совершались активные действия, направленные на соблюдение требований Закона о контрактной системе, тем самым явно выражая намерение к исполнению контракта. Следует отметить, что при рассмотрении вопроса о наличии у Заказчика оснований для включения хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, антимонопольный орган обязан не только убедиться в наличии оснований для расторжения контракта и соблюдении порядка его расторжения заказчиком, но и установить недобросовестный характер действий поставщика (подрядчика, исполнителя), что предполагает отсутствие у последнего реального намерения исполнить контракт надлежащим образом и в установленные сроки.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр включается, в том числе информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов. По общему правилу, при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 года N 13-П, от 21.11.2002 года N 15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более, что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более тяжкий экономический характер, чем наложение штрафа. Признаки недобросовестности (такие как злоупотребление и умышленность) в поведении Исполнителя отсутствуют, а потому включение его в реестр недобросовестных поставщиков не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, а в данном случае, будет является несоответствующим фактическим обстоятельствам и нормам действующего законодательства РФ. С учетом вышеизложенного считаем, что Общество не допустило нарушений норм 2024-24317 6 действующего законодательства РФ и существенного нарушения положений Контракта (с позиции умышленности, халатности), и соответственно не является недобросовестным поставщиком по смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в намеренном ненадлежащем исполнении контракта. Обстоятельств, подтверждающих намеренное ненадлежащее исполнение Поставщиком условий Контракта, Комиссией Управления не установлены. Руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Московского УФАС России
Р Е Ш И Л А
: Отказать ГБУЗ "ММКЦ "КОММУНАРКА" ДЗМ" во включении сведений в отношении ИП Перелыгина Н.Г. в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев с даты его принятия в порядке, установленном главой 24 АПК Российской Федерации. Председательствующий Комиссии Управления: А.С. Алексеева Члены Комиссии Управления: С.Р. Гаришин Н.А. Гришина Исп.Алексеева А.С. 2024-24317
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 29 мая 2024 г. N 077/10/104-7037/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.05.2024