На основании ч.ч. 3, 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Приказом Брянского УФАС России от 24.05.2024 N 163/24, на основании обращения заказчика Департамент образования и науки Брянской области (вх. N 3721/24 от 24.05.2024),
Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю в сфере закупок в составе:
Руководителя инспекции: "___."
Членов Инспекции: "___."
в присутствии:
"___." - главного врача ГАУЗ "Санаторий Домашово для детей с родителями", действующего на основании приказа N61-пу от 29.11.2023,
"___." - слушателя,
"___." - слушателя,
в отсутствие надлежащим образом уведомленных представителей заказчика Департамент образования и науки Брянской области,
в результате рассмотрения обращения заказчика Департамент образования и науки Брянской области о включении сведений в отношении ГАУЗ "Санаторий Домашово для детей с родителями" "___." в реестр недобросовестных поставщиков, а также в результате проведения внеплановой проверки соблюдения заказчиком Департамент образования и науки Брянской области требований Закона о контрактной системе при проведении запроса котировок в электронной форме на услуги по организации отдыха и оздоровления педагогических работников образовательных организаций Брянской области за N 0127200000624000069, установила следующее:
1) 02.05.2024 в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на услуги по организации отдыха и оздоровления педагогических работников образовательных организаций Брянской области за N 0127200000624000069.
2) Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 000 000,00 рублей.
3) Согласно протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 20.05.2024 NИЗК1 на участие в запросе котировок подана одна заявка (ГАУЗ "Санаторий Домашово для детей с родителями"), признанная комиссией заказчика соответствующей требованиям извещения о проведении электронного запроса котировок.
4) 21.05.2024 года заказчиком размещён в единой информационной системе в сфере закупок без своей подписи проект контракта, составленный путем включения цены контракта, предложенной ГАУЗ "Санаторий Домашово для детей с родителями".
5) Регламентированный срок подписания ГАУЗ "Санаторий Домашово для детей с родителями" проекта контракта определен не позднее 23 часов 59 мин. 22.05.2024 года.
6) 23.05.2024 заказчиком Департамент образования и науки Брянской области сформирован протокол об уклонении участника закупки ГАУЗ "Санаторий Домашово для детей с родителями" от заключения государственного контракта на услуги по организации отдыха и оздоровления педагогических работников образовательных организаций Брянской области за N 0127200000624000069.
В соответствии с положениями извещения о проведении запроса котировок в электронной форме за N 0127200000624000069 заказчиком установлено требование об обеспечении исполнения контракта в размере 100 000,00 рублей.
До рассмотрения обращения в адрес Брянского УФАС России поступили документы и письменные пояснения заказчика Департамент образования и науки Брянской области, победителя закупки ГАУЗ "Санаторий Домашово для детей с родителями".
Изучив представленные документы, заслушав представителей заказчика и поставщика Инспекция Брянского УФАС России пришла к следующему выводу:
Действия заказчика Департамент образования и науки Брянской области при определении исполнителя путём проведения запроса котировок в электронной форме на услуги по организации отдыха и оздоровления педагогических работников образовательных организаций Брянской области за N 0127200000624000069 соответствуют требованиям статьи 51 Закона о контрактной системе, регламентирующей порядок заключения контрактов.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
Согласно п. 1 ч. 6 ст. 50 Закона о контрактной системе заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном статьей 51 настоящего Федерального закона, с учетом следующих особенностей: заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Так, заказчиком Департамент образования и науки Брянской области 21.05.2024 размещён в единой информационной системе в сфере закупок без своей подписи проект контракта, составленный путем включения цены контракта, предложенной ГАУЗ "Санаторий Домашово для детей с родителями".
Согласно п.2 ч.6 ст.50 Закона о контрактной системе заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном статьей 51 настоящего Федерального закона, с учетом следующих особенностей: участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 настоящей части.
Пункт 1 ч.3 ст. 51 Закона о контрактной системе регламентирует, что не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий: подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта).
Так, регламентированный срок подписания ГАУЗ "Санаторий Домашово для детей с родителями" государственного контракта, а также направления денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта был определен как: не позднее 23:59 22.05.2024.
Однако, в регламентированный Законом о контрактной системе срок участник закупки не подписал проект государственного контракта.
Согласно письменных пояснений ГАУЗ "Санаторий Домашово для детей с родителями" (вх. 3810-ЭП/24 от 28.05.2024) проект государственного контракта не был подписан победителем закупки ввиду неопытности сотрудника, ответственного за подписание контракта. Ответственный сотрудник ГАУЗ "Санаторий Домашово для детей с родителями" привлечен к дисциплинарной ответственности (в материалы дела представлена копия приказа N49-о от 27.05.2024 о наложении дисциплинарного взыскания за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей). Кроме того, в материалы дела представлена копия объяснительной записки, согласно которой закупка проходила на новой для сотрудника учреждения торговой площадке АО "Сбербанк-АСТ", функционал которой не был знаком сотруднику, ввиду чего факт направления проекта контракта заказчиком для подписания победителем не был установлен. Кроме того, уведомления посредством электронной почты от торговой площадки АО "Сбербанк-АСТ" в адрес победителя закупки о направлении заказчиком проекта государственного контракта попали в папку "Спам" (скриншоты представлены в материалы дела), ввиду чего заказчиком упущен срок подписания проекта государственного контракта на услуги по организации отдыха и оздоровления педагогических работников образовательных организаций Брянской области за N 0127200000624000069.
Согласно ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе, в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
Так, заказчик 23.05.2024 сформировал протокол уклонения участника закупки от заключения государственного контракта на услуги по организации отдыха и оздоровления педагогических работников образовательных организаций Брянской области за N 0127200000624000069 и направил обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, Инспекция Брянского УФАС России пришла к выводу, что действия заказчика Департамент образования и науки Брянской области по признанию ГАУЗ "Санаторий Домашово для детей с родителями" уклонившимся от заключения контракта являются правомерными.
Вместе с тем, включение лица в реестр недобросовестных поставщиков невозможно без установления его вины, выражающейся в сознательном уклонении от подписания государственного или муниципального контракта, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение от подписания контракта, которое предполагает недобросовестное поведение лица.
Установлено, что ГАУЗ "Санаторий Домашово для детей с родителями" 21.05.2024 - в период регламентированного срока подписания проекта государственного контракта (21.05.2024-22.05.2024) направило в адрес заказчика обеспечение исполнения контракта в размере, установленном в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме за N0127200000624000069 - 100 000,00 рублей, что подтверждается платежным поручением N947843 от 21.05.2024.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По общему правилу части 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, применяемые государственными органами санкции должны назначаться с учетом характера допущенного нарушения, размера причиненного вреда, наличия и степени вины нарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (постановления от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
В данном случае, фактические обстоятельства дела не подтверждают совершение победителем закупки умышленных действий (бездействия) и недобросовестного поведения. Иных доказательств, являющихся безусловным основанием для вывода о наличии оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков сведений о ГАУЗ "Санаторий Домашово для детей с родителями", в материалы дела не представлено.
Таким образом, вышеуказанные факты и доказательства свидетельствуют о намерении заключить контракт и об отсутствии умышленного недобросовестного умысла участника закупки уклониться от заключения контракта.
При указанных обстоятельствах, Инспекция Брянского УФАС России не установила в действиях ГАУЗ "Санаторий Домашово для детей с родителями" недобросовестного поведения.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Инспекция Брянского УФАС России,
решила:
Сведения в отношении ГАУЗ "Санаторий Домашово для детей с родителями" "___." в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 30 мая 2024 г. N РНП-32-859 (ключевые темы: участники закупок - реестр недобросовестных поставщиков - образовательные организации - работник - обеспечение исполнения контракта)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.05.2024