Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе: Председателя Козловой А.А. - руководителя Челябинского УФАС России; Комиссии: Членов Черенковой Е.Б. - главного специалиста-эксперта отдела Комиссии: контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; Гареевой Д.Ф. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, рассмотрев обращение Министерства здравоохранения Челябинской области о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ООО "СТУДИЯ ВЕНЕРТ", о его генеральном директоре, участнике в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на поставку 2 аппарата для гистологической проводки тканей (извещение N 0869200000224003919), при участии в заседании Комиссии:
- представителей Министерства здравоохранения Челябинской области (далее - заказчик) Пичуговой Т.В., Паровик А.А., действующих на основании доверенностей от 15.01.2024, от 25.01.2024;
- представителей ООО "СТУДИЯ ВЕНЕРТ" (победитель закупки, участник, общество) Козловой Д.В., Цыганкова А.В., действующих на основании доверенностей от 02.05.2024, 22.05.2024,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России, антимонопольный орган) поступило обращение заказчика о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ООО "СТУДИЯ ВЕНЕРТ", о его генеральном директоре, участнике в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на поставку аппарата для гистологической проводки тканей (извещение N 0869200000224003919) (далее - аукцион, закупка).
Согласно материалам дела 22.04.2024 объявлено о проведении аукциона путем размещения в единой информационной системе в сфере закупок извещения N 0869200000224003919.
Начальная (максимальная) цена контракта - 9 840 180,00 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0869200000224003919 от 06.05.2024 победителем закупки признан участник с идентификационным номером заявки 116494536 (ООО "СТУДИЯ ВЕНЕРТ").
Согласно пояснениям представителей заказчика участник закупки в сроки, предусмотренные законодательством о контрактной системе, проект контракта не подписал, обеспечение исполнения контракта не представил. Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта размещен в единой информационной системе в сфере закупок 20.05.2024.
В соответствии с письменными пояснениями ООО "СТУДИЯ ВЕНЕРТ" не имело намерений уклониться от заключения контракта, при участии в закупке действовало добросовестно, необходимый товар ввезен на территорию России и находится на складах ООО "Лабтехбио", полученная обществом независимая гарантия включена в реестр независимых гарантий в единой информационной системе в сфере закупок. Сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) об ООО "СТУДИЯ ВЕНЕРТ" направлены заказчиком в антимонопольный орган 20.05.2024.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, Комиссия, руководствуясь статьями 104, 99 Закона о контрактной системе, пришла к следующим выводам, В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, 3 исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В силу части 2 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить в извещении об осуществлении закупки, проекте контракта требование обеспечения исполнения контракта при осуществлении закупок путем проведения электронного запроса котировок (за исключением случая, предусмотренного подпунктом "б" пункта 2 части 10 статьи 24 настоящего Федерального закона), а также закупок, предусмотренных пунктами 1, 2 (если правовыми актами, предусмотренными указанным пунктом, не предусмотрена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта), 3 - 11, 13 - 15, 17, 20 - 23, 26, 28 - 34, 40 - 42, 44, 45, 46, 47 - 48 (если контрактами, заключаемыми в соответствии с пунктами 47 - 48, не предусмотрена выплата аванса), 51 - 53, 55 - 59, 61 и 62 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона. Как следует из части 4 статьи 96 Закона о контрактной системе, контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом в случае заключения контракта жизненного цикла контракт заключается после предоставления таким участником закупки обеспечения исполнения контракта в части, предусмотренной пунктом 1 части 1.1 настоящей статьи.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта).
В соответствии с частью 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
В соответствии с частью 5 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта. Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении 4 целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта. Основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем аукциона, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях. По итогам закупки заказчиком 08.05.2024 направлен победителю закупки проект контракта для подписания. Участник закупки в регламентированные сроки (до 17.05.2024) проект контракта не подписал, обеспечение исполнения контракта не представил. От электронной площадки получен документ "Уведомление об уклонении победителя от заключения контракта". Участник закупки 20.05.2024 признан заказчиком уклонившимся от заключения контракта путем принятия и опубликования в единой информационной системе протокола признания участника уклонившимся от заключения контракта от 20.05.2024 NППУ20 1.
В распоряжение Комиссии ООО "СТУДИЯ ВЕНЕРТ" представило письменные пояснения, в которых указало на отсутствие намерений уклониться от заключения контракта. В качестве подтверждения действий, направленных на заключение контракта, обществом представлены сведения о получении независимой гарантии от 14.05.2024 N 2933209 (ПАО "Совкомбанк) на сумму обеспечения в размере 570 730,44 руб., письмо ООО "Лабтехбио" от 14.05.2024 N 14.05-01 о наличии товара на складе и готовности к отгрузке, декларация на товары, а также письма общества, направленные по электронной почте в адрес заказчика:
- от 08.05.2024 о согласовании независимой гарантии;
- от 17.05.2024 об отсутствии ответа о согласовании независимой гарантии, направленной 08.05.2024, о получении независимой гарантии на сумму 570 730,44 руб., о готовности снизить цену контракта на 15% в случае применения национального режима с просьбой уведомить общество о соответствии полученной независимой гарантии на большую сумму;
- от 18.05.2024 о переговорах с заказчиком относительно необходимости направления протокола разногласий и снижения цены контракта, об отсутствии информации о согласии заказчика принять в качестве обеспечения исполнения контракта полученную обществом независимую гарантию, о поломке компьютера 17.05.2024, которая не позволила направить своевременно протокол разногласий, о направлении такого протокола за пределами срока (18.05.2024), о добросовестности участника и нежелании уклоняться от заключения контракта. Представитель заказчика на заседании Комиссии подтвердил факт направления на подписание проекта контракта без снижения цены, предложенной победителем аукциона, на 15%, а также обстоятельства, связанные с переговорами между обществом и заказчиком по вопросу необходимости направления протокола разногласий в целях снижения цены контракта и отметил отсутствие у заказчика обязанности по согласованию независимых гарантий, планируемых к представлению в качестве обеспечения исполнения контракта победителями закупок. Комиссия антимонопольного органа обращает внимание заказчика на следующее. 5 Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Согласно части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
На основании пункта 15 части 1 статьи 42 Закона контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
В силу подпункта "б" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона, который должен содержать цену контракта, соответствующую цене контракта, предложенной в соответствии с настоящим Федеральным законом участником закупки, с которым заключается контракт, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, положений статей 28 и 29 настоящего Федерального закона, цену каждого отдельного этапа исполнения контракта, определенную в соответствии с частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона (если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1.3 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - приказ N 126н) при проведении аукциона контракт заключается по цене, сниженной на 15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 1, сниженной на 20 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 2 и 6 закупаемых при реализации национальных проектов (программ), от предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложениях, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики).
Согласно пункту 2 приказа N 126н положения подпунктов 1.1 - 1.3 пункта 1 приказа 126н не применяются при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок в электронной форме в случаях, если:
а) конкурс, аукцион, запрос котировок в электронной форме признается не состоявшимся в случаях, предусмотренных Федеральным законом;
б) все заявки участников закупки, признанные в порядке, предусмотренном Федеральным законом, соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), содержат предложения о поставке товаров, указанных в Приложениях и происходящих исключительно из государств - членов Евразийского экономического союза, из Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики;
в) все заявки участников закупки, признанные в порядке, предусмотренном Федеральным законом, соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), содержат предложение о поставке указанных в Приложениях товаров, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики);
г) в отношении товаров, указанных в Приложениях, Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона.
В силу пункта 1.6 приказа N 126н подтверждением страны происхождения товаров, указанных в Приложении, является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Федеральным законом наименования страны происхождения товара. Комиссией антимонопольного органа установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона указано на применение в рамках рассматриваемой закупки условий допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, на основании положений приказа N 126н. Из сведений, опубликованных в ГИС "Независимый регистратор", пояснений представителей заказчика, общества следует, что победителем закупки представлен товар, страной происхождения которого является иностранное государство, при этом в заявке одного из участников к поставке предложен товар со страной происхождения Российская Федерация, что в совокупности свидетельствует о необходимости применения к победителю аукциона положений приказа N 126н, что не было сделано заказчиком при направлении проекта контракта на подпись участнику закупки.
На основании изложенного, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о нарушении заказчиком положений подпункта "б" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе в связи с направлением проекта контракта победителю закупки без применения условий, предусмотренных приказом N 126н. Указанное обстоятельство повлекло за собой необходимость урегулирования вопроса о снижении цены контракта путем направления протокола разногласий, получение обществом независимой гарантии на большую сумму, чем в случае применения условий допуска, заблуждение общества относительно соответствия/несоответствия полученной 7 независимой гарантии требованиям извещения, что следует из писем, направленных в адрес заказчика с просьбой согласовать полученную гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта. Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки, принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств. Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках. Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов. Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, с учетом того, что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) могут иметь тяжкий экономический характер.
В силу подпункта "б" пункта 14 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от з аключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта. В данном случае, действия ООО "СТУДИЯ ВЕНЕРТ" подтверждают его намерение заключить контракт с заказчиком, в связи с чем Челябинское УФАС России не имеет достаточных оснований для включения участника в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078,
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Министерством здравоохранения Челябинской области в отношении ООО "СТУДИЯ ВЕНЕРТ" (ИНН 7814788190), о его генеральном директоре, участнике в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения 8 электронного аукциона на поставку аппарата для гистологической проводки тканей (извещение N 0869200000224003919), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать. 2.
Признать в действиях заказчика нарушение подпункта "б" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе. Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии А.А. Козлова Члены комиссии: Е.Б. Черенкова Д.Ф. Гареева Исп.Гареева Д.Ф. тел.8(351) 264-50-43
2024-8650
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 29 мая 2024 г. N 074/10/104-1095/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.05.2024