Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
|
заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
|
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев обращение ФГБОУ ВО "Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова" (далее - заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО ПСК "ИНТЕРСТРОЙ" в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам проведения электронного аукциона N 0369400000221000031 на строительство объекта "Физкультурно-оздоровительный комплекс с плавательным бассейном" ФГБОУ ВО "Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова", г. Магнитогорск (далее - аукцион), в присутствии представителя ФГБОУ ВО "Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова" Звада О.В., действующего на основании доверенности от 27.05.2024,
в отсутствии ООО ПСК "ИНТЕРСТРОЙ", надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Комиссии, что подтверждается размещением органом контроля информации о проведении внеплановой проверки в реестре внеплановых проверок (номер реестровой записи N 202400146956000956 от 22.05.2024), что является надлежащим уведомлением поставщика о месте, дате и времени рассмотрения обращения и проведения проверок (подпункт "д" пункта 9 раздела 2 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078).
УСТАНОВИЛА:
В соответствии со статьями 95, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области поступило обращение ФГБОУ ВО "Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО ПСК "ИНТЕРСТРОЙ".
Согласно представленным документам 26.07.2021 ФГБОУ ВО "Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова" и ООО ПСК "ИНТЕРСТРОЙ" заключили контракт по цене 253 090 969, 12 рублей.
Из пояснений представителя заказчика следует, что решением от 08.05.2024 заказчик отказался от исполнения контракта ввиду неисполнения ООО ПСК "ИНТЕРСТРОЙ" всего объема работ, предусмотренных проектной документацией, а также неустранения недостатков выполненных работ, указанных в претензиях заказчика и отчетах организации, осуществляющей строительный контроль, что подтверждается перепиской заказчика.
На заседание Комиссии общество не представило документы и сведения, запрошенные в уведомлении о месте и времени рассмотрения сведений о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заявило ходатайство об отложении рассмотрения дела ввиду невозможности явки заявителя на заседание Комиссии и необходимости подготовки документов.
Так, регламентированный частью 7 статьи 104 Закона о контрактной систем срок рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков составляет не более 5 рабочих дней с даты поступления такого обращения, то есть не позднее 28.05.2024, в связи с чем отложить рассмотрение обращения не представляется возможным.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы, Комиссия руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пришла к следующим выводам.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При этом, в силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В соответствии с пунктом 11.2 контракта предусмотрен односторонний порядок отказа заказчика от исполнения контракта в качестве основания расторжения контракта.
Таким образом, контрактом предусмотрена возможность заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Пунктами 1-3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
- заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
- решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
- поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из совокупного толкования частей 12.1, 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Так, заказчиком 08.05.2024 принято и размещено в единой информационной системе во вкладке "реестр контрактов" решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, датой получения такого решения подрядчиком является 08.05.2024, в связи с чем контракт является расторгнутым 21.05.2024.
Сведения об одностороннем отказе от исполнения контракта направлен в антимонопольный орган 21.05.2024.
При рассмотрении вопроса о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольным органом установлено следующее.
Между заказчиком и обществом 26.07.2021 заключен контракт N К-50-21 (далее - контракт) посредством обмена электронными документами в единой информационной системе, что подтверждается распечаткой с личного кабинета заказчика.
Предметом контракта является строительство объекта "Физкультурно-оздоровительный комплекс с плавательным бассейном", что свидетельствует о заключении заказчиком по результатам закупки договора подряда, порядок исполнения которого регламентирован главой 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 766 ГК РФ государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
В соответствии с частью 2 статьи 702 ГК РФ к отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.
Таким образом, к договору подряда для государственных и муниципальных нужд применяются общие нормы, регулирующие отношения по договору подряда.
Согласно части 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Таким образом, с учетом положений статей 432, 702, 708, 766 ГК РФ существенными условиями государственного контракта являются предмет и сроки выполнения работ.
В пункте 13.1 контракта заказчиком определен срок выполнения работ: в течение 14 месяцев с момента заключения контракта, в соответствии с графиком выполнения работ (Приложение N 2 к контракту).
При этом, дополнительными соглашениями N5 от 23.09.2022, N6 от 30.12.2022,
N 7 от 07.08.2023, N 9 от 22.12.2023 сторонами продлевались сроки выполнения работ до 10.12.2022, 24.04.2023, 25.12.2023, 31.12.2024 соответственно.
Как следует из документов, представленных заказчиком, контроль за выполнением работ по строительству объекта осуществляла организация - ООО "АльфаСК" в рамках мероприятий по строительному контролю на основании договора N 61-21 от 23.08.2021 (далее - строительный контроль).
Из переписки сторон следует, что на протяжении 2021-2024 года общество осуществляло выполнение работ по контракту, а также устраняло замечания строительного контроля.
Из технических отчетов, составленных ООО "АльфаСК" за этап с 23.08.2021 по 23.11.2021 и с 23.11.2021 по 25.04.2022; технического отчета за период с 04.10.2022 по 24.07.2023; технического отчета за период с 28.08.2023 по 27.12.2023 следует, что подрядчик выполнял следующие работы:
- ограждение строительной площадки;
- освещение строительной площадки;
- срезка растительного слоя под устройство котлована;
- демонтаж существующих конструкций;
- демонтаж МАФов;
- земляные работы;
- работы, связанные с возведением подземной части здания;
- производство работ по устройству монолитных фундаментов;
- кирпичная кладка стен;
- выполнение перекрытий первого и второго этажей;
- устройство наружного теплоснабжения;
- устройство наружного водопровода;
- устройство сетей канализации;
- бетонирование чаши бассейна и обходной дорожки;
- электромонтажные работы;
- выполнение заземления и молниезащиты;
- монтаж оконных блоков;
- выполнение работ по благоустройству;
- выполнение кровельных работы над чашей бассейна;
- выполнение вентиляционного фасада;
- штукатурные работы.
В заключении по результатам строительного аудита строящегося объекта капитального строительства "Физкультурно-оздоровительный комплекс с плавательным бассейном" ФГБОУ ВО "МГТУ им. Г.И. Носова", г. Магнитогорск от 22.04.2024, проведенного ООО "Экспертная компания" по заказу заказчика, сделаны следующие выводы (с.162-164):
- качество выполненных работ по монтажу металлического каркаса здания соответствует требованиям действующих строительных норм и правил;
- качество выполненных работ по прочности бетонных работ соответствует требованиям действующих строительных норм и правил и проекта;
- качество выполненных работ по прочности каменных работ не соответствует требованиям действующих строительных норм и правил и проекта в части прочности кирпича самонесущих стен. Помимо этого установлено, что узлы крепления колонн к несущим стенам имеют не проектное исполнение. При этом несущая способность самонесущих стен при марке кирпича М100, марке раствора М150, на наиболее нагруженном участке стен (наименьшая площадь простенка) - обеспеченна, следовательно, наружные стены находятся в работоспособном техническом состоянии;
- фундамент наружной самонесущей стены по оси "3" пролета "Е-Ж" - монолитный железобетонный ленточного глубиной заложения 0,8 м, прочность бетона не ниже В35, что соответствует требованиям проектной документации (Фундаментная балка ФМ5, прочность бетона В20) и требованиям строительных норм и правил;
- фундамент стены лестничной клетки по оси "1" пролета "А-Б" - монолитный железобетонный ленточного глубиной заложения 2 м, прочность бетона не ниже В35, что
соответствует требованиям проектной документации (Фундамент лестничной клетки Фм5, прочность бетона В20) и требованиям строительных норм и правил;
- по результатам анализа нарушений, представленных в акте выездной проверки Уральского управления Ростехнадзора установлено, что нарушения по большей части устранены, однако имеются нарушения не устраненные на момент проведения аудита.
В итоговых выводах заключения указано, что по результатам строительного аудита строящийся объект капитального строительства "Физкультурно-оздоровительный комплекс с плавательным бассейном" ФГБОУ ВО "МГТУ им. Г.И. Носова", г. Магнитогорск будет соответствовать требованиям строительных норм и правил, при условии устранения дефектов, выявленных при проведении строительного аудита (с. 167).
Из претензионной переписки, представленной заказчиком (письма от 30.12.2021 исх. 32-4537, от 02.08.2022 исх. 32-2745, от 11.04.2023 исх. 37-1122, от 11.05.2023 исх. 32-1554, от 24.05.2023 исх. 37-1711, от 21.06.2023 исх. 37-2063, от 25.08.2023 исх. 37-2721, от 13.10.2023 исх. 32-3491, от 01.11.2023 исх. 37-3605, от 19.02.2024 исх. 37-1574) следует, что заказчик направлял письма о выявленных замечаниях, в том числе указывал на недостатки строительного контроля, при этом из указанных писем также следует, что общество частично устраняло недостатки, выявленные в ходе выполнения работ, а также оплачивало штрафные санкции.
Как следует из акта выявленных недостатков от 25.04.2024, составленного в присутствии представителей заказчика, подрядчика, строительного контроля и авторского надзора, выявлены визуальные недостатки выполненных работ, в том числе в части установки колодцев, наружного освещения, дорожного и тротуарного покрытия, выполнение не в полном объеме работ по утеплению фасадов, кирпичной кладки и другие замечания, при этом обществу предоставлен срок до 08.05.2024 для устранения указанных замечаний. В ходе проверки устранения выявленных недостатков составлен акт выявленных недостатков от 08.05.2024 в присутствии тех же сторон, из которого следует, что большая часть выявленных недостатков подрядчиком не устранена.
Так, 08.05.2024 заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неустранением недостатков в установленные заказчиком сроки.
При решении вопроса о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган учел следующие обстоятельства.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Согласно пункту 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В силу пункта 3 статьи 715 ГК РФ если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
Таким образом, в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе основанием для включения общества в реестр недобросовестных поставщиков при заключении договора подряда является односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в случае просрочки начального срока выполнения работ, выполнения работ настолько медленно, что окончание к сроку станет невозможным, а также в случае ненадлежащего исполнения обществом своих обязательств, порядок которого регламентирован статьей 715, 723 ГК РФ.
Вместе с тем, включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выражающееся в намеренном уклонении от исполнения контракта и непринятию мер по выполнению работ
Из материалов дела следует, что общество на протяжении срока исполнения контракта выполняло работы по строительству спортивного объекта, устраняло недостатки выполненных работ, при этом из заключения по результатам строительного аудита строящегося объекта следует, что большая часть выполненных работ соответствует требованиям действующих строительных норм и правил, а также проектной документации, при этом явных намерений уклониться от исполнения контракта в действиях общества не усматривается.
Кроме того, стоимость фактически выполненных и оплаченных работ составила около 34% от цены контракта (112 199 692,98 рублей из 329 008 154,68 рублей), что подтверждается сведениями из единой информационной системы из реестра контрактов. При этом на заседании Комиссии представитель заказчика указал, что объем выполнения работ по результатам аудита составляет около 56% от объема, предусмотренного проектной документацией.
В силу пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Таким образом, с учетом осуществления обществом мер, направленных на исполнение контракта, выраженных в частичном выполнении работ, совершением действий по устранению недостатков выполненных работ, проанализировав обстоятельства дела в совокупности и взаимосвязи, Комиссия Челябинского УФАС России не усматривает оснований для принятия решения о включении сведений об ООО ПСК "ИНТЕРСТРОЙ", его участниках, единоличном исполнительно органе, в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные ФГБОУ ВО "Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова" в отношении ООО ПСК "ИНТЕРСТРОЙ" (ИНН 7447195730), его участников, единоличного исполнительного органа, в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: В.А. Ливончик
Члены Комиссии: Е.В. Кулезнева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 31 мая 2024 г. N 074/10/104-1117/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.05.2024