Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Балтыковой Е.М. - заместителя руководителя - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Астраханского УФАС России (далее - Управление);
членов комиссии:
Русскиной И.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Крупиной Е.М. - специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в присутствии представителя заявителя ООО "ОСА-Мед" Богдановой С.А. (доверенность от 25.05.2024 б/н) и в присутствии представителя государственного заказчика Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Ахтубинская районная больница" Полубинской Я.В. (доверенность от 30.01.2024 N01), рассмотрев жалобу ООО "ОСА-Мед" на действия комиссии по осуществлению закупок государственного заказчика Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Ахтубинская районная больница" при проведении электронного запроса котировок на право заключить контракт на поставку изделий медицинского назначения (перчатки медицинские) (реестровый номер: 0325300033424000060), содержащие признаки нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 24.05.2024 поступила жалоба ООО "ОСА-Мед" (далее - Заявитель, Общество) на действия комиссии по осуществлению закупок государственного заказчика Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Ахтубинская районная больница" (далее - Заказчик) при проведении электронного запроса котировок на право заключить контракт на поставку изделий медицинского назначения (перчатки медицинские) (реестровый номер: 0325300033424000060) (далее - запрос котировок).
По мнению Заявителя, комиссия по осуществлению закупок Заказчика при определении победителя нарушила требования Закона о контрактной системе.
Уведомлениями от 24.05.2024 NЕБ/3513/24 и ЕБ/3514/24 рассмотрение жалобы было назначено на 29.05.2024 на 10 час.00 мин.
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
10.04.2024 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении электронного запроса котировок (далее - Извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 6 022 039,00 руб.
Заявитель указывает на неправомерные действия комиссии по осуществлению закупок Заказчика при рассмотрении заявок, а именно: заявка победителя неправомерно признана соответствующей в рамках постановления Правительства РФ от 30 апреля 2020 г. N617.
Комиссия считает довод Заявителя обоснованным по следующим основаниям.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию, в том числе, информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N617) утвержден перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
Заказчиком в Извещении установлены требования и ограничения в соответствии с Постановлением N617.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать: информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В соответствии с пунктом 7 Постановления N617 для целей реализации настоящего постановления подтверждением страны происхождения отдельных видов промышленных товаров является одно из следующих условий:
а) указание номеров реестровых записей из реестра промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее - реестр российской промышленной продукции), а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий) (далее - совокупное количество баллов);
б) указание номеров реестровых записей из евразийского реестра промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, порядок формирования и ведения которого устанавливается правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров), а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение на территории государств - членов Евразийского экономического союза технологических операций (условий), если это предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 "Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов);
Согласно пункта 9 Постановления N 617 подтверждением страны происхождения товаров, указанных в перечне, является указание (декларирование) участником закупки в составе заявки номеров реестровых записей из реестра российской промышленной продукции или евразийского реестра промышленных товаров и совокупного количества баллов (при наличии).
Номера реестровых записей и совокупное количество баллов (при наличии) о поставляемом товаре включаются в контракт.
При исполнении контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) при передаче товара (результатов работы) обязан представить заказчику документы, подтверждающие страну происхождения товара, на основании которых осуществляется включение продукции в реестр российской промышленной продукции или евразийский реестр промышленных товаров, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" или решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 "Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок" соответственно.
Пунктом 2 Постановления N 617 установлено, что для целей осуществления закупок отдельных видов промышленных товаров, включенных в перечень, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза) (далее - заявки), при условии, что на участие в закупке подана одна (или более) заявка, удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрена документация о закупке), которая одновременно:
а) содержат предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;
б) не содержат предложений о поставке одного и того же вида промышленного товара одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении заявок.
Аналогичные требования к участникам закупки установлены Заказчиком в Извещении.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 23.05.2024 заявки участников закупки под идентификационными NN180,219,136 были признаны соответствующими требованиям извещения.
По результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) победителем запроса котировок признан участник с идентификационным номером заявки 180.
Комиссия, изучив заявки участников закупки, установила, участники закупки, заявки которых под идентификационными NN180,219, предложили к поставке товар иностранного производства.
При этом Заявитель в своей заявки с идентификационным N136 предложил товар производства Российская Федерация.
Также в подтверждение страны Заявителем в своей заявке приложены выписки из реестра российской промышленной продукции.
Как следует из пояснений представителя Заказчика, ограничение допуска, предусмотренное Постановлением N 617, не применялось, поскольку Заявителем не представлены документы (номер реестровой записи /выписка из реестра промышленной продукции), подтверждающие страну происхождения предлагаемого к поставке товара по позициям 9, 10.
Так, к примеру Заявителем в составе заявки по указанным позициям представлен номер реестровой записи - 6818\2\2023. Однако в реестре российской промышленной продукции, с указанной реестровой записью отсутствует часть характеристик товара, указанных Заявителем в заявке.
Однако, Комиссия отмечает, что номер реестровой записи из реестра российской промышленной продукции подтверждает лишь место производства товара, но не его характеристики.
При этом, законодательством не предусмотрены требования о том, чтобы в реестре российской промышленной продукции обязательно были указаны все возможные характеристики товара, прошедшего регистрацию в Минпромторге.
Таким образом, Заявитель в своей заявке подтвердил страну происхождения товара согласно Постановлению N617.
Таким образом, Комиссия Управления считает, что комиссия по осуществлению закупок Заказчика при определении победителя в запросе котировок обязана была применить ограничения допуска, предусмотренные Постановлением N 617.
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 3 статьи 50 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленных в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с частью 2 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;
Согласно пункту 4 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению, в том числе в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона).
Таким образом, комиссия по осуществлению закупок Заказчика при определении победителя в запросе котировок, не применив ограничения допуска, предусмотренные Постановлением N 617, нарушила подпункт "а" пункта 1 части 3 статьи 50 и пункт 4 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Данные действия комиссии по осуществлению закупок образуют признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 7.30 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, Комиссия Управления считает необходимым выдать комиссии по осуществлению закупок Заказчика предписание.
На основании вышеизложенного, а также руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ОСА-Мед" на действия комиссии по осуществлению закупок государственного заказчика ГБУЗ Астраханской области "Ахтубинская районная больница" при проведении электронного запроса котировок на право заключить контракт на поставку изделий медицинского назначения (перчатки медицинские) (реестровый номер: 0325300033424000060) обоснованной.
2. Признать комиссию по осуществлению закупок государственного заказчика ГБУЗ Астраханской области "Ахтубинская районная больница" нарушившей подпункт "а" пункта 1 части 3 статьи 50 и пункт 4 части 12 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного запроса котировок на право заключить контракт на поставку изделий медицинского назначения (перчатки медицинские) (реестровый номер: 0325300033424000060).
3. Выдать комиссии по осуществлению закупок государственного заказчика ГБУЗ Астраханской области "Ахтубинская районная больница" и комиссии по осуществлению закупок предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, допущенных при проведении электронного запроса котировок на право заключить контракт на поставку изделий медицинского назначения (перчатки медицинские) (реестровый номер: 0325300033424000060).
4. Передать материалы, собранные в ходе рассмотрения жалобы Заявителя, должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Председатель комиссии Е.М.Балтыкова
Члены комиссии: И.В.Русскина
Е.М.Крупина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 29 мая 2024 г. N 030/06/50-565/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.05.2024