Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 23.05.2024 N 145/24 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации об ИП Александровой К.А. (ИНН 213003086194)" (далее - Комиссия), в составе: председатель Комиссии: заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок Белгородского УФАС России; члены Комиссии: ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России, специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России, при участии представителей заказчика - ОГБУЗ "Белгородская областная клиническая больница Святителя Иоасафа" (доверенность от 24.05.2024 N 161/2024), участника закупки - ИП Александровой К.А. (по доверенности от 17.07.2023, без номера), рассмотрев информацию ОГБУЗ "Белгородская областная клиническая больница Святителя Иоасафа" о расторжении контракта в одностороннем порядке с ИП Александровой К.А. (ИНН 213003086194) по причине одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ИП Александровой К.А. условий контракта, заключенного по итогам проведения электронного аукциона "Поставка медицинских изделий Набор компонентов для системы гемодиализа/гемофильтрации на 2024 год" (закупка N 0826500000923003132) (далее - Электронный аукцион),
УСТАНОВИЛА:
ОГБУЗ "Белгородская областная клиническая больница Святителя Иоасафа" (далее - Заказчик) в соответствии со статьями 95 и 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) представило в Белгородское УФАС России информацию в отношении ИП Александровой К.А. (ИНН 213003086194) (далее также - индивидуальный предприниматель) для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 27.04.2023 размещено извещение о проведении Электронного аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 52 677 969,00 рублей.
Наименование объекта закупки - поставка медицинских изделий Набор компонентов для системы гемодиализа/гемофильтрации на 2024 год.
По итогам проведения Электронного аукциона заказчиком 25.05.2023 заключен контракт N 08265000009230031320003 на поставку медицинских изделий Набор компонентов для системы гемодиализа/гемофильтрации на 2024 год с победителем Электронного аукциона - ИП Александровой К.А. (далее - Поставщик), цена которого составила 40 469 128,83 рублей (далее - Контракт).
Согласно пункту 1.1. Контракта, Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, осуществить поставку медицинских изделий Набор компонентов для системы гемодиализа/гемофильтрации (далее - товар) в соответствии со Спецификацией (приложение N 1 к Контракту) на 2024 год и надлежащим образом оказать услуги по доставке, разгрузке Товара, а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, принять и оплатить поставленный товар и надлежащим образом оказанные Услуги.
В силу пункта 1.3. Контракта, поставка товара осуществляется Поставщиком с разгрузкой с транспортного средства в месте доставки товара в соответствии с отгрузочной разнарядкой (приложение N 2 к Контракту).
Согласно пункту 5.1 Контракта, поставка товара осуществляется Поставщиком в место доставки в соответствии с отгрузочной разнарядкой (приложение N 2 к Контракту) на условиях, предусмотренных пунктом 1.3 Контракта, поставка осуществляется в следующие сроки:
с 01.01.2024 по 01.12.2024 г. Заказчик формирует заявку в соответствии со своей потребностью в Товаре. Поставка товара осуществляется партиями по наименованию и в количестве, указанном в заявках Заказчика. Поставка товара осуществляется в течение 40 (сорока) рабочих дней с момента передачи Поставщику заявки.
Согласно пункту 13.1. Контракта, любое уведомление, которое одна Сторона направляет другой Стороне в соответствии с Контрактом, направляется в письменной форме почтой, электронной почтой или факсимильной по адресу другой Стороны с подтверждением о получении.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 11.4. Контракта, расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 11.5. Контракта, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Заказчиком 07.05.2024, на основании подпунктов 1, 2 статьи 523 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе и пункта 11.4 Контракта принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в связи с нарушением ИП Александровой К.А. существенных условий Контракта, а именно: поставка товара по позициям 1,3 Спецификации к контракту N 08226500000923003132003 от 25.05.2023 г. не осуществлена до настоящего времени.
В силу части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Как следует из материалов обращения, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта Заказчиком 07.05.2024 было размещено в ЕИС в разделе "Электронные документы об исполнении".
Согласно сведениям ЕИС датой надлежащего уведомления ИП Александровой К.А. о решении заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта является 07.05.2024 года.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно сведениям об исполнении (о расторжении) государственного или муниципального контракта, размещенным в ЕИС, датой расторжения контракта является 20.05.2024 (информация размещена в ЕИС 20.05.2024 года).
Согласно части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Информация об одностороннем расторжении Контракта для включения сведений об ИП Александровой К.А. (ИНН 213003086194) в реестр недобросовестных поставщиков направлена Заказчиком в Белгородское УФАС России 21.05.2024.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В силу части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, который предусматривает, в частности:
1) порядок направления обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков, требования к составу, содержанию, форме такого обращения;
2) порядок рассмотрения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков, основания для принятия решения о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков либо об отказе в таком включении. Указанные основания должны в том числе предусматривать отказ во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков, если надлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы;
3) порядок направления решения о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков либо решения об отказе в таком включении;
4) порядок исключения информации, предусмотренной частью 3 настоящей статьи, из реестра недобросовестных поставщиков.
В соответствии с подпунктом а) пункта 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие отсутствие фактов его недобросовестности при заключении контракта или при исполнении контракта.
В адрес Белгородского УФАС России от ИП Александровой К.А. поступили письменные пояснения с перечнем документов.
Так, в своих письменных пояснениях ИП Александрова К.А. указала, что Поставщик возражает против одностороннего расторжения Контракта Заказчиком и полагает, что весь комплекс действий со стороны индивидуального предпринимателя был направлен исключительно на исполнение Контракта в установленном законе порядке.
На заседании Комиссии, представитель ИП Александровой К.А. сообщила, что в целях добросовестного и надлежащего исполнения Контракта, Поставщик заблаговременно, заключил договор с субпоставщиком и оплатил товар, согласно спецификации к Контракту (копии договора поставки от 31.05.2023 N 31.23.05, счет на оплату от 01 июня 2023 года N 156, платежное поручение от 03.06.2023 N 98 представлены в материалы дела).
В течении 2024 года ИП Александровой К.А. осуществлена поставка Товара по позиции N 2 Спецификации. Заказчиком принят и оплачен Товар по Контракту на общую сумму 3 190 790 рублей 00 копеек.
19.02.2024 ИП Александровой К.А. был поставлен Товар по позициям N1, 3 Спецификации, согласно заявке Заказчика. Однако 21.02.2024, по результатам приемки, в адрес Поставщика был направлен мотивированный отказ от приемки поставленного товара (копия мотивированного отказа от 21.02.2024 N 951 представлена в материалы дела).
Поставщик на основании полученного мотивированного отказа от приемки поставленного товара обратился к субпоставщику с требованием о замене Товара.
В ответ на вышеуказанное требование 11.03.2024 субпоставщик сообщил Поставщику, что из-за непредвиденных обстоятельств, а именно по причине нарушения логистических цепочек в связи с международными санкциями, которые Субпоставщик не мог предусмотреть на момент заключения Договора, имеется задержка поставки Товаров в адрес Поставщика по позициям N 1, N 3 (копия письма от субпоставщика и скриншота из личного кабинета почтового ящика ИП Александровой К.А. представлены в материалы дела).
Также в ответ на мотивированный отказ от приемки поставленного товара в адрес ОГБУЗ "Белгородская областная клиническая больница Святителя Иоасафа" поступили обращения N 23 от 11.03.2024 и N 25/54 от 15.03.2024 с предложением о замене товара, указанного в пунктах 1, 3 Приложения N 1 (Спецификация) к Контракту на Товар с улучшенными характеристиками (копии письма от 11.03.2024 N 23 и письма от 15.03.2024 N 25/24 представлены в материалы дела).
Однако 28.03.2024 Заказчик направил в адрес Поставщика уведомление об отказе от заключения дополнительного соглашения в соответствии с частью 7 статьи 95 Закона о контрактной системе (копия письма от 28.03.2024 N 1759 представлена в материалы дела).
В ответ на указанное уведомление ИП Александрова К.А. направила в адрес ОГБУЗ "Белгородская областная клиническая больница Святителя Иоасафа" обращение о заключении дополнительного соглашения в порядке части 65.1 статьи 112 Закона о контрактной системе (копия письма от 29.03.2024 N 10 представлена в материалы дела).
17.04.2024 Заказчик направил в адрес Поставщика уведомление о нецелесообразности изменения существенных условий контракта и требование об исполнении условий контракта и поставке Товара в течении 5 - ти рабочих дней (копия письма от 17.04.2024 N 2200 представлена в материалы дела).
26.04.2024 ИП Александрова К.А. направила в адрес ОГБУЗ "Белгородская областная клиническая больница Святителя Иоасафа" письмо, полученное от субпоставщика, из которого следует, что срок поставки не определен в связи с нарушением логистических цепочек по причине введения международных санкций.
Кроме того, в ходе заседания Комиссии, представитель ИП Александровой К.А. сообщила, что 15.05.2024 Поставщик повторно закупил Товар у иного субпоставщика, необходимого к поставке по настоящему Контракту (копии договора от 14.05.2024 N 194-14/05, счета на оплату от 15.05.2024 N 71, платежного поручения от 15.05.2024 N 17 представлены в материалы дела).
17.05.2024 в ЕИС было размещено уведомление претензионной переписки N 1 от 17.05.2024 по решению N 2679 от 07.05.2024, в котором было указано, что Поставщик готов поставить закупленный Товар у другого субпоставщика с указанием конкретных сроков поставки, а также просил Заказчика отменить решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На заседании Комиссии, представитель ИП Александровой К.А. также отметила, что индивидуальный предприниматель являлась поставщиком в 132 государственных контрактах на сумму 236 810 329 рублей.
Следует отметить, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) призвано обеспечивать защиту государственных и муниципальных заказчиков от действий (бездействия) недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов.
В то же время включение в реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, включение информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлениях от 12.05.1998 N 14-П, от 15.07.1999 N 11-П, от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П, от 24.06.2009 N 11-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционного защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения. Последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в РНП могут иметь более тяжкий экономический характер для такого лица, чем наложение штрафа или неустойки.
Согласно статье 401 Гражданского кодекса лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Комиссия, отмечает, что основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств
Учитывая вышеизложенное, Комиссия, заслушав пояснения Заказчика и Поставщика, рассмотрев письменные пояснения ИП Александровой К.А., исследовав представленные документы и информацию приходит к выводу, что указанные выше обстоятельства не могут свидетельствовать о недобросовестном поведении индивидуального предпринимателя при исполнении Контракта, так как Поставщиком представлены в материалы дела доказательства, подтверждающие принятие ИП Александровой К.А. мер для надлежащего исполнения условий Контракта.
Согласно пункту 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Комиссия, проведя проверку поступивших сведений в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, исследовав в совокупности и взаимной связи все обстоятельства дела, в соответствии с положениями статьи 104 Закона о контрактной системе, не установив направленности действий ИП Александровой К.А. на неисполнение обязательств по Контракту, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"
РЕШИЛА:
Информацию об ИП Александровой К.А. (ИНН 213003086194) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 28 мая 2024 г. N 031/10/104-254/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.05.2024