В соответствии с п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (здесь и далее по тексту в редакции, действующей на дату заключения государственного контракта (далее - Закон о контрактной системе), п. "б" ч.13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078 (далее - Правила) и
на основании Приказа Оренбургского УФАС России N 298/24 от 29.05.2024, Комиссией Оренбургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок в составе:
Председателя Комиссии: Членов Комиссии:
рассмотрение обращения осуществлялось посредством видеоконференцсвязи в присутствии представителей общества с ограниченной ответственностью ООО "КОМПАС" - (на основании доверенности),
представители Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга на рассмотрение обращения не явились, о дате, времени и месте рассмотрения извещены,
рассмотрев обращение Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга (вх. Оренбургского УФАС России N 5779/24 от 28.05.2024) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "КОМПАС" (ИНН 5609196528,ОГРН 1215600002595) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на выполнение работ по ликвидации (сносу) муниципального имущества, расположенного по адресу: Оренбургская область, г. Оренбург, пер. Сакмарский, д. 3, для нужд Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга (номер извещения N 0153300066923000820),
УСТАНОВИЛА:
28.05.2024 г. в Оренбургское УФАС России поступило обращение Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга (далее - Заказчик, Управление) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "КОМПАС" (далее - ООО "КОМПАС", Общества, Подрядчик) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на выполнение работ по ликвидации (сносу) муниципального имущества, расположенного по адресу: Оренбургская область, г. Оренбург, пер. Сакмарский, д. 3, для нужд Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга (номер извещения N 0153300066923000820) (далее -Закупка).
Согласно обращению Заказчика в связи с тем, что Подрядчиком существенно нарушены условия, предусмотренные п. 1.1, п. 3.1.1, п. 3.1.2, п. 5.1 Контракта, на основании ч. 2 ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 4.4 Контракта, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе (исх. N 1-25/2473 от 16.05.2024) от исполнения муниципального контракта N 01533000669230008200122 от 26.12.2023.
Присутствующие на рассмотрении обращения представители общества с ограниченной ответственностью ООО "КОМПАС" просили сведения в отношении Общества в Реестр недобросовестных поставщиков не включать, пояснив, что намерения уклониться от исполнения контракта у ООО "КОМПАС" отсутствовали.
Комиссия Оренбургского УФАС России, рассмотрев материалы внеплановой проверки, заслушав приведенные доводы, установила следующее:
02.12.2023 на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке было размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на выполнение работ по ликвидации (сносу) муниципального имущества, расположенного по адресу: Оренбургская область, г. Оренбург, пер. Сакмарский, д. 3, для нужд Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга (номер извещения N 0153300066923000820).
Начальная (максимальная) цена контракта - 480 000,00 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.12.2023 N ИЗК1, на основании протокола признания победителя закупки уклонившимся от заключения контракта от 14.12.2023 NППУ20_1, Заказчиком проект контракта для подписания был направлен участнику закупки ООО "КОМПАС" (идентификационный номер заявки 162), занявшему второе место по результатам проведения конкурентной процедуры.
26.12.2023 между Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга и обществом с ограниченной ответственностью ООО "КОМПАС" заключен муниципальный контракт N 01533000669230008200122 на выполнение работ по ликвидации (сносу) муниципального имущества, расположенного по адресу: Оренбургская область, г. Оренбург, пер. Сакмарский, д. 3, для нужд Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга (далее - Контракт).
Разделом 1 Контракта "Предмет контракта" установлены следующие условия:
"1.1. В соответствии с настоящим Контрактом Подрядчик обязуется выполнить работы по ликвидации (сносу) муниципального имущества, расположенного по адресу: Оренбургская область, г. Оренбург, пер. Сакмарский, д. 3, для нужд Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга (далее - работы), в соответствии с порядком и условиями, предусмотренными настоящим Контрактом, и сдать их результат Муниципальному заказчику.
1.2. Технические и другие требования к выполнению работ, являющихся предметом Контракта, определяются сметой контракта (Приложение N 1 к Контракту), Описанием объекта закупки (Приложение N 2 к Контракту), проектом организации работ по ликвидации (сносу) муниципального имущества, расположенного по адресу: Оренбургская область, г. Оренбург, пер. Сакмарский, д. 3 (Приложение N 3 к Контракту), являющихся неотъемлемой частью настоящего Контракта.
1.3. Муниципальный заказчик обязуется принять выполненные Подрядчиком работы в порядке, установленном настоящим контрактом, с участием уполномоченных представителей Муниципального казенного учреждения "Жилищно-коммунальное хозяйство" (далее - Уполномоченный представитель Муниципального заказчика).
1.4. Место выполнения работ: Оренбургская область, г. Оренбург, пер. Сакмарский, д. 3.
1.5. Источником финансирования по настоящему Контракту являются средства бюджета города Оренбурга".
Пунктом 2.1 Контракта установлено, что "Цена Контракта составляет 385 750 (триста восемьдесят пять тысяч семьсот пятьдесят) рублей 00 копеек, в том числе НДС 20% - 64 291,67 руб. (далее - цена Контракта). Авансовый платеж Муниципальным заказчиком не предоставляется".
Пунктами 3.1.1-3.1.2 Контракта установлены следующие обязанности Подрядчика:
"3.1.1. Выполнить работы, указанные в п. 1.1 настоящего Контракта в соответствии с условиями настоящего Контракта, сметы контракта (Приложение N 1 к Контракту), Описания объекта закупки (Приложение N 2 к Контракту), проекта организации работ по ликвидации (сносу) муниципального имущества, расположенного по адресу: Оренбургская область, г. Оренбург, пер. Сакмарский, д. 3 (Приложение N 3 к Контракту), в объеме и в сроки, предусмотренные контрактом, обеспечить надлежащее качество выполняемых работ и сдать законченные работы Муниципальному заказчику в порядке, установленном настоящим Контрактом.
3.1.2. Обеспечить соблюдение требований Описания объекта закупки (Приложение N 2 к Контракту), проекта организации работ по ликвидации (сносу) муниципального имущества, расположенного по адресу: Оренбургская область, г. Оренбург, пер. Сакмарский, д. 3 (Приложение N 3 к Контракту), технических регламентов, техники безопасности в процессе выполнения работ по ликвидации (сносу) муниципального имущества (объектов жилищного фонда) и нести ответственность за качество выполненных работ".
Приложением N 1 к контракту N 01533000669230008200122 от 26.12.2023 установлено следующее:
Смета контракта
на выполнение работ по ликвидации (сносу) муниципального имущества, расположенного по адресу: Оренбургская область, г. Оренбург, пер. Сакмарский, д. 3, для нужд Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга
N п/п |
Наименование конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) работ |
Единица измерения |
Количество (объем работ) |
Цена, руб. |
|
На единицу измерения |
Всего |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Демонтажные работы |
усл.ед. |
1 |
236 409,96 |
236 409,96 |
2 |
Прочие работы |
усл.ед. |
1 |
85 048,37 |
85 048,37 |
|
Стоимость без учета НДС |
|
|
|
321 458,33 |
|
НДС (20%) |
|
|
|
64 291,67 |
|
Стоимость с учетом НДС |
|
|
- |
385 750,00 |
В соответствии с п. 5.1 Контракта "Срок выполнения работ: с даты заключения муниципального контракта по 22.12.2023".
Пунктами 8.4, 8.6, 8.7 Контракта установлено, что:
"8.4. Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с ГК РФ_
_8.6. Муниципальный заказчик вправе принять решение об отказе исполнения Контракта в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения Подрядчиком своих обязательств по Контракту.
8.7. Подрядчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств".
Пунктом 4.4 Контракта установлено, что "Муниципальный заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ. До принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта вправе провести экспертизу услуг с привлечением экспертов, экспертных организаций, выбор которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ".
Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
С учетом требований ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
14.02.2024 в связи с тем, что Подрядчиком существенно нарушены условия о сроке и объеме выполнения работ, предусмотренные п. 1.1, п. 3.1.1 и п. 5.1 Контракта, на основании ч. 2 ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 4.4 Контракта, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе (исх. N 1-25/742 от 14.02.2024) от исполнения муниципального контракта N 01533000669230008200122 от 26.12.2023.
В соответствии с указанным решением Заказчика в целях осуществления контроля и надзора за своевременностью и качеством выполнения работ и их соответствием техническому заданию специалистами Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга 10.01.2024, 15.01.2024 были осуществлены выезды, по результатам которых установлено, что не выполнена планировка земельного участка, не вывезен строительный мусор.
Заказчиком в адрес Подрядчика направлена претензия от 16.01.2024 N 1-25/129, в которой было предложено завершить работы не позднее 18.01.2024 и представить в адрес Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга ряд документов, подлежащих приемке и подписанию.
Для проверки исполнения указанных претензионных требований уполномоченным представителем Заказчика 31.01.2024, 13.02.2024 осуществлены выезды на объект, по результатам которых установлено, что работы Подрядчиком в полном объеме не выполнены, претензии Заказчика от 16.01.2024 N 1-25/129, от 01.02.2024 N 1-25/449 оставлены без удовлетворения (нарушены п. 1.1, п. 3.1.1 и п. 5.1 Контракта)
14.02.2024 15:36 (МСК) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено Заказчиком в Единой информационной системе (Решение об одностороннем отказе N 1-25/742 от 14.02.2024 Поставщик Получено 14.02.2024 15:36 (МСК) Заказчик Подписано 14.02.2024 15:36 (МСК).
Частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно части 14.1. статьи 95 Закона о контрактной системе в случае отмены заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом не вступившего в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, размещенного в единой информационной системе в соответствии с частью 12.1 настоящей статьи, заказчик не позднее одного дня, следующего за днем такой отмены, формирует с использованием единой информационной системы извещение об отмене решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое извещение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое извещение не размещается на официальном сайте.
22.02.2024 не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было отменено Заказчиком в связи с тем, что Подрядчиком 20.02.2024 в адрес Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга от ООО "КОМПАС" поступило гарантийное письмо исх. N 12 от 20.02.2024 о готовности Подрядчика приступить к сдаче работ и представления всех необходимых документов в срок до 01.03.2024. (Извещение об отмене решения об одностороннем отказе N 1-25/742 от 22.02.2024 Поставщик Получено 22.02.2024 10:28 (МСК) Заказчик Подписано 22.02.2024 10:28 (МСК).
16.05.2024 в связи с тем, что Подрядчиком повторно существенно нарушены условия, предусмотренные п. 1.1, п. 3.1.1, п. 3.1.2, п. 5.1 Контракта, на основании ч. 2 ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 4.4 Контракта, Заказчиком было принято повторное решение об одностороннем отказе (исх. N 1-25/2473 от 16.05.2024) от исполнения муниципального контракта N 01533000669230008200122 от 26.12.2023.
Согласно указанному решению в соответствии с п. 5.2.1 Контракта Подрядчик сформировал с использованием ЕИС, подписал усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Подрядчика, и разместил в ЕИС документ о приемке N 1 от 29.02.2024, документ о приемке N 1 от 29.02.2024 (исправление N 1 от 05.03.2024), документ о приемке N 1 от 29.02.2024 (исправление N 2 от 14.03.2024). Заказчик согласно п. 5.2.2 Контракта вернул с использованием ЕИС вышеперечисленные документы о приемке на доработку по причине несоответствия его условиям Контракта с указанием причин такого возврата (письма от 05.03.2024 N 1-25/1126, от 07.03.2024 N 1-25/1164).
Согласно письму исх. N 23 от 30.04.2024 Подрядчик гарантирует выполнение всех работ в полном объеме в срок до 13.05.2024. 13.05.2024 сотрудниками Управления был осуществлен выезд на место проведения работ для приемки выполненных работ, в ходе которого установлено, что обязательства, предусмотренные Контрактом, в полном объеме выполнены не были. Управлением 13.05.2024 направлено требование N 1-25/2415 в адрес Подрядчика о завершении работ в срок по 14.05.2024. В целях контроля исполнения требования 14.05.2024 Заказчиком осуществлен повторный выезд на место проведения работ, в результате которого установлено его неисполнение.
16.05.2024 06:48 (МСК) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено Заказчиком в Единой информационной системе (Решение об одностороннем отказе N 1-25/2473 от 16.05.2024 Поставщик Получено 16.05.2024 06:48 (МСК) Заказчик Подписано 16.05.2024 06:48 (МСК).
При расторжении контракта заказчиком соблюдена процедура, предусмотренная положениями ст. 95 Закона о контрактной системе.
Таким образом, учитывая положения ч. 12.1, ч. 13, ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе, односторонний отказ Заказчика от исполнения Контракта вступил в силу 28.05.2024.
Следовательно, на дату заседания Комиссии Оренбургского УФАС России решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта считается вступившим в силу.
Согласно ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе, информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Порядок рассмотрения обращения о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков и ведения реестра такого реестра определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Постановление N 1078).
Согласно ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе, а также п. 13 Постановления N 1078, уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6 - 8 настоящих Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), не позднее 5 рабочих дней с даты их поступления.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие лица, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, сформированной Определением от 19.02.2015 N 301-КГ15-632 по делу N А29-3152/2014, при рассмотрении вопроса о законности решения о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться формальной позицией, поэтому по делу подлежат установлению обстоятельства недобросовестного поведения поставщика.
Включение лица в реестр невозможно без установления его вины, выраженной в сознательном уклонении от исполнения контракта.
Комиссией Оренбургского УФАС России приняты во внимание следующие обстоятельства.
Согласно пояснениям Подрядчика 30.01.2024 ООО "КОМПАС" был составлен проект производства демонтажных работ муниципального имущества, расположенного по адресу: г. Оренбург, пер. Сакмарский, д. 3, который был направлен в адрес Заказчика. Работы по демонтажу здания были выполнены в период с 26.12.2023 по 28.12.2023. В период с 26.12.2023 по 10.02.2024 ООО "КОМПАС" вывез на собственную базу, с целью реализации третьим лицам:
- металлолом общей массой 0,311 т.;
- пиломатериалов общей массой 77,8 т.;
- лом бутовой и кирпичной кладки 137,69 т.
Указанные материалы в последствии были реализованы по ранее заключенному договору ООО "Импульс - Сервис".
В период с 08.02.2024 по 19.02.2024 по ранее заключенному договору N 231225 от 25.12.2023, между ООО "КОМПАС" и ИП Горбуновой А.В. исполнитель осуществил вывоз на полигон ТБО (ООО "Экоспутник") строительный мусор общей массой 12,280 т.
Также в письменных пояснениях ООО "КОМПАС" указывает, что, учитывая, что в соответствии со сметой выполнения работ, утвержденной Заказчиком, "Размещение строительных отходов" составляет 228,081 т., ООО "КОМПАС" в полном объеме выполнило работы по вывозу строительного мусора. 20.02.2024 в адрес Управления от ООО "КОМПАС" направило письмо исх. N 12 от 20.02.2024 о готовности Подрядчика приступить к сдаче работ и представления всех необходимых документов в срок до 01.03.2024. Муниципальный заказчик отменил не вступившее в силу решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Подрядчик сформировал с использованием ЕИС, подписал усиленной электронной подписью и разместил в ЕИС документ о приемке N 1 от 29.02.2024 (исправление N 1 от 05.03.2024), документ о приемке N 1 от 29.02.2024 (исправление N 2 от 14.03.2024). Муниципальный заказчик вернул вышеперечисленные документы о приемке на доработку.
04.03.2024 ООО "КОМПАС" направило Заказчику в соответствии с условиями контракта Журнал учета выполненных работ.
05.03.2024 ООО "КОМПАС" представило Заказчику копии акта выполненных работ с ИП Горбуновой А.В. на утилизацию строительного мусора.
14.03.2024 ООО "КОМПАС" представило Заказчику информацию о сборе и утилизации строительного мусора, а также сообщило, что ввиду неблагоприятных погодных условий, обильным выпадение снега и низкими температурами, не имело возможности завести грунт и провести планировку территории.
02.04.2024 ООО "КОМПАС" сообщило Заказчику, что ввиду неблагоприятных погодных условий, вызванных обильным таяньем снега, техника не имеет возможности заехать на объект для завершения работ по планировке участка и гарантирует в течении 21 календарного дня произвести завершающие работы, предусмотренные муниципальным контрактом.
30.04.2024 ООО "КОМПАС" сообщило Заказчику, что окончательные работы по планировке участка ввиду объективных обстоятельств будут выполнены до 13.05.2024 при отсутствии осадков.
13.05.2024 ООО "КОМПАС" сообщило Заказчику, что работы с 13.04.2024 в связи с обильными осадками перенесены на 15.05.2024.
13.05.2024 Управлением осуществлен выезд на место проведения работ без приглашения представителя ООО "КОМПАС" и составлен акт о неисполнении работ по планировке и вывозе мусора.
15.05.2024 ООО "КОМПАС" закончило выполнение работ по планировке, о чем сообщило Заказчику и предложило принять все работы.
17.05.2024 Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга приняло выполненные работы. 17.05.2024 ООО "КОМПАС" сообщило Заказчику о неправомерности решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно пояснениям представителей Подрядчика в связи с выполнением ООО "КОМПАС" всех работ по контракту и принятия их Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта должно быть отменено.
В силу пункта 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно пункту 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации существенным признается нарушение договора одной из сторон, влекущее для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно пункту 2 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Принимая решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, заказчик указал на неисполнение Подрядчиком принятых на себя обязательств.
Согласно письменным пояснениям Общества, у Подрядчика не было умысла на уклонение от исполнения контракта, Подрядчиком предприняты все возможные меры к его исполнению.
Комиссией Оренбургского УФАС России отмечается, что согласно пункту 3 части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе: взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Кроме того, пунктом 10.1 Контракта установлен порядок разрешения споров, в соответствии с которым "Разногласия между Сторонами, вытекающие из условий настоящего Контракта, либо иные, не урегулированные настоящим Контрактом отношения, разрешаются в установленном порядке путем переговоров между Сторонами. Срок ответа на претензию - 10 (десять) календарных дней с момента ее получения".
Комиссия Оренбургского УФАС России отмечает, что между Заказчиком и Подрядчиком по спорным вопросам исполнения контракта велась обширная переписка.
Согласно представленным материалам дела, данным с сайта Единой информационной системы. Заказчик на момент расторжения контракта принял и оплатил произведенные работы на сумму 269 214,00 руб.
Комиссия Оренбургского УФАС России обращает внимание на тот факт, что Обществу неоднократно предоставлялась возможность выполнить работы по Контракту, для чего продлевались сроки выполнения работ.
Вместе с тем, довод Общества о том, что Заказчик нарушает положения действующего законодательства, указав в решении об одностороннем отказе N 1-25/2473 от 16.05.2024 от исполнения Контракта, что в связи с повторным нарушением обязанность Муниципального заказчика отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, если в течение десятидневного срока решении об одностороннем отказе от исполнения Контракта устранено нарушение условий Контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, не применяется, Комиссия считает неправомерным в силу требований части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе, согласно которому правило об обязанности отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Вместе с тем, из имеющихся материалов дела не представляется возможным однозначно установить факт недобросовестного поведения общества с ограниченной ответственностью "КОМПАС" в рамках выполнения работ по муниципальному контракту N 01533000669230008200122 от 26.12.2023.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
При рассмотрении вопроса о наличии оснований для включения ООО "КОМПАС" в реестр недобросовестных поставщиков, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, антимонопольный орган обязан не только убедиться в наличии оснований для расторжения контракта и соблюдении порядка его расторжения заказчиком, но и установить недобросовестный характер действий поставщика (подрядчика, исполнителя), что предполагает отсутствие у последнего реального намерения заключить и исполнить контракт надлежащим образом и в согласованные сроки.
Как следует из документов, представленных на заседание Комиссии Оренбургского УФАС России, ООО "КОМПАС" предпринимало меры, направленные на исполнение контракта.
Кроме того, в соответствии с п. 10.3 Контракта "Все споры, разногласия или требования, возникающие из настоящего Контракта или в связи с ним, в том числе касающиеся его заключения, исполнения, нарушения, прекращения или недействительности, подлежат рассмотрению в Арбитражном суде Оренбургской области". Следовательно, стороны, заключившие настоящий контракт, предусмотрели право судебной защиты своих прав в рамках его исполнения.
Таким образом, учитывая пояснения сторон, представленные материалы дела, Комиссия Оренбургского УФАС России, принимая во внимание правомерность заявленных Заказчиком доводов, приходит к выводу, что представленные материалы дела однозначно не свидетельствуют о недобросовестности действий общества с ограниченной ответственностью "КОМПАС", являющихся безусловным основанием для включения Реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, Комиссия Оренбургского УФАС России, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Сведения в отношении общества с ограниченной ответственностью "КОМПАС" (ИНН 5609196528, ОГРН 1215600002595) в Реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
|
Члены Комиссии |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 4 июня 2024 г. N 056/10/104-636/2024 (ключевые темы: решение об одностороннем отказе от исполнения контракта - реестр недобросовестных поставщиков - муниципальная собственность - ликвидация - подрядчик)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.06.2024