В соответствии с п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) и на основании Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее - Оренбургское УФАС России) N 300/24 от 29.04.2024 г.,
Комиссия Оренбургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок в составе:
Председателя Комиссии: Членов Комиссии:
заседание проводилось с использованием видео-конференц-связи, в присутствии представителей сторон:
Государственное казенное учреждение Оренбургской области "Центр по материально-техническому и хозяйственному обеспечению деятельности органов и учреждений системы социальной защиты населения Оренбургской области" -
ООО "ПЕРВАЯ ЦИФРОВАЯ" -
рассмотрев Государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр по материально-техническому и хозяйственному обеспечению деятельности органов и учреждений системы социальной защиты населения Оренбургской области" о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении ООО "Первая цифровая" (ИНН: 3257063953), в связи с расторжением контракта на основании одностороннего отказа заказчика на поставку многофункциональных устройств (номер извещения N 0853500000324000478),
УСТАНОВИЛА:
28 мая 2024 года в Оренбургское УФАС России через Единую информационную систему поступило обращение (N 08532000015000004 от 28.05.2024 г., вх. N 5780/24 от 28.05.2024 г.) Государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр по материально-техническому и хозяйственному обеспечению деятельности органов и учреждений системы социальной защиты населения Оренбургской области" (далее - Заказчик) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр недобросовестных поставщиков) сведений в отношении ООО "Первая цифровая" (ИНН: 3257063953) (далее - Общество, Поставщик), в связи с расторжением контракта на основании одностороннего отказа заказчика на поставку многофункциональных устройств (номер извещения N 0853500000324000478).
Представители Заказчика пояснили, что в рамках заключенного между Заказчиком и Обществом контракта, товар Поставщиком был поставлен в установленные сроки, между тем, товар не соответствовал требованиям Заказчика, поскольку в модели поставленного МФУ отсутствует встроенный картридер, о чем был составлен соответствующий акт и мотивированный отказ от принятия товара. Общество замену поставленного товара не произвело. В этой связи, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Представитель Общества доводы, изложенные в письменных возражениях, поддержал в полном объеме, пояснив следующее. В соответствии с положениями контракта поставке подлежали многофункциональные устройства в количестве 43 штук. Во исполнение условий контракта, Общество 06.03.2024 г. поставку товара осуществило в полном объеме и в согласованный срок, направив, в том числе, и товаросопроводительные документы, что подтверждается товарной накладной СДЭК N 1526753499 от 01.03.2024 г. и информацией СДЭК об отслеживании накладной. Замечаний к количеству и сопроводительным документам Заказчиком не заявлялось. Документ о приемке товара размещен Обществом посредством функционала Единой информационной системы 07.03.2024 г. 22 марта 2024 г. Общество направило в адрес Заказчика, а также разместило в ЕИС письмо N 22.03.2024 г. о приемке товара Заказчиком (Приложение N5), которым просило Заказчика приступить к приемке поставленного Товара, а также предоставить Обществу информацию о совершаемых Заказчиком действиях, направленных на приемку Товара. Общество уведомило Заказчика о готовности предоставить со своей стороны все необходимые пояснения относительно поставленного Товара, о его характеристиках и порядке эксплуатации. Согласно пояснениям представителя Общества, Заказчик на данное письмо не ответил, между тем, 25.03.2024 г. разместил в ЕИС документ, именуемый как "Мотивированный отказ от приемки товара", подписанный специалистом по охране труда Кудрявцевой К.А., согласно которому, Заказчик при приемке Товара выявил следующие нарушения: "Поставленный товар не соответствует спецификации заключенного контракта. В соответствии со спецификацией к контракту и позиции КТРУ одной из характеристик является "Способ подключения: Картридер". Однако, в модели МФУ картридер отсутствует и Поставщиком вложены в коробки с МФУ внешние картридеры".
Общество, не согласившись с отказом Заказчика от приемки Товара, направило в его адрес письмо N26.03.24/01 от 26.03.2024 г. о предоставлении документов и информации о приемке товара. Указанное письмо также оставлено Заказчиком без ответа. В связи с несогласием Общества с отказом Заказчика от приемки Товара, Общество направило в адрес Заказчика досудебные претензии от 07.04.2024 г., 16.04.2024 г., кроме того, Общество обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением об обязании Заказчика принять поставленный Обществом товар по государственному контракту от 04.03.2024 г. N 08535000003240004780001 на поставку многофункциональных устройств (дело N А47-6561/2024).
О том, что Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, Обществу стало известно 13.05.2024 г., после чего, Общество обратилось с исковым заявлением о признании решения об одностороннем отказе недействительным (дело N А47 -8406/2024). У Общества отсутствовал умысел на уклонение от исполнения контракта, действуя добросовестно и в целях наиболее оптимального удовлетворения государственных нужд Обществом были проведены все необходимые подготовительные мероприятия в целях своевременного подписания и исполнения контракта.
Также представитель Общества пояснил, что не ознакомлен с экспертным заключением Заказчика о несоответствии поставленного товара требованиям Заказчика, а размещенный позднее в ЕИС Акт проведения внутренней экспертизы от 25.03.2024 г. не отражает последовательность проведения экспертизы товара по качеству, не содержит указание на то, кем, в какой период времени, при каких обстоятельствах производилось вскрытие упаковок поставленного Товара, проверка работоспособности Товара и определение обнаруженных недостатков Товара. Заказчик не проверял, как работоспособность поставленного Товара, так и кардридера, при этом мотивированный отказ и Акт экспертизы содержат указания на характеристики МФУ, которые не предусмотрены контрактом, а именно: Кардридер является внешним и в поставленной модели МФУ отсутствует.
Помимо вышеизложенного, представитель Общества представил список государственных контрактов, исполненных Обществом, и указал на то, что его деятельность носит социально ориентированный характер, просил сведения в отношении ООО "ПЕРВАЯ ЦИФРОВАЯ" в Реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Комиссия Оренбургского УФАС России, рассмотрев материалы внеплановой проверки, заслушав приведенные доводы, установила следующее:
07.02.2024 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке РТС-тендер было размещено извещение проведении электронного аукциона на поставку многофункциональных устройств (номер извещения N 0853500000324000478).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 300 000,17 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.02.2024 г. N ИЭА1, победителем закупки признано ООО "ПЕРВАЯ ЦИФРОВАЯ" с предложением о цене контракта 2 606 999,75 рублей.
04.03.2024 г. между Государственным казенным учреждением Оренбургской области "Центр по материально-техническому и хозяйственному обеспечению деятельности органов и учреждений системы социальной защиты населения Оренбургской области" и Обществом с ограниченной ответственностью "ПЕРВАЯ ЦИФРОВАЯ" заключен государственный контракт N 08535000003240004780001 на поставку многофункциональных устройств Идентификационный код закупки 242561021917756090100100060012620242.
В соответствии с положениями п. 1.1. контракта, поставщик обязуется поставить многофункциональные устройства для нужд Министерства социального развития Оренбургской области (далее - Товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Наименование, количество и иные характеристики поставляемого Товара указаны в спецификации (приложение N1 к Контракту) являющейся неотъемлемой частью Контракта (п. 1.2 контракта).
Согласно 13.1. Неотъемлемой частью Контракта является следующее приложение: спецификация (приложение N1).
Цена Контракта составляет 2 606 999 (два миллиона шестьсот шесть тысяч девятьсот девяносто девять) рублей 75 копеек, НДС не облагается (п. 2.1 контракта).
В соответствии с положениями п. 3.1. контракта, Поставщик самостоятельно доставляет Товар Заказчику по адресу: 460019, г. Оренбург, ул. Терешковой, д. 33 с момента заключения Контракта в срок до 11.03.2024 г. Поставщик не менее чем за 1 день до осуществления поставки Товара направляет в адрес Заказчика уведомление о времени и дате доставки Товара в место доставки.
Приемка Товара осуществляется путем передачи Поставщиком Товара и документов об оценке соответствия, предусмотренных правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации, обязательных для данного вида Товара, а также иных документов, подтверждающих качество Товара (п. 3.2 контракта).
Согласно п. 3.3 контракта, Заказчик проводит проверку соответствия наименования, количества и иных характеристик поставляемого Товара, сведениям, содержащимся в сопроводительных документах Поставщика.
Исходя из материалов дела следует, и сторонами не оспаривается что товар был поставлен Обществом 06.03.2024 г., то есть в установленные контрактом сроки в полном объеме (по количеству).
Согласно п. 3.4. контракта, для проверки предоставленных Поставщиком результатов, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта Заказчик проводит экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных Контрактом, может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Заказчик провел экспертизу в целях проверки поставленного товара своими силами.
В соответствии с положениями п. 3.5 контракта, Заказчик не позднее двадцати рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику документа о приемке, следующих за днем поступления документа о приемке в ЕИС, осуществляет одно из следующих действий:
а) подписывает документ о приемке усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает в ЕИС;
б) формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает в ЕИС мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа.
В соответствии с положениями п. 3.7 контракта, документ о приемке, мотивированный отказ от подписания документа о приемке не позднее одного часа с момента размещения в единой информационной системе направляются автоматически с использованием единой информационной системы Поставщику. Датой поступления Поставщику документа о приемке, мотивированного отказа от подписания документа о приемке считается дата размещения таких документа о приемке, мотивированного отказа в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен Поставщик.
Согласно п. 4.2.1 контракта, Поставщик вправе требовать от Заказчика произвести приемку Товара в порядке и в сроки, предусмотренные Контрактом;
22.03.2024 г. Общество направило в адрес Заказчика, а также разместило в ЕИС письмо N 22.03.2024 г. о приемке товара Заказчиком, которым просило Заказчика приступить к приемке поставленного Товара, а также предоставить Обществу информацию о совершаемых Заказчиком действиях, направленных на приемку Товара. Общество уведомило Заказчика о готовности предоставить со своей стороны все необходимые пояснения относительно поставленного Товара, о его характеристиках и порядке эксплуатации. Письмо Общества N 22.03.24/01 от 22 марта 2024 г. было оставлено Заказчиком без ответа.
Установлено, что 25 марта 2024 г. Заказчик разместил в ЕИС документ, именуемый как Мотивированный отказ от приемки товара, согласно которому, Заказчик при приемке Товара выявил следующие нарушения: "Поставленный товар не соответствует спецификации заключенного контракта. В соответствии со спецификацией к контракту и позиции КТРУ одной из характеристик является "Способ подключения: Картридер". Однако в модели МФУ картридер отсутствует и Поставщиком вложены в коробки с МФУ внешние картридеры".
Общество, не согласилось с отказом Заказчика от приемки Товара, направило в адрес Ответчика письмо N 26.03.24/01 от 26 марта 2024 г. о предоставлении документов и информации о приемке товара.
Из материалов дела следует, что указанное письмо Общества оставлено Заказчиком без ответа, в связи с несогласием Общества с отказом Заказчика от приемки Товара Общество направило в адрес Заказчика досудебные претензии от 07.04.2024, 15.04.2024 г.
В целях защиты прав и законных интересов Общество обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявление к Заказчику об обязании Заказчика принять поставленный Обществом товар по государственному контракту от 04.03.2024 г. N 08535000003240004780001 на поставку многофункциональных устройств (Дело N А47-6561/2024).
Согласно п. 4.1.1 контракта, Поставщик обязан: поставить Товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных Контрактом и спецификацией.
В соответствии с п. 4.1.2 контракта, Поставщик также обязан обеспечить соответствие поставляемого Товара требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам), сертификации, лицензирования, установленным законодательством Российской Федерации и Контрактом.
Согласно п. 4.3.2. контракта, Заказчик обязуется принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случае, если в ходе исполнения Контракта установлено, что Поставщик и (или) поставляемый Товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого Товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика;
В случае принятия решения об одностороннем отказе от исполнения настоящего Контракта следовать условиям, предусмотренным ст.95 N44-ФЗ.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 10.1. контракта, он вступает в силу с момента его подписания обеими Сторонами и действует по 31.12.2024 г. Окончание срока действия Контракта не влечет прекращения неисполненных обязательств Сторон по Контракту, в том числе гарантийных обязательств Поставщика.
Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном частями 9 - 23 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (п. 10.2 контракта).
Как следует из пояснений представителей Заказчика, Общества и материалов дела, Заказчик посчитал поставленный товар несоответствующим положениям контракта (извещения), и руководствуясь ст. 95 Закона о контрактной системе 13.05.2024 г. принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком посредством функционала ЕИС 13.05.2024 г., что соответствует положениям ст. 95 Закона о контрактной системе. Указанное решение получено Обществом 13.05.2024 г.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Общество, не согласившись с принятым Заказчиком решением об одностороннем отказе от исполнения контракта, обжаловало его в судебном порядке (определение Арбитражного суда Оренбургской области по делу N А47-8406/2024 от 31.05.2024 г. (исковое заявление от 20.05.2024 г.).
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта Заказчик не отменил.
Таким образом, решение об одностороннем отказе вступило в силу 24.05.2024 г. (с учетом положений ст. 95 Закона о контрактной системе), и направлено в антимонопольный орган с соблюдением сроков, предусмотренных положениями ст. 104 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 104 Закона о контрактной системе, ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, сформированной Определением от 19.02.2015 N 301-КГ15-632 по делу N А29-3152/2014, при рассмотрении вопроса о законности решения о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться формальной позицией, поэтому по делу подлежат установлению обстоятельства недобросовестного поведения поставщика.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П). Включение лица в реестр невозможно без установления его вины, выраженной в сознательном уклонении от исполнения контракта.
При принятии решения о включении либо невключении сведений об организации в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не вправе ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения участником тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
О недобросовестности поведения лица может свидетельствовать лишь умышленное и намеренное нарушение положений Закона о контрактной системе.
При таких обстоятельствах, Комиссия Оренбургского УФАС России при принятии решения имеет возможность руководствоваться только имеющимися в материалах дела документами.
Поставщик не отказывался от исполнения контракта и не совершал действий, безусловно свидетельствующих о намерении уклониться от исполнения контракта.
Учитывая вышеизложенное, а также отсутствие документов и сведений, однозначно свидетельствующих о намеренном умышленном уклонении Поставщика от исполнения контракта надлежащим образом, Комиссия Оренбургского УФАС России, полагает возможным сведения об ООО "ПЕРВАЯ ЦИФРОВАЯ" в Реестр недобросовестных поставщиков не включать, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
В удовлетворении обращения (N 08532000015000004 от 28.05.2024 г., вх. N 5780/24 от 28.05.2024 г.) Государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр по материально-техническому и хозяйственному обеспечению деятельности органов и учреждений системы социальной защиты населения Оренбургской области" о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении ООО "ПЕРВАЯ ЦИФРОВАЯ" (ИНН: 3257063953), в связи с расторжением контракта на основании одностороннего отказа заказчика на поставку многофункциональных устройств (номер извещения N 0853500000324000478), отказать.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 4 июня 2024 г. N 056/10/104-633/2024 (ключевые темы: приемка товара - решение об одностороннем отказе от исполнения контракта - реестр недобросовестных поставщиков - характеристика - спецификация)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2024