Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: С.А. Евстратова,
Члены Комиссии: А.С. Вишнякова, А.А. Михарская, рассмотрев дело N 061/06/42-1804/2024 возбужденное по жалобе Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона N 0358300018824000079 "Поставка эндоскопическая система, монитор, эндоскоп." (далее - аукцион, закупка), выразившиеся в нарушении норм Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), путем использования системы видеоконференц-связи (ВКС) с участием представителей: Заказчика - Юрченко М.О. (доверенность от 28.05.2024 г. б/н); Заявителя - Гавриловой Н.В. (доверенность от 01.03.2024 г. б/н),
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя на положения Извещения об осуществлении закупки. Заказчик предоставил письменные пояснения по доводам жалобы, где частично признал доводы Заявителя. 2024-10694 В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 99 Закона в ходе рассмотрения дела установлено следующее. Заказчиком в Единой информационной системе (ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 16.05.2024 г. размещено о Извещение о проведении электронного аукциона, согласно которому:
- установлены дата и время окончания подачи заявок - 24.05.2024 10:00;
- начальная (максимальная) цена контракта составила 18 125 400.00 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов от 28.05.2024 г. аукцион признан несостоявшимся, так как на участие в закупке поступила только одна заявка; заявка признана соответствующей требованиям Закона и Извещения. Контракт по итогам Закупки на момент рассмотрения дела не заключен. 1.1 Согласно доводу жалобы Заявителя, при описании объекта закупки Заказчиком по позиции видеогастроскоп неправомерно установлены характеристики совокупности которых не соответствует товар GIF-H185 производителя - "Олимпас Медикал Системс Корп.". Так, Заказчиком установлено, в том числе: "Наружный диаметр дистального конца 9.4 и
9.9 мм"; "Наружный диаметр рабочей части (вводимой трубки или гибкой части):
9.3 и
9.6 мм". Оценивая довод жалобы, Комиссия руководствуется следующим: В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона. Пунктом 1 ч. 1 ст. 33 Закона установлено, что Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Из совокупного толкования п. 1,2 ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона следует, что описание объекта закупки должно носить объективный характер, то есть быть продиктовано истинными (а не мнимыми и недоказанными) потребностями заказчика, а также исключать любую возможность необоснованного ограничения количества потенциальных участников закупки установлением в извещении о проведении закупки заведомо неисполнимых требований либо требований, удовлетворить которые может лишь ограниченный круг лиц (при отсутствии доказательств действительной необходимости в установлении таких требований). Запрещено совершение заказчиками и участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (п. 2 ст. 8 Закона). Исходя из положений законодательства о контрактной системы в сфере закупок, ФАС России выработана правовая позиция, согласно которой объект закупки должен быть сформирован таким образом, чтобы совокупности характеристик товара соответствовало как минимум два производителя (Письмо от 19.04.2023 г.
ПИ/30510/23).
Включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона (пункт 2 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017). 2024-10694 Недопустимость включения таких требований к товару, которые соответствуют товару единственного производителя, подтверждается судебными актами по делам NА53-1823/2022, NА53-40851/2023, NА53-36800/2023, NА53-44262/2023, NА59-4716/2020, NА50-9033/2017, NА40-44020/2021, NА63-4016/2021.
Оценивая доводы сторон, Комиссия обращает внимание на следующее. Указывая на невозможность поставки товара - GIF-H185 производителя "Олимпас Медикал Системс Корп.", Заявитель исходит из собственных коммерческих интересов. В материалы дела Заявителем не представлена информация, свидетельствующая о несоответствии иных товаров определенной Заказчиком совокупности характеристик приобретаемого товара. Заказчиком в материалы дела представлена сравнительная таблица, подтверждающая соответствие 2 (двух) товаров различных производителей сформированным в извещении параметрам оборудования, в том числе по оспариваемой позиции:
- гастроинтестинальный видеоскоп GIF-EZ1500 производителя "Олимпас Медикал Системс Корп." (РЗН 2023/19902);
- гастроскоп в исполнении: EG-760R производителя "Фуджифильм Корпорейшн" (ФСЗ N2011/10110).
Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком предоставлены документы и сведения, подтверждающие наличие оборудования, соответствующего всей совокупности характеристик, указанных в описании объекта закупки, двух различных производителей. При таких обстоятельствах, Комиссия Ростовского УФАС России приходит к выводу, что описание объекта закупки не противоречит ст. 33 Закона. Довод жалобы признан необоснованным. 1.2 Согласно доводу жалобы, год выпуска товара, указанный в описании объекта закупки (не ранее 2024 г.) противоречит проекту контракта (не ранее 2023 года). Заказчик согласился с указанным доводом жалобы; просил предписание об устранении допущенного нарушения не выдавать, так как проект контракта содержит верную дату изготовления товара. В Описании объекта закупки Заказчик указал, что товар должен быть произведен не ранее 2024 года. В п. 8.1 проекта контракта Заказчиком установлено требование к году выпуска товара не ранее 2023 года. Указанное противоречие свидетельствует о нарушении Заказчиком ч. 2 ст. 42 Закона. Довод жалобы - обоснованный. Комиссией Ростовского УФАС России учтено, что год выпуска товара верно установлен в проекте контракта и не подлежит конкретизации (указанию) участниками закупки в заявке на участие в аукционе. Комиссия Ростовского УФАС не выдает предписание, поскольку выявленное нарушение Закона не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя). 2.1 В рамках проведения в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона внеплановой проверки Комиссией Ростовского УФАС России установлено следующее.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. Частью 1 ст. 43 Закона определен исчерпывающий перечень документов и сведений, подлежащих включению в заявку, в том числе:
2) предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
- документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, 2024-10694 установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром (п./п. в)).
В силу ч. 3 ст. 43 Закона требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, не допускается.
В силу ч. 4 ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - ФЗ N 323) на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, прошедших государственную регистрацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и медицинских изделий, прошедших регистрацию в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий" документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие, информация о котором находится в государственном реестра медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий (далее - Реестр).
Согласно п. 9 Правил ведения государственного реестра медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.09.2021 N 1650 (далее - Правила), сведения, содержащиеся в реестре, размещаются на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения в сети "Интернет". Сведения, содержащиеся в реестре, обновляются ежедневно с сохранением всех редакций реестра.
Согласно ч. 10 ст. 38 ФЗ N323 Правительством Российской Федерации установлен порядок, в соответствии с которым уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти осуществляет ведение Реестра, и размещает его на своем официальном сайте в сети "Интернет".
В соответствии с ч. 11 ст. 38 ФЗ N323 в Реестр вносятся следующие сведения:
1) наименование медицинского изделия;
2) дата государственной регистрации медицинского изделия и его регистрационный номер, срок действия регистрационного удостоверения;
3) назначение медицинского изделия, установленное производителем;
4) вид медицинского изделия;
5) класс потенциального риска применения медицинского изделия;
6) код Общероссийского классификатора продукции для медицинского изделия;
7) наименование и место нахождения организации - заявителя медицинского изделия;
8) наименование и место нахождения организации - производителя (изготовителя) медицинского изделия или фамилия, имя и (если имеется) отчество, место жительства индивидуального предпринимателя - производителя (изготовителя) медицинского изделия;
9) адрес места производства или изготовления медицинского изделия;
10) сведения о взаимозаменяемых медицинских изделиях. Сведения, содержащиеся в Реестре, являются общедоступными и предоставляются бесплатно органам государственной власти, органам местного самоуправления, иным юридическим лицам, а также физическим лицам (п.п. 12, 13 Правил).
Таким образом, комиссия Заказчика при рассмотрении заявок участников закупок может беспрепятственно пользоваться государственным реестром, размещенным на официальном сайте уполномоченного федерального органа исполнительной власти - Росздравнадзора, для проверки сведений о представленном регистрационном удостоверении. 2024-10694 Формально целью проверки регистрационного удостоверения является установления самого факта регистрации медицинского изделия в подтверждение законности его обращения на территории Российской Федерации, что достигается посредством проверки номера регистрационного удостоверения в открытом реестре Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения. Данная позиция подтверждается письмом ФАС России N АД/43043/14 от 23.10.2014.
Следовательно сведения о регистрационном удостоверении может быть подтверждено копией такого регистрационного удостоверения, а также указанием в поданной заявке номера регистрационного удостоверения на медицинское изделие. Вместе с тем, согласно Требованиям к содержанию, составу заявки на участие в закупке заявка должна содержать документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации:
- копия регистрационного удостоверения, выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо, - копия регистрационного удостоверения, выданного в соответствии с Правилами регистрации и экспертизы безопасности, качества и эффективности медицинских изделий, утвержденными решением Совета Евразийской экономической комиссии от 12.02.2016 N 46.
На основании вышеизложенного, Заказчик в нарушение ч. 2 ст. 42 Закона, ограничил участников закупки в выборе способа подтверждения соответствия предложенного медицинского изделия. Комиссия Ростовского УФАС не выдает предписание, поскольку выявленное нарушение Закона не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя). 2.2 В силу ч. 1 ст. 42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
- размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, условия независимой гарантии (если требование обеспечения заявки установлено в соответствии со статьей 44 настоящего Федерального закона), реквизиты счета, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, реквизиты счета для перечисления денежных средств в случае, предусмотренном частью 13 статьи 44 настоящего Федерального закона (п. 16);
- размер обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если требование обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств установлено в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона) (п. 17). Извещение, фактически, не содержит: порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке порядок, предоставления обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления обеспечения гарантийных обязательств. Так, в извещении указаны платежные реквизиты: "Номер расчётного счёта" 00000000000000000000 "Номер лицевого счёта" См. прилагаемые документы "БИК" 000000000 "Наименование кредитной организации" "Номер корреспондентского счета".
Таким образом, Заказчиком нарушены положения ч. 1 ст. 42 Закона. Комиссия Ростовского УФАС не выдает предписание, поскольку выявленное нарушение Закона не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728, в соответствии со ст.ст. 99, 106 Закона, 2024-10694
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Ренесанс-Мед" частично обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч. 1, ч. 2 ст. 42 Закона.
3. Предписание не выдавать, поскольку выявленное нарушение Закона не повлияло на результат закупки.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении виновного должностного лица Заказчика к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии С.А. Евстратова Члены комиссии: А.С. Вишнякова А.А. Михарская Исп.Михарская А.А. тел.(863) 240-86-88, вн.061-139 2024-10694
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 29 мая 2024 г. N 061/06/42-1804/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.06.2024