Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Мурманского УФАС России) в составе: Председателя Комиссии Мурманского УФАС России: Калитиной Н.А. - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области, Членов Комиссии: Неплюевой А.В. - заместителя начальника отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области, Чоповской Н.И. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области, при участии представителя (по доверенности): Мурманского муниципального казенного учреждение "Управление закупок" - Смирновой И.А. без участия индивидуального предпринимателя Евсина Д.П., надлежаще уведомленного, рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Евсина Дмитрия Павловича (далее Заявитель, ИП Евсин) на действия уполномоченного учреждения - Мурманского муниципального казенного учреждение "Управление закупок" (далее Учреждение) при проведении запроса котировок "Выполнение работ по текущему ремонту обеденного зала в здании, расположенном по адресу: город Мурманск, улица Крупской, дом 13 (Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Мурманска "Средняя общеобразовательная школа N 33" (Идентификационный код закупки: 243519040837051900100100140014339244) в соответствии со статьёй 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
24.05.2024 в Единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении запроса котировок "Выполнение работ по текущему ремонту обеденного зала в здании, расположенном по адресу: город Мурманск, улица Крупской, дом 13 (Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Мурманска "Средняя общеобразовательная школа N 33" (Идентификационный код закупки: 243519040837051900100100140014339244).
Уполномоченное учреждение - Мурманское муниципальное казенное учреждение "Управление закупок". Заказчик: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Мурманска "Средняя общеобразовательная школа N 33" Начальная (максимальная) цена контракта: 7 463 444 96 рублей. Наименование электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - АО "Сбербанк-АСТ".
Согласно доводам жалобы действия заказчика при проведении закупки не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе, в частности при указании объекта закупки подменены понятия "текущий" и "капитальный" ремонт. Так, в техническом задании указаны сантехнические, электромонтажные и прочие виды работ, не относящиеся к текущему ремонту. Представитель Учреждения с доводами жалобы не согласен, предоставил свои письменные и устные пояснения. Жалоба индивидуального предпринимателя рассмотрена 4 июня 2024 года в 14 часов 15 минут посредством сервиса веб-видеоконференцсвязи. Комиссия Мурманского УФАC России изучив представленные документы и материалы, заслушав доводы представителя Учреждения, пришла к следующим выводам. Частью 1 статьи 1 Закона о контрактной системе установлено, что данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о закупках, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о закупках. Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о требованиях, предъявляемых к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиях, предъявляемых к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающем перечне документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, и т.д.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Объектом закупки (реестровый номер извещения N 0849300004924000433) является выполнение работ по текущему ремонту обеденного зала в здании, расположенном по адресу: 183053, город Мурманск, улица Крупской, дом 13 (Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Мурманска "Средняя общеобразовательная школа N 33" (МБОУ г. Мурманска СОШ N 33).
Извещением о проведении закупки, разделом 2.2 "Требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке, и инструкция по ее заполнению" Заказчиком установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 15 раздела II приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 - "Работы по текущему ремонту зданий, сооружений". Как следует из теста жалобы Заявителя, при указании объекта закупки заказчик подменяет понятия "текущий" и "капитальный" ремонт, чем вводит в заблуждение участников закупки и устанавливает некорректные требования к текущему ремонту. Вместе с тем, в обоснование своего довода о подмене понятий при формировании объекта закупки, Заявитель не представил документов и доказательств, свидетельствующих о необходимости заказчику именно капитального ремонта объекта, а не выполнение работ по текущему ремонту.
В соответствии с частью 8 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ) техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации и в соответствии с исполнительной документацией Частью 8.1. статьи 55.24 ГрК РФ определено, что в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, при проведении текущего ремонта зданий, сооружений может осуществляться замена и (или) восстановление отдельных элементов строительных конструкций таких зданий, сооружений (за исключением элементов несущих строительных конструкций), элементов систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения таких зданий, сооружений. Такие случаи определены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 N 2120 "Об осуществлении замены и (или) восстановления отдельных элементов строительных конструкций зданий, сооружений, элементов систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения при проведении текущего ремонта зданий, сооружений" (далее - Постановление N 2120).
В пункте 1 Постановления N 2120 установлено, что при проведении текущего ремонта зданий, сооружений может осуществляться замена и (или) восстановление отдельных элементов систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, оборудования индивидуального теплового пункта. Минстрой России в письме от 27.02.2018 N 7026-АС/08 "Об определении видов ремонта" разъяснил, что к текущему ремонту относятся устранение неисправностей, выявляемых в ходе повседневной эксплуатации основных средств, при котором объект практически не выбывает из эксплуатации, а его технические характеристики не меняются, работы по систематическому и своевременному предохранению основных средств от преждевременного износа путем проведения профилактических мероприятий.
Согласно приложению N 1 к Ведомственным строительным нормам "Положения о организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" (BCH- 58-88 (р)), утвержденных приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312 текущий ремонт здания - ремонт здания с целью восстановления исправности (работоспособности) его конструкций и систем инженерного оборудования, а также поддержания эксплуатационных показателей. При этом капитальный ремонт, в силу пункта 14.2 статьи 1 ГрК РФ и раздела 5 BCH-58-88 (р), должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории. На заседании комиссии Мурманского УФАС России представителем Учреждения относительно видов работ, отображенных в таблице N 2 "Ведомость / перечень видов и объемов работ" "Описания объекта закупки", и на которые ссылается в своей жалобе Заявитель, были даны следующие пояснения:
1) пункт 11 - устройство короба для вентиляционной шахты из плит. Из описания объекта закупки (пункты 10, 11 таблицы N 2, пункт 7 таблицы N 3) следует, что указанный вид работ представляет собой работы по замене на стене существующей обшивки (короба) вентиляционной шахты и выполняется из гипсокартонного листа. Утративший эстетические свойства короб несущей строительной конструкцией не является и может быть заменен при проведении текущего ремонта. Данный вид работ относится к пункту 37 Перечня, утвержденного Постановлением N 2120, а именно: "Облицовка стен, если это не влечет изменение характеристик здания, сооружения, предусмотренных утвержденной проектной документацией:
а) керамическими плитками и специализированными медицинскими панелями;
б) гипсокартоном";
2) пункт 35 - прокладка трубопроводов водоснабжения - к умывальникам и водонагревателю с установкой кранов шаровых. Из описания объекта закупки (пункты 33, 35 таблицы N 2, пункты 16, 17 таблицы N 3) следует, что указанный вид работ представляет собой работы по замене существующих изношенных элементов системы водоснабжения здания с целью выполнения указанными элементами проектных функций. Данный вид работ относится к пункту 3 Перечня, утвержденного Постановлением N 2120, а именно: "Отдельные элементы систем водоснабжения, водоотведения";
3) пункт 36 - прокладка трубопроводов канализации. Из описания объекта закупки (пункты 34, 36 таблицы N 2, пункт 18 таблицы N 3) следует, что указанный вид работ представляет собой работы по замене существующих изношенных элементов системы водоотведения здания с целью выполнения указанными элементами проектных функций. Данный вид работ относится к пункту 3 Перечня, утвержденного Постановление N 2120, а именно: "Отдельные элементы систем водоснабжения, водоотведения";
4) пункт 42 - установка радиаторов. Из описания объекта закупки (пункты 41, 42 таблицы N 2, пункты 21, 22 таблицы N 3) следует, что указанный вид работ представляет собой работы по замене существующих изношенных элементов системы отопления здания с целью выполнения указанными элементами проектных функций с сохранением проектных показателей теплотехнического расчета. Данный вид работ относится к пункту 1 Перечня, утвержденного Постановление N 2120, а именно: "Отдельные элементы систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, оборудования индивидуального теплового пункта";
5) пункт 43 - прокладка трубопроводов отопления. Из описания объекта закупки (пункты 40, 43, 44 таблицы N 2, пункты 23 - 26 таблицы N 3) следует, что указанный вид работ представляет собой работы по замене существующих изношенных элементов системы отопления здания с целью выполнения указанными элементами проектных функций с сохранением проектных показателей теплотехнического расчета. Данный вид работ относится к пункту 1 Перечня, утвержденного Постановление N 2120, а именно: "Отдельные элементы систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, оборудования индивидуального теплового пункта";
6) пункт 46 - установка в главный силовой щит автоматического выключателя. Из описания объекта закупки (пункт 46 таблицы N 2, пункт 29 таблицы N 3) следует, что в главный силовой щит устанавливается автоматический выключатель для защиты электрической цепи, ведущей в обеденный зал, от перегрузки и токов короткого замыкания, что отвечает цели текущего ремонта как вида работ, направленного на обеспечение безопасности здания в процессе его эксплуатации.
7) пункт 48 - смена осветительного щитка встраиваемого. Из описания объекта закупки (пункт 48 таблицы N 2, пункт 32 таблицы N 3) следует, что указанный вид работ представляет собой работы по замене существующего элемента системы электроснабжения здания с целью выполнения указанным элементом проектных функций. Данный вид работ относится к пункту 2 Перечня, утвержденного Постановлением N 2120, а именно: "2. Отдельные элементы системы электроснабжения без изменения схемных решений". В отношении довода заявителя, что часть работ по закупке должны осуществляться в подвальном помещении и, следовательно, не относится к текущему ремонту обеденного зала, Комиссия Мурманского УФАС России полагает следующее. Работы по замене отдельных элементов системы отопления указаны в пунктах 40 - 45 Ведомости видов и объемов работ. При этом работы в части прокладки и изоляции трубопроводов в объеме 61,63 метра действительно должны быть выполнены в подвальном помещении, находящимся под помещением обеденного зала в целях восстановления участка сети отопления, отсеченного вследствие прогрессирующей коррозии металла. Вместе с тем, указанные работы технологически и функционально связаны с предметом контракта (наименованием объекта закупки), так как должны быть выполнены в целях обеспечения надлежащего технического состояния части системы инженерно-технического обеспечения, отвечающей за отопление помещения обеденного зала. Изучив описание объекта закупки, локальный сметный расчет, размещенный в составе извещения о проведении закупки, заслушав доводы представителя Учреждения, Комиссия Мурманского УФАС России пришла к выводу, что выполнение данных видов работ не является капитальным ремонтом объекта капитального строительства, поскольку данные работы затрагивают лишь элементы систем инженерно-технического обеспечения, сети инженерно-технического обеспечения, на которые распространяются положения Постановлением N 2120.
В период выполнения работ объект не выбывает из эксплуатации. Несущие конструктивные элементы не меняются, не реконструируются, что отражено в сметной документации. Из анализа содержания работ, требуемых Заказчику, а также вышеперечисленных правовых норм следует, что названные работы относятся к категории "Текущий ремонт", в связи с чем, доводы жалобы признаются необоснованными.
В соответствии с частью 4 статьи 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Согласно позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.06.2020, механизм защиты прав участников закупки в административном порядке путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок, установленный главой 6 Федерального закона о контрактной системе, должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения публичных интересов. Заявителем не было представлено доказательств, подтверждающих обоснованность доводов жалобы, а равно доказательств нарушения его прав и законных интересов, заявитель участие в закупке не принимал.
На основании вышеизложенного, Комиссия Мурманского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Евсина Дмитрия Павловича на действия Заказчика - Мурманского муниципального казенного учреждение "Управление закупок" (далее Учреждение) при проведении запроса котировок на "Выполнение работ по текущему ремонту обеденного зала в здании, расположенном по адресу: город Мурманск, улица Крупской, дом 13 (Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Мурманска "Средняя общеобразовательная школа N 33" (Идентификационный код закупки: 243519040837051900100100140014339244) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии Н.А. Калитина Члены комиссии: А.В.Неплюева Н.И.Чоповская Исп.Чоповская Н.И. тел.68-50-53
2024-2819
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 4 июня 2024 г. N 051/06/106-389/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.06.2024