Комиссия Красноярского УФАС Рос сии по рассмотрению обращений о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председатель Комиссии - М.А. Грицай, врио заместителя руководителя; члены Комиссии - Е.М. Хоменко, главный специалист-эксперт; А.Р. Мулагалеев, специалист-эксперт, (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика -- Управление делами Губернатора и Правительства Красноярского края (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (далее - РНП) сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Лада центр" (ИНН: 2461215636) (далее - Общество),
установила
следующее. В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение Заказчика в связи с уклонением Общества от заключения контракта, заключённого по результатам проведения запроса котировок в электронной форме на основании Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) на изготовление и поставку дубликатов государственных регистрационных знаков транспортных средств, взамен пришедших в негодность", извещение N 0119200000124007557, ИКЗ 242246607390724660100103310012599244 (далее - Контракт).
В соответствии с частью 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила ведения РНП).
На основании статьи 104 Закона о контрактной системе и раздела III Правил ведения реестра Красноярским УФАС России было принято решение о проведении внеплановой проверки факта одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта. Кроме того, на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией проведена внеплановая проверка на предмет соблюдения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении вышеуказанной закупки. Комиссией не установлено, что Заказчиком нарушены требования к порядку или форме обращения. Комиссией в адрес Заказчика и Общества направлены уведомления о назначении даты рассмотрения о включении в РНП (далее - Уведомление), уведомления размещены в единой информационной системе (далее - ЕИС).
Заказчиком и Обществом в установленный срок предоставлены в адрес Красноярского УФАС России запрошенные в Уведомлении документы и сведения. Заседание Комиссии состоялось 31.05.2024 в 10:00 (МСК+4).
На заседании Комиссии присутствовали представители Заказчика и Общества. Рассмотрев обращение Заказчика и приложенные к нему материалы, иные материалы и сведения, представленные Заказчиком и Обществом, проведя внеплановую проверку, Комиссия
установила
следующее. На официальном сайте zakupki.gov.ru было размещено извещение о закупке. Комиссией установлено, что объектом закупки являлось изготовление и поставка дубликатов государственных регистрационных знаков транспортных средств, взамен пришедших в негодность. Начальная (максимальная) цена контракта составляет 39 000,00 (тридцать девять тысяч) рублей 00 копеек.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе предусмотрены сокращённые сроки для подписания контракта участником закупки, а именно участник закупки должен подписать контракт не позднее одного рабочего дня, следующего за днём размещения в единой информационной системе - (далее - ЕИС).
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 51 и части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе участник закупки, не выполнивший действия предусмотренные, в том числе пунктом 2 части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе считается уклонившимся от заключения контракта.
В соответствии с письменными пояснениями Заказчика 23.05.2024 Заказчиком размещён в ЕИС проект контракта, 24.05.2024 проект контракта Обществом подписан не был, Общество было признано уклонившимся от заключения Контракта.
В соответствии с письменными пояснениями Общества работник общества, ответственный за подписание проекта Контракта, вынуждено отсутствовал на рабочем месте 24.05.2024 по семейным обстоятельствам, что подтверждает Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работнику N36/к от 22.05.2024 на период с 24.05.2024 по 24.05.2024, а также заявление работника от 22.05.2024.
Вместе с тем в соответствии с письменными пояснениями Общества на момент признания Общества уклонившимся Общество было полностью готово к исполнению контракта: были приобретены материалы для исполнения обязательств по Контракту, что подтверждает товарная накладная от 16.04.2024; имелось необходимое оборудование для изготовления товара необходимого Заказчику, что подтверждает договор купли-продажи N24/1 от 24.12.2021 и товарная накладная N96 от 11.02.2022; имелись помещение, необходимое для изготовления товара, что подтверждает договор аренды N32 от 01.06.2021 и акт приёма передачи к договору аренды здания N32 от 01.06.2021; Общество в соответствии с выпиской из реестра изготовителей государственных регистрационных знаков транспортных средств имело право оказывать услуги по изготовлению товара. Кроме того, Общество являлось официальным дилером АО "Автоваз", что подтверждает дилерский договор N930533 от 16.12.2019.
Комиссия также учитывает, что Обществом ранее добросовестно исполнялись обязательства по государственным и муниципальным контрактам, а также были исполнены обязательства по контрактам с Заказчиком в 2015; 2016 и 2020 году, что подтверждает представленный Обществом перечень исполненных Контрактов.
Согласно пункту 14 Правил ведения реестра, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил ведения реестра, выявлено хотя бы одно из следующих обстоятельств:
а) Заказчиком нарушены установленные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требования: к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт; к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта;
в) участником закупки не выполнены требования, предусмотренные Федеральным законом для заключения контракта, вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится невыполнение требований, предусмотренных Федеральным законом для заключения контракта, по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика. Комиссией установлено, что в соответствии с подпунктом "б" пункта 14 Правил ведения реестра в срок до принятия решения о признании Общества уклонившимся Обществом были предприняты меры свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения Контракта, а именно Общество имело необходимый материал, оборудование, помещения и разрешения для изготовления товара.
Согласно части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Вместе с тем "уклонение от заключения контракта" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт, в связи с чем, для включения в реестр по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения Общества. Следовательно, основанием для включения в реестр является такое уклонение участника закупки, которое предполагает его недобросовестное поведение, противоречащее законодательству Российской Федерации о контрактной системе и выражающееся в непринятии им всех мер для надлежащего исполнения обязательства, которые требовались от него по характеру обязательства и условиям оборота при надлежащей степени заботливости и осмотрительности, совершенное им при наличии с его стороны умысла или неосторожности. Комиссией установлено, что из действий Общества не следует, что Общество имело умысел на уклонение от заключения контракта о чем, в том числе свидетельствует деловая репутация Общества, совершаемые обществом действия до признания Общества уклонившимся от заключения контракта. При этом включение в реестр представляет собой специальную меру ответственности, установленную в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств, о чем указано, в том числе в Определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2012 NВАС-11617/12 и от 12.07.2013 NВАС-8371/13.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и при рассмотрении обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, учитывая, что последствия по применению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более негативный экономический характер, чем наложение штрафа (судебные акты по делам NN ВАС-11617/12, А21-4381/2012, А70-11549/2015, А73-2000/2018).
Комиссия обращает внимание Общества на необходимость соблюдения сроков, предусмотренных для подписание Контракта. Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что санкция в виде включения Общества в РНП сроком на два года является чрезмерной для не подписания Контракта по причине ошибки, допущенной сотрудником Общества, учитывая тот факт, что наличие прямого умысла в действиях сотрудника Общества и самого Общества Комиссией не установлено.
Согласно подпункту "б" пункта 13 Правил ведения РНП, по результатам рассмотрения Обращения и проведения проверок, контрольный орган правомочен (при необходимости) выдать предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Комиссия приняла решение предписание о заключении Контракта Заказчику и Обществу не выдавать на основании того, что Заказчик
решил
провести новую закупку. Руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, пунктом 14 Правил ведения реестра РНП, Комиссия
РЕШИЛА:
Отказать заказчику во включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Лада центр", ИНН: 2461215636, в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его принятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии М.А. Грицай Члены Комиссии Е.М. Хоменко А.Р. Мулагалеев Исп.Мулагалеев А.Р. тел.8(391)2110144.
2024-9085
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 31 мая 2024 г. N 024/10/104-1567/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.06.2024