Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков) в составе: Председателя Комиссии - врио заместителя руководителя управления М.А. Грицай, членов Комиссии - специалиста-эксперта А.Р. Мулагалеева, главного специалиста-эксперта Е.М. Хоменко (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика - Муниципального бюджетного учреждения культуры "Централизованная библиотечная система имени Н. Островского" (далее - заказчик) с просьбой о внесении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "КРАССИБТЕХСТРОЙ" (ИНН 2464063773) (далее - ООО "КРАССИБТЕХСТРОЙ", подрядчик) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона "Выполнение работ по капитальному ремонту помещения филиал N 2 им. К. Чуковского МБУК "ЦБС для детей им. Н. Островского"", извещение N 0119300019823001315, идентификационный код закупки 233246605269624660100100130014399243 (далее - контракт)
установила
следующее. В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение заказчика с просьбой о включении сведений о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта. Обращение подано в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовало требованиям раздела II Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Постановление Правительства РФ N 1078), в связи с чем подлежало принятию к рассмотрению.
На основании пункта 5 части 15 статьи 99, статьи 104 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства РФ N 1078 Красноярским УФАС России было принято решение о проведении проверки факта ненадлежащего исполнения подрядчиком условий контракта, заключенного с заказчиком по результатам проведения электронного аукциона. В установленный подпунктом "г" пункта 9 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1078 (далее - Правила), срок, Красноярское УФАС России по адресам электронной почты, указанным в контракте, направило заказчику и подрядчику уведомление о проведении внеплановой проверки, в котором содержалось требование о представлении необходимых документов и сведений для рассмотрения обращения по существу, а также сообщалось о месте и времени проведения заседания Комиссии по рассмотрению вышеуказанного обращения. Кроме того, указанное уведомление, в силу требований пункта 9 Правил, было размещено в ЕИС.
Таким образом, заказчик и подрядчик считаются надлежащим образом уведомленными о месте и времени проведения заседания Комиссии по рассмотрению обращения заказчика по существу. В срок, установленный подпунктом "з" пункта 9 Правил, заказчик направил документы и сведения, запрашиваемые в уведомлении о проведении внеплановой проверки. В свою очередь, подрядчик в порядке, предусмотренном подпунктом "а" пункта 13 Правил, также предоставил в адрес Красноярского УФАС России в соответствии с указанным уведомлением информацию и документы, объяснения в письменной форме, в том числе подтверждающие, по его мнению, отсутствие фактов его недобросовестности при исполнении контракта. Из пункта 13 Правил, следует, что рассмотрение вопроса о включении информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, осуществляется с участием представителей заказчика и лица, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр. В случае неявки указанных лиц или их представителей рассмотрение указанного вопроса осуществляется в их отсутствие. На заседании Комиссии по рассмотрению обращения по существу присутствовали представители заказчика и подрядчика, надлежащим образом подтвердившие свои личности и полномочия. Из обращения заказчика следует, что между заказчиком и ООО "КРАССИБТЕХСТРОЙ" был заключен контракт, по условиям которого ООО "КРАССИБТЕХСТРОЙ" приняло на себя обязательства по выполнению работ по капитальному ремонту помещения филиала N 2 им. К. Чуковского заказчика в обусловленный пунктом 3.1. контракта срок, а заказчик обязался принять и оплатить работы по условиям контракта с локальным сметным расчетом и со сводным сметным расчетом стоимости строительства (Приложение N 1,1.1-1.10 к контракту), согласно ведомости объемов работ (Приложение N 2 к контракту), в соответствии с Дизайн-проектом, в соответствии с проектно-сметной документации, а также в соответствии со стандартами отделочных материалов детских библиотек (Приложение N 3 к контракту), разработанными в рамках исполнения договора с ООО ДА "АртСтиль" по пунктам 13, 14 Технического задания к договору (пункт 1.1 контракта). Поскольку подрядчиком было допущено нарушение существенного условия исполнения контракта, а именно: нарушены сроки выполнения работ, заказчиком 15.05.2024 было принято повторное решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта, что послужило основанием для подачи обращения в адрес Красноярского УФАС России в порядке, предусмотренном статьей 104 Закона о контрактной системе. Со стороны ООО "КРАССИБТЕХСТРОЙ" Комиссии были представлены в письменной форме пояснения о причинах, препятствовавших ООО "КРАССИБТЕХСТРОЙ" в исполнении надлежащим образом условий контракта, с приложением документов, подтверждающих, по мнению подрядчика, отсутствие фактов его недобросовестности при исполнении контракта. Рассмотрев обращение заказчика, документы и сведения, представленные заказчиком и подрядчиком к моменту проведения заседания Комиссии по рассмотрению обращения по существу, а также размещенные в единой информационной системе при проведении электронного аукциона, заключении, исполнении и расторжении контракта, проведя внеплановую проверку, Комиссия по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках
установила
следующее. В связи с возникшей потребностью у заказчика уполномоченным органом - Департаментом муниципального заказа Администрации города Красноярска были совершены действия по проведению электронного аукциона "Выполнение работ по капитальному ремонту помещения филиал N 2 им. К. Чуковского МБУК "ЦБС для детей им. Н. Островского"" с установлением начальной (максимальной) цены контракта 36 618 390,00 рублей.
На основании протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 07.09.2023 NИЭА1 с ООО "КРАССИБТЕХСТРОЙ" был заключен контракт от 20.09.2023 N 12.23 на сумму 34 421 286,60 (Тридцать четыре миллиона четыреста двадцать одна тысяча двести восемьдесят шесть) рублей 60 копеек.
В соответствии с пунктом 1.1 контракта подрядчик принял на себя обязательства выполнить работы по капитальному ремонту помещения филиала N 2 им. К. Чуковского заказчика (далее - работы) в обусловленный пунктом 3.1. контракта срок, а заказчик обязался принять и оплатить работы по условиям контракта с локальным сметным расчетом и со сводным сметным расчетом стоимости строительства (Приложение N 1,1.1-1.10 к контракту), согласно ведомости объемов работ (Приложение N 2 к контракту), в соответствии с Дизайн-проектом, в соответствии с проектно-сметной документации, а также в соответствии со стандартами отделочных материалов детских библиотек (Приложение N 3 к контракту), разработанными в рамках исполнения договора с ООО ДА "АртСтиль" (далее - Договор) по пунктам 13, 14 Технического задания к Договору. Срок завершения выполнения работ: с момента заключения контракта по 24 ноября 2023 года (пункт 3.1 контракта).
Согласно пункту 4.1 контракта подрядчик обязан, в том числе:
- обеспечить выполнение работ надлежащего качества, с соблюдением установленных проектно-сметной документацией требований, в сроки, предусмотренные разделом 3 контракта;
- информировать заказчика обо всех происшествиях на объекте, в том числе об авариях или о возникновении угрозы аварии на объекте, несчастных случаях на объекте, повлекших причинение вреда жизни и (или) здоровью работников подрядчика и иных лиц, не позднее 24 (двадцати четырех) часов с момента, когда возникновение аварии или несчастного случая, или угроза аварии или несчастного случая стали известны или должны были быть известны подрядчику;
- немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении неблагоприятных или иных, независящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят качеству выполняемых работ, либо создают невозможность их завершения в срок;
- безвозмездно устранять выявленные недостатки качества выполненных работ в период гарантийного срока, установленного контрактом. В случае если подрядчик не устранит недостатки (дефекты) в установленный срок, заказчик вправе привлечь для устранения третьих лиц и взыскать с подрядчика убытки;
- своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта.
В силу пункта 4.2 контракта подрядчик имеет право письменно обращаться к заказчику за дачей указаний и разъяснений по вопросам, связанным с производством работ по контракту и входящим в компетенцию заказчика.
В соответствии с пунктом 4.3. контракта заказчик обязан:
- принять и оплатить качественно выполненные подрядчиком работы в сроки и в порядке, предусмотренные пунктами 2.3 и 5.2. контракта;
- обеспечить приемку выполненных работ в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе;
- подписывать документы о приемке в порядке и в сроки, установленные разделом 5 контракта, либо дать мотивированный отказ от подписания документа о приемки;
- осуществлять оплату выполненных и принятых работ в соответствии с условиями контракта и требованиями Закона о контрактной системе;
- принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях, предусмотренных частью 15 статьи 95 Закона о контрактной системе, в том числе, если в ходе исполнения контракта установлено, что:
а) подрядчик перестал соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе);
б) при определении подрядчика Подрядчик представил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, что позволило ему стать победителем определения подрядчика;
- отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления подрядчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 статьи 95 Закона о контрактной системе. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения подрядчиком условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта. Разделом 5 контракта предусмотрены требования к качеству работ, порядок и срок осуществления приемки. Проанализировав совокупность документов и сведений, представленных заказчиком и ООО "КРАССИБТЕХСТРОЙ" в материалы проверки, Комиссия установила, что заказчиком и подрядчиком в ходе исполнения контракта производилось активное взаимодействие по вопросам его исполнения. Так в письме от 12.10.2023 исх. N 184 заказчик уведомляет подрядчика о том, что контрактом не предусмотрены фасадные работы и ремонт крыльца перед входом, в связи с чем заказчик просил подрядчика рассмотреть возможность выполнения таких работ с составлением сметы и оплаты таких дополнительных работ. В письмах от 18.10.2023 исх. N 190, от 08.11.2023 исх. N 201, от 17.11.2023 исх. N 205 заказчик неоднократно указывает подрядчику на отставание от графика выполнения работ и просит подрядчика ускорить дальнейшее производство работ по контракту. В ходе выполнения обязательств по контракту подрядчик неоднократно обращался к заказчику с просьбами о согласовании замены тех или иных материалов, предусмотренных проектно-сметной документацией, поскольку такие материалы на момент производства работ отсутствовали в обороте на рынке на территории Российской Федерации, а именно:
- при устройстве перегородок требовалась замена материала, что подтверждается письмом подрядчика исх.N169 от 10.10.2023;
- при устройстве пола требовалась замена материала, что подтверждается письмом подрядчика исх.N179 от 18.10.2023;
- при устройстве потолка требовалась замена материала, что подтверждается письмом подрядчика исх.N206 от 21.11.2023).
Также в ходе выполнения обязательств по контракту подрядчик неоднократно обращался к заказчику с просьбами о предоставлении указаний и разъяснений по вопросам, связанным с производством работ по контракту и входящим в компетенцию заказчика, а именно:
- при выполнении устройства конвекторов подрядчик выявил несоответствие количества конвекторов, указанного в проектно-сметной документации и указанного в локальном сметном расчете, о чем сообщил заказчику в письме исх.N208 от 22.11.2023;
- при выполнении устройства сетей связи подрядчик выявил отсутствие в локальном сметном расчете коробки на люк "Экопласт" в количестве 31 штука, без установки которой невозможно установить люк "Экопласт", лотка для прокладки кабеля - 60 метров, без использования которого невозможно надлежащим образом проложить кабель в целях достижения результата работ по контракту, о чем сообщил заказчику в письме исх.N202 от 21.11.2023;
- при выполнении устройства электрики подрядчик обращался к заказчику за разъяснением о точке подключения питающего кабеля, что подтверждается письмами исх.N201 от 21.11.2023, исх.N210 от 27.11.2023.
Кроме того, в ходе исполнения обязательств по контракту представители заказчика и подрядчика неоднократно проводили рабочие совещания по оперативному решению вопросов выполнения работ по контракту, что подтверждается протоколами таких совещаний N1 от 19.09.2023, N2 от 13.10.2023, N3 от 19.10.2023, N4 от 27.10.2023, N5 от 03.11.2023, N6 от 10.11.2023, N7 от 17.11.2023, N8 от 21.11.2023.
Поскольку, по мнению заказчика, подрядчик к 24.11.2024 не передал заказчику документы, свидетельствующие о выполнении в полном объеме работ, предусмотренных контрактом, подрядчик выполняет работы на столько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, то заказчиком 24.11.2023 было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (исх. N 212), которое впоследствии было отменено решением об отмене такого решения (исх. N219 от 04.12.2023), размещенным в ЕИС.
Согласно решению заказчика об отмене решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, в срок до 04.12.2023 подрядчиком были выполнены работы по контракту в следующих объемах:
- демонтаж - 100%;
- устройство перегородок - 80%;
- устройство электрики - 80%;
- бетонирование пола - 95%;
- штукатурные работы - 90%;
- устройство фасада - 100%;
- замена окон - 20%;
- все материалы, необходимые для завершения работ по контракту, подрядчиком заказаны и оплачены.
Также подрядчиком было направлено в адрес заказчика гарантийное письмо с указанием срока окончания работ не позднее 20.12.2023 22.12.2023 заказчиком в адрес подрядчика направлена претензия о ненадлежащем исполнении обязательств по контракту и требование об уплате пени за просрочку сдачи работ по капитальному ремонту, в ответ на которую письмом от 25.12.2023 исх. N 237 подрядчик сообщил о планируемой дате выполнения работ - 15.01.2024. 27.12.2023 и 30.12.2023 представители заказчика и подрядчика проводили рабочие совещания по оперативному решению вопросов выполнения работ по контракту, что подтверждается протоколами таких совещаний NN 11 и 12 от 27.12.2023 и 30.12.2023 соответственно. Поскольку при осмотре объекта 22.01.2024 заказчиком было установлено, что работы по контракту не завершены, то 23.01.2024 заказчик направил в адрес подрядчика претензию о ненадлежащем исполнении обязательств по контракту и требование об уплате пени за просрочку сдачи работ по капитальному ремонту. При осмотре объекта по состоянию на 30.01.2024 заказчиком было установлено, что работы в объеме, установленном контрактом, выполнены частично, а по фактически выполненным работам выявлены несоответствия условиям контракта, о чем подрядчику было сообщено письменно (исх. NN 12, 13 от 30.01.2024).
В письмах от 30.01.2024 исх. N11, от 07.02.2024 исх. NN 14, 15 подрядчик обращался к заказчику с просьбами о разъяснении вопросов, непосредственно влияющих на завершение выполнения работ по контракту. Одновременно с вышеизложенным, по состоянию на 16.02.2024 согласно размещенным в ЕИС актам о приемке выполненных работ по форме КС-2 и справке о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 заказчиком были приняты работы по контракту на сумму 31 699 178,60 рублей, а также оплачены в соответствии с платежным поручением N 483756 от 19.02.2024.
Согласно письменным пояснениям подрядчика в настоящее время объект эксплуатируется. Указанное обстоятельство не было опровергнуто представителем заказчика в ходе проведения заседания Комиссии по рассмотрению обращения по существу, однако представитель заказчика отметил, что к качеству выполненных работ у заказчика имеются вопросы.
В соответствии с письменными пояснениями подрядчика, сумма выполненных работ по контракту с 34 421 286,60 рублей уменьшилась до 31 699 178,60 рублей, вследствие того, что в проектно-сметной документации сумма материалов и работ на оконные проемы была заложена в большем объеме, чем затрачено подрядчиком фактически.
Также, на частично заменяемые в ходе выполнения работ материалы (утеплитель, устройство перегородок) было затрачено меньше денежных средств, чем заложено в проектно-сметной документации.
Также из письменных пояснений подрядчика следует, что в апреле 2024 года заказчик обратился к подрядчику с предложением о расторжении контракта по соглашению сторон, на которое подрядчик ответил отказом (исх. N 48 от 18.04.2024), поскольку у сторон остался без согласования вопрос о приемке заказчиком выполненных подрядчиком в рамках контракта работ по устройству водоснабжения и водоотведения, в связи с чем подрядчик намерен указанный вопрос урегулировать в судебном порядке.
В силу статьи 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, в том числе с учетом государственного/муниципального контракта. Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, данное обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода (пункт 1 статьи 314 ГК РФ).
Согласно статьи 401 ГК РФ:
1. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
2. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
3. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств. Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
В соответствии с пунктом 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков. Учитывая истечение срока выполнения работ, факт выполнения работ по контракту на сумму 31 699 178,60 рублей из 34 421 286,60 рублей (на сумму 2 722 108,00 рублей работы по контракту не выполнены, по мнению заказчика), что ставит под сомнение своевременность выполнения подрядчиком обязательств по контракту в полном объеме, заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения контракта, предусмотренное пунктом 9.2.1 контракта, частями 8, 9, 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, принял 15.05.2024 повторное решение о расторжении контракта в одностороннем порядке. Процедура одностороннего отказа от исполнения контракта урегулирована частями 12.1, 13, 14, 14.1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
На основании сведений ЕИС Комиссией установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в ЕИС 15.05.2024, что соответствует условиям, определенным частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе. Следовательно, с 15.05.2024 подрядчик в соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим образом уведомленным об одностороннем отказе от исполнения контракта. Поскольку принятое 15.05.2024 решение заказчика о расторжении контракта в одностороннем порядке является повторным, то контракт, в силу частей 13, 14 статьи 95 Закона о контрактной системе, считается расторгнутым 28.05.2024.
Комиссия отмечает, что вышеуказанная совокупность сведений относительно проведения процедуры расторжения контракта в одностороннем порядке по инициативе заказчика свидетельствует о том, что заказчиком была соблюдена такая процедура, предусмотренная статьей 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в случае, если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
- выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
- заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика. Изучив представленные документы и информацию, Комиссия приходит к выводу о том, что ООО "КРАССИБТЕХСТРОЙ" при исполнении условий контракта приняло зависящие от него меры для надлежащего исполнения условий контракта, а именно:
- во-первых, в ходе исполнения обязательств по контракту подрядчик фактически выполнил значительную часть работ, образующих результат по контракту - работы по контракту выполнены, приняты и оплачены на сумму 31 699 178,60 рублей из 34 421 286,60 рублей, что подтверждено размещенными в ЕИС актам о приемке выполненных работ по форме КС-2, справкой о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, платежным поручением N 483756 от 19.02.2024;
- во-вторых, в ходе выполнения обязательств по контракту подрядчик неоднократно обращался к заказчику с просьбами о согласовании замены тех или иных материалов, предусмотренных проектно-сметной документацией, а также неоднократно обращался к заказчику с просьбами о дачей указаний и разъяснений по вопросам, связанным с производством работ по контракту и входящим в компетенцию заказчика, что подтверждается письмами подрядчика исх.N169 от 10.10.2023, исх.N179 от 18.10.2023, исх.N206 от 21.11.2023, исх.N208 от 22.11.2023, исх.N202 от 21.11.2023, исх.N201 от 21.11.2023, исх.N210 от 27.11.2023, от 30.01.2024 исх. N11, от 07.02.2024 исх. NN 14, 15;
- в-третьих, в ходе исполнения обязательств по контракту представители подрядчика, наряду с представителями заказчика, неоднократно участвовали в рабочих совещаниях по оперативному решению вопросов выполнения работ по контракту, что подтверждается протоколами таких совещаний N1 от 19.09.2023, N2 от 13.10.2023, N3 от 19.10.2023, N4 от 27.10.2023, N5 от 03.11.2023, N6 от 10.11.2023, N7 от 17.11.2023, N8 от 21.11.2023, NN 11 и 12 от 27.12.2023 и 30.12.2023.
Вышеуказанные документальные доказательства, свидетельствуют о заинтересованности подрядчика в достижении результата работ по контракту, инициативной нацеленности на выполнение работ по контракту, исходя из фактического состояния места выполнения работ, что не опроверг заказчик в содержании обращения и в ходе проведения заседания Комиссии по рассмотрению обращения по существу. Кроме того, указанные активные действия подрядчика не свидетельствуют о наличии умысла в недобросовестном уклонении от исполнения условий контракта. Доказательств обратного в материалы проверки не представлено. В ходе рассмотрения обращения по существу Комиссия установила, что у заказчика и подрядчика имеются разногласия по вопросу качества выполненных работ по контракту, по вопросу о приемке заказчиком выполненных подрядчиком в рамках контракта работ по устройству водоснабжения и водоотведения. В отношении указанных обстоятельств Комиссия считает необходимым сообщить о том, что указанные обстоятельства носят характер гражданско- правового спора и подлежат разрешению в судебном порядке. Проводя проверку в рамках предоставленных Постановлением Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 полномочий, антимонопольный орган наделен именно компетенцией на оценку поведения поставщика (подрядчика, исполнителя), с которым контракт расторгнут в случае одностороннего отказа заказчика от его исполнения, на предмет наличия в нем признаков недобросовестности, позволяющих применить к такому поставщику (подрядчику, исполнителю) специальную санкцию в рамках контрактной системы в сфере закупок - включение в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Комиссия обращает внимание на то, что не приходит к выводу о неправомерности принятого заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, а приходит лишь к выводу о том, что не имеет достаточных доказательств, свидетельствующих о необходимости применения к подрядчику такой санкции, как включение в реестр недобросовестных поставщиков. При этом за просрочку исполнения обязательств, за неисполнение обязательств в строгом соответствии с контрактом предусмотрена специальная мера ответственности, имеющая гражданско-правой характер (взыскание пеней, штрафов, убытков и пр.). Такая мера ответственности, как включение в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотрена только за недобросовестность поведения, чего Комиссией установлено не было.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов. Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение участника закупки, которое предполагает его недобросовестное поведение, противоречащее законодательству Российской Федерации о контрактной системе и выражающееся в непринятии им всех мер для надлежащего исполнения обязательства, которые требовались от него по характеру обязательства и условиям оборота при надлежащей степени заботливости и осмотрительности, совершенное им при наличии с его стороны умысла или неосторожности. К моменту проведения заседания по рассмотрению обращения по существу Комиссия не располагала бесспорными доказательствами, свидетельствующими об умышленном и намеренном уклонении подрядчика от исполнения контракта заключенного по результатам электронного аукциона. При этом включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой специальную меру ответственности, установленную в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств, о чем указано, в том числе в Определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2012 N ВАС-11617/12 и от 12.07.2013 N ВАС-8371/13.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П). Такой правовой подход подлежит применению и при рассмотрении обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, учитывая, что последствия по применению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более негативный экономический характер, чем наложение штрафа (судебные акты по делам NN ВАС-11617/12, А21-4381/2012, А70-11549/2015, А73-2000/2018).
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ N 1078, Комиссия Красноярского УФАС России
РЕШИЛА:
Отказать заказчику во включении сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "КРАССИБТЕХСТРОЙ" (ИНН 2464063773) в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня принятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии М.А. Грицай Члены Комиссии А.Р. Мулагалеев Е.М. Хоменко Исп.Хоменко Е.М. тел.8(391)2110144
2024-9223
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 4 июня 2024 г. N 024/10/104-1598/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2024