Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председателя Комиссии - М.А. Грицай, врио заместителя руководителя, членов Комиссии - Е.А. Шмыгиной, заместителя начальника отдела, А.Р. Мулагалеева, специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика - Краевого государственного казенного учреждения "Туристский информационный центр Красноярского края" (далее - заказчик) с просьбой о внесении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "МЕДИА РЕСУРС" (ИНН 9701061248) (далее - общество) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением победителя от заключения контракта по результатам проведения запроса котировок в электронной форме ЗК-N-7849/24 "Оказание услуг по проведению информационной кампании в рамках продвижения туристского потенциала Красноярского края в летний период" (далее - запрос котировок), извещение N 0119200000124007567, ИКЗ 242246618822424660100100650017311244,
установила
следующее. В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение заказчика о включении сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения аукциона. Комиссией Красноярского УФАС России установлено следующее: Поступившее в адрес Красноярского УФАС России обращение, сформировано в соответствии с пунктами 4-8 раздела II Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) утверждённых Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Правила ведения РНП). Соответственно, заказчиком соблюдены требования Законодательства о контрактной системе к форме обращения.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 раздела II Правил ведения РНП, обращение было направлено заказчиком в территориальный орган контроля по месту нахождения заказчика - Красноярское УФАС России. Обращение Заказчика поступило в адрес Красноярского УФАС России посредством Единой информационной системы (далее - ЕИС), в соответствии с подпунктом "б" пункта 9 раздела II Правил ведения РНП. Обращение сформировано и направлено заказчиком в адрес Красноярского УФАС России одновременно с размещением в единой информационной системе Протокола признания участника уклонившимся от заключения контракта от 29.05.2024 NППУ20 1, в соответствии с подпунктом "а" пункта 9 раздела II Правил ведения РНП. Комиссия Красноярского УФАС России установила, что заказчиком соблюдён порядок подачи обращения.
На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный Закон о контрактной системе) и раздела III Правил ведения РНП, Красноярским УФАС России было принято решение о проведении внеплановой проверки факта уклонения общества от заключения контракта. В установленный Законодательством о контрактной системе, а также подпунктом "г" пункта 9 раздела II Правил ведения РНП, срок, Красноярское УФАС России по адресам электронной почты направило заказчику и обществу уведомления о проведении внеплановой проверки.
В соответствии с Законодательством о контрактной системе, а также подпунктом "д" пункта 9 раздела II Правил ведения РНП указанные уведомления также были размещены в ЕИС.
Таким образом, лица, привлеченные к рассмотрению вышеуказанного обращения, считаются надлежащим образом уведомленными о его рассмотрении и о проведении внеплановой проверки. В срок установленный Законодательством о контрактной системе и подпунктом "з" пункта 9 раздела II Правил ведения РНП, заказчик, общество, оператор направили документы, запрашиваемые Красноярским УФАС России.
На основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией Красноярского УФАС России Комиссией проведена внеплановая проверка, на предмет соблюдения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении вышеуказанной закупки.
Внеплановая проверка, в соответствии с подпунктом "а" пункта 13 раздела III Правил ведения РНП была проведена Комиссией Красноярского УФАС России в 14:10 04.06.2024, указанное время соответствует часовой зоне, в которой находится Красноярское УФАС России (МСК +4).
Из пункта 13 раздела III Правил ведения РНП, следует, что рассмотрение вопроса о включении информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, осуществляется с участием представителей заказчика и лица, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр. В случае неявки указанных лиц или их представителей рассмотрение указанного вопроса осуществляется в их отсутствие. В назначенное время на заседании Комиссии по рассмотрению обращения по существу с использованием средств видеоконференцсвязи принял участие представитель общества, надлежащим образом подтвердивший свои личность и полномочия.
Также на указанном заседании лично присутствовал представитель заказчика, надлежащим образом подтвердивший свои личность и полномочия. Рассмотрев обращение заказчика и приложенные к нему материалы, иные материалы и сведения, представленные заказчиком, обществом, проведя внеплановую проверку, Комиссия по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках
установила
следующее. На официальном сайте zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона.
На основании сведений, размещённых заказчиком в ЕИС, 24.05.2024 был размещён Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 24.05.2024 NИЗК1.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, не позднее 2024-9333 2 двух рабочих дней после размещения в ЕИС протокола подведения итогов определения поставщика заказчик должен разместить в ЕИС проект Контракта.
Согласно информации, представленной оператором электронной площадки, 27.05.2024 заказчиком размещён в ЕИС проект Контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, не позднее пяти рабочих дней после размещения в ЕИС проекта Контракта, участник закупки должен подписать контракт, а также внести обеспечение исполнения контракта.
В силу пункта 2 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, не позднее пяти рабочих дней после размещения в ЕИС проекта Контракта, участник закупки вправе разместить в ЕИС протокол разногласий. Пункты 2 и 3 части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе предусматривают, что заказчик в течение двух дней после размещения участником закупки протокола разногласий, должен разместить в ЕИС проект Контракта с учётом протокола разногласий, с частичным учётом или без учёта протокола разногласий.
В соответствии с частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе, участник закупки в течение одного дня после размещения заказчиком в ЕИС проекта Контракта, с учётом протокола разногласий, с частичным учётом или без учёта протокола разногласий, должен подписать проект Контракта, а также внести обеспечение исполнения контракта.
На основании пункта 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе обществу надлежало в срок до 29.05.2024 (включительно, с учетом выходных и праздничных дней) подписать усиленной электронной подписью проект контракта и одновременно разместить на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта. В указанный срок данные действия обществом осуществлены не были.
Согласно части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 статьи 51 Закона о контрактной системе:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 Закона о контрактной системе, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
в) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
Согласно части 5 статьи 96 Закона о контрактной системе, в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта. 2024-9333 3 Анализ сведений из ЕИС показал Комиссии, что 29.05.2024 заказчиком размещен Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 29.05.2024 NППУ20 1.
Вместе с тем, Комиссия установила, что 27.05.2024 общество обратилось в Банки для получения независимой гарантии для обеспечения исполнения контракта, 27.05.2024 ПАО "МТС- Банк" направил проект гарантии на согласование, однако, несмотря на согласование проекта гарантии 27.05.2024 банк гарантию выпустил только 29.05.2024, то есть за пределами срока подписания контракта. Указанное подтверждается скриншотами переписки общества с банком. В связи с сложившейся ситуацией 29.05.2024 в адрес заказчика было направлено письмо, в котором общество подтвердило намерение заключить и исполнить контракт, просило оказать содействие в продление срока подписания контракта, к письму были приложены подписанный проект контракта и выпущенная гарантия.
Согласно пункту 14 Постановления N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил, выявлено хотя бы одно из следующих обстоятельств:
а) заказчиком нарушены установленные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требования:
- к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;
- к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Законом о контрактной системе уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта;
в) участником закупки не выполнены требования, предусмотренные Законом о контрактной системе для заключения контракта, вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится невыполнение требований, предусмотренных Федеральным законом для заключения контракта, по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
В соответствии с пунктом "б" пункта 14 Постановления N 1078 обществом, до признания его уклонившимся от заключения Контракта, были предприняты действия, свидетельствующие об отсутствии у него намерения уклониться от заключения контракта, выразившиеся помимо прочего в осуществлении в пределах срока для подписания контракта действий, направленных на получение независимой банковской гарантии на указанную в проекте контракта сумму, а также информировании заказчика о сложившейся ситуации. Кроме того обществом проведены мероприятия по подготовке к исполнению контракта: составлен и утвержден (с площадками размещения контента) медиаплан, собраны необходимые ресурсы для исполнения контракта (технические, материальные). Совокупность рассмотренных обстоятельств объективно свидетельствуют о том, что общество не имело намерений и целей уклониться от заключения и исполнения контракта и принимало все возможные меры и действия для подписания контракта в установленный срок, и является основанием для отказа во включении сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность 2024-9333 4 при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Термин "уклонение от заключения контракта" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт, в связи с чем, для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения победителя электронного аукциона. Следовательно, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение участника закупки, которое предполагает его недобросовестное поведение, противоречащее законодательству Российской Федерации о контрактной системе и выражающееся в непринятии им всех мер для надлежащего исполнения обязательства, которые требовались от него по характеру обязательства и условиям оборота при надлежащей степени заботливости и осмотрительности, совершенное им при наличии с его стороны умысла или неосторожности. При этом включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой специальную меру ответственности, установленную в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств, о чем указано, в том числе в Определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2012 NВАС-11617/12 и от 12.07.2013 NВАС-8371/13.
Кроме того Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и при рассмотрении обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, учитывая, что последствия по применению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более негативный экономический характер, чем наложение штрафа (судебные акты по делам NN ВАС-11617/12, А21-4381/2012, А70-11549/2015, А73-2000/2018).
Вместе с этим к моменту проведения заседания Комиссия не располагала бесспорными доказательствами, свидетельствующими об умышленном и намеренном уклонении общества от заключения контракта по результатам электронного аукциона. Вышеуказанные обстоятельства исключают признаки недобросовестности в действиях общества, а также исключают признаки наличия умысла в действиях, связанных с уклонением от заключения контракта. При таких обстоятельствах у Комиссии отсутствуют основания для включения сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков. ООО "МЕДИА РЕСУРС" ходатайствовало о предоставлении возможности заключить контракт с заказчиком по итогам запроса котировок. Указанное ходатайство рассмотрено Комиссией и не удовлетворено, поскольку на основании требований части 7 статьи 51 Закона о контрактной системе совершены действия, направленные на заключение контракта с участником закупки, заявке которого присвоен 2 порядковый номер. В связи с изложенным, у Комиссии отсутствует возможность выдачи заказчику и ООО "МЕДИА РЕСУРС" предписания о совершении действий, направленных на заключение контракта. 2024-9333 5 Руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением N1078, Комиссия
РЕШИЛА:
Отказать заказчику во включении сведений об ООО "МЕДИА РЕСУРС" (ИНН 9701061248) в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его принятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии М.А. Грицай Члены Комиссии Е.А. Шмыгина А.Р. Мулагалеев Исп.Шмыгина Е.А. тел.8(391)211-01-44 2024-9333 6
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 4 июня 2024 г. N 024/10/104-1588/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2024